Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сила идеальных потребностей





 

Разнообразие существующих норм удовлетворения идеаль­ных потребностей объясняется тем, что, хотя потребности эти свойственны всем людям, но в любое время - в степенях раз­личных.

Практически каждый современный человек окружен на каж­дом шагу предметами и процессами, появление которых связано с идеальными потребностями. Чуть ли не любой предмет до­машнего обихода создан на производстве, а современное про­изводство не обходится без науки и без специалистов, про­шедших общую теоретическую подготовку; кроме того, чтобы производить приятное впечатление, предметы эти обработаны рисунком, орнаментом, окраской; присутствует искусство и в том, что мы читаем, слышим и видим. Все это создается с расчетом на определенную норму любознательности и вкуса.

Есть люди с идеальными потребностями минимальной силы. В науке они ценят только немедленную и ощутимую пользу, искусство для них - вид бесполезного развлечения. Но и им развлечение не чуждо, а развлечь их могут разного рода но­вости, не дающие никаких выгод. При минимальной силе идеальных потребностей ничто им в жертву не приносится, хотя они все же дают о себе знать. Они проявляются, когда биологические и социальные потребности человека удовлетво­рены в норме, когда он не видит условий для конкретной деятельности по упрочению и расширению своего места в человеческом обществе и когда, следовательно, ничто его се­рьезно не занимает и он может себе позволить пустяковые развлечения. Тут обнаруживаются и любопытство, если не любоз­нательность, и способность получать удовольствие от искусст­ва, свидетельствующие о существовании потребности, им удов­летворяемой. Правда, при ее минимальной силе ее может удовлетворять искусство, которое, вероятно, не назовет этим словом человек с более высокой нормой ее удовлетворения.

Как легкое развлечение наука выступает, например, в мод­ных популярных изданиях, в кинохронике, в телепередачах. Также в предметах обихода - в посуде, мебели, одежде - из многих равноценных и однородных изделий выбирается тот, который более других приятен по художественной обработке. В какой мере и чем именно? - это диктуется чаще всего мо­дой, господствующей в данное время в данной среде, а в ней всегда сказывается давление социальных потребностей на иде­альные. Присутствие последних дает себя знать в удоволь­ствии, возникающем не только от соответствия моде.

Значит, и на уровне минимальной силы возможно разно­образие идеальных потребностей. Те, кто удовлетворяют их только в развлечениях, т.е. избегая всякого труда, каким явля­ется, например, процесс чтения, выбирают различные развле­чения: одни идут в кино, другие - на футбол, третьи - на танцы. Институт статистических исследований Франции провел опрос, как французы проводят свой досуг. Было опрошено свыше шести тысяч человек, принадлежащих к различным социальным и профессиональным группам. Оказалось, что в среднем 37% французов во время своего досуга не берутся за чтение книг или других публикаций.

Но самые скромные идеальные потребности, обычно усту­пающие социальным и биологическим, в случаях нарушения нормы их удовлетворения обостряются, а иногда и выходят на первый план, занимая господствующее положение в пове­дении человека. Это относится, впрочем, в большинстве слу­чаев не к науке и не к искусству как таковым, а к тем иде­альным потребностям, которые выступают вместе с потребно­стями социальными, подчиняясь им или подчиняя их себе.

Идеальные потребности большинства людей, вероятно, сильнее рассмотренного минимального уровня. На среднем, наиболее распространенном уровне находятся идеальные по­требности, если можно так выразиться, относительно квали­фицированных потребителей плодов науки и искусства. Теперь проявляются интерес к науке не только утилитарной и отно­шение к искусству не только как к развлечению. На этом уровне видно, что то и другое служит удовлетворению беско­рыстной любознательности. Происхождение ее субъект чаще всего не осознает, а потому для него могут быть непонятны и различия трансформаций этой любознательности, как и при­чины удовольствия от получаемых знаний и от искусства.

Отличительная черта этого уровня силы идеальных по­требностей в том, что для их удовлетворения человек готов теперь трудиться и им он жертвует силы, время, деньги, ко­торые мог бы отдать удовлетворению биологических или со­циальных потребностей. Человек покупает и читает книги, иногда с трудом достает билеты на выставки, концерты и спектакли, участвует в экскурсиях, посещает лекции и выпи­сывает научно-популярную литературу. Хотя сам он ни наукой, ни искусством не занимается (или не занимается профессиональ­но), приобретаемые знания радуют его, а от искусства он способен испытывать истинное и бескорыстное наслаждение.

К этому уровню идеальных потребностей адресуются на­учно-популярная литература, художественная критика и сами художники всех специальностей. Его обслуживает наиболее распространенная в данное время средняя норма удовлетворе­ния идеальных потребностей обоих ее видов. Впрочем, норм этих опять же много, поскольку существуют любители раз­личных родов искусства и люди, интересующиеся различными науками в разных степенях.

Диапазон среднего уровня силы идеальных потребностей обнаруживается в том, чем именно человек жертвует для их удовлетворения. Цена жертв определяется возможностями че­ловека, а привлекательность того, что его удовлетворяет, -его опытом. Ю. Нагибин пишет в рассказе «Меломаны»: «В детстве, точнее на подступах к юности, вовсе не первокласс­ное, тонкое искусство формирует наши души. На заре жизни нас лепят не Достоевский и Флобер, а Дюма и Жюль Берн, не Серов и Врубель, а Шишкин, не Бах и Бетховен, а Верди и Пуччини» (193, стр. 174)..Но как раз «на заре жизни» чело­век бывает повышенно любознателен. Так вкус зреет.

«Бедствие безвкусицы» - это, по Цвейгу, те случаи, когда «все, что выходит за рамки узкого и, так сказать, нормально­го кругозора обывателей, делает их сначала любопытными, а потом злыми» (302, стр.268). Они охраняют норму. Более вы­сокую норму англичане называют «establishment»; близкое к этому понятие французы называют «comme if faut».

На среднем уровне потребители трудятся, чтобы по­лучить удовлетворение от науки и искусства. Трудясь все больше, они иногда по уровню знаний приближаются к тем, кто не только потребляет плоды науки и искусства, но и создает их. Из этого круга квалифицированных потребителей выходят профессионалы, производящие то и другое.

 

Date: 2016-06-08; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию