Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения, семья





Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний.

Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности.

Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II в. до н.э. стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 г. до н.э. была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем, что являлось демонстрацией мужской потенции правителя. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Иерархия жен определялась силой иньной, то есть женской любовной энергии. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188 – 180 гг. до н.э. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Существовали обычаи гетеризма, увеселительных заведений, гостеприимства, когда путнику предлагались жена или дочери.

Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Он обязан удовлетворять интимные потребности жен вплоть до 60 лет. Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа, неисполнения им супружеских обязанностей.

Экономика

Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Уже в шанскую и иньскую эпохи в Китае строились сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII в. до н.э. стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. С VIII в. до н.э. стали применять железные сошники и тягловую силу скота. В Китае не получили развития скотоводство и садоводство. Интенсивное развитие пашенного земледелия привело к исчезновению реликтовых лесов в среднем течении реки Хуанхэ уже к XI в. до н.э.

Помимо земледелия в Древнем Китае развивались различные ремесла. В первую очередь здесь нужно сказать о производстве лаков, которое зародилось еще в неолите. Лак – это сок лакового дерева из семейства анакардиевых; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.

Столь же древним было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено женой Хуан-ди. Процесс начинался с разведения гусениц тутового шелкопряда, которые свивали коконы. Затем коконы вываривались в чанах, вытягивались в шелковую нить длиной до 1000 метров; затем нити протягивали через нефритовое кольцо, красились, сматывались на специальных нитекрутильных машинах. После этого переходили к ткачеству. Сначала делалась основа из сотканных поперечных (основных) и продольных (уточных) нитей. Затем ткались разнообразные по качеству шелковые материи. Секрет производства шелковых тканей, как,впрочем, и секрет изготовления китайских лаков, хранились в строгой тайне. Тутовые и лаковые деревья и шелкопряды запрещалось вывозить за пределы Китая.

В иньскую эпоху зародилось производство фарфора, который изготавливался из каолиновой глины с добавлением кварца или песка. Производство фарфора совершенствовалось в чжоускую эпоху. В III в. до н.э. стали изготавливать цин-тао (зеленую керамику), или селадон, для чего использовали каолиновую глину, песок, глазурь зеленого тона. Тайны производства фарфора передавались из поколения в поколение; ремеслом занимались в одних и тех же семьях, строго регламентировались брачные союзы между семьями фарфористов, чтобы ремесленные секреты не стали достоянием конкурентов.

Наряду с ремеслом развивалась торговля. Центрами ремесла и торговли были города. Уже в иньскую эпоху насчитывалось более 160 городов. В чжоускую эпоху были основаны 560 новых городов. Китай был самой урбанизированной страной древности. Уже с VIII в. до н.э. в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал лак, шелк, фарфор, железо, некоторые цветные металлы, косметические средства, а импортировал золото, серебро, коней, ценную древесину, виноград. Со II в. до н.э. начал функционировать Великий Шелковый путь. Он начинался в столице Ханьской империи, в г. Сиань, а заканчивался в Римской империи.

 

 

Техника

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. Для обжига керамики и фарфора делались печи, в которых уже в древности могли нагнетать температуры 1150 – 1250°С. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Со времен неолита предкам китайцев были известны гончарный круг, колесо, токарный и ткацкий станки. В отношении колеса порой высказывается мнение, что это изобретение было заимствовано предками китайцев у соседних западных народов. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Река Хуанхэ принадлежала к числу наиболее бурных рек, сильно влиявших на ландшафт. В древнекитайской литературе ее неслучайно называли «рекой, надрывающей сердце». Уже в эпохи Шан и Инь были приложены колоссальные усилия по упорядочению русла этой реки, вдоль которого была выложена каменная кладка, возведены дамбы, подведены многочисленные оросительные каналы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 км и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 км.

Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в правление Цинь Ши-хуанди на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300000 человек – каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 км стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 км. Великая Китайская стена достигала 8 м в высоту и 10 м в ширину. Через каждые 100 м высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна была продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялись государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска.

Особенностью китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки и на них устанавливалась двухскатная крыша. Такая техника была известна уже в иньскую эпоху. Практиковалось строительство зданий на высокой глиняной платформе. Уже в далекой древности строились трехъярусные башни (лоу), павильоны, храмы. В IV в. до н.э. был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В циньскую эпоху было построено 8000 км дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. На дорогах устанавливались милевые знаки, устраивались станции, где можно было отдохнуть и переменить лошадей.

Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ.

Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д.

Образование. Знания

Становление системы образования в Китае восходит к чжоуской эпохе. Начальная подготовка осуществлялась индивидуально частными наставниками на дому. Последующее образование достигалось на секретарских должностях, которые длились годами и десятилетиями до занятия чиновничьей должности.

Первой общедоступной школой была Жу-цзя – «Школа образованных людей», основанная в 532 г. до н.э. Кун Фу-цзы. Здесь изучались история («Шу-цзин»), поэзия («Ши-цзин»), ритуалы («Ли-цзи»), «Канон сыновьей почтительности» («Сяо-цзин») и «Канон музыки» («Юэ-цзин»); финалом образования считалось усвоение «Книги перемен» («И-цзин»), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями. В подражание школе Жу-цзя создавались другие частные учебные заведения средней и высшей ступени. Среди последних можно выделить Фа-цзя – «Школу законников», в которой готовились правоведы и государственные служащие. Сложившаяся практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности предъявляла повышенные требования к универсальной и специальной подготовке.

Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы – как Центра страны. В иньскую эпоху создавались карты Китая, в центре которого помещалась культовая столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а Земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Отсюда и совершенно иное восприятие Запада и Востока. Запад оказывался справа от смотрящего и отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни.

Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура.

Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Неслучайно с этого дня у древних китайцев начинался год. В летоисчислении использовались несколько систем. Древнейший иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в чжоускую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода. Энергия Ян движется по часовой стрелке, абсолютный минимум и максимум приходятся соответственно на дни зимнего и летнего солнцестояния. Энергия Инь направляется против часовой стрелки, и на те же самые дни, наоборот, приходятся максимум и минимум силы Инь.

Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны «магический квадрат» (Ло шу) и «магический крест» (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство – время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат «Дао дэ цзин». Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син). Гуманность предполагала отношение к любым живым существам, как к ближайшим родственникам. Благопристойность включала в себя соблюдение ритуалов, этикета. Справедливость требовала отказа от личных, субъективных интересов и подчинение общественному долгу. Мудрость означала воспитание и всестороннее образование. Верность подразумевала патриотизм, служение государю, верность своему слову. Неразвитость этих качеств приводила к деградации общества и гибели государства. Конфуций придавал большое значение воспитанию, которое способно развить добрые качества человека и нейтрализовать пороки.

Другим выдающимся мудрецом Древнего Китая был Мо Ди (V – IV вв. до н.э.). Ему приписывают написание трактата «Мо цзы», в котором даны основные принципы философии моизма. Мо Ди исходил из естественного равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными». Он объяснял происхождение государства избранием самого мудрого и достойного. Он сформулировал принцип «высшей любви», соблюдение которого должно было утвердить взаимное уважение членов сообщества, помощь друг другу, осознанный отказ от чрезмерных потребностей, экономию государственных расходов.

К великим мудрецам Древнего Китая относится также Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.), основатель легизма. Он возвел земные законы фа в абсолют. Фа, по его мнению, обладали действительной силой и вели к величию государства только тогда, когда правитель обладал неограниченной властью и сам не был связан законами. Взаимоотношения между государем и народом, согласно Шан Яну, всегда антагонистичны; поэтому государь должен подавлять силой всякий протест, физически уничтожать противников усиления государства. Образование, по его заключению, излишне, невежественным народом легче управлять; войны проистекают из естественной природы человека, они нужны для расширения могущества государства.

В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись «Чунь Цю» («Весны и осени»), редактированная и комментированная Конфуцием. В ней содержится запись событий в царстве Лу с 770 по 481 гг. до н.э. Само понятие «история» (шу) впервые вводится в сочинении «Шу цзин» («Книга истории»), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э. В целом от китайской древности до нас дошли около 30 исторических сочинений. Вершиной древнекитайской историографии являются «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня (145 – 90 гг. до н.э.). В них дается общая история Китая с древности до империи Хань.

Date: 2016-05-13; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию