Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения. Семья. Все византийское общество рассматривалось как совокупность подданных, обязанных служить государю имуществом и личностью





Все византийское общество рассматривалось как совокупность подданных, обязанных служить государю имуществом и личностью. Основу общества составляло крестьянство, объединенное в митрокомии, самоуправлявшиеся общины. Свободные крестьяне, по-византийски «георгики», делились на несколько категорий. Высшую ступень занимали динаты – сильные люди; юридически они являлись членами общины, избирались на должности; пользуясь правом приоритетного приобретения земель общинников, они скупали недвижимую собственность соседей и превращались в землевладельцев, использовавших труд наемных и зависимых крестьян. Будучи военнообязанными, динаты, как правило, исполняли конную военную службу. Среднюю ступень занимали стратиоты, служившие в пехоте. На низшей ступени находились апоры – бедняки, неимущие, сдававшие свои земли в аренду более состоятельным, и мистии – наемные. Все они платили синону – натуральный налог, капникон – подворный сбор, и каноникон в пользу церкви. С VIII в. в Византии стали появляться парики; формально они были юридически свободными, не были прикреплены к земле, однако существенно ограничены в правах; их повинности были в 2 – 3 раза выше повинностей георгиков; они обязаны были отрабатывать барщину на господской земле; они не имели права носить оружие и участвовать в войске.

Землевладельческая знать получала императорские пожалования на взыскание государственных налогов с селений, округов или областей. К XI в. сложилась привилегированная сословная группа прониаров, обладателей подобных пожалований. Они получали эскуссии, т.е. освобождение от налогов и изъятие своих земельных владений из-под контроля государства. Прониары были обязаны несением военной службы. В то же время им дозволялось содержать собственные вооруженные свиты.

В Византии достаточно многочисленным было сословие горожан, поскольку Византия являлась самой урбанизированной страной средневековья. Горожане были объединены в корпорации. Среди них большим влиянием пользовались объединения торговцев. Корпорации, как и города в целом, находились в зависимости от государства и не обладали самоуправлением.

Более многочисленным, чем на Западе, было в Византии духовенство. На вершине иерархии стоял патриарх; ниже него находились митрополиты, возглавлявшие церковь в областях; ниже – архиепископы, правители церковных округов; еще ниже – епископы, руководившие церковными делами в городах с близлежащими районами, но также и в крупных селениях. Монашество было объединено в монастыри, самыми крупными и влиятельными из которых были Афонский и Студийский.

Особенностью Византии было существование разветвленного и иерархизированного чиновничества. С X в. сложилась иерархическая система титулов и чинов. Были установлены 18 рангов. Титулы и чины не передавались по наследству, предоставлялись только за службу императору. Кроме этого существовали должности, не входившие в чиновничью иерархию, например, евнухи. Наибольшим влиянием из них пользовались паракимонены, или спальничие. Именно они нередко выдвигались на роль временщиков.

В Византии должностные злоупотребления и преступления не подлежали уголовной ответственности. Взятки были официально узаконены как дары должностным лицам, и существовали фиксированные таксы за ту или иную услугу, в зависимости от ранга чиновника.

Экономика

Специфика Византийского таксиса в немалой степени обуславливалась экономикой. Ее основой была частная собственность, чем Византия резко отличалась от Востока и от современного ей Запада. Существенное место в экономике занимала государственная собственность, предопределившая особую роль государства. Однако император никогда не был верховным собственником всех земель империи. Другим фундаментальным отличием византийской экономики было продолжающееся развитие городских ремесел и торговли. В Византии не наблюдалось упадка городской жизни и аграризации, как на Западе. В городских эргастериях производили самые изысканные шелковые и парчовые материи, предметы роскоши и украшения. В столичных ремесленных мастерских работали лучшие ювелиры, мозаичисты, эмальеры, художники. Вершины подлинного искусства достигли византийские керамисты и стеклоделы. Изделия византийских мастеров пользовались огромным спросом во всем мире и выступали недосягаемыми образцами. В Византии была исключительно развита международная торговля. Византийские купцы состояли в обмене с Индией и Китаем, Цейлоном и Аравией, с Эфиопией и Ливией, с Ираном и Согдианой, византийские купцы достигали Британии и Скандинавии. Многие достижения коммерческой техники впервые появились именно в Византии, например, «летучие письма», или вексель. В Византии на протяжении почти тысячи лет имела хождение золотая монета – солид, впоследствии – иперпир. Ее весовой стандарт повлиял на становление итальянской золотой монеты.

Техника

Техника византийской эпохи продолжила все основные достижения античности. Вместе с тем, Византии принадлежит значительный вклад в ее дальнейшем развитии. Стоит только обратиться, например, к архитектуре. Именно в Византии был создан новый тип храма – крестовокупольного, который стал образцом для подражания как на Западе, так и на Востоке. Его создание связано с именем крупнейшего архитектора, инженера и ученого Исидора Милетского (VI в.). Он прекрасно знал физику Архимеда, математику, механику Герона Александрийского. Им возведен собор Св. Софии в Константинополе. Это была первая купольная конструкция, вытеснившая базилику с двускатной крышей, преодолевшая античную ордерную систему. Огромный купол имел в диаметре 32 м и был поднят на высоту более 40 м. Византийские мастера возводили многоэтажные дворцы, мощные крепостные сооружения. Чудом византийской архитектуры был зал Мистерион, обладавший феноменальной акустикой: слово, сказанное шепотом в самом углу зала, было отчетливо слышно на противоположной его стороне.

Византийские инженеры создавали различные военные машины, метательные орудия, использовавшиеся при осадах крепостей; применялись тараны, передвижные башни, катапульты, баллисты. В VIII в. византийский инженер Калинник изобрел новое оружие – «греческий огонь», который остановил вторжение арабов. Огненная смесь, делавшаяся на основе нефти, металась на десятки метров при помощи специального сифона, и потушить ее было невозможно.

«Чудесами» византийской техники были автоматически двигавшиеся и рычащие львы, взмахивающие крылами и воинственно кричащие грифоны, поющие птицы на золотом платане, установленные в приемном зале Магнаврского дворца. Там же находились два огромных механических органа из чистого золота. Создателем этих автоматов называли выдающегося ученого Льва Математика (IX в.). Ему же принадлежит изобретение светового телеграфа: на расстоянии 100 км друг от друга устанавливались башни; с самой отдаленной из них, стоявшей на границе империи, подавался световой сигнал, он улавливался на ближайшей башне и передавался по цепи дальше вплоть до столицы. В течение часа в Константинополе получали известия о восстаниях, стихийных бедствиях, нападениях кочевников и прочих событиях в провинциях.

Образование и науки

В Византии сохранялась классическая система образования. Школа была доступной для всех. Нормой знания считалась осведомленность в античной истории, философии, литературе и поэзии. Образование в отличие от Запада было светским. Обязательно изучались Гомер, Геродот и Фукидид, Платон и Аристотель. Утвердилось убеждение в том, что самые выдающиеся мыслители древности не противоречили догмам христианского учения, что они предвосхитили многие истины христианства.

Школа предоставляла возможность социального восхождения и деловой карьеры. Талантливые выпускники школ, будучи детьми простолюдинов, могли стать юристами, военными, чиновниками.

Обучение начиналось с элементарной школы (рспрбйдейб), в которую ребенка отдавали в 6 – 7 лет. Там изучали орфографию, письмо, чтение, счет и пение. Давали также основы знаний по Священному писанию.

После этого в 9 – 10 лет ребенка переводили в школу грамматиста (рбйдейб), где осваивали грамматику греческого языка. Здесь сообщались основные сведения по литературе, истории, мифологии, географии, метрике. Школьные программы предусматривали знание Гомера, Гесиода и Пиндара, избранных мест из сочинений лирических поэтов, комедиографов и трагиков; ученики должны были знать комедии Аристофана и трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; ученики изучали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Плутарха. Обязательным было обращение к трудам отцов греческой церкви – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других. Основным учебником являлись «Каноны» Феодосия Александрийского (VI в.), в которых приводились таблицы склонений существительных и спряжений глаголов. Использовались также словари, из которых самым известным стал «Лексикон» Гесихия (V в.).

В 16 – 17 лет ученики переходили в школу ритора. Здесь осваивались декламация, риторика, правила построения речи и основные жанры красноречия. Ученики должны были уметь сочинять басни, рассказы, хрии, т.е. тезисное изложение мысли, сентенции-гномы, тропы или общие места, энкомии или порицания и пр. Ученики должны были уметь вести диспут, импровизировать, декламировать. Много внимания уделялось письменной речи, правилам составления письма. Важнейшим учебником оставалось «Риторическое искусство» Гермогена Тарсийского (II – III вв.)

Помимо риторических школ были философские школы, где изучались Платон и Аристотель. Самой авторитетной из них была Афинская Академия, действовавшая до 529 г., до закрытия императором Юстинианом. Были также естественные школы. Наиболее известной был Александрийский мусейон, где изучали математику, геометрию, астрономию. Он просуществовал до VIII в.

В Константинополе по указу Феодосия II в 425 г. был открыт университет, официально называвшийся auditorium. В нем были кафедры риторики, философии, права, греческой и латинской грамматики; преподавали 10 греческих и 10 латинских грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, 2 профессора права и профессор философии.

В 855 г. в Магнаврах, под Константинополем, была открыта школа математических наук, которую возглавил Лев Математик.

В XI в. стала действовать Патриаршия Академия, в которой изучали библейскую экзегезу, т.е. правила толкования Библии, Евангелия, труды отцов церкви и богословия в целом. Выпускники Академии занимали высшие церковные должности.

Риторические школы, мусейоны, университеты, академии являлись школами высшей ступени. Образование в них, как, впрочем, в школах начальной и средней ступеней, было платным. И хотя в Византии существовали школы для неимущих, для девочек, существовали формы стипендиальной поддержки талантливых учеников, образование никогда не было массовым. По оценкам византинистов, в периоды стабильности общая численность образованных в империи не превышала 10 – 15 %.

Говоря о науках в Византии, также нужно отметить сохранение преемственности с античностью. В философии блистал Ямвлих (+330 г.), последователь платоновской традиции; христианские писатели изображали его тайноведцем и чудотворцем, вызывавшим демонов. Он высказал мысль о том, что все восточные и греческие мудрецы возвещали одну и ту же истину, о том, что существует некое согласие между различными учениями и религиями. Эта мысль предвосхитила открытия эпохи Возрождения. Другим ярким представителем платоновской философии был Прокл (+485 г.), прекращавший засухи и землетрясения, общавшийся с Афиной и исцелявший; он развил учение о Едином, которое существует в трех ипостасях.

Наиболее загадочной фигурой был неизвестный философ-богослов, писавший под псевдонимом Дионисий Ареопагит (V в.). Он довел до совершенства апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие, определяя Бога то через отрицание – Неизречимый, Неизобразимый, Непознаваемый, Непостижимый и т.д., то через утверждение – Вездесущий, Всесильный, Всемогущий и т.д. Он дал итоговое определение: Бог есть тождество избыточного света и непроницаемого мрака.

Основательную критику язычества, языческой философии и вообще языческой науки дали отцы греческой церкви – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст и др. Они осуждали астрологию, магию, суеверия, отвергали одушевление природных и небесных сил. Иоанн Дамаскин (+753 г.) провозгласил наукой наук теологию, свободную от языческой мифологизации.

Византийские отцы церкви разработали теорию красоты, различая видимую и невидимую божественную красоту, телесную и душевную красоту. Более значима – последняя. Человек обладает, согласно Григорию Нисскому, врожденным стремлением к душевной красоте.

В византийской теологии наиболее полное развитие получила теория света. Было введено понятие «фотодосия», т.е. «светодаяние», нисхождение света из высших, трансцендентных сфер к земной. Именно в Византии была обоснована теория образа и символа, оказавшая влияние на западное и славянское богословие. Главным теоретиком в этой области был Иоанн Дамаскин.

В географии продолжали доминировать античные воззрения о шарообразности Земли. Существовали карты, периплы с описанием береговой линии Средиземного моря; создавались глобусы. Василий Великий предвосхитил теорию круговорота воды в природе. Предпринимаются рационалистические попытки объяснения солнечных и лунных затмений, землетрясений, различных метеорологических явлений.

В естественных науках византийцы успешно продолжали эллинистические традиции. Лев Математик ввел буквенные обозначения чисел и сделал важный шаг на пути к алгебраическим счислениям. Анфимий из Тралл (VI в.) описал методы построения эллипса и параболы, изучал свойства зеркал. Евтокий Аскалонский (V – VI вв.) решал кубические уравнения. Исидор Милетский изобрел циркуль и решал задачи о квадратуре круга. Синезий Киренский усовершенствовал астролябию. Иоанн Филопон создал прибор для определения времени ночью. Он же предвосхитил понятие импульса и кинетической энергии. Олимпиодор развил учение об отражении лучей от зеркальной поверхности (катоптрика) и учение об оптических измерениях (диоптрика).

Создавались энциклопедии, например, медицинская, составленная Аэцием из Амиды (VI в.), сельскохозяйственная, называвшаяся «Геопоники» (Х в.), лексикон «Суда», дающий сведения по всем областям знания. Византийцы раньше, чем европейцы, познакомились с индийским числом «0», арабскими цифрами. Симеон Сиф (XI в.) высказал мысль о большей скорости света в сравнении со скоростью звука, поэтому человек вначале видит молнию и только потом слышит гром.

Византийские медики знали наркоз. Делались хирургические операции. При монастыре Пантократа была клиника на 50 коек; в ней были хирургическое, гинекологическое и инфекционное отделения с постоянным штатом врачей и ассистентов. Были специальные больницы для душевнобольных. Византийские врачи знали средства сохранения молодости и долголетия.

Date: 2016-05-13; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию