Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации. Избирательная система Российской Федерации





Высшим непосредственным выражением власти многонационального народа Российской Федерации яв­ляются свободные выборы. На основе выборов замещает­ся должность Президента России, формируются предста­вительные органы государственной власти, образуются органы местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют в своем содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К их числу относят­ся:

всеобщее избирательное право,

равное избирательное право,

прямые выборы,

тайное голосование.

Принцип всеобщего избирательного права означа­ет, что каждый гражданин Российской Федерации, достигший определенного возраста, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповеда­ния, образования, социального происхождения, имуще­ственного положения и т.д. имеет право избирать (то есть пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующий представительный орган го­сударственной власти.

Законодательством установлен единый возрастной ценз для реализации гражданами своего активного из­бирательного права - 18 лет. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособ­ными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Нормы избирательного права установили организа­ционные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. Организационными гарантиями являются: четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей; воз­можность досрочного голосования избирателями, кото­рые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства; организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможности прибыть на участок для голосования по состоянию здо­ровья или другим уважительным причинам. Осущест­вление принципа всеобщего избирательного права обес­печивается и мерами уголовно-правовой защиты. УК РФ устанавливает, что воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа реализации гражданином России своих избирательных прав наказывается в судебном порядке.

Единый возрастной ценз определен и для осущест­вления гражданами Российской Федерации права быть избранными в представительные органы государствен­ной власти - 21 год. Более высокий, по сравнению с пра­вом избирать, возраст для кандидатов в депутаты уста­новлен, исходя из необходимости иметь определенный жизненный опыт.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок подготовки и проведения выборов, установлены правила о несовместимости занятия определенных должностей и выполнения депутатских полномочий. Так, Конституция Российской федерации (ст.97) за­крепляет положение, в соответствии с которым депута­ты Государственной Думы не могут находиться на госу­дарственной службе, заниматься другой оплачивае­мой, кроме преподавательской, научной и иной твор­ческой деятельностью. Эта же статья Конституции Рос­сии, а в соответствии с ней и нормы избирательного за­конодательства установили, что депутат одного предста­вительного органа власти не может быть депутатом иных органов государственной власти и органов местно­го самоуправления. Кроме того. Конституция Россий­ской Федерации содержит дополнительное ограничение:

одно и то же лицо не может одновременно являться чле­ном Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Следует, однако, иметь в виду, что наличие за­прета на совмещение государственной службы та. выпол­нение депутатских обязанностей само по себе не яв­ляется препятствием для выдвижения кандидатуры какого-либо государственного служащего на пост депу­тата. В соответствии с законом лица, у которых долж­ность или занятия несовместимы с мандатом депутата, дают письменное обязательство о прекращении соответ­ствующей деятельности в случае избрания депутатом. Неисполнение этого обязательства влечет за собой при­знание избрания соответствующих лиц недействитель­ным.

Равное избирательное право означает, что изби­ратель наравне с другими имеет только один голос и что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство голосов избирателей обеспечивается: обяза­тельностью занесения фамилии избирателя только в один список - по месту постоянного жительства; выда­чей избирательного бюллетеня по документу, удостове­ряющему личность, росписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

Участие избирателей в выборах на равных осно­ваниях осуществляется путем создания однотипных из­бирательных единиц (округов), для которых устанавли­ваются общие нормы представительства.

Прямые выборы означают, что депутаты во все представительные органы государственной власти изби­раются гражданами непосредственно.

Следует отметить, что принцип осуществления пря­мых выборов утвердился в нашей стране лишь с при­нятием Конституции СССР 1936 г., а в соответствии с ней - Конституции РСФСР 1937 г. Согласно Конститу­ции РСФСР 1918 г. и Конституции РСФСР 1925 г., ор­ганы государственной власти формировались путем про­ведения многостепенных (непрямых) выборов, когда граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губерн­ские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) избира­лись депутатами соответствующих нижестоящих орга­нов власти из своего состава.

Тайное голосование выражается в установлении законодательством такого способа голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и ре­зультаты его голосования неизвестны другим лицам. Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель­ные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего; в помещении для голосования оборудуют­ся кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. В этих кабинах или ком­натах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возмож­ности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе при­гласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными ли­цами государственных органов и общественных органи­заций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

 

Понятие избирательной системы

Избирательная система в широком смысле – совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.

Избирательная система в узком смысле – совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д.

Три основных вида избирательных систем:

Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;

относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;

квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Пропорциональная избирательная система.

Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Смешанная избирательная система.

Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

Гибридная избирательная система.

Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Date: 2016-06-08; view: 926; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию