Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лесопромышленный комплекс
В состав лесопромышленного комплекса входят 5 основных от раслей: . лесозаготовительная промышленность — заготовка и вывозка древесины; • лесопильная промышленность ~ производство пиломатериалов; • деревообрабатывающая промышленность — производство фанеры, строительных деталей, стандартных домов, мебели, спичек и др.; • целлюлозно-бумажная промышленность (производство целлюлозы, бумаги, картона и др.), включающая как химическую, так и механическую переработку древесного сырья; • лесохимия (производство канифоли, фенола, скипидара, этилового и метилового спирта, глюкозы, ацетона, камфоры,, клея и др.). Лесопромышленный комплекс выпускает: • деловую древесину; • пиломатериалы; • древесные плиты; • фанеру; • товарную целлюлозу; • химические материалы, выработанные из древесины; • бумагу, картон, мебель и др. Лесопромышленный комплекс относится к ориентированным на экспорт отраслям, удельный вес продукции лесной промышленности в экспорте страны — 5%. На внешнем рынке реализуется около 50% общего объема производства лесопромышленного комплекса. Наибольшую долю экспортной продукции производят Красноярский край, Архангельская область, Карелия. Высоким экспортным потенциалом обладают также Нижегородская, Кировская, Владимирская и Костромская области. Основными факторами размещения лесозаготовительной промышленности являются: • сырьевой (ориентация на лесные ресурсы); • транспортный (наличие лесовозных дорог и промежуточных складов для транспортировки древесины к транспортным магистралям). Лесозаготовка и транспортировка древесины имеют сезонный характер. Транспортировка осуществляется преимущественно по железным дорогам, но все еще большое значение имеет и речной транспорт. Ведущими районами лесозаготовок являются европейские территории Севера и северной части Поволжского экономического района, что приводит к истощению лесных запасов. Доля районов Сибири и Дальнего Востока, где сконцентрировано подавляющее большинство всех лесных запасов России, не превышает 40% от общего объема вырубки древесины в стране. Это объясняется тем, что основным потребителем российского леса является Европа, а транспортировка леса из Сибири обходится значительно дороже. Лесопильная промышленность размещается: • в основных районах лесозаготовок; • узлах транспортн ых магистралей: • на пересечении железных дорог; • в устьях крупных рек, имеющих выход в море; • на лесосплавных водных путях. Основные центры лесопиления: • Архангельск; • Нарьян-Мар; • Котлас; • Мезень и др. Крупнейшие лесопильные предприятия в Сибири: • Лесосибирский, Новоенисейский лесодеревообрабатывающие комбинаты (ЛДК) в Красноярском крае; • Усть-Илимский ЛДЗ и СП "Игирма-Тайрику" в Иркутской области. На мировом рынке в последние годы растет спрос на пиломатериалы лиственных пород, которых в России производится пока недостаточно. 3. На размещение деревообрабатывающей промышленности влияют следующие факторы: • сырьевой; • потребительский. Производство фанеры ориентируется на березовое сырье, спичек — на осиновое сырье и т. д. В качестве сырья для производства ДСП используется древесина хвойных и лиственных пород. Основные центры деревообрабатывающей промышленности: . Братск (ОАО "Братсккомплексхолдинг"); • Тюменский фанерный комбинат; . Бийский фанерно-спичечный комбинат; • Береговой лесоперерабатывающий комбинат. Центры производства древесно-волокнистых плит (ДВП) - Братск, Лесосибирский и Новоенисейский лесодеревообрабатывающие комбинаты, древесно-стружечных плит (ДСП) - Томский и Усть-Илимский лесопромышленные комплексы. Мебельная промышленность в основном сосредоточена в европейской части страны. Наибольшее количество мебельных предприятий находится в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Крупнейшие производители мебели: • фабрики "8 марта"; • ПМО "Шатура"; • "Москомплектмебель"; • АО "Электрогорскмебель". Указанные предприятия в настоящее время производят почти треть всей мебели России. Однако достаточно велико и количество малых предприятий, специализирующихся на сборке мебели из готовых деталей по индивидуальному заказу. Целлюлозно-бумажная промышленность — очень материало-, энерго- и водоемкое производство, ориентируется на сырье, источники энергоснабжения и воды. Основные иентры иеллюлозно-бумажной промышленности: • Архангельск; • Котлас (Архангельская обл.); • Сыктывкар (Коми); • Кондопога (Карелия); • Пермский край; • Свердловская; • Нижегородская области и др. В указанных регионах России производится почти 2/3 всей бумаги. В будущем возможно развитие целлюлозно-бумажной промышленности в районах Сибири и Дальнего Востока, поскольку именно там имеются наилучшие природно-сырьевые условия для развития данной отрасли. 4. Лесохимия, в первую очередь гидролизное производство, ориентируется преимущественно на сырье (отходы лесозаготовок, лесопиления и деревообработки). Основная продукция гидролизного производства — этиловый спирт ~ применяется в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, производстве строительных материалов, медицине. Основные центры гидролизного производства: • Архангельск; • Санкт-Петербург; • Саратов; • Волгоград; • Красноярск; • пос. Хорский (Хабаровский край). Развито гидролизное производство в Татарстане и Башкортостане.
В ходе экономической реформы ряд регионов ослабил и свернул специализацию в базовых отраслях (Поволжье и Восточная Сибирь – на ТЭК, Западная Сибирь и Дальний Восток – на комплексе лесо- и стройматериалв), и лишь в отдельных случаях (при экспорте) она укрепилась (Центральной Черноземье – на черной металлургии, Восточная Сибирь – на цветной). Базовые комплексы имеют широкий отраслевой состав и обширное территориальное распространение, их размещение в основном соответствует географии топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Вместе с тем энерго- и материалоемкость народного хозяйства, в отличие от передовых стран Запада, весьма высокая. Поскольку главным направлением экономического роста в перспективе является интенсификация на основе жесткого ресурсосбережения, то наращивания производственных мощностей базовых отраслей (дающих свыше половины, а в Сибири 2/3 промышленной продукции), как правило, не требуется (тем более что в черной металлургии имеется их значительный избыток). При восстановлении дореформенного уровня они могут обеспечить потребности форсированного развития ведущих и потребительских комплексов. Это даст большую экономию капитальных вложений. Что касается конъюнктурной погони за валютными средствами путем форсирования экспорта российского топлива и сырья, то такой путь не отвечает коренным национальным интересам и должен рассматриваться как кратковременная мера. Ставка на ускоренное развитие добывающей промышленности будет постоянно противодействовать политике ресурсосбережения и подъему передовых, наукоемких отраслей перерабатывающей индустрии. Поэтому необходимы государственные меры по сдерживанию потребления топливных и сырьевых ресурсов в расчете на единицу выпускаемой продукции. Перспективы развития базовых межотраслевых комплексов и совершенствования их региональной структуры прогнозируются в следующих основных направлениях: - топливно-энергетический комплекс — предельная добыча к 2020 г. - 700-750 млрд м3 природного и попутного газа, 300 млн т нефти и конденсата, 335—400 млн т угля, выработка 1200 млрд кВт • ч электроэнергии. Целесообразно освоение (но умеренными темпами) новых ресурсов природного газа на полуострове Ямал, в Баренцевом море, Иркутской области, на шельфе острова Сахалин, а также новых источников нефти в Сибири (включая Восточную), Прикаспии, на шельфе Арктики и Дальнем Востоке; сооружение новых нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана; развитие открытой добычи угля в Канско-Ачин-ском и Южно-Якутском бассейнах, а также рентабельной добычи на угольных разрезах и шахтах Кузнецкого и Печорского бассейнов. Важным направлением является совершенствование структуры и территориальной организации энергетической базы путем сооружения мощных конденсационных электростанций в восточных районах, особенно на канско-ачинских и других углях открытой добычи и западно-сибирском природном газе, крупных ГЭС на сибирских реках, АЭС — в Европейской части; металлургический комплекс — расширение внутреннего рынка металлопродукции; интенсификация и улучшение технологической структуры производства в черной металлургии с целью повышения качества и увеличения выпуска эффективных видов продукции; опережающий рост сырьевой базы, важный в условиях потери ряда источников сырья после распада СССР (железная руда, марганец и т. д.), более полное использование металлолома; сдерживание развития мощностей черной металлургии полного цикла и энергоемкой цветной металлургии в районах, дефицитных по топливу, электроэнергии, воде и экологически уязвимых, приоритетное развитие этих мощностей в Сибири; экологическое оздоровление металлургических центров; комплекс лесостроительных материалов — совершенствование лесопользования и деревопереработки с максимальной утилизацией отходов лесоухода, производства и повышением эффективности использования древесного сырья, в чем Россия отстает от Запада в 4—6 раз. В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья. Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей. Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.
|