Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы православной культуры

МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Развернутый план урока

по дисциплине «Методика преподавания Основ православной культуры»

 

 

Подготовил:

студент группы И-328

_________/Н.Г. Наумова/

30 апреля 2016 г.

 

Проверил:

________/Ю.Л. Косякина/

__________________2016 г.

 

Челябинск 2016

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Развернутый план урока №12

Подготовила: студентка И-328 Наумова Н.Г.

Тема: «Милосердие и сострадание»

Автор: Казимирова Елена Ивановна

Цель: Формирование умения любить окружающих нас людей, хотеть делать и совершать добрые поступки, видеть в каждом человеке Бога.

Задачи:

Образовательные:

-воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, сострадание и милосердие.

Развивающие:

-развивать рефлексивные умения: анализировать свой жизненный опыт и свои представления по проблеме и соотносить их с новыми знаниями;

-развивать коммуникативные умения: умение выслушать собеседника и понять его точку зрения, терпимого отношения к взглядам другого человека;

-развивать учебные умения: понимать прочитанное, правильно формулировать вопросы и строить высказывания.

Воспитательные:

-на примере «Притчи о самарянине» дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.

Личностные результаты:

-осознание значимости в бескорыстной, безвозмездной радости от оказания помощи нуждающимся;

-видеть красивое в поступках православного человека;

-формирование нравственного опыта учащихся.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-формировать навыки самоконтроля, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

-целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

-готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

-развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

-делать выводы в результате совместной работы в группе и с учителем;

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать другого человека и уступать;

-умение аргументированно высказывать свое мнение по вопросу, уважительно относиться к мнению другого;

-способность сохранять доброжелательное отношение к собеседнику.

Предметные результаты:

-формирование представления учащихся о милосердии и сострадании;

-формирование осмысления понятия “милосердие и сострадание” как основы человеческих отношений;

-обогащение нравственного опыта учащихся;

-формирование учебных умений: понимание прочитанного, правильное формулирование вопросов и построение высказываний.

Основные термины и понятия: Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь. Милостыня. Самарянин.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану (12 урок в тематическом планировании на учебный год).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации, технология критического чтения.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя.

Оборудование:

-учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Кураев А. В. – М.: Просвещение, 2011;

-компьютер;

-проектор;

-мультимедийная презентация;

-звуковое сопровождение:песня «Вера» муз.А.Пахмутовой,

сл. Н.Добронравова.

 

Ход урока.

 

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Организация класса.   - Здравствуйте, мои дорогие! Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе собрались. Сегодня у нас самый добрый урок. Давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Расскажите нам о нём, а мы все вместе порадуемся за вас. - Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. - Наш класс просто расцвёл от улыбок. Эмоционально настраиваются на урок.     Рассказы детей.    
2.Актуализация знаний.     - Ребята, я предлагаю вам рассмотреть несколько картинок. Предлагается видеоряд, отражающий добрые дела людей. - Какие чувства у вас возникают, глядя на эти картинки? - Чем вызваны такие чувства? - Мы часто слышим слова: «О человеке судят по его поступкам». Что это значит? - Сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Из предложенных качеств выберите только то качество, которое на ваш взгляд, отражает суть, содержание предложенного видеоряда. Зависть Эгоизм Милосердие Жестокость Злость Равнодушие - Расскажите, какое качество вы выбрали из предложенного списка? - Объясните свой выбор. - Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на нашем уроке? - Спасибо за ваши мысли и рассуждения.       Дети озвучивают свои варианты ответов.     Дети выбирают из следующего списка качество, которое отражает содержание предложенного ранее видеоряда.   Дети озвучивают свои варианты ответов.     Ответы детей.
3.Постановка проблемы. - Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня на уроке я вам предлагаю совершить путешествие в одно чудесное место: город Милосердия и Сострадания. - Как вы думаете, где находится этот город? - Верно, этот город нереальный и находится он в душе, сердце каждого человека. - Чтобы вы хотели узнать, совершая это путешествие? Слайд «Город милосердия и Сострадания» - Совершая путешествие по городу Милосердия и Сострадания вы: · Познакомитесь с понятиями «милосердие», «сострадание». · Узнаете, кого называют ближним. · Узнаете, как христианин должен относиться к людям. - Ребята, у вас в груди бьётся сердце, которое поможет вам ответить на самые сложные вопросы, если таковы у вас возникнут. Упражнение на релаксацию, прослушание песни «Вера»     Ответы детей.     Варианты ответов детей.   Дети озвучивают свои пожелания.
4.Решение проблемы. 1. Исследовательская работа -Наше путешествие началось. Добро пожаловать в город «Милосердия и Сострадания» Слайд «Милосердие и Сострадание» - Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. - Что значит «Милосердие?» - Давайте попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень этого слова. - Верно, в слове «милосердие» два корня: корень «мил» и корень «серд», что значит, милое сердце. А какое это сердце? Милое сердце, это сердце, которое милует, любит, жалеет, прощает. 2. Индивидуальная работа со словарями - Как же объясняется значение слова «милосердие» в словарях В.Даля и С. Ожегова -Послушаем ребят, работающих со словарями, узнаем, правильно ли было наше предположение о милосердии. - В определении С.Ожегова есть слово «Сострадание» Как вы его понимаете? - Что значит приставка СО? Слайд СОСТРАДАНИЕ - Заслушаем ребят, работавших над этим понятием по словарям, проверим, насколько верны наши предположения. Слайд с определением «Сострадания» из словарей. - Как вы считаете, милосердие и сострадание – это синонимичные понятия или нет? - Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания? -Как вы считаете, надо ли рассказывать, что ты поступил милосердно, сострадал кому – либо? Вывод: Верно, оказание помощи своим родным, друзьям, незнакомым людям, животным должно быть бескорыстным, а не за похвалу, не на показ. 3. Инсценировка отрывка из рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик» Слайд «Валентин Катаев» - Мысленно идём дальше по городу. Ребята, а кто это там, на скамеечке сидят? Слайд «Девочка и мальчик на скамейке» - Давайте познакомимся с ними. Девочка: Мальчик, мальчик, как тебя зовут? Мальчик: Витя. А тебя как? Девочка: Женя, давай играть в салки? Мальчик: Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. Девочка:Как жалко. Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. Мальчик:Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь это на всю жизнь. Девочка: Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.-Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Слайд «Первая встреча в городе» Девочка: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли- Быть по-моему, вели! Слайд «Два настроения Жени» ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ! И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась. Слайд «Поляна Доброты» 4. Последующая беседа - Хорошо ли поступила девочка Женя? - Что можно сказать о ней? - Почему вы решили, что Женя добрая? Что она такого сделала? - Подберите вместо слова добрая другое слово. -Продолжите мою фразу, значит, милосердие, это когда…..     Дети дают свои ответы.   Дети дают свои ответы.   Дети дают свои ответы. -Забудет о своей душе.     Зачитывают два ученика.     Дети отвечают:   -Переживать вместе с тем, кто страдает.   Зачитывают два ученика.   Ответы детей   Возможно дети ответят: «По отношению к окружающим».     Ответы детей.   Дети слушают учителя.   Ответы детей.     -Отдала последний лепесток, который берегла для себя.   -Милосердная -Отдаёшь последнее, отдаёшь что жаль.  
5. Открытие нового знания. - Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. Слайд «Встреча с добрым самарянином» - Сейчас нам предстоит встреча с добрым самарянином, для чего образуем малые группы по 3 человека. Чтение текста. - Кто же такой ближний? Из учебника Кураева А. дается определение: «Ближний для меня – это…» (Учебник А. Кураева «Основы православной культуры», с. 42 -43). Проверка работы малых групп. - Продолжите фразу «Ближний для меня – это…» Слайд «Встреча с добрым самарянином» - Этой притчей Господь показал, что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи и оказывает помощь другим. Милосердие в повседневной жизни. -Ребята, милосердие проявляется в делах. Какие примеры милосердия в делах вы можете назвать. -А ещё можно проявить милосердие добрым мудрым советом, простить обидчика. - Как вы считаете, нужно ли милосердие в наше время?       Дети образуют три группы.   Дети слушают учителя.   Дети высказывают свои мысли по очереди.     -Ухаживать за больными, младшими, оказывать помощь и т.д.     Ответы детей.    
5. Применение знаний и умений. -Ребята, одно из дел милосердия - м илостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.   Слайд «Слепцы» -Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».   Слайд «Понятия милостыня и высказывание св. Дорофея»   -Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться... «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину. Или: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.   -Ребята, милостыню просят и сейчас.   Слайд «Милостыню просят и сейчас»   - Как вы думаете, что можно давать просящему?   Рассказ ученика об Иулиане Муромской. - Ребята, понравилась вам Святая Ульяна? - Хотелось ли вам иметь рядом с собой таких людей как Святая Ульяна?       Дети читают со слайда.   Дети слушают выступление учителя.     Дети высказывают свои размышления. Дети слушают рассказ.   Ответы детей.  
6.Рефлексия.     7.Домашнее задание. -Ребята, наше путешествие подходит к концу. Прежде чем мы завершим наше путешествие по городу «Милосердия и Сострадания» попробуем разобраться в жизненных ситуациях. -Давайте ещё раз подумаем и ответим на вопросы: - Человек рождается милосердным или становится им? - Легко ли стать милосердным? - Как научиться милосердию? Вывод: Православному человеку чтобы воспитать милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймёте как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложения труда, хлопот, нередко ограничения своих желаний.   Рассказать родителям о путешествии по городу «Милосердия и сострадания». Работа в группах: 1гр. – подобрать сказки о милосердии. 2гр. – подобрать статьи о милосердии из газет, журналов. 3гр. – Подобрать стихи о добре и милосердии. -В жизни по – разному можно жить- Можно в беде, а можно в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать, И, помышляя о чуде, Рукой обнажённой солнце достать И подарить его людям. - Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра! Спасибо всем за работу!         Дети высказывают свои взгляды, мысли, свое мнение.    

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Краткие теоретические сведения. Определение параметров влажного воздуха

Date: 2016-06-09; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию