Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что страны Древнего Востока с полным правом можно назвать колыбелью философской мысли
При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что страны Древнего Востока с полным правом можно назвать колыбелью философской мысли. Все три региона – Ближний Восток, Индия и Китай – представляют собой самостоятельные культурные целостности. Если в древнейших государствах Ближнего Востока – Египте и Вавилоне – впервые появились философские взгляды, элементы атеистического и стихийно-материалистического воззрений, которые не в состоянии были сложиться в целостные философские школы и течения, то первыми странами, где возникли философские школы и оформились основные философские направления, были древние Индия и Китай. При изучении второго вопроса темы следует обратить внимание на то, что страны Ближнего Востока не создали в древности философской традиции в подлинном смысле этого слова. Элементы материалистической философии в Египте и Вавилоне представляют собой отдельные просветы на фоне безраздельного господства религиозного мировоззрения. В Древнем Египте и Вавилоне, несмотря на значительные достижения в области науки и культуры, возникновение философских знаний ограничилось появлением лишь отдельных зачатков философского мышления, не поднимающихся выше уровня обыденного эмпирического знания, которые не смогли пробить стену мифологического сознания. В этих странах религиозное мировоззрение подчинило себе не только зачатки философских знаний, но и научной мысли. В Древней Индии и Древнем Китае переход от мифологических представлений к научным взглядам произошел на этапе становления и выделения философии в самостоятельную, обособленную от религии область знания. Подходя к изучению третьего вопроса, следует помнить, что на философию Древней Индии существенное влияние оказали «Веды» – древнеиндийский памятник религиозной литературы, вобравший в себя «священные знания». Материализм возник в Древней Индии в борьбе против религиозного мировоззрения, изложенного в «Ведах», а позже в «Упанишадах» (философских комментариях к «Ведам»), где уже намечается материалистическая тенденция. Все древнеиндийские философские школы разделились на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет «Вед») и неортодоксальные (не признающие его). Большинство мыслителей относились к первым: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Однако за их внешней религиозно-этической формой проступали материалистические тенденции. К неортодоксальным школам относились: джайнизм, буддизм и учение локаята-чарваков. В Древнем Китае в VII – VI вв. до н. э. сформировались также две тенденции в идеологии – религиозная (консервативная) и атеистическая (прогрессивная). Против религиозно-мистической идеологии (особенно против конфуцианской теологии) выступали прежде всего моисты, высказывающие материалистические взгляды. Однако наиболее последовательный материализм (с элементами диалектики) в Древнем Китае отстаивали даосисты.
Основные понятия
АТМАН – одно из основных понятий ведической литературы: всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа в отличие от Брахмана (высшей объективной духовной реальности). Атман – самосознание Брахмана. Он находится во всем и все одушевляет. Это – вечное начало внутри всего. БРАХМА – космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма. БРАХМАН – 1) в ведической литературе – зародыш, из которого разворачивается весь явленный мир и который существует в двух образах – воплощенном и невоплощенном; 2) член высшей жреческой касты в Индии. БРАХМАНИЗМ (учение брахманов, священников) – господствующая в Индии религия, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между сторонниками брахманизма существуют большие расхождения. В брахманизме имеются следующие направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворенного и непреходящего первовещества (пракрити), и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. В основе брахманизма лежит вера в перевоплощение души, верховную божественную триаду (Тримутри: Брахма, Вишну, Шива). Отличается сложным ритуалом, совершаемым специальными жрецами – брахманами. БУДДИЗМ – одна из трех мировых религий, в основе которой лежит религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в IV - V вв. до н. э. Основателем его считается принц Гаутама (623-544 до н.э.), прозванный Буддой, т.е. «просветленным». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавления от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине, возможности освобождения от них и восьмеричном пути. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа. ВАЙШЕШИКА – древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канадà. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физические объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы – несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы. ВЕДАНТА (буквально «завершение вед») – одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе «Упанишад» одном из разделов «Вед», философских комментарий к ведическим гимнам. В веданте существует два направления: адвайта (основатель – Шанкара VIII в. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя); второе направление – вишишта (основатель Рамануджа) считает, что существует три реальности – материя, душа и бог, которые находятся во взаимо-подчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну. ВЕДЫ (буквально - «знание, ведение») – древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: «Ригведы» – гимнов мифологического и космологического содержания; «Самоведы» – песнопений, повторяющих тексты «Ригведы» и дополняющих их ритульно-обрядовыми наставлениями; «Яджурведы» – описаний ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; «Адхарваведы» – магических заклинаний и формул. За «Ведами» следуют «Брахманы» – своего рода комментарии к текстам «Вед» (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют «Упанишады» – трактаты религиозно-философского содержания. ГУРУ (буквально – «тот, кто просветляет») – духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь. ДАО (буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – это естественный путь вещей, а у идеалистов – идеальное начало мира (истинное небытие). ДАОСИЗМ – одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник в VI в. до н.э., основоположник Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствования. ДЖАЙНИЗМ – индийское религиозно-философское учение, сформировавшееся в VI - V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороны других невозможна). ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положительный образец, вечный моральный закон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет «Вед». Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхарме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться. ЖЕНЬ (человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе самому. ИНДУИЗМ – одна из наиболее крупных религий мира. Священными для индусов являются «Веды» («ведать, знать») и предписание жрецов – брахманов. Основа индуизма – учение о переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). По индуистским представлениям, человек заслуживает свое положение в определенной касте всей предшествующей жизнью. Каждый индус обязан строго соблюдать предписания, необходимые для данной касты. Этим в следующей жизни он может заслужить более высокое положение в обществе. В индуизме нет единой догматики, обрядности, церковной организации. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос). Индуистская философия включает в себя учение об Атмане и Брахмане. Цель всякого прогресса – освобождение Атмана от тела и слияние его с Брахманом. ЯН и ИНЬ – основные понятия древнекитайской философии. В «Книге перемен» Ян и Инь выражают светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское начала в природе. Полярные силы рассматриваются как основные космические движения и первопричины всего. ЙОГА (буквально «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.). КАРМА – в древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека. КОНФУЦИАНСТВО – одно из ведущих идейных течений в Древнем Китае, возникшее в VI в.до н. э. Основодоложник – Конфуций (Кун-фу-цзы). Согласно учению судьба человека определяется Небом, и то, что люди делятся на благородных и низких, не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. ЛИ – в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения. ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА – учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единственный источник познания – ощущения. Отрицает существование бога и души (Брахмана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также – закона кармы. Проповедует гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отрицая аскетизм. МОИЗМ – одно из основных направлений китайской философии, основателем которого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к народу провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие. МИМАНСА – одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) на может быть рационально объяснено. Человек должен неукоснительно соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признаёт существование духовного и материального начал во вселенной. МОКША – в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма). НИРВАНА («угасание») – одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана – это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это – убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана – противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана – это результат слияния человека с духовным абсолютом в результате удовлетворенности земным бытием. НЬЯЯ – одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковывает многие положения «Вед», считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя достичь освобождения. ПРАКРИТИ – в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизирует творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом. ПРАНА (буквально «дыхание) – в индийском философии означает космический принцип бытия, а также жизнь, одушевляющее начало и жизненные силы, объединяющие микрокосм и макрокосм. САНКХЬЯ –одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), неспособную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши (души), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге. CAНСАPA («перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Её бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом («колесо сансары»). «УПАНИШАДЫ» – один из разделов «Вед», древнеиндийские фило-софские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к VII – III вв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений. ЦИ – основное понятие китайской философии, первоначально означающее воздух, дыхание, а затем – первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци поднимается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная – опускается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля. Date: 2016-06-09; view: 323; Нарушение авторских прав |