Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отбеливание и крашение соломки





Заготовка соломы

В аппликации и плетении используется соломка разнообразных злаков, каждый из которых имеет свои особенности. Многие достоинства и недостатки соломки разных злаков познаются с опытом. Существует ряд общих черт, которые определяют наиболее предпочтительные сферы использования соломки того или иного злака.

Рожь — злак, обладающий длинным стеблем с двумя длинными коленами и тремя-четырьмя короткими. Благодаря значительной длине первого и второго колена, которая может достигать 40—50 см, рожь признана основным материалом, используемым мастерами Беларуси в плетении. Если ее применять в аппликации, то из-за излишней жесткости требуется удалять луб.

Пшеница распространена меньше, чем рожь. Этот злак широко используется для плетения и аппликации мастерами Западной Европы, Америки, Австралии. В Беларуси его использование ограничено. Длина стеблей короче, чем у ржи.

Овес имеет очень мягкую и пластичную соломку с красивыми оттенками. Для плетения его стебли недостаточно длинные. Используется в аппликации и для изготовления небольших декоративных деталей в плетении.

В аппликации особенно красива ячменная солома, она отличается более тонкой структурой, нежными оттенками светло-желтого тона и блестящей поверхностью декоративного слоя. Она тонкая и мягкая, хорошо поддается обработке, но в плетении ее использование ограничивает маленькая длина коленец.

Сочетание соломы разных злаков в одной композиции дополняет ее новыми декоративными качествами. Для аппликации солому заготавливают в несколько этапов, начиная от момента цветения, когда солома имеет седовато-зеленый оттенок стебля, и еще несколько раз с промежутками в 5—6 дней. Такая поэтапная заготовка позволит обогатить палитру будущих произведений натуральными оттенками и полутонами. Завершить заготовку лучше за 1,5—2 недели до уборки: к этому времени стебли становятся излишне грубыми и цвет их приобретает грязно-серый оттенок, что снижает декоративные качества материала.

Для плетения лучше всего подходят злаки, которые выросли на слабо удобренных песчаных землях. Срезать их необходимо в стадии молочно-восковой спелости.

Сжинают все злаки вручную серпом или срезают ножницами. Стебель не должен быть перетертым или переломленным. Срезанные стебли раскладывают тонким слоем и высушивают. Высушенная на солнце солома приобретает чистый золотистый цвет; если сушить солому в затемненном проветриваемом помещении, она сохранит цветовые оттенки стеблей.

В аппликации и плетении используются разные участки стебля. Для плетения лучше подходят длинные колена. Соломкой наивысшего качества считается первое тонкое колено около колоса, часто используется и второе колено, которое имеет приблизительно равный диаметр по всей длине. Короткие нижние и толстые части стебля нужны при изготовлении «пауков», небольших украшений, в аппликации. Для аппликации не так важна длина соломки, главное, чтобы соломины имели равный по всей длине диаметр. Желательно также использовать соломку с тонкими стенками: из нее получается качественная соломенная лента.

Высушенные стебли разрезают на части возле узелков, узелки вырезают. С соломин снимают листья. Разрезанную и почищенную солому сортируют по толщине и цвету. В среднем получается 1—3 вида тонких соломин, 2—3 вида длинных средних соломин и 2—3 вида коротких соломин. Рассортированную солому связывают в небольшие пучки-снопики. Сохраняют солому в сухом помещении. Только чистая, блестящая солома придаст изделиям неповторимый золотистый цвет и внутреннее сияние.

Отбеливание и крашение соломки

Одним из основных декоративных качеств соломки наряду с фактурой является ее цвет. Не всегда мастер имеет в своем распоряжении материал с необходимой цветовой гаммой, отвечающей художественному замыслу его будущего произведения. Иногда в распоряжении просто нет материала высокого качества. Погода не часто радует нас сухим, жарким летом, а дожди, туманы плохо сказываются на качестве соломы, даже если придерживаться всех сроков заготовки. В результате влияния влаги и сырости на соломе появляются сероватый налет и темные пятна. Эти недостатки довольно легко исправить, так как солома восприимчива к действию разнообразных отбеливателей.

Отбеливание. Все операции по отбеливанию связаны с сильно действующими химическими веществами. Особенно агрессивен пергидроль, поэтому всю работу необходимо выполнять в резиновых перчатках.

Существует несколько способов отбеливания соломы. Самый простой — с применением бытовых отбеливателей для хлопчатобумажных тканей. Солому погружают в раствор и кипятят 15—30 минут. Эти отбеливатели помогают несколько осветлить солому, но значительные цветовые дефекты не устранят.

Эффективно применять 15- или 32%-ный раствор перекиси водорода (пергидроль). На 1 литр воды берут около 150 г 15% -го пергидроля и 20 г 20% -го раствора аммиака (нашатырного спирта). При соединении компонентов начинается реакция с выделением тепла. Солому помещают в раствор под груз и выдерживают в нем около 1 часа, периодически снимая груз и помешивая. Готовность можно определить только по внешнему виду: соломка должна приобрести тон требуемой чистоты. Присутствие нашатырного спирта в растворе придает соломе желтоватый оттенок. Если для отбеливания использовать только раствор пергидроля, солома будет тусклой, безжизненного желтовато-белого цвета, который ничего не имеет общего с природным нежно-золотистым цветом, и изделия будут выглядеть мертвыми. Процесс отбеливания ускорится, если емкость с соломкой подогревать, не доводя раствор до кипения. После отбеливания солому необходимо хорошо промыть в проточной воде или в больших емкостях с водой не менее трех раз. Промытой соломе надо дать стечь и разложить ее тонким слоем для просушки. Для одного изделия солому лучше отбеливать сразу в необходимом количестве, так как получить солому такого же оттенка вторично будет сложно. Отбеливание следует проводить в эмалированном лотке. После такого отбеливания соломка приобретает равномерный цвет, повышаются ее пластические качества.

В производственных условиях отбеливают 3—5 кг соломы таким составом: 4 литра 40%-го пергидроля, 18 литров воды, 140 г аммиака, 40 г силикатного клея.

Если плесень и грибок повредили солому незначительно, то в качестве отбеливателя можно использовать раствор таблеток гидроперита. На 3 литра воды берется 18 таблеток, при необходимости концентрацию гидроперита можно увеличить.

Крашение натуральными красителями. Цветовая композиция может строиться на натуральных тонах соломы, а может требовать дополнительных цветовых акцентов. Солома хорошо поддается крашению как натуральными, так и химическими красителями. В качестве натуральных красителей можно использовать луковую шелуху, шишки ольхи, дубовую кору.

При крашении луковой шелухой соломка приобретает охристые оттенки. Их интенсивность и нюансы зависят от концентрации лукового настоя и от сорта лука. Сережки ольхи и дубовая кора придадут соломе коричневые оттенки. При желании можно поэкспериментировать и с другими красителями, которые применяли в народном быту для крашения пряжи и полотна. Результат могут дать молодые листья березы, натертая свекла и морковь. Окрашиваемую солому помещают между слоями красящих растений или их частей, заливают водой и кипятят на слабом огне не менее 20—30 минут.

Увеличивая концентрацию раствора и время крашения, можно получать окраску разной интенсивности. Окрашенную солому промывают и сушат.

Оттенки коричневого цвета можно получить также, если прокалить соломенную ленту утюгом или протянуть ее по поверхности конфорки дисковой электроплиты. Для получения оттенков коричневого цвета в плетеных изделиях поступают следующим образом: выплетают необходимое количество элементов из соломы натурального цвета, затем помещают их в духовку и выдерживают при слабом нагреве, пока солома не приобретет коричневый цвет необходимой интенсивности. Во всех случаях следует следить, чтобы солома не была пережженной и ломкой.

Крашение химическими красителями. При окрашивании соломы химическими красителями используют универсальные анилиновые красители для тканей и соду.

При окрашивании анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: зеленый, оранжевый, красный, синий, фиолетовый и др.

Описание процесса крашения можно взять из инструкций, которые прилагаются к красителям. В среднем соотношение следующее: на 1 литр воды берется от 1 до 12 г красителя. Количество красителя, как и во всех предыдущих случаях, влияет на интенсивность получаемого цвета (таблица).

Соломка погружается в горячий красящий раствор, прижимается гнетом и выдерживается при температуре 90— 100 "С 20—90 минут. Соломку необходимо периодически перемешивать. Длительность окраски влияет на интенсивность цвета. После крашения соломку не менее двух раз промывают в большом количестве воды. При последнем промывании, для фиксирования краски, 10—15 минут выдерживают в растворе уксусной эссенции: на 5 литров воды две столовые ложки уксусной эссенции. Соломке дают стечь, раскладывают в один слой для просушки.

Сухая окрашенная соломка может храниться неограниченное время и использоваться по мере необходимости. Если крашение производится в домашних условиях для индивидуальной работы, больших объемов крашеной соломы не требуется. Чтобы экономнее использовать красители и не прибегать к этому процессу часто, удобно красить солому впрок и окрашивать сразу несколько видов соломы (тонкую, среднюю, короткую) (фото 33). Чтобы уже рассортированная солома при крашении не перемешалась, пучки не развязывают, а лишь ослабляют перевязки (раствор будет свободно проникать в глубь пучков, и качество крашения не ухудшится). В таких же ослабленных пучках следует и промывать солому.

Оттенки желтого цвета, от светлых до интенсивно-желтых, можно получить, если нагревать соломку в водном растворе соды. Для среднего окрашивания берут 3—4 г соды на 1 литр воды.

В качестве красителя можно также использовать медицинскую «зеленку»; соломка приобретет ярко-зеленый цвет. Интенсивность окрашивания, как и во всех предыдущих случаях, зависит от концентрации раствора. Для среднего окрашивания необходимо около 10 мл «зеленки» на 1 литр воды. Температурный режим и все последующие операции повторяются в той же последовательности, как в предыдущих рецептах.

Как и при отбеливании, все виды окраски влияют на структуру соломки, она становится мягче. Замачивать такую соломку при подготовке к работе можно в воде комнатной температуры в течение 5—10 минут.

Date: 2016-06-09; view: 1262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию