Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Челночное движение между внутренними и внешними ощущениями
Это упражнение является полезным вариантом сканирования тела. Проводя различие между внутренними ощущениями тела и внешним чувственным опытом, вы учитесь лучше осознавать окружающую среду и реакцию на нее своего организма. Сядьте удобно и закройте глаза. Прежде всего, просканируйте свое тело и отметьте все внутренние ощущения: наполненность желудка, например, и так далее. Затем переключите внимание на чувства, вызванные внешними факторами, допустим, фактурой мебели, на которой вы сидите. Вновь сфокусируйтесь на внутренних ощущениях, к примеру, на сжатых мышцах икр. Далее заметьте, как солнце греет вашу руку. Опять включите внутреннее осознание и поймите, что испытываете, например, жажду. Затем направьте внимание вовне и услышьте лай соседской собаки. Продолжайте «лавировать» между внешними и внутренними ощущениями на протяжении трех минут: внутреннее, внешнее, внутреннее, внешнее. «Перемещаясь» таким образом, вы обостряете свое восприятие в целом. Вы замечаете, что некоторые ощущения едва различимы и достаточно неопределенны: кусочек пищи, который застрял между зубами, — это внутреннее или внешнее ощущение? А что насчет послевкусия во рту? Или щек, которые горят, когда вы входите в теплую комнату в морозный зимний день? Что более важно, данное упражнение позволяет вам определить наблюдателя — вас, отделенного от собственных ощущений. Даже неприятные чувства, вызванные, например, головной болью или сильным шумом, не являются «вами». Они не определяют вас. Они — просто ощущения, которые пройдут и уступят место другим.
Наблюдение за мыслями
Белая комната
В ходе этого упражнения вы будете наблюдать за работой своего сознания, представляя, что оно — белая комната, через которую проходят мысля. Выполнять его можно в любом спокойном месте, сидя или лежа. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. Дышите медленно и ровно на протяжении всего упражнения. Представьте, что вы находитесь в среднего размера белой комнате с двумя дверьми. Мысли входят в одну дверь и уходят через другую. Как только мысль появляется, концентрируйтесь на ней и старайтесь отнести к категории оценочных или безоценочных. Рассматривайте каждую мысль внимательно, с любопытством и состраданием до тех пор, пока она не уйдет. Не пытайтесь анализировать ее, только отмечайте, оценочная она или нет. Не оспаривайте ее, не старайтесь поверить или не поверить в нее. Просто осознавайте, что это — мысль, краткий миг вашей мозговой активности, случайный гость вашей белой комнаты. Остерегайтесь мыслей, которые вы отнесли к категории оценочных. Они будут стараться завладеть вами, заставить вас принять оценку. Смысл этого упражнения в том, чтобы отмечать, насколько «прилипчивы» оценочные мысли — как они застревают в вашем сознании и как сложно от них избавиться. Вы определите, что мысль мучительна и оценочна по тому, как долго она остается в белой комнате, или по тому, начинаете ли вы испытывать какие-либо эмоции в связи с ней. Старайтесь постоянно поддерживать ровное дыхание, сохранять ясный образ комнаты и дверей, следить за мыслями и классифицировать их. Помните, что мысль — это просто мысль. Вы гораздо больше нее. Вы — тот, кто создает белую комнату, через которую мыслям позволено проходить. У вас их миллион, они уходят, а вы по-прежнему остаетесь. Мысль не требует от вас никаких действий. Мысль не обязует вас верить в нее. Мысль — это не вы. Просто наблюдайте, как они проходят через белую комнату. Позволяйте им проживать их недолгую жизнь и говорите себе, что они имеют право на существование, даже оценочные. Просто признавайте ваши мысли, давайте им уйти, когда приходит время, и готовьтесь встречать новые — одну за одной. Продолжайте выполнять это упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что вы по-настоящему дистанцировались от своих мыслей. Делайте его, пока даже оценочные мысли не начнут проходить через комнату, не задерживаясь.
Челночное движение
Это упражнение очень похоже на попеременное наблюдение за внутренними и внешними ощущениями, но в данном случае вы курсируете между физическими и эмоциональными ощущениями, а позже — между мыслями и чувствами. Выберите спокойное место, сядьте и начинайте дышать глубоко и медленно. Закройте глаза и сканируйте свое тело до тех пор, пока не обнаружите первое физическое ощущение. Допустим, вы чувствуете тяжесть и усталость в ногах. Затем изучите себя на предмет эмоциональных ощущений. Возможно, вам немного грустно. Снова переключитесь на физическое состояние, затем — на эмоциональное и так далее на протяжении двух-трех минут. Некоторые любят выполнять это упражнение с открытыми глазами, делая заметки на листе бумаги, чтобы проследить, как они переключаются с физических на эмоциональные ощущения.
Спустя пару минут попробуйте такой вариант: переключайтесь между мыслями и эмоциями:
Постарайтесь оставаться на сострадательной, безоценочной позиции на протяжении этого упражнения. Переключаясь с физического на эмоциональное, с мыслей на чувства, вы учитесь замечать две вещи: во-первых, что неприятные мысли обычно предшествуют неприятным эмоциям, и, во-вторых, что, наблюдая за собой, вы можете отстраняться от болезненных переживаний, мыслей и чувств.
Конвейерная лента
В этом упражнении вы учитесь замечать и классифицировать все, что проходит через ваше сознание, как будто бы сознание — это конвейерная лента, движущаяся из настоящего в прошлое. Закройте глаза, дышите глубоко и медленно. Представьте, что вы смотрите сверху вниз на конвейерную ленту, которая перемещается справа налево. Представьте на мгновение резиновую поверхность ленты, заметьте, какого она цвета и ширины, услышьте низкое гудение электромотора. Сохраняйте этот образ в вашем сознании. Теперь откройте свой разум первому, что придет в голову. Что бы с вами ни происходило, наделите это описанием подобной формой:
Используйте собственные обозначения, если эти не кажутся точными. Как только вы определитесь с маркировкой, представьте, что она проштампована на небольшом бревнышке. Положите бревнышко на конвейер, и пусть лента унесет его в прошлое. Это упражнение помогает наблюдать за своим сознанием и классифицировать его блуждания, не зацикливаясь на содержании и не подвергаясь привычным мыслительным паттернам.
Диаграмма «Мудрого разума»
Иногда болезненные воспоминания, мысли, чувства и порывы так плотно переплетены в сознании, что вам нелегко разделить их в процессе таких выполняемых с закрытыми глазами упражнений, как «Челночное движение» или «Конвейерная лента». К примеру, Джошуа мучило воспоминание о разрыве с его девушкой, Хейли. Однажды он подъехал к ее дому, чтобы проверить, не оставил ли там свой iPod, и заметил чужой автомобиль. Он вошел в дом и увидел, как Хейли занимается любовью с мускулистым красивым незнакомцем. Джошуа разбил лампу и выбежал, хлопнув дверью так, что вывернул плечо. В тот же вечер у них произошел неприятный, со слезами и криками, телефонный разговор. После этого они расстались. Когда Джошуа пытался выполнять упражнения на осознанность, в его уме каждый раз возникал образ того дня: вместе с болезненными ощущениями в плече, оранжевыми вспышками огня и звуком, напоминающим гул землетрясения. Это походило на экспериментальное кино — очень импрессионистское и практически не поддающееся делению на составляющие элементы. Джошуа структурировал свои травматические воспоминания другим методом — нарисовав диаграмму «Мудрого разума».
Представив события таким образом, Джошуа помог себе дистанцироваться от собственных мыслей, эмоций и действий достаточно для того, чтобы взглянуть на худшие дни своей жизни со стороны. Самый важный элемент здесь — «Мудрый разум». Он напоминает вам о том, что вы — наблюдатель, который отделен от ваших мыслей, отделен от ваших чувств и даже отделен от ваших действий. В предыдущих вариантах диаграммы Джошуа нарисовал овал под названием «Порывы», где написал «Убить Хейли… Убить себя». Он чувствовал вину и стыд за такие желания, но поскольку он никогда не поступал в соответствии с ними, то решил, что их не стоит принимать во внимание, и в конечном итоге вычеркнул. У всех есть порывы, которые никогда не становятся поступками. Учитывать же нужно только поступки. Если вы пытались выполнить упражнения с закрытыми глазами и столкнулись с тем, что вам сложно классифицировать свои мысли, чувства, воспоминания, порывы и тому подобное, попробуйте создать собственную диаграмму «Мудрого разума».
Опыт Хелен
Хелен, разведенная мать двоих детей школьного возраста, чувствовала себя толстой, старой, подавленной, задерганной и изолированной от общества. Она завидовала двум своим старшим, более привлекательным и успешным сестрам. Ее работа в медицинском центре казалась ей скучной и бесперспективной. За последние девять месяцев она ни разу не ходила на свидания, да и сил на романтические встречи у нее не было. Дети с трудом заканчивали второй и четвертый классы, а у Хелен не хватало энергии на решение их проблем. Она начала выполнять упражнения на осознанность, поскольку ее психотерапевт сказал, что они требуют минимум усилий. Сначала Хелен оценила то, насколько хорошо успокаивают эти упражнения. Но вскоре она заметила, что чувствует себя на удивление обновленной после нескольких минут глубокого дыхания и структурирования своих мыслей. Идея того, что она отделена от сиюминутного содержания своего сознания, оказалась очень обнадеживающей. Сила благотворного результата практики проявилась для Хелен постепенно. Ее жизнь все еще трудна, но ей стало интереснее и веселее заниматься теми делами, которые не связаны с ее основными переживаниями: она с удовольствием готовит, болтает обо всяких пустяках со своей семилетней дочерью, просматривает каталоги для садоводов и рукодельниц. Она поняла, что ей не нужно приводить в порядок каждый аспект своей жизни для того, чтобы начать жить. Она научилась осознавать угнетающие, негативные мысли, проходящие через ее сознание, при этом не бросая важные для себя дела: проектирование сада, посещение зоопарка с дочерьми, вязание нового шарфа для матери.
Date: 2016-06-08; view: 327; Нарушение авторских прав |