Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Организация психокоррекционного процесса





В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

• принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

• принцип доступности заданий;

• принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;

• принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов.

В процессе обучения детей с психическим недоразвитием предметно-практическим манипуляциям психолог формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.

Структура занятиядолжна обязательно включать в себя:

1.Предметно-практические манипуляции с объемными формами.

2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.

3. Запоминание форм.

Особое и важное значение в психологической коррекции детей с умственной отсталостью занимает формирование пространственной ориентировки. М. и Н. Семаго разработали программу формирования пространственных представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Семаго М. и Н., 2000).

Важными направлениями в психокоррекции являются развитие памяти:

формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.

Перед началом психокоррекционной работы психолог должен обратить внимание на то, какая форма памяти у ребенка преобладает: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая или кинестетическая. Все занятия по коррекции памяти должны проходить в игровой ситуации, доступной ребенку.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у детей с психическим недоразвитием непосредственно связано с совершенствованием деятельности и восприятия. Важной задачей психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Для ее решения работа должна вестись в следующих направлениях:



обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия);

формирование наглядно-образного мышленияв процессе конструктивной и изобразительной деятельности;

формирование элементарных логических обобщений.

Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. Например, предлагается достать нужный предмет с помощью веревки, палки и пр. В процессе таких игр перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи предмета, проанализировать условия практической задачи, найти выход из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательных средств, не забывая при этом учитывать особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия. Опыт работы показывает, что с детьми с легкой степенью умственной отсталости целесообразно проводить психокоррекционные занятия по формированию у их элементарных логических операций: обобщение, анализ, синтез.

Важным фактором является, чтобы занятия по психокоррекции детей с психическим недоразвитием носили деятельностный подход. Сам процесс психокоррекции должен проходить в рамках того вида деятельности, которая доступна ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в предметно-практическом контексте.

 

23. Психокоррекционные технологии: цель, задачи, организация для детей с ЗПР.

Психотехнические приёмы коррекции внимания у детей с ЗПР.

Основной целью психологической коррекции детей и подро­стков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психи­ческих процессов и формирования позитивной мотивации на по­знавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познаватель­ных процессов и личности детей является учет формы и степени тя­жести задержки психического развития.

Для удобства анализа нарушения познавательной деятель­ности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный (формирование познават. мотивов: создать проблемные учебн. Ситуации, стимулировать активность ребенка на занятии. Приемы: создание игровых ситуаций, дидактич. И развивающ. игры), регуляторный (обучить ребенка планированию своей деят-сти во времени предварительно организовать ориентировки в заданиях, проанализир. С ребенком используем. Способы деятел-сти. Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, моделированию, лепке, рисованию и блок контроля (Обучить контро­лю по результатам. Обучить контро­лю по способу де­ятельности. Обучить контро­лю в процессе де­ятельности Приемы: Дидактические игры и упражне­ния на внимание, память, наблюда­тельность; обуче­ние конструирова­нию и рисованию по моделям)..



Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуаль­но, так и в группе. Главное соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, чтобы исклю­чить возможность незавершения начатых ребенком действий.

Развитие внимания: коррекция внимания успешно проводится в процессе группового взаимодействия детей в игре или на уроке. Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с ЗПР, многообразны и исполь­зовать их можно не только в процессе занятий с психологом, а так­же в процессе учебной деятельности.

Одним из часто используемых приемов является словарный диктант с комментированием, который могут проводить педаго­ги на уроке с детьми младшего школьного возраста. Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирова­ния умственных действий.

Развитие памяти: Главной зада­чей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является фор­мирование у них специальных приемов запоминания, т.е. разви­тие логической памяти.

Психокоррекционные занятия по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах. В настоящее время в практике разработано достаточно большое количество мнемотехнических приемов, направленных на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти

Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Развитие логических приемов запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделе­ние смысловых опор и составление плана и др.

Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с ЗПР

Психокоррекционная работа по формированию наглядно-дей­ственного мышления должна проводиться поэтапно.

На первом этапе необходимо формировать у ребенка предмет­но-практическую деятельность с помощью специальных дидакти­ческих пособий.

На втором этапе у ребенка формируется орудийная деятель­ность (действия со вспомогательными предметами), в процессе,специальных дидактических игр и конструирования.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что решение мыслительных задач происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями). Наглядно-образное мышление ак­тивно формируется в дошкольном возрасте, его формирование яв­ляется необходимым условием овладения ребенком продуктивны­ми видами деятельности (рисование, конструирование).

Развитию наглядно-образного мышления способствуют сле­дующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, кон­струирование не только по наглядному образцу, но и по словес­ной инструкции, по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем само­стоятельно его реализовать.

Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спич­ками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перене­сти одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: со­единить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обоб­щения, анализа, сравнения, классификации.

Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. Психокоррекционные занятия рекомендуется проводить как индивидуально, так и в группе в зависимости от поставлен­ных задач. Например, игра «Составь предложение» Разные ситуации и взаи­мосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Нейропсихологическая коррекция детей с ЗПР

Для детей с дефицитарностью глубинных структур мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование темповых характеристик психических процессов. Это формиро­вание устойчивости внимания, оптимизация мнемических про­цессов, развитие двигательных функций.

Психокоррекционные приемы:

· Методика, направленная на оптимизацию распределения внимания.

· Методика зрительно-двигательного восприятия и воспроиз­ведения букв и цифр.

· Методика зрительно-двигательного восприятия и воспроиз­ведения схемы.

· Методика запоминания последовательности движений.

Опыт нашей работы показывает высокую эффективность груп­повых форм при нейропсихологической коррекции детей с ЗПР. При формировании группы необходимо учитывать структуру де­фекта ребенка, степень его тяжести, а также возрастные особенно­сти. Желательно формировать группу с одинаковой клинической формой ЗПР. Индивидуальную форму работы целесообразно ис­пользовать с детьми с выраженной парциальной несформированностью высших корковых функций.

Продолжительность занятий по нейропсихологической кор­рекции при индивидуальной форме работы 3040 минут, при групповой 4060 минут.

Особое значение в процессе занятий играет развитие самосто­ятельности и активности. Это достигается с помощью выполне­ния домашних заданий, где ребенку предлагается самому приду­мать задачи и предложить их на занятии.

Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с ЗПР, многообразны и использовать их можно не только в процессе занятий с психологом, а также в процессе учебной деятельности.

Одним из часто используемых приемов является словарный диктант с комментированием, который могут проводить педагоги на уроке с детьми младшего школьного возраста. Процедура заключается в следующем:

Комментированное письмо достаточно сложная деятельность, в которой можно выделить 7 основных стадий: 1) первичное восприятие произносимого слова; 2) самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова; 3) прослушивание комментариев; 4) представление орфографии слова в соответствии с комментированием; 5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием; 6) написание слова в соответствии с его орфографией; 7) проверка написанного слова в соответствии с комментированием (С.Н. Калинникова).

Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий.

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, С.Л. Кобыльницкая, 1974). Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у детей с задержкой психического развития.

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Важное значение имеет психологическая коррекция свойств внимания, среди которых выделяются: объем внимания, распределение внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания.








Date: 2016-06-09; view: 815; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию