Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хамокова Мадина Назировна





НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА: ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ ИСКУССТВО АДЫГОВ

(БАСОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

 

Хамокова Мадина Назировна

Педагог высшей квалификации

МОУ ДОД ЦДТ Терского района

 

Аннотация. В статье рассмотрено влияние эстетического восприятия произведений народного искусства, творческого воображения на становление духовной культуры традициями и обычаями народной педагогики. Последовательный анализ имеющихся археологических и музейных материалов дает возможность глубже понять материальную и духовную культуру адыгов, позволяет возродить одну из древнейших видов ветвь народной педагогики.

Ключевые слова: народная педагогика, декоративно-прикладное творчество, искусство адыгов, золотошвейное искусство.

 

 

На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий, уходившее в далекое прошлое. Адыгский стиль на Кавказе всегда был в цене.

Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду.

В связи с таким состоянием золотошвейного искусства адыгов становится актуальным выявление традиционных его элементов.

Давно назрела необходимость возрождения традиций адыгского прикладного искусства, в частности, золотой вышивки и изготовление басонных изделий, которые являлись неотъемлемой частью украшения женского национального костюма и предметов домашнего обихода (кисеты, футляры для ножниц, часов и т.д.).

Особое место в золотошвейном деле занимало изготовление басонных изделий – шнуров, галунов - «щагъэ», тесьмы - «уагъэ», кистей «шопс», «к1эрыщ1э», шариков «дэнлэч», плетеных подвесок и т.д. В золотой вышивке применялась тесьма в сочетании с расшитыми элементами в технике «в прикреп». Также характерной особенностью золотого шитья адыгов было гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и создавало специфический стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Способы плетения басонных изделий имеют давние традиции и восходят к глубокой древности.Ни один народ мира в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы басонного плетения. Это «уагъэ п1ащ1э»- плоская тесьма, «уагъэ яаяэ», «уагъэ хъурей» - круглая тесьма, «уагъэ зэтеук1», «уагъэ зэгуэук1» - раздваивающаяся тесьма, «уагъэ зэхэуэ» - сливающаяся тесьма, «ц1ыхуит1 уагъэ»- тесьма сделанная вдвоем, «уагъэ пкъынэ», «уагъэ къулэн» - разноцветная тесьма, «уагъэ зэхэлъ»- плетение сутажа, «уагъэ лъэныкъуэрыуэ» - односторонняя тесьма, «уагъэ зэпыук1» - плетение тесьмы в противоположные стороны (левосторонняя, правосторонняя), «уагъэ зэхэухуанэ» - переплетающаяся тесьма.

Каждый вид тесьмы имел свое место в оформлении различных изделий со своим характером, фактурой и узорностью.

 

Date: 2016-06-08; view: 1658; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию