В результате выполнения программы НИР магистр согласно ФГОС ВПО по направлению 022000.68 «Экология и природопользование» приобретает следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
Таблица 1
Карта компетенции по дисциплине
|
Код компетенции
| Формулировка компетенции
| Результаты обучения в целом
| Результаты обучения по уровням освоения материала
| Виды занятий (лекции, практические)
| Оценочные средства
|
минимальный
| базовый
| повышенный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОК-1
| Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования
| Знать: основные требования, регулирующие проведение научно-исследовательских работ
| Знать информацию об основных требованиях, регулирующих проведение научно-исследовательских работ
| Знать основные требования, регулирующие проведение научно-исследовательских работ
| Знать современный комплекс методов, регулирующих проведение научно-исследовательских работ
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: давать объективную оценку научной информации; осуществлять научный поиск, осваивать новые методы исследований
| Уметь давать оценку научной информации; осуществлять научный поиск, осваивать новые методы исследований
| Оценивать объективную научную информацию для проведения исследовательских работ
| Уметь объективно оценивать научную информацию в ходе осуществления исследовательских работ
| практ.
| решение задач
|
Владеть: практическими профессиональными навыками проведения научно-исследовательской работы
| Владеть информацией о проведении научно-исследовательской работы
| Владеть методикой проведения научно-исследовательской работы
| Владеть профессиональными навыками проведения научно-исследовательской работы
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ОК-2
| Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности
| Знать: широкий спектр специальных и смежных дисциплин, обогащающих и развивающих профессиональный кругозор
| Знать основы специальных и смежных дисциплин, обогащающих и развивающих профессиональный кругозор
| Знать требования к специальным и смежным дисциплинам, обогащающих и развивающих профессиональный кругозор
| Знать широкий спектр специальных и смежных дисциплин, обогащающих и развивающих профессиональный кругозор
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: найти комплексное решение профессиональной проблемы
| Уметь давать оценку комплексу решений профессиональной проблемы
| Уметь оценить решение профессиональной проблемы
| Уметь развивать свой уровень для комплексного решения профессиональной проблемы
| практ.
| решение задач
|
Владеть: навыками использования результатов собственной научной работы и результатов, заимствованных из литературных источников других областей знаний для оценки экологической ситуации
| Владеть информацией о навыках использования результатов собственной научной работы и результатов, заимствованных из литературных источников других областей знаний для оценки экологической ситуации
| Владеть методикой использования результатов собственной научной работы и результатов, заимствованных из литературных источников других областей знаний для оценки экологической ситуации
| Владеть навыками использования результатов собственной научной работы и результатов, заимствованных из литературных источников других областей знаний для оценки экологической ситуации
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ОК-4
| Владение методами оценки репрезентативности материала, объёма, выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей
| Знать: возможности и область применения отдельных методов при проведении комплексных исследований
| Знать информацию о возможностях области применения отдельных методов при проведении комплексных исследований
| Знать основные требования к области применения отдельных методов при проведении комплексных исследований
| Знать современный комплекс и область применения отдельных методов при проведении комплексных исследований
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: использовать количественные исследования для выявления закономерностей изменения отдельных параметров окружающей среды
| Уметь давать оценку количественным исследованиям для выявления закономерностей изменения отдельных параметров окружающей среды
| Уметь оценивать используемые количественные исследования для выявления закономерностей изменения отдельных параметров окружающей среды
| Уметь развивать свой уровень для использования количественных исследований при выявлении закономерностей изменения отдельных параметров окружающей среды
| практ.
| решение задач
|
Владеть: статистическими методами, подтверждающими качество проведения научных исследований и обоснованность полученных выводов
| Владеть информацией о статистических методах, подтверждающими качество проведения научных исследований и обоснованность полученных выводов
| Владеть статистическими методами, подтверждающими качество проведения научных исследований и обоснованность полученных выводов
| Владеть навыками использования статистических методов, подтверждающих качество проведения научных исследований и обоснованность полученных выводов
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ОК-5
| Способность использования углублённого знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов; использование на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
| Знать: правовые нормы, применяемые в деятельности экологически ориентированных предприятий
| Знать информацию о правовых нормах, применяемых в деятельности экологически ориентированных предприятий
| Знать основные требования к правовым нормам, применяемым в деятельности экологически ориентированных предприятий
| Знать современный комплекс правовых норм, применяемых в деятельности экологически ориентированных предприятий
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: давать оценку последствиям своей профессиональной деятельности
| Уметь давать оценку последствиям своей профессиональной деятельности
| Уметь оценить последствия своей профессиональной деятельности
| Уметь развивать свой уровень оценки последствий своей профессиональной деятельности
| практ.
| решение задач
|
Владеть навыками организации и осуществления социально-значимых проектов, навыками управления научным коллективом
| Владеть информацией о навыках организации и осуществления социально-значимых проектов, навыками управления научным коллективом
| Владеть методикой организации и осуществления социально-значимых проектов, навыками управления научным коллективом
| Владеть навыками организации и осуществления социально-значимых проектов, навыками управления научным коллективом
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ОК-6
| Навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи
| Знать: основы организации научной работы, правила проведения самостоятельных и коллективных научных исследований; правила представления научных результатов; правила, регулирующие изобретательскую деятельность в РФ и за рубежом
| Знать информацию об основных требованиях к организации научной работы, правила проведения самостоятельных и коллективных научных исследований; правила представления научных результатов; правила, регулирующие изобретательскую деятельность в РФ и за рубежом
| Знать основные требования к организации научной работы, правила проведения самостоятельных и коллективных научных исследований; правила представления научных результатов; правила, регулирующие изобретательскую деятельность в РФ и за рубежом
| Знать современный комплекс методов организации научной работы, правила проведения самостоятельных и коллективных научных исследований; правила представления научных результатов; правила, регулирующие изобретательскую деятельность в РФ и за рубежом
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: планировать научную деятельность, выдвигать и проверять научные гипотезы. Вести научную работу в коллективе
| Уметь давать оценку научной деятельности, выдвигать и проверять научные гипотезы. Вести научную работу в коллективе
| Уметь оценивать научную деятельность, выдвигать и проверять научные гипотезы. Вести научную работу в коллективе
| Уметь повышать свой уровень планирования научной деятельностью
| практ.
| решение задач
|
Владеть: методологией проведения научных исследований в естествознании; основами креативной деятельности
| Владеть информацией о методологии проведения научных исследований в естествознании; основами креативной деятельности
| Владеть методикой проведения научных исследований в естествознании; основами креативной деятельности
| Владеть навыками методологии проведения научных исследований в естествознании; основами креативной деятельности
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-1
| Способность формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования
| Знать: достоверные факты, полученные на основе собственных наблюдений, обзоров литературы (отечественной и зарубежной)
| Знать информацию о достоверных фактах, полученных на основе собственных наблюдений, обзоров литературы (отечественной и зарубежной)
| Знать основные требования к достоверности фактов, полученных на основе собственных наблюдений, обзоров литературы (отечественной и зарубежной)
| Знать достоверные факты, полученные на основе собственных наблюдений, обзоров литературы (отечественной и зарубежной)
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: ставить задачи, выявлять проблемы и подбирать методы научного исследования
| Уметь давать оценку проблемам и подбирать методы научного исследования
| Уметь оценивать проблемы и подбирать методы научного исследования
| Уметь повышать свой уровень постановки задачи, выявлять проблемы и подбирать методы научного исследования
| практ.
| решение задач
|
Владеть: навыками получения собственных результатов, навыками формулирования выводов и практических рекомендаций
| Владеть информацией о навыках получения собственных результатов, навыками формулирования выводов и практических рекомендаций
| Владеть методикой получения собственных результатов, навыками формулирования выводов и практических рекомендаций
| Владеть навыками получения собственных результатов, навыками формулирования выводов и практических рекомендаций
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-2
| Глубокое понимание и творческое использование в профессиональной деятельности знаний фундаментальных и прикладных дисциплин ООП
| Знать: фундаментальные и прикладные разделы спецдисциплин ООП магистратуры в соответствии с профильной направленностью
| Знать информацию о фундаментальных и прикладных разделах спецдисциплин ООП магистратуры в соответствии с профильной направленностью
| Знать основные требования к фундаментальным и прикладным разделам спецдисциплин ООП магистратуры в соответствии с профильной направленностью
| Знать современный комплекс методов, способствующих изучению фундаментальных и прикладных разделах спецдисциплин ООП магистратуры в соответствии с профильной направленностью
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: творчески использовать полученные знания в решении профессиональных задач
| Уметь давать оценку полученным знаниям в решении профессиональных задач
| Уметь оценивать полученные знания в решении профессиональных задач
| Уметь творчески использовать полученные знания в решении профессиональных задач
| практ.
| решение задач
|
Владеть: методологическими и практическими навыками использования знаний ООП для решения конкретных задач рационального природопользования
| Владеть информацией о навыках использования знаний ООП для решения конкретных задач рационального природопользования
| Владеть методикой использования знаний ООП для решения конкретных задач рационального природопользования
| Владеть методологическими и практическими навыками использования знаний ООП для решения конкретных задач рационального природопользования
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-3
| Владение основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнять исследования с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
| Знать: основы проектирования в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры
| Знать информацию об основах проектирования в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры
| Знать основные требования к основам проектирования в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры
| Знать современный комплекс методов основ проектирования в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: выполнять исследования с использованием современных подходов и методов
| Уметь давать оценку исследованиям с использованием современных подходов и методов
| Уметь оценивать исследования с использованием современных подходов и методов
| Уметь выполнять исследования с использованием современных подходов и методов
| практ.
| решение задач
|
Владеть: возможностями вычислительных комплексов для решения профессиональных задач в области рационального природопользования
| Владеть информацией о возможностях вычислительных комплексов для решения профессиональных задач в области рационального природопользования
| Владеть методикой применения вычислительных комплексов для решения профессиональных задач в области рационального природопользования
| Владеть: навыками использования вычислительных комплексов для решения профессиональных задач в области рационального природопользования
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-4
| Использование современных методов обработки и интерпретации экологической информации при проведении производственных исследований
| Знать: методы обработки экологической информации (дискриминантный, корреляционный, факторный и регрессионный анализы и их современные модификации когнитивных моделей для качественного моделирования ситуации)
| Знать информацию о методах обработки экологической информации (дискриминантный, корреляционный, факторный и регрессионный анализы и их современные модификации когнитивных моделей для качественного моделирования ситуации)
| Знать основные требования к методам обработки экологической информации (дискриминантный, корреляционный, факторный и регрессионный анализы и их современные модификации когнитивных моделей для качественного моделирования ситуации)
| Знать современный комплекс методов обработки экологической информации (дискриминантный, корреляционный, факторный и регрессионный анализы и их современные модификации когнитивных моделей для качественного моделирования ситуации)
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: осуществлять выбор наиболее эффективных способов обработки и интерпретации данных научных исследований, интерпретировать полученные данные
| Уметь давать оценку наиболее эффективным способам обработки и интерпретации данных научных исследований, интерпретировать полученные данные
| Уметь оценивать наиболее эффективные способы обработки и интерпретации данных научных исследований, интерпретировать полученные данные
| Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов обработки и интерпретации данных научных исследований, интерпретировать полученные данные
| практ.
| решение задач
|
Владеть: навыком использования современных методов обработки экологической информации с помощью компьютерных технологий, методами моделирования и прогнозирования экологических ситуаций
| Владеть информацией об использовании современных методов обработки экологической информации с помощью компьютерных технологий, методами моделирования и прогнозирования экологических ситуаций
| Владеть методикой использования современных методов обработки экологической информации с помощью компьютерных технологий, методами моделирования и прогнозирования экологических ситуаций
| Владеть навыком использования современных методов обработки экологической информации с помощью компьютерных технологий, методами моделирования и прогнозирования экологических ситуаций
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-5
| Умение разработать типовые природоохранные мероприятия
| Знать: специфику природоохранных мероприятий в сфере рационального природопользования
| Знать информацию о специфики природоохранных мероприятий в сфере рационального природопользования
| Знать основные требования к специфике природоохранных мероприятий в сфере рационального природопользования
| Знать современный комплекс методов о специфике природоохранных мероприятий в сфере рационального природопользования
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: разработать основные рекомендации и требования по проведению природоохранных мероприятий
| Уметь давать оценку основным рекомендациям и требования по проведению природоохранных мероприятий
| Уметь оценивать основные рекомендации и требования по проведению природоохранных мероприятий
| Уметь разработать основные рекомендации и требования по проведению природоохранных мероприятий
| практ.
| решение задач
|
Владеть: навыками разработки типовых природоохранных мероприятий
| Владеть информацией о типовых природоохранных мероприятий
| Владеть методикой проведения типовых природоохранных мероприятий
| Владеть навыками разработки типовых природоохранных мероприятий
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-6
| Способность проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
| Знать: информацию о негативных воздействиях любых форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
| Знать информацию о негативных воздействиях любых форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
| Знать основные требования к негативным воздействиям любых форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
| Знать современный комплекс методов, о негативных воздействиях любых форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: оценить качественную и количественную характеристику, антропогенного воздействия на окружающую среду
| Уметь давать оценку качественной и количественной характеристик, антропогенного воздействия на окружающую среду
| Уметь оценивать качественную и количественную характеристику, антропогенного воздействия на окружающую среду
| Уметь повышать уровень требований к качественной и количественной характеристике, антропогенному воздействию на окружающую среду
| практ.
| решение задач
|
Владеть: методиками оценки техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду
| Владеть информацией о методиках оценки техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду
| Владеть методиками оценки техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду
| Владеть навыками оценки техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-7
| Умение диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития
| Знать: уровень и содержание требований, предъявляемых к обеспечению устойчивого развития в сфере природопользования
| Знать информацию об уровне и содержании требований, предъявляемых к обеспечению устойчивого развития в сфере природопользования
| Знать основные требования, предъявляемые к обеспечению устойчивого развития в сфере природопользования
| Знать современный комплекс методов, предъявляемых к обеспечению устойчивого развития в сфере природопользования
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: диагностировать проблемы охраны окружающей среды
| Уметь давать оценку проблемам охраны окружающей среды
| Уметь оценивать проблемы охраны окружающей среды
| Уметь диагностировать проблемы охраны окружающей среды
| практ.
| решение задач
|
Владеть: практическими навыками разработки рекомендаций, направленных на охрану окружающей среды
| Владеть информацией о: практических навыках разработки рекомендаций, направленных на охрану окружающей среды
| Владеть методикой практических навыков разработки рекомендаций, направленных на охрану окружающей среды
| Владеть практическими навыками разработки рекомендаций, направленных на охрану окружающей среды
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-8
| Знание нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических работ
| Знать: нормативные документы экологической направленности, регламентирующие организацию производственно-технологических работ
| Знать информацию о нормативных документах экологической направленности, регламентирующих организацию производственно-технологических работ
| Знать основные требования к нормативным документам экологической направленности, регламентирующих организацию производственно-технологических работ
| Знать нормативные документы экологической направленности, регламентирующие организацию производственно-технологических работ
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: разработать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических работ
| Уметь давать оценку нормативным документам, регламентирующим организацию производственно-технологических работ
| Уметь оценивать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических работ
| Уметь разработать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических работ
| практ.
| решение задач
|
Владеть: практическими навыками использования нормативных документов, регламентирующих организацию и проведение производственной деятельности
| Владеть информацией о практических навыках использования нормативных документов, регламентирующих организацию и проведение производственной деятельности
| Владеть методикой практического использования нормативных документов, регламентирующих организацию и проведение производственной деятельности
| Владеть практическими навыками использования нормативных документов, регламентирующих организацию и проведение производственной деятельности
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-9
| Способность методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами
| Знать: методическую основу мероприятий, направленных на контроль за соблюдением экологических требований в ходе производственной деятельности
| Знать информацию о методических основах мероприятий, направленных на контроль за соблюдением экологических требований в ходе производственной деятельности
| Знать основные требования к методической основе мероприятий, направленных на контроль за соблюдением экологических требований в ходе производственной деятельности
| Знать современный комплекс методов, обеспечивающих методическую основу мероприятий, направленных на контроль за соблюдением экологических требований в ходе производственной деятельности
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: оценить и грамотно разработать план мероприятий по осуществлению экологического аудита в сфере рационального природопользования
| Уметь давать оценку плану мероприятий по осуществлению экологического аудита в сфере рационального природопользования
| Уметь оценивать план мероприятий по осуществлению экологического аудита в сфере рационального природопользования
| Уметь оценить и грамотно разработать план мероприятий по осуществлению экологического аудита в сфере рационального природопользования
| практ.
| решение задач
|
Владеть: информацией, отражающей экологическую ситуацию в сфере водопользования и необходимой для осуществления надлежащего экологического контроля
| Владеть информацией, отражающей экологическую ситуацию в сфере водопользования и необходимой для осуществления надлежащего экологического контроля
| Владеть методикой оценки экологической ситуации в сфере водопользования и необходимой для осуществления надлежащего экологического контроля
| Владеть навыками использования экологических требований в сфере водопользования, необходимых для осуществления надлежащего экологического контроля
| практ.
| решение задач, кейсов
|
ПК-10
| Умение провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды
| Знать: правовую, экономическую и экологическую базу для осуществления экологической экспертизы для обеспечения рационального природопользования
| Знать информацию о правовой, экономической и экологической базах для осуществления экологической экспертизы для обеспечения рационального природопользования
| Знать основные требования к правовой, экономической и экологической базам для осуществления экологической экспертизы для обеспечения рационального природопользования
| Знать современный комплекс правовых, экономических и экологических методов для осуществления экологической экспертизы для обеспечения рационального природопользования
| лек.
| опрос, тест, контрольная работа, доклад
|
Уметь: осуществлять экологический аудит любого природного и/или техногенного объекта
| Уметь давать оценку экологическому аудиту любого природного и/или техногенного объекта
| Уметь оценивать экологический аудит любого природного и/или техногенного объекта
| Уметь осуществлять экологический аудит любого природного и/или техногенного объекта
| практ.
| решение задач
|
Владеть: конкретной информацией, обосновывающей необходимость проведения экологической экспертизы в сфере природопользования
| Владеть информацией, обосновывающей необходимость
| Владеть методикой проведения экологической экспертизы в сфере природопользования
| Владеть навыками проведения экологической экспертизы в сфере природопользования
| практ.
| решение задач, кейсов
|
Содержание НИР определяется кафедрой «Социально-экономической географии и природопользования», осуществляющей магистерскую подготовку. НИР в каждом семестре может осуществляться в следующих формах:
· выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утверждённым индивидуальным планом НИР;
· осуществление самостоятельного исследования по актуальной проблеме в рамках магистерской диссертации;
· участие в научно-исследовательских работах, выполняемых кафедрой (по грантам или в рамках договоров с др. организациями);
· выступление на научно-практических конференциях, участие в работе круглых столов, проводимых на факультете, в университете, а также в других вузах;
· ведение библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий;
· подготовка и защита магистерской диссертации.
Научный руководитель магистерской программы устанавливает обязательный перечень форм научно-исследовательской работы (в том числе необходимых для получения зачётов по научно-исследовательской работе в семестрах). Примерный перечень форм научно-исследовательской работы магистров приводится в Приложении 1.
Содержание научно-исследовательской работы магистра в каждом семестре указывается в Индивидуальном плане научно-исследовательской работы магистра (Приложение 2). План научно-исследовательской работы разрабатывается магистром под руководством научного руководителя, утверждается на заседании кафедры и фиксируется по каждому семестру в отчете по научно-исследовательской работе.