Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хамокова Мадина НазировнаСтр 1 из 3Следующая ⇒
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА: ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ ИСКУССТВО АДЫГОВ (БАСОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Хамокова Мадина Назировна Педагог высшей квалификации МОУ ДОД ЦДТ Терского района
Аннотация. В статье рассмотрено влияние эстетического восприятия произведений народного искусства, творческого воображения на становление духовной культуры традициями и обычаями народной педагогики. Последовательный анализ имеющихся археологических и музейных материалов дает возможность глубже понять материальную и духовную культуру адыгов, позволяет возродить одну из древнейших видов ветвь народной педагогики. Ключевые слова: народная педагогика, декоративно-прикладное творчество, искусство адыгов, золотошвейное искусство.
На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий, уходившее в далекое прошлое. Адыгский стиль на Кавказе всегда был в цене. Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей. Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду. В связи с таким состоянием золотошвейного искусства адыгов становится актуальным выявление традиционных его элементов. Давно назрела необходимость возрождения традиций адыгского прикладного искусства, в частности, золотой вышивки и изготовление басонных изделий, которые являлись неотъемлемой частью украшения женского национального костюма и предметов домашнего обихода (кисеты, футляры для ножниц, часов и т.д.). Особое место в золотошвейном деле занимало изготовление басонных изделий – шнуров, галунов - «щагъэ», тесьмы - «уагъэ», кистей «шопс», «к1эрыщ1э», шариков «дэнлэч», плетеных подвесок и т.д. В золотой вышивке применялась тесьма в сочетании с расшитыми элементами в технике «в прикреп». Также характерной особенностью золотого шитья адыгов было гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и создавало специфический стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов. Способы плетения басонных изделий имеют давние традиции и восходят к глубокой древности.Ни один народ мира в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы басонного плетения. Это «уагъэ п1ащ1э»- плоская тесьма, «уагъэ яаяэ», «уагъэ хъурей» - круглая тесьма, «уагъэ зэтеук1», «уагъэ зэгуэук1» - раздваивающаяся тесьма, «уагъэ зэхэуэ» - сливающаяся тесьма, «ц1ыхуит1 уагъэ»- тесьма сделанная вдвоем, «уагъэ пкъынэ», «уагъэ къулэн» - разноцветная тесьма, «уагъэ зэхэлъ»- плетение сутажа, «уагъэ лъэныкъуэрыуэ» - односторонняя тесьма, «уагъэ зэпыук1» - плетение тесьмы в противоположные стороны (левосторонняя, правосторонняя), «уагъэ зэхэухуанэ» - переплетающаяся тесьма. Каждый вид тесьмы имел свое место в оформлении различных изделий со своим характером, фактурой и узорностью.
Date: 2016-06-08; view: 1738; Нарушение авторских прав |