Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Внеурочной деятельности по физике
Программа
Внеурочной деятельности по физике
«Домашняя лаборатория»
Для учащихся 7-го класса
Разработала: студент 5 курса ФМФИ 5 Горбунова А.Ю.
Структура программы
1. Пояснительная записка……………………………………..2-5 стр.
2. Содержание программы………………………………….....5-6 стр.
3. Учебно-тематический план…………………………………7-8 стр.
4. Календарно-тематическое планирование……………….....9-18 стр.
5. Список использованной литературы………………………19 стр.
6. Интернет-ресурсы…………………………………………..19 стр.
Пояснительная записка
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.
Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Содержание физического образования в каждой конкретной школе определяется инвариантной (базовой) и вариативной составляющими. Вариативная часть физического образования учитывает особенности ученика, учителя, школы, региона. Инвариантная часть определяет материал, минимально необходимый для решения приоритетных задач физического образования в основной школе.
Опираясь на своеобразие учащихся, уровень развития их индивидуальных способностей, каждый учитель может выбрать или разработать образовательную программу, обеспечив ее дидактическое и методическое наполнение, которое соответствует ФГОС.
Программа кружка «Домашняя лаборатория» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в домашних условиях, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Отличительными особенностями являются:
- Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной возрастной группы.
- Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
- В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А. Г., Криволаповой Н. А., Холодовой О. А.
Цели программы:
1. развитие умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
2. развитие интереса и творческих способностей учащихся при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живём;
4. воспитание убеждённости в возможности познания законов природы.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1) знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
2) приобретение учащимися знаний о первоначальном строении вещества, механических, физических величинах, характеризующих эти явления;
3) формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространённые и значимые для человека явления природы;
4) овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
5) понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- принцип природосообразности;
- принцип прогностичности;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип рефлексивности;
- принцип культуросообразности.
Авторская программа внеурочной деятельности по физике «Домашняя лаборатория» предназначена для учащихся 7-го класса и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данная программа может быть реализована и в урочной деятельности.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности «Домашняя лаборатория» являются:
- умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
- научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Домашняя лаборатория» являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- овладение экспериментальными методами решения задач.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Домашняя лаборатория» являются:
1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
3. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;
4. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.
Содержание программы
Научные методы познания (3 часа)
Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент.
Методы теоретического познания: измерения, сравнения, анализ явлений, синтезирование (обобщение) фактов, установление причинно-следственных связей. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин.
Демонстрации:
- Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления.
- Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:
- Определение цены деления различных измерительных приборов.
Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора.
Демонстрации:
- Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
- Мерный цилиндр (мензурка).
- Измерение углов при помощи транспортира.
- Ориентация на местности при помощи компаса.
- Измерение площадей различных фигур.
- Измерение пульса, давления.
Лабораторные работы:
- Изготовление масштабной линейки длиной 1 метр из плотной бумаги с делениями на дециметры, причём первый дециметр разделить на сантиметры и миллиметры.
- Изготовление кубического сантиметра из мела, глины, дерева, резины или другого материала.
- Изготовление и градуирование мензурки.
Учимся измерять (5 часов)
Цена деления измерительного прибора. Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.
Демонстрации:
1. Измерение масштабной линейкой длины карандаша.
Лабораторные работы:
- Измерение объёма тела правильной формы (детского кубика, коробки, карандаша).
- Определение вместимости сосудов различной ёмкости (флакона из-под шампуня, кастрюли, вазы).
- Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы (картофелины, гайки, пластмассовой игрушки).
- Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа».
Учимся моделировать, выдвигать гипотезы,
наблюдать и объяснять явления (7 часов)
Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. Взаимодействие молекул. Диффузия.
Демонстрации:
- Модели кристаллических решёток различных химических веществ.
- Модель броуновского движения.
- Демонстрация явления смачивания.
Лабораторные работы:
- Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода.
- Выяснение условий протекания диффузии.
- Определение времени прохождения диффузии.
Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
Механическое движение и его характеристики. Виды движения. Траектория и путь. Система отсчёта. Взаимодействие тел. Масса. Плотность.
Демонстрации:
- Принцип действия отвеса.
- Определение массы тела с помощью рычажных весов.
Лабораторные работы:
- Определение скорости равномерного движения.
- Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
- Определение плотности предметов домашнего обихода.
- Определение плотности воды, растительного масла, молока.
Выявляем закономерности (5 часов)
Вес тела. Сила трения. Сила тяжести. Действие на тело нескольких сил.
Демонстрации:
- Динамометр. Измерение силы с помощью динамометра.
Лабораторные работы:
- Обнаружение и измерение веса тела.
- Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Занимательные опыты по физике (5 часов)
Методика проведения опытов в домашних условиях. Анкетирование учащихся «Насколько понравилось вам работать в кружке?»
Демонстрации: занимательные опыты, опыты в домашних условиях
Учебно-тематический план
№
занятия
| Тема занятия
| Результат
| 1. Научные методы познания (3 часа)
|
| Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания.
| Памятки «Как планировать и проводить наблюдение», «Как планировать и проводить эксперимент»
|
| Физические величины и их измерение. Измерительные приборы.
| Алгоритм нахождения цены деления шкалы измерительного прибора
|
| Лабораторная работа «Определение цены деления различных измерительных приборов».
| Практические навыки по определению цены шкалы прибора
| 2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
|
| Измерительные приборы и использование их в жизни человека.
| Правила пользования приборами.
|
| Лабораторная работа «Изготовление масштабной линейки».
| Масштабная линейка длиной 1 метр из плотной бумаги с делениями на дециметры, причём первый дециметр разделён на сантиметры и миллиметры.
|
| Лабораторная работа «Изготовление кубического сантиметра».
| Кубический сантиметр
|
| Лабораторная работа «Изготовление
и градуирование мензурки».
| Мензурка
| 3. Учимся измерять (5 часов)
|
| Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.
| Умение записывать результат измерения с учётом погрешности
|
| Лабораторная работа «Измерение объёма тела правильной формы».
| Формулы вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, цилиндра
|
| Лабораторная работа «Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы».
| Алгоритм измерений
|
| Лабораторная работа «Определение вместимости сосудов различной ёмкости».
| Отчёт по результатам измерений
|
| Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа».
| Отчёт по результатам работы
| - Учимся моделировать, выдвигать гипотезы,
наблюдать и объяснять явления (7 часов)
|
| Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы.
| Конспект
|
| Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода».
| Модели молекул веществ
|
| Движение молекул. Диффузия.
| Опорный конспект
|
| Взаимодействие молекул. Явление смачивания.
| Устное сочинение «Что я знаю о молекулах»
|
| Лабораторная работа «Выяснение условий протекания диффузии».
| Отчёт по результатам работы
|
| Лабораторная работа «Определение времени прохождения диффузии».
| Отчёт по результатам работы
|
| Психотехническая игра «Агрегатные состояния вещества».
|
| 4. Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
|
| Механическое движение и его характеристики. Виды движений.
| Конспект
|
| Лабораторная работа «Определение скорости равномерного движения».
| Отчёт по результатам работы
|
| Лабораторная работа «Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения».
| Отчёт по результатам работы
|
| Масса. Плотность.
| Опорный конспект
|
| Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода».
| Отчёт по результатам работы
|
| Лабораторная работа «Определение плотности воды, растительного масла, молока».
| Отчёт по результатам работы
| 5. Выясняем закономерности (5 часов)
|
| Сила. Вес тела.
| Конспект
|
| Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса тела».
| Отчёт по результатам работы
|
| Сила трения. Действие на тело нескольких сил.
| Устное сочинение «Однажды я проснулся, а трение исчезло….»
|
| Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей».
| Отчёт по результатам работы
|
| Терминологическая игра «Путь прокладывает логика».
| Занимательный рассказ с физическими понятиями
| 6. Занимательные опыты по физике (5 часов)
| 31-32
| Весёлые опыты в домашних условиях.
| Выбор темы выпускного проекта (подготовка эксперимента в домашних условиях, изготовление простейшего физического прибора и т. д.)
| 33-34
| Защита проектов по выбранным темам.
| Физические приборы, изготовленные руками учащихся
|
| Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». Анкетирование учащихся.
| Анализ анкет по выявлению интереса работы учащихся в кружке
|
Календарно-тематическое планирование
№
заня-
тия
| Тема внеурочной деятельности
| Цель работы
| Результаты обучения
| Методы
| Оборудование
| Дата
проведения
| по
плану
| факт.
| 1. Научные методы познания (3 часа)
|
| Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания.
| Показать учащимся роль физики как науки в познании мира
| Личностные:
формирование ценностного отношения к открытиям;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
умение применять понятия: природа, явления природы, наблюдение, опыт, теория.
| Наблюдение физических явлений
| Электрофорная машина, камертон, шарик, желоб, маятник, магнит, электромагнит.
|
|
|
| Физические величины и их измерение. Измерительные приборы.
| Познакомить учащихся с измерительными приборами, ввести понятие физической величины и единиц их измерения
| Личностные:
формирование ценностного отношения к открытиям;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
умение определять цену деления шкалы; знать физические величины и единицы их измерения;
| Работа со справочной литературой, наблюдение
| Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер.
|
|
|
| Лабораторная работа «Определение цены деления различных измерительных приборов».
| Определение цены деления шкалы приборов
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение определять цену деления шкалы.
| Лабораторная работа
| Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер.
|
|
| 2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
|
| Измерительные приборы и использование их в жизни человека.
| Познакомить учащихся с измерительными приборами, необходимым человеку в повседневной жизни
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
знакомство с приборами, необходимыми для человека в повседневной жизни.
| Наблюдение
| Измерительные приборы: линейка, транспортир, компас, термометр, секундомер, прибор для измерения давления, весы напольные.
|
|
|
| Лабораторная работа «Изготовление масштабной линейки».
| Изготовить масштабную линейку
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
изготовление линейки и её использование.
| Лабораторная работа
| Картон, миллиметровая бумага, линейка.
|
|
|
| Лабораторная работа «Изготовление кубического сантиметра».
| Изготовить кубический сантиметр
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение изготовить кубический сантиметр.
| Лабораторная работа
| Линейка, ножницы, пластилин, картон.
|
|
|
| Лабораторная работа
«Изготовление
и градуирование мензурки».
| Изготовить простейший измерительный прибор, научиться его градуировать
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение изготовлять мензурку, градуировать её и пользоваться ею.
| Лабораторная работа
| Линейка, баночка из-под майонеза, полоска бумаги, клей, ножницы, одноразовый шприц.
|
|
| 3. Учимся измерять (5 часов)
|
| Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.
| Познакомить с погрешностями измерений
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение записывать показания с учётом погрешности измерений.
| Самостоятельная работа по записи результатов с учётом погрешности
| Линейка, термометр.
|
|
|
| Лабораторная работа «Измерение объёма тела правильной формы».
| Научиться определять объём твёрдого тела правильной формы, пользуясь линейкой
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение находить объём тел правильной формы.
| Лабораторная работа
| Линейка, детский кубик, карандаш, коробка.
|
|
|
| Лабораторная работа «Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы».
| Научиться измерять объём тел неправильной формы
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение находить объём тел неправильной формы, переводить мл в системные единицы объёма.
| Лабораторная работа
| Мензурка, вода, камень, гайка, пластмассовая игрушка, картофелина.
|
|
|
| Лабораторная работа «Определение вместимости сосудов различной ёмкости».
| Научиться определять вместимость различных ёмкостей
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение определять вместимость сосудов.
| Лабораторная работа
| Кастрюля, флакон, литровая банка, мензурка, линейка.
|
|
|
| Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа».
| Научиться измерять размеры малых тел
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение измерять толщину тетрадного листа.
| Лабораторная работа
| Линейка, тетрадь.
|
|
| 4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (7 часов)
|
| Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы.
| Познакомить учащихся со строением веществ.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
знать строение веществ, иметь понятие о молекулах.
| Составление рассказа, конспекта
| Фотографии молекул
|
|
|
| Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода».
| Научиться изготовлять модели молекул воды, водорода, кислорода.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение изготовлять модели молекул простейших веществ.
| Лабораторная работа
| Пластилин разного цвета, пластмассовые модели молекул веществ, проволока.
|
|
|
| Движение молекул. Диффузия.
| Познакомить учащихся с явлением диффузии.
| Личностные:
осознание ценности физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
Знать, в чём заключается понятие «диффузия», практическая значимость в жизни человека.
| Фронтальная беседа
| Модель броуновского движения.
|
|
|
| Взаимодействие молекул. Явление смачивания.
| Объяснить, в чём заключается явление смачивания. Доказать, что молекулы взаимодействуют.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
формирование знаний о строения веществ, взаимодействии молекул.
| Фронтальная беседа, наблюдение
| Бумага, растительное масло, вода, стеклянная пластинка.
|
|
|
| Лабораторная работа «Выяснение условий протекания диффузии».
| Выяснить, при каких условиях диффузия протекает быстрее.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение сформулировать условия, при которых протекает диффузия.
| Лабораторная работа
| Марганец, вода в стакане.
|
|
|
| Лабораторная работа «Определение времени прохождения диффузии».
| Определить при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение определять время прохождения диффузии.
| Лабораторная работа
| Термометр, часы, 2 стакана, вода, марганец.
|
|
|
| Психотехническая игра «Агрегатные состояния вещества».
| Развитие психических процессов, беглости мышления.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение использовать физические знания в повседневной жизни.
| Игровая деятельность
| Учебник
|
|
| 5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
|
| Механическое движение и его характеристики. Виды движений.
| Сформировать понятие механического движения, сформулировать его основные характеристики, рассмотреть его виды.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
Познавательный интерес;
Предметные:
Знать понятие механического движения, пути, траектории, видов движения.
| Фронтальная беседа
| Учебник, презентация
|
|
|
| Лабораторная работа «Определение скорости равномерного движения».
| Наблюдать прямолинейные равномерные движения; научиться определять скорость равномерного прямолинейного движения.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение определять скорость при равномерном движении.
| Лабораторная работа
| Линейка, часы, изготовленный из полиэтилена или шёлка парашют, рогатка.
|
|
|
| Лабораторная работа «Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения».
| Наблюдать неравномерное движение; научиться определять среднюю скорость неравномерного движения.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение находить среднюю скорость неравномерного движения.
| Лабораторная работа
| Линейка, часы, мячик, детская игрушечная машинка, вода.
|
|
|
| Масса. Плотность.
| Формирование понятий «масса» и «плотность».
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
Познавательный интерес;
Предметные:
Формирование представлений о массе и плотности.
| Наблюдение, фронтальная беседа
| Вещества разной плотности, таблицы плотностей.
|
|
|
| Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода».
| Научиться определять плотность твёрдых тел, зная их массу и объём.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение определять плотность различных веществ.
| Лабораторная работа
| Рычажные весы, мензурка, линейка, предметы домашнего обихода, игрушки.
|
|
|
| Лабораторная работа «Определение плотности воды, растительного масла, молока».
| Определить плотность воды, растительного масла, молока.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
умение определять плотность жидкостей.
| Лабораторная работа
| Рычажные весы, мензурка, стаканы, вода, растительное масло, молоко.
|
|
| 6. Выясняем закономерности (5 часов)
|
| Сила. Вес тела.
| Познакомить учащихся с понятием силы, весом тела; уметь их изображать на рисунках.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
знать понятие силы, веса тела.
| Фронтальная работа, беседа
| Презентация
|
|
|
| Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса тела».
| Измерить вес тел.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
уметь измерять вес тел.
| Лабораторная работа
| Динамометр, лист картона, шнур резиновый, мешочек с песком или солью, твёрдое тело, лист фанеры, лист бумаги, пружина.
|
|
|
| Сила трения. Действие на тело нескольких сил.
| Продолжить знакомство с силами, сила трения и её виды.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
знать понятие силы, силы трения.
| Наблюдение, беседа, составление рассказа
| Таблица, презентация.
|
|
|
| Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей».
| Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.
| Личностные:
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Универсальные:
умение организовать свою деятельность;
Предметные:
узнать, от чего зависит сила трения.
| Лабораторная работа
| Динамометр, деревянный кубик, деревянная доска, лист бумаги, лист наждачной бумаги, машинка с резиновыми шинами, кусок резины.
|
|
|
| Терминологическая игра «Путь прокладывает логика».
| Установление связей между различными понятиями физики.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
использование физических знаний в повседневной жизни.
| Игровая деятельность
| Карточки с физическими понятиями
|
|
| 7. Занимательные опыты по физике (5 часов)
| 31-32
| Весёлые опыты в домашних условиях.
| Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
использование физических знаний в повседневной жизни.
| Игровая деятельность, наблюдение, экспериментальные опыты
| Презентация, оборудование для проведения опытов
|
|
| 33-34
| Защита проектов по выбранным темам.
| Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
| Личностные:
овладение на уровне общего образования системой физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
использование физических знаний в повседневной жизни.
| Исследование
| Презентации
|
|
|
| Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». Анкетирование учащихся.
| Подведение итогов работы за год, анализ результатов анкетирования. Рефлексия.
| Личностные:
осознание ценности физических знаний;
Универсальные:
познавательный интерес;
Предметные:
использование физических знаний в повседневной жизни.
| Исследование
| Анкеты для учащихся
|
|
|
Список использованной литературы
1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2013.
2. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ Ковтунович М. Г. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Служба издательства «БИНОМ».
5. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Горин Л. А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
7. Покровский С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1996.
Интернет-ресурсы
- Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
- Алгоритмы решения задач по физике:
festivai.1september.ru/articles/310656
- Формирование умений учащихся решать физические задачи:
revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. html
Date: 2016-06-08; view: 757; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|