Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нию делясь В родительским день
Оргперчод Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной". Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой. 3-3278 Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для, чего - приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению - создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво - сделать детей "управляемыми", для чего поделить отряд на "экипажи", "команды" - дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для - сформировать у детей представление о том, что ждет их в бли Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпери-ода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот 25 дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные. 1. Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь". 2. Первая организованная вылазка в лес. 3. Операция "Вперед, спасатели!" - по "спасению" территории вок 4. Конкурс на самого быстрого "шнуровалыцика" ботинок. 5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, 6. Чтение вслух жутко интересной сказки. 7. Выпуск газеты-аппликации "Это мы!".
8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов. 9. Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыж 10. Музыкальный час с разучиванием новой песни. 11.Составление графика дежурства по комнатам. 12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Куроч 13. Загадочный вечер, т. е. вечер по отгадыванию загадок. 14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабуш 15. Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши". 16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, 17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни. 18. Оформление первых страниц бортжурнала "День за днем". 19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей 20. Викторина "В стране Мульти-Пульти". 21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и 22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку. 23. Турнир по мини-футболу. 24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения. 25. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать. А вот из этих 25-ти кусочков можно сложить мозаику оргпери-ода в отряде, где ребятам по 10-12 лет. 1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе. 2. Вечер "Будем знакомы". 3. Операция "Полундра!" по скоростному покиданию комнат в 4. Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления 5. Разучивание спортивной игры "Снайпер". 6. "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...". 7. "Ты да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлек 8. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей. 9. "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достоп 10. Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас". 11.Эрудит-шоу "Все о лете". 12. Час знакомства с лагерной библиотекой. 13. Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итог кото 14. Конкурс "Моя тумбочка лучше всех". 15. Оборудование отрядного места. 16. Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы". 17. Торжественное заполнение первой странички "Летописи отря 18. Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка террито 19. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о про 20. "Разведка интересных дел". 21. Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент 22. Открытие отрядной "Настольной игротеки". 23. "Футбол без границ" - просто "гоняние" мячика по футбольно 24. Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов 25. "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каждым ребенком - дальше у вас все пойдет "как по маслу". Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдем купаться?" Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку. Да это и не дело, когда в середине смены вожатый говорит "Эй, мальчик, подойди сюда, ты из моего отрада?" При таком положении не может быть ни успешной совместной деятельности, ни доброго взаимопонимания. Поэтому примем как постулат, обязательный к выполнению: к концу третьего дня вожатый должен помнить всех своих детей в лицо и по имени. Тем, у кого замечательная природная память, эта проблема вообще не понятна - они могут запомнить, как кого зовут, уже в момент регистрации. Но для тех, кто подобной способностью похвастать не может, нужно приложить немало усилий, чтобы различать детей и не путать их имена. Ведь для таких вожатых первоначально все дети кажутся "на одно лицо". Существуют приемы и способы быстрого запоминания. И первый из них - это те "визитки", которые вы прикрепили на грудь детям еще при первой вашей встрече. Они значительно облегчают общение в первые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка глупыми фразами: "Э, так как тебя...". Но, во-первых, эта "шпаргалка" недолговечна, уже к вечеру второго дня визитки сохранятся у шести-семи человек. А во-вторых, она может оказать и дурную услугу. Привыкнув считывать имена с визитки-подсказки, вы не настраиваетесь на активное запоминание. И тогда к моменту полного и окончательного их исчезновения вы обнаружите, что не в состоянии вспомнить, кого как зовут. Поэтому подстрахуйте себя другими подсказками. Например, составьте схемы детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. Точно такую же схему можно составить по столовой. Выполните эти схемы на плотной бумаге или картоне, чтобы можно было положить их в карман и постоянно носить с собой, время от времени доставая и сверяясь. А еще можно запомнить имена детей в процессе игры. Есть даже специальные игры, в которых играющие должны называть свои имена ("Здравствуйте", "Отгадай, чей голосок", "Дедушка-водяной"). Но сгодятся и любые другие игры. В игре ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, о его поступках. Первые дни должны стать временем усиленного накопления такой информации. А для этого надо как можно больше включать детей в разнообразную деятельность. Например, можно изготовить газету-аппликацию "Это мы!". Чтобы ее сделать, ребятам нужно выстричь из цветной бумаги свой портрет (выполненный в любом стиле) и, надписав, приклеить к плотному листу ватмана. Пока все будут этим заниматься, вам надо подходить к детям, интересоваться работой и запоминать, кого как зовут. Очень помогают в решении проблемы запоминания спортивные игры. Организуйте встречу по мини-футболу, сами станьте болельщиком - к концу игры вы будете знать имена всех футболистов. Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно откровенно поговорить с ним минут пять. Манера отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз - все эти детали, если, конечно, обращать на них внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника. Но, увы, ничто не поможет, пока вы не настроитесь на запоминание, пока не сформируете у себя установку: "Мне надо запомнить всех детей". Не помогут ни визитки, ни схемы, если вы не будете по несколько раз в день мысленно и наяву произносить имена. И даже игры и беседы не дадут желаемого результата, если вы не сосредоточитесь и не сконцентрируете внимание. Если же вы смогли создать установку, то проблема решается в два-три дня. А для проверки можно использовать еще такое упражнение. Поздно вечером возьмите список отряда и, читая фамилии, мысленно представляйте, как выглядит каждый ребенок. Если одна-две фамилии не рождают никаких образов-ассоциаций, дайте задание на утро: вызвать к себе этих ребят и запомнить их. Ну, а если ваша память совсем плоха и никакие тренировки по мнемотехнике вам не помогают, честно и откровенно признайтесь во всем детям и попросите у них разрешения написать каждому на лбу фломастером его имя. Дети почему-то не любят, когда их называют детьми. Даже маленькие. Попробуйте в своей речи несколько раз употребить это обращение ("Дети, собираемся на пляж", "Дети, сейчас разучим новую песню"), и вы обнаружите, как между вами и малышами возникает холодок отчуждения и разобщенности. Ведь если они - "дети", то вы - "взрослый", и вам на этом основании нет места в стране "дет- Г ство". Вас не посвятят в секреты, не доверят тайны, да и вообще, о чем и на каком языке с вами - взрослым - можно говорить? Поэтому опытные вожатые стараются избегать этого слова, лишний раз не напоминают детям, что они маленькие, недотепис-тые, нуждающиеся в заботе и опеке. Ну, а тогда как же обращаться к детям, если они взаправду всего лишь дети? На этот случай существуют такие варианты: - "Ребята", "Ребятушки", - "Друзья", "Други мои", "Друзья мои", - "Народ", "Люди", - "Родные мои", "Братья и сестры", - "Пацаны", "Девчонки", "Парни"... Порой очень выручает игровое "великосветское" обращение: - "Милостивые государи и государыни", - "Любезные сеньоры и сеньориты", - "Уважаемые судари и сударыни". А еще обращение может быть сказочным: - "Братцы-кролики", "Свободные волки", "Славные Муми-тролли". - "Дружок", "Голубчик", "Солнышко". Ну, а если у вас в отряде Для мальчишек: "Мужики", "Мужички", "Молодые люди". Для девчонок: "Красавицы", "Барышни", "Мадмуазели". Для персонального обращения: "Вот что, уважаемая...", "Это где ж тебя так, родной ты мой...", "Знаешь, милейший...". Но вообще-то при персональном обращении лучше всего пользоваться именами (именно именами, а не фамилиями), причем девочки, да и мальчишки порой тоже, не возражают, если их имя будет произнесено с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Не "Ольга", а "Оленька". Не "Татьяна", а "Танюша". Не "Дарья", а "Дашенька". Часто возникает проблема, а можно ли использовать клички. Если они обидные, дразнильные -то, конечно, нет. Но бывают редкие исключения, когда кличка нра-
вится ребенку больше, чем имя. Как правило, это английские производные от русских имен (Майкл - Миша) или прозвища, подчеркивающие достоинства ("Эрудит", "Шварценегер", "Механик"). Если ребенок не возражает и даже гордится, когда его так называют, то вы вправе употребить кличку. Только обязательно попросив предварительно на то разрешение. Кстати, в маленьком отряде можно придумать даже игру в пе-реименовйние. Например, предложить всем превратиться в героев историй про Винни-Пуха. Тогда в отряде будут и Тигра, и крошка Ру, и Пятачок, а вам придется стать Кристофером Робином. Или можно поиграть в индейское племя с Зоркими Соколами, Быстрыми Оленями и Хитрыми Лисами. Но на такой шаг можно пойти, если и все содержание вашей деятельности будет соответствовать этой игре. А иначе получится смешно, и даже нелепо: "Храбрый Барсук, сколько раз тебе говорить, снимай кеды, когда заходишь в палату!" Ну, а теперь - самое главное. Не увлекайтесь придумыванием слов-обращений. Ведь для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей. б/неоне сл\енЫ Всю свою сознательную жизнь мы "строим" планы: на сегодняшний вечер, на завтрашний день, на ближайшее будущее, на дальнюю перспективу. Мы планируем работу и отдых, встречи и поездки, доходы и покупки. Можно даже сказать: это исключительное качество человека - предвидеть и прогнозировать свои действия. Вспомните, как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове тут же возникли мысли: "Что я с собой возьму?", "Когда я успею подготовиться?", "Сколько я там заработаю и на что потрачу эти деньги?". А ключевой мыслью было: "Что я там буду делать?". И при попытке ответить на этот вопрос в вашем воображении возникали сначала смутные, а потом все более отчетливые картин- ки-образы: как вы идете с детьми в лес, как вы разговариваете с непослушным ребенком, как вы гадаете детям по линиям жизни на ладошках... Это были первые шажки по планированию вашей деятельности в лагере. Может быть, чуть позже вы даже попробовали составить перечень дел, игр, бесед, экскурсий, конкурсов, эстафет, которые вы могли бы провести с ребятами. Если так было, то, вы, наверное, помните, как после выполнения этой работы вы почувствовали огромное облегчение: "Кажется, я знаю, что буду делать". А потом, возможно, вы сделали еще один шаг, как вам казалось -последний. Вы расчертили лист на квадраты (по 7 в ряд - по количеству дней в неделе) и попытались в этих квадратах расположить те дела, которые вы вспомнили и выписали. То, что у вас получилось (а это называется "план-сетка"), окончательно вас успокоило: смена обрела контуры, а вы - уверенность. Так бывает всегда: человек испытывает повышенную тревожность, пока пребывает в неизвестности, страхи перед будущим исчезают по мере того, как это будущее обретает ясность. Предварительное планирование смены - очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка или хотя бы план-список, более застрахован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас все получится, очень высок. Но не спешите. Наличие у вас плана - это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, - это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть, и не надо от них пренебрежительно отмахиваться. А кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремленность, когда реализуют собственные затеи, и наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и равнодушно. По этой причине план, намеченный вами перед сменой, может "не пойти". Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью. На то, что вожатые редко привлекают к планированию смены малышей, есть основания. Во-первых, опыт у ребят этого возраста крохотный, и предложить в план смены "нечто действительно сто-
ящее" они не могут. Если хотите убедиться в этом сами, проверьте: дети предложат вам "Комический футбол", "День именинника" и "Поход с ночевкой". А во-вторых, мыслить такими временными категориями, как "смена", планировать, что будет через неделю, а то и две, - это уж слишком! Но, тем не менее, привлечь малышей к составлению плана сме-ны можно. Например, так! Разбейте ребят на группы (это могут быть звенья). Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать для плана смены только два. Это очень сложно. Поэтому малыши могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. Когда все группы закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны - пусть малыши учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе. По форме ваше творение будет "планом-сеткой". И хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим. Так происходит всегда, когда детям предоставляется право выбора и этот выбор они осуществляют самостоятельно. Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у малышей: карточки с названиями дел - обсуждение по группам и выбор - защита и утверждение на общем сборе - заседание доверенных представителей и составление плана. Но можно поступить и по-иному. Самый простой вариант - это когда вы честно, без лукавства скажете детям: - Я не хочу вас обманывать. Я, конечно же, думал, что включить в план нашей с вами смены. И примерный план я составил. Я не считаю, что он получился безукоризненным, и поэтому хочу посоветоваться с вами. Сейчас я расскажу, что хотел бы вам предложить, потом вы соберетесь по группам и обсудите мои предложения. Если что-то вам не понравится, если что-то я забыл - вы об этом скажете. Я учту ваши замечания и, если вы мне доверите, составлю новый план, по которому мы и будем жить... Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих делах - эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью и при этом не будут считать его чужим. Другой способ совместного планирования потребует от вас значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью детей. Он называется "Разведка интересных дел". "Разведка" - это игра, в которой есть роли и есть сюжет. Роли очень просты: каждый ребенок становится "разведчиком", разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание: "обнаружить" интересные идеи для плана отрядной жизни, "захватить" их и "доставить" к установленному сроку в разведштаб. При этом можно не ограничивать свободу действий детей ("Ищите, где хотите!"), но лучше дать ориентиры и направления - задание не вдохновляет, если способы выполнения его туманны и расплывчаты. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в лагере: начальник, старший воспитатель, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т. д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию: - Анна Дмитриевна, скажите, пожалуйста, что вы можете посо- - Дядя Коля, мы знаем, вы ведь любите наш отряд, предложите - Товарищ вожатый восьмого отряда, разрешите обратиться. Если вы сомневаетесь, что те люди, к которым вы направляете детей, примут их доброжелательно и подарят дельные предложения, проведите с ними предварительную работу: "Тут к тебе мои придут, ты с ними повежливей. И еще вот список, посоветуй им это провести. Только по бумажке не читай, сделай вид, что сам придумал. От себя, конечно, тоже можешь что-то добавить". Если вам покажется, что такими хитрыми действиями мы обманываем детей, скажите себе: это игра, а во всякой игре есть правила, есть игровая ситуация, есть сюжет. Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на "интересность" и утверждение плана. Еще одной формой коллективного планирования может быть. "Аукцион идей". Нарисуйте условные "деньги". Или найдите предметы их заменяющие (шишки, камешки, фантики). Выдайте каждому ребенку по 10 (25, 100) таких "денег". Соорудите "помост" для аукциона, сделайте "молоток", приготовьте "товар" и войдите в образ ведущего. Ваша задача - продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете представлять каждое дело, давать ему характеристику, а после описания и рекламы продавать. Только те дела, за ко-
торые дали наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединять свои капиталы. Если самое непонятное для вас в этой форме - откуда взялся "товар", т. е. те отрядные дела, которые ребятам нужно оценить посредством покупки, то вспомните: вы составляли план смены, когда готовились к лагерю. А если собственных заготовок у вас нет, то посмотрите приложение в конце этой книги. Самым же лучшим вариантом будет поставка "товара" на аукцион с "фабрик идей", которые вы организуете с детьми накануне. Когда все идеи будут раскуплены, предложите обладателям десяти самых "дорогостоящих покупок" собраться для размещения их в "банке", т. е. для планирования смены. А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы: "Мозговой штурм", "Ящик предложений", "Рейтинг популярности", "Сеанс предсказаний", "Каталог идей"... И в любом случае, какую бы форму привлечения детей к планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при "верстке" плана не забывайте: - существует общелагерный план, и не нужно этим двум пла - после оргпериода наступает эмоциональный спад, и в это вре - в "банный день" не нужно играть в футбол, а в "родительс - праздники, которые идут один за другим, могут утомить так - может измениться погода, и тогда вместо "запланированно Можно было бы еще предложить поиграть в Думу или парламент, который соберется для обсуждения и ратификации вашей программы действий. Но в этом случае есть опасность, что дети увлекутся взрослой игрой и утвердят план с многочисленными -поправками как раз перед закрытием смены, когда всем пора будет разъезжаться. После того, как в последний день оргпериода вы составите вместе с детьми план предстоящей смены и утвердите его на общем сборе отряда, вам нужно этот план вывесить на заметном месте для всеобщего ознакомления и напоминания. А иначе зачем же было его составлять? Какой прок от плана, который потертым листочком лежит среди ваших бумаг? Совсем другое дело, когда план у всех перед глазами, когда каждый ребенок, если забудет, что намечается на послезавтрашний вечер, подойдет и посмотрит. Но вывесить этот план надо необычно. Дело в том, что детское восприятие отличается от взрослого. Если бы вы работали со взрослыми, вам достаточно было бы разделить лист на клеточки, вписать в клеточки карандашом или ручкой запланированные мероприятия и приколоть этот план-сетку канцелярской кнопкой к "Доске информации". Или можно было бы поступить еще проще: вставить лист в печатную машинку и отстучать на нем даты и названия планируемых дел. Для взрослых главное - содержание. Они не очень расстраиваются, когда читают книжку без картинок или покупают конфеты без фантиков. Для детей не менее, а порой более важна форма, т. е. внешнее оформление. Поэтому и план смены для них нужно не просто вывесить, а вывесить, красиво оформив. Сделать это не так сложно, как порой представляется. И повышенные художественные способности при этом не требуются. Как всегда, необходимо только желание. Например, можно сделать так. Склеиваем два листа ватмана, расчерчиваем их по количеству дней смены на клеточки, вырезаем из цветной бумаги цифры - это будут числа ближайших дней календаря - и наклеиваем эти цифры-даты в левом верхнем углу каждой клеточки-дня. Затем берем старые открытки и журналы и начинаем поиск картинок, отражающих своим сюжетом хотя бы отчасти название и содержание предстоящих дел. "Белочка с зеркалом" может подойти для обозначения "банного дня", а "Мюнхаузен, удирающий от крокодила" сгодится для символизирования "Веселых стартов". Эти картинки тоже вырезаем и наклеиваем в соответствующие квадраты плана. Потом фломастерами разного цвета на свободном пространстве клеток выводим крупные буквы - это название того, что предстоит организовать. Вот и все! Если у вас есть желание и умение, можно усложнить работу. Можно предварительно ватман красиво загрунтовать, а буквы не писать от руки, а выстричь из цветной бумаги и наклеить. Но можно и упростить работу. Если вы не надеетесь найти достаточное количество соответствующих картинок, можно просто навырезать из открыток много разных цветочков. В любом случае план, оформленный по такому рецепту, будет привлекательным для детей. А если вы еще и привлечете детей к его изготовлению, то они будут разглядывать его не только как план, но и как результат своего труда. В отряде самых старших ребят можно изготовить план по законам анти-эстетики: вместо красивых цветочков покрыть лист кляксами, отпечатками пальцев, ладоней и подошв, буквы написать специально коряво, в словах допустить ошибки, а в довершение ко всему еще и обжечь лист по краям. Это будет для подростков по-своему близко, понятно и даже приятно. План совсем не обязательно изготовлять на цельном листе ватмана и совсем не обязательно придерживаться "клеточного строения". Например, можно вырезать из альбомных листов контуры облаков и информацию о каждом дне разместить по отдельным тучкам. Эти облака можно прикрепить прямо к стене или к большому планшету, обтянутому тканью. А если к ним добавить вырезанное солнышко и на нем написать название отряда, то получится своеобразный "пейзаж - уголок отряда". Вместо облаков неплохо будут смотреться на стене листья, или снежинки, или листочки, выпадающие из календаря-численника, или просто геометрические фигуры. А можно нарисовать и вырезать вагончики. В каждом вагончике - план на один день. Весь состав - план смены. Если нарисовать еще вокзал или платформу, то можно придумать и ритуал: каждое утро в присутствии всего отряда передвигать состав вперед, так, чтобы на платформе стоял тот вагон, на котором план сегодняшнего дня. Но делать план непременно плоским тоже необязательно, и так же необязательно крепить его к стене. Он может быть объемным и свешиваться с потолка. Например, в виде большого красивого бумажного фонаря. Например, в виде рыбок, парящих в воздухе, словно в аквариуме. Например, в виде связки шаров, у которых снаружи только цифра, обозначающая порядковый номер дня, а внутри -скрученная записка, разъясняющая, что в этот день планировали провести. С этими шарами можно организовать ритуальное действие: каждый вечер прокалывать очередной шарик и узнавать, что будет завтра. Если такой ритуал вам нравится, но вы боитесь, что воздушные шарики долго "не проживут", запечатайте записки в бутылки и закопайте их по горлышко на отрядном месте. Красиво оформленный план смены помимо того, что он будет постоянной "напоминалочкой" для детей, возможно, выполнит еще одну службу. Если в вашем корпусе - "пустые" стены, покрытые "банальной" масляной краской, без малейшего намека на современный детский дизайн, он станет просто украшением. Он будет радовать глаз, будить в детях эстетические чувства и приучать их к мысли: любое место, где суждено жить человеку, должно быть красиво оформленным. Нужно! Это же скучно - иметь только порядковый номер. Каким может быть название? Любым! От традиционного до ультрасовременного, от "Солнышка" до "Диснейлят" - у младших, от "Прометея" до "Эксимера" - у старших. А еще дети почему-то любят названия-аббревиатуры, всякие "НДК" (наша дружная команда), "МИД" (мальчишки и девчонки), БИС (Братья и сестры), "РИТМ" (республика интересной, талантливой молодежи)... На здоровье! Только не называйте отряд "СПИД", объясняя, что это расшифровывается как "самые передовые и дружные", Вспомните, в вашем детстве обязательно было такое место, которое называлось "хоронушка", "секрет", "засада", "штаб" или "до-мушка". Может быть, оно было на чердаке вашего дома. Может быть, - в густых кустах палисадника. Может быть, - в кроне раскидистого дерева, растущего неподалеку. А может быть, - в груде ящиков на задворках ближайшего магазина. Вспомните, вы очень любили собираться в своем маленьком "домике" и сидеть там, тесно прижавшись друг к другу. При этом вы могли разговаривать, могли просто молчать, могли наблюдать сквозь щели-окошечки за окружающим большим миром. Это была игра. Игра, за которой прячется древний могучий инстинкт. Тот, который заставляет рыть норы и вить гнезда - иметь свое защищенное жизненное пространство. Попробуйте предложить вашим детям построить шалаш или вырыть землянку - дети примут предложение с энтузиазмом. Эта идея может захватить их на несколько дней. А встречаются случаи, когда всю смену дети только то и делали, что строили, перестраивали и обустраивали свое потаенное жилище. При этом они окружали свою работу большой секретностью, придумывали пароли, выставляли патрули. При этом они воображали себя то индейским племенем, то десантом на чужую планету, то отрядом, оказавшимся во вражеском окружении. Поскольку, с одной стороны, вам все равно придется решать проблему, где собирать отряд (для общего разговора или для проведения мероприятия); поскольку, с другой стороны, у детей есть интерес и стремление к собственному домообустройству, может быть, есть резон решить первое за счет второго? Иными словами, почему бы не сделать отрядным местом сбора специально сооруженную "хоронушку"? Конечно, это будет не шалаш и не землянка - у детей, да и у вас, скорее всего, нет умений, необходимых для создания этих древних архитектурных творений. Да и трудно представить землянку, в которой бы уместилось 20-30 человек - для этого необходим "блиндаж полного профиля". А вот маленькая полянка или площадка, окруженная со всех сторон плотной растительностью, - это то, что нужно. Такое местечко можно отыскать заранее, еще до начала смены. Но можно заняться его поиском и в первые дни после заезда вместе с детьми. Важное условие: ваш будущий "домик" должен быть уда- лен от корпуса, в котором живут дети, но не настолько, чтобы каждый раз превращать путь к нему в маленький поход. Не возбраняется, если отрядный "домик" будет за территорией лагеря - но об этом надо уведомить лагерное руководство. Найденное место надо обустроить. Прежде всего, необходимы, "посадочные места". Сидеть на земле и неприятно, и неудобно, и вредно для здоровья. Самый простой способ решить эту проблему -"постелить соломки", т. е. нарвать травы, подсушить ее и полученное сено рассыпать толстым слоем вдоль "стен" вашего "дома". Если сена будет много, то у вас будут не просто места "для сидения", но и "для лежания" и "для кув'ыркания". А если поверх сена постелить еще и старую мешковину - тогда будет совсем уютно. Но сено имеет существенные недостатки: оно почему-то колется, быстро уминается и растаскивается, а в дождь к тому же намокает, а потом долго не может просохнуть. Поэтому можно "посадочные места" сделать из бревен, из досок, из ящиков. Правда, для этого надо эти бревна и доски найти и решить проблему их транспортировки к "месту строительства". Но если вам удастся "достать и перенести", тогда ваше отрядное место будет иметь более солидный, "респектабельный" вид: у вас будут низкие длинные скамеечки - как в настоящем лесном кемпинге. Скамеечки лучше всего расположить квадратом, восьмиугольником или кругом - так, чтобы в центре оставалась площадка для костра. Эту площадку, кстати, можно обложить по краям кирпичами или булыжниками. А еще в порядке обустройства можно сделать такие приспособления: - вбить по углам колышки, к колышкам привязать веревку, на веревку повесить флажки из ткани; - соорудить в центре рядом с костровым кругом шест-флагш - прорыть вокруг неглубокую ямку-ров, чтобы во время дождя - сплести веревочную лестницу и закрепить ее на ближайшем - натянуть поверх кустов, или от дерева к дереву, или между Можно сделать и вход-ворота, и окошечки-бойницы. Можно устроить секретный тайник с бумагой и спичками. Можно вкопать колышки для сушки обуви... В общем, каждый турист и каждый скаут знает десятки хитрых приспособлений, которые позволяют сделать лесной бивуак более удобным, "цивилизованным". О них можно прочитать в соответствующих книжках. А можно и не читать, а положиться на фантазию детей. И если в течение двух-трех дней проделать большую работу: принести, разметить, установить, закрепить, замаскировать, то ваше отрядное место будет напоминать издали маленькую крепость. Останется только дать ему название. Для названия достаточно одного слова: "крепость" или "форт", "хижина" или "бунгало", "логово" или "муравейник", "шатер" или "вигвам". Просто для вашего отряда это нарицательное слово будет иметь значение собственного и писаться с большой буквы. Кстати, его в самом деле можно написать краской на дощечке или валуне: "Стойбище 9-го отряда. Не подходить! Злые муравьи!". А в разговоре с коллегами вы будете выражаться примерно так: - Пойду-ка я в Берлогу, попробую там провести "тихий" час. - А мы сегодня в Бастионе будем разбирать дисциплинарные Но можно и не выдумывать названий. Можно просто сказать: "Отрядное костровое место" - и это будет правильно. А уж если дети потом сами окрестят его "клеткой" или "планетарием" - на то их воля. А вот для чего вам может потребоваться ваш отрядный "домик" на природе: - для утреннего сбора и ритуала начала дня; - для проведения некоторых мероприятий типа "игры-виктори - для неспешной беседы "по душам" с группой нарушителей дис - для подготовки-репетиции к общелагерному делу; - для вечернего "огонька" с костром и разговором о прожитом Ну и, конечно, наличие такого "домика" - это само по себе уже игра. Но вы будете неправы, если решение проблемы "где собраться отряду" будет сведено вами к оборудованию "загородной резиденции". Для общего сбора отряда вам необходимо как минимум еще оно место. И одно должно быть под крышей, и желательно в том корпусе, где живут ваши дети. Конечно, в корпусах обычно бывают игровые комнаты, большие холлы или просторные коридоры. Но тот факт, что определенный холл или игровая закреплены за вашим отрядом, еще не означает, что у отряда есть отрядное место. Таковым оно станет только после соответствующей работы по оборудованию и оформлению. Оформить это место, разумеется, надо красиво и, само собой, Остается только надеяться, что вы сами сможете создать в своей голове или на бумаге проект-эскиз оформления. Если вы чувствуете, что роль специалиста по интерьеру вас пугает, попробуйте опереться на следующий перечень. В нем приведены отдельные элементы, которые можно использовать при обустройстве отрядных мест. 1.Выстричь из отдельных листов цветной бумаги большие бук 2. Принести со склада (или из комнат) коврики и расположить 3. Найти в лесу необычные коряги и соорудить из них замысло 4. Изготовить из бумажных колечек длинную гирлянду и под 5. Вывесить красиво оформленные план отрядной жизни и гра 6. Раздобыть или смастерить ширмочку и установить ее, как 7. Отвести часть стены под сменную выставку детских рисунков.
8. Смастерить из цветной бумаги бабочек и подвесить их к по 9. Расписать окна гуашевыми красками. 10. Сочинить много веселых объявлений и табличек-указателей Ну и, конечно, поставить две урны, чтобы было куда бросать обрезки, обрывки, огрызки - весь тот хлам и мусор, который способен испортить любой интерьер. Таким образом, у вас будут два отрядных места. Одно - дикое, романтичное, другое - уютное, домашнее. Но можно сделать еще и третье - торжественное. Это будет маленькая линейка-плац, на которой дети будут собираться в минуты официальных или праздничных объявлений, зачитывания приказов и решений штаба лагеря; и где можно из шишек, стеклышек, дощечек, камешков выложить название и эмблему вашего отряда. Но вообще-то отрядных мест может быть и пять. Предполагаем, что сама постановка вопроса у многих может вызвать удивление и непонимание: "А в чем, собственно, тут проблема?" Действительно, разве это сложно - собрать отряд, пересчитать и привести к назначенному времени в столовую? Ну, еще перед этим организовать коллективную помывку рук, как требуют представители медперсонала. Как ни странно, но именно эти обыденные, многократно повторяющиеся действия часто являются поводом для конфликтов, источником раздражения. Как для взрослых, так и для детей. Почему? Во-первых, малыши не имеют сформированной ориентации во времени, они могут с 1 1 часов приставать к вам с вопросом, когда пойдем есть, а могут так заиграться, что не заметят, как обед уже прошел. Поэтому предлагать малышам самим приходить в столовую к определенному времени неоправданно - некоторые могут не прийти, а некоторые будут бродить возле пищеблока часами, заглядывая в окна и двери и мешая дежурным. Разумнее собирать детей возле корпуса и уже от него идти на прием пищи, предварительно проверив чистоту рук. Во-вторых, дети не любят мыть руки. Особенно они не любят мыть руки, если для этого нужно разуться, войти в корпус, взять мыло и полотенце, обуться, дойти до умывальника, который часто расположен на улице, вымыть и вытереть руки, дойти до корпуса, разуть- ся, положить на место мыло и полотенце, обуться и вновь выйти на улицу. Никакие напоминания об опасности дизентерии не способны "вдохновить" малышей на такой многократный "подвиг". В-третьих, дети не любят "собираться". Это редкое явление, когда вожатый сказал: "Собираемся в столовую", а через минуту все уже в сборе. Гораздо чаще после первого предупреждения вокруг вожатого образуется лишь маленькая кучка малышей, она медленно прирастает и так же медленно убывает. После нескольких минут ожидания вожатый организует с собравшимися скандирование: "Восьмой отряд, в столовую!" Потом отправляется лично вытаскивать из палат погруженных в личные проблемы ребят. А когда возвращается, обнаруживает, что часть собравшихся самостоятельно отправилась кушать, а другая часть ползает по земле, занявшись изучением поведения божьей коровки в перевернутом состоянии. В-четвертых, сам процесс преодоления нескольких десятков метров от корпуса до столовой порой напоминает картину отступления французов по старой смоленской дороге в 1812 году: кто-то идет в обнимку, кто-то разглядывает фантики, кто-то выясняет отношения - растянувшаяся на десятки метров процессия. В итоге отряд появляется в столовой в неполном составе, с опозданием и с грязными руками. Нужно обладать железными нервами, чтобы терпеливо наблюдать все это по четыре раза в день, сохраняя хладнокровие и спокойствие. Поэтому именно в эти минуты вожатые чаще всего срываются на крик, исходят угрозами наказания и, накаляя обстановку, портят аппетит себе и детям. Как видите, все эти организационно-бытовые мелочи, если им не уделять достойного внимания, превращаются в поток набегающих одна на другую проблем. Но все эти проблемы можно успешно разрешить, если понять главную причину их появления. Собираться и ходить в столовую детям СКУЧНО! И если вы предложите ходить в столовую НЕСКУЧНО, то обнаружите, что проблемы разрешатся сами собой. А сделать это несложно. Нужно еще в первый или второй день смены договориться: в столовую мы будем ходить необычно и каждый раз по-новому. Как правило, существуют три способа коллективного передвижения, условно их можно назвать "парами", "строем" и "организованной толпой". А вы попробуйте ходить так: - взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку; - взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь задом наперед, т. е. - взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри кото
- держась руками за длинную чистую веревку; - построившись в шеренги по три и маршируя, как бравые сол - в шеренгах, но ковыляя, как солдаты, раненные в правую ногу; - в шеренгах, делая 3 шага с уклоном влево, 3 шага с уклоном - в шеренгах, делая три шага вперед, шаг назад; - в шеренгах, делая три шага вперед, но вместо шага назад - - построившись в колонну и положив руки на плечи впереди- - в колонне, но при этом у всех, кроме первого, закрыты глаза; - подняв вверх руки; - хлопая руками над головой или за спиной; - держась руками за уши; - руки расправив, как крылья, и гудя по-самолетному: "У-У-У!"; - дружно набрав в рот воздух и, не произнося ни одного слова, - как ходят котята - бесшумно, на цыпочках; - как ходят утята - вприсядку; - как ходят пингвины, медведи, обезьяны и т. д.; - считая шаги... ' А еще при этом можно скандировать "речевки", или, как их назвал Винни-Пух, "кричалки". Если вы не знаете ни одной, посмотрите в приложении или придумайте совместно с малышами. А если еще придумать какой-то условный сигнал для сбора, то постепенно у детей выработается, извините за "собачий" термин, условный рефлекс: сигнал - интересная деятельность. Таким сигналом может быть и звонок будильника, и удар маленького колокола, и индейский клич самого громогласного мальчика из отряда, записанные на магнитофон крик петуха или детская песенка: "Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку...". Во все другие моменты лагерной жизни этот сигнал звучать не должен. А необычно ходить можно не только в столовую, но и куда угодно. Если вам кто-нибудь когда-нибудь скажет, что загородный лагерь - это прежде всего воспитательное учреждение, - не верьте. Не верьте и тому, кто будет вас убеждать, что главная задача лагеря - оздоровление детей. Главное в лагере - обеспечить занятость ребенка. В этом можно легко убедиться, если воспользоваться математическим приемом доказательства "от обратного". Если в ребенке за время одной смены не произойдет никаких духовных изменений - никто этого не заметит. Если ребенок в лагере не подрастет и не поправится - никому в голову не придет обвинять вас в этом. Но если ребенок ничем не будет занят, если он, скучный и неприкаянный, будет слоняться по территории, - ждите неприятностей. От руководства, от родителей, от самих детей. Дети, не занятые ничем, превращаются в бесконтрольных детей и, значит, в любой момент могут свалиться с дерева, испачкать одежду, повредить себе глаз, испортить казенное имущество или, не дай Бог, утонуть в реке. То есть дети без контроля - это постоянная угроза их здоровью и нашему спокойствию и благосостоянию. Для того чтобы обеспечить контроль, как раз и необходимо обеспечить занятость. Чем-либо занятый ребенок - это управляемый и контролируемый ребенок. Именно поэтому родители и направляют детей в лагерь: "Там хоть за ним (за ней) присмотрят". Именно поэтому так сурово бывает лагерное начальство, когда видит одинокую маленькую фигурку, без присмотра маячащую за лагерными ворота- ми. Дети должны быть чем-нибудь заняты! Осознайте это главное требование к вашей работе, примите его к выполнению, и вам гарантирована благосклонность руководства и благодарность родителей. Остается только выяснить, чем можно занять ребенка. К сожалению, для отдельных вожатых этот вопрос решается исключительно просто: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Ну и что, что дети целый день смотрят видеофильмы, - они же не стекла бьют. Ну и что, что они, не выходя из палаты, играют в карты, - они же никому не мешают. И чем плохо, если отряд в полном составе подстригает маникюрными ножницами газон перед столовой. Если рассуждать таким образом, можно оправдать абсолютно любые формы занятости. И те, которые отупляют. И те, которые развращают. И те, которые просто абсурдны. Недальновидность, негуманность такого подхода не всегда очевидна, и поэтому он живуч, он здравствует во многих лагерях. Бороться с ним трудно, так как он не противоречит социальному заказу родителей в отношении лагеря. Бороться с ним очень трудно, так как он постоянно подпитывается инертностью нашего мышления, склонностью "облегчить себе жизнь". Такой подход не преодолеть административными мерами, более того, он как раз и расцветает в тех лагерях, где административные меры в почете. Преодолеть его можно только одним способом: путем изменения каждым вожатым своей установки на работу: не "занятость ради занятости", а "занятость ради детей". Иными словами, обеспечивая занятость детей, нужно предложить детям занятия, способствующие их развитию и росту. Иными словами, каждый раз придумывая, чем бы занять детей, ответьте на вопрос, чем это занятие может быть детям полезно. Из полезных, развивающих занятий и должен складываться основной период лагерной смены. (Основным периодом в лагере называют дни, следующие сразу за оргпериодом и предшествующие заключительному периоду.) Найдите несколько десятков таких занятий - они и будут составлять содержание основного периода. Только не забудьте в список этих занятий включить... 1. Спортивные игры с мячом. 2. Прогулки в лес за грибами, ягодами, цветами. 3. Танцевально-дискотечные программы. 4. Познавательные игры-викторины. 5. Купание и загорание на пляже. 6. Оказание трудовой помощи соседним сельхозпроизводите 7. Беседы на "жизненные" темы.
8. Прикладные занятия с бумагой, пластилином, природным 9. Чтение книг. 10. Длительные экскурсии и походы. 12. Маленькие представления-драматизации. 13. Трудовые операции по наведению чистоты, сбору лекар 14. Занятия в художественно-прикладных кружках. 15. Сидение у реки с удочкой. 16. Творческие конкурсы. 17. Легкоатлетические соревнования. 18. Просмотры телевизионных программ и мультфильмов. 19. Военизированные игры "на местности". 20. Разучивание и исполнение новых песен. Теперь вам остается равномерно распределить эти занятия по дням основного периода - так, чтобы происходило чередование разных видов деятельности. Теперь вам остается придумать этим занятиям яркие названия - такие, которые разбудят детское любопытство и вызовут желание участия. Теперь вам остается все эти занятия организовать. А в промежутках между занятиями шутите с детьми, сердитесь на детей, хвалите детей, наказывайте детей, разговаривайте с детьми, молчите с детьми - в общем, живите вместе с ними обычной жизнью. А это, пожалуй, самое сложное - жить одними интересами и заботами, одной жизнью вместе с детьми. Каждый ребенок, постигающий в школе премудрости родного языка, скажет, что "творческий конкурс" - это словосочетание, состоящее из двух слов: существительного "конкурс" и прилагательного "творческий". Конкурс - это соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т. е. коллективы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти отличительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов
им. П. И. Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кролиководов. Деятельность разная, а правила и законы организации тождественные. Поэтому то отрядное дело, в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом: - "Конкурс мастеров заправки кроватей", - "Конкурс по сбору лекарственного сырья", - "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку". организовать как конкурс. Если включить механизм сравнения-конкуренции и заготовить в обилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туалета. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обоснованно. Синонимами слова "конкурс" могут быть слова "турнир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т. д. Прилагательное "творческий" понимается как "нестандартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов". Когда эти два слова встают рядом, то они обозначают, что участники соревнуются, не во "все равно какой" деятельности, а лишь в той, которая имеет оттенок креативности. (Это импортное слово в русском языке соответствует слову творчество). Творческий конкурс - это состязание в творческом выполнении какой-то работы. Поскольку не всякую работу можно и нужно выполнять творчески, то и количество творческих конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов. В жизни загородного лагеря творческий конкурс -одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: "Конкурс актерского мастерства", "Конкурс градостроителей из песка", "Конкурс поделок из природного материала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхаузена". Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. Как правильно организовать творческий конкурс, можно рассмотреть на одном примере. А этим примером пусть будет "Ромашка" - самое-самое часто проводимое отрядное дело. "Ромашкой" его назвали потому, что для организации требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых лепестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Дети отрывали лепесток, знакомились с заданием, готовились и демонстрировали результат. При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха: 1. Интересные задания. 2. Красивое оформление. 3. Материальное обеспечение. 4. Музыкальное сопровождение. 5. Находчивый ведущий. 6. Компетентное жюри. 7. Эмоциональные зрители. 8. Исполнительные помощники. 9. Подготовленные команды. Последовательность ваших действий при организации "Ромашки" будет такой: 1. Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено заранее, то есть рисуете и выстригаете из ватмана большой красивый цветок, придумываете и надписываете на лепестках задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сцену" и "зал", определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется: "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", -это будет неравноценно. Примерно так же, как если бы на спортсоревнованиях одни бежали стометровку, а другие - толкали ядро. Это разные дисциплины и оцениваться должны каждая по своим критериям. Поэтому задания в "Ромашке" должны быть равноположенные. Если у одних: "Изобразите сценку "Хирург на операции", то у других: "Изобразите сценку "Вор в чужой квартире". Если у одних: "Прокрякайте песню "Стюардесса по имени Жанна", то у других: "Прогавкайте песню "Ах, Леха, Леха..." Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках разного цвета: на синих - задания на сочинение стихов, на красных - задания на исполнение песен, на белых - танцевальные задания и т. д. Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Если вы напишите на листочке: "Спойте какую-нибудь песню" или: "Прочитайте стихотворение", - это ни капельки не гарантирует творческий характер исполнения. Ребята споют песню "Поручик Голицын" и прочтут фрагмент из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз - Красный нос". Ни способности к импровизации, ни склонности к фантазированию при выполнении таких заданий не требуется. Поэтому предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полетность мысли. 2. Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех буду 3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдох
Date: 2016-06-09; view: 251; Нарушение авторских прав |