Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генеалогия и мифология. Гадес, сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом





Гадес, сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья – Гадес и Посейдон – присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. Одержав победу, братья разделили между собой мир. Гадесу по жребию досталось подземное царство.

У Гадеса не было детей, и ему посвящено мало мифов. Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность. Один раз, согласно Гомеру, Гадес отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой (подробности этой истории нам неведомы). Более известный случай, когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону.

Похищение Персефоны

Единственный значительный миф о Гадесе – история о похищении Персефоны. Гадес захотел взять себе в жены Персефону и, с согласия ее отца, Зевса, похитил юную деву. Как-то раз, собирая цветы в поле вместе со своими подругами, она отбилась от спутниц, привлеченная прекрасным нарциссом о тысяче лепестков, который был создан специально, чтобы зачаровать ее. Когда Персефона протянула руку, чтобы сорвать цветок, земля разверзлась и из темного провала на колеснице, запряженной могучими, черными, как ночь, конями, выехал Гадес. Он схватил перепуганную деву и потащил за собой. Персефона громко звала на помощь отца, но Зевс, с самого начала знавший о предстоящем похищении, не ответил на ее зов.

Кони подземного бога помчались обратно в провал, увлекая Гадеса и Персефону в глубины подземного царства. Затем земля снова сомкнулась, словно ничего и не произошло.

Персефона томилась в подземном мире, а наверху горевала об исчезновении дочери разгневанная и опечаленная Деметра – ее мать. Безутешная Деметра, богиня плодородия, удалилась в свой храм и не выходила оттуда. Лишенные заботы Деметры, на земле перестали расти злаки и появляться на свет дети, – не рождалась вообще никакая новая жизнь. Земле и ее обитателям угрожала голодная смерть. Лишь тогда Зевс обратил внимание на страдания Деметры и направил Гермеса в подземный мир, чтобы он вернул Персефону.

Гермес спустился вниз, где обнаружил безутешную Персефону, так и не смирившуюся со своей судьбой. Она сидела на низком ложе рядом с Гадесом. Узнав, что Гермес пришел за ней, Персефона преисполнилась величайшей радости. Но, прежде чем она вошла в колесницу Гермеса, чтобы вернуться в верхний мир, Гадес дал ей съесть несколько семян граната.

Персефона утешила мать, и на землю пришла весна, неся новую жизнь. Снова зазеленели поля. Если бы Персефона ничего не ела в подземном мире, она могла бы остаться с матерью, как ни в чем не бывало. Но поскольку богиня съела данные ей Гадесом зерна граната, она теперь должна была проводить часть года – зимние месяцы – в подземном мире с его владыкой. Каждую зиму Деметра вновь предается печали об ушедшей под землю дочери, и всякое плодородие прекращается. Так Персефона стала царицей подземного мира.

Гадес и Дионис

Почти незримая нить, связывающая Гадеса и Диониса, бога экстаза, прослежена известным исследователем мифов Вальтером Ф. Отто в книге "Дионис – мифы и культ". Он цитирует строчку из Гераклита "Гадес и Дионис суть одно" и отмечает, что, когда Дионис отправился в подземный мир на поиски своей матери Семелы, он передал Гадесу мирт. Таким образом, мирт ассоциируется как с Дионисом, так и с царством мертвых. Карл Керени в книге "Элевсинские мистерии – архетипический образ матери и дочери" обращает наше внимание на то, что Дионис и Гадес нередко выступают в паре, что снова позволяет предположить взаимозаменяемость или связь между этими двумя божествами.

Изначально Дионис был богом растительности и плодородия. Поэтому культ этого бога связан с временами года, и, подобно Персефоне, Дионис должен часть года жить в подземном царстве. Поэтому его связь с Гадесом вполне естественна. Дионис претерпевает страдания, расчленение и возрождение, а также периоды безумия. В эти периоды он спускается в подземный мир – царство Аида.

Подземный мир

Мертвецы обречены на вечное пребывание в подземном мире. Согласно представлениям греков, души усопших подобны теням этих же людей при жизни. Гадес – весьма унылое место. Большинство душ бродят по поросшему асфоделями лугу (асфодель – это цветок златоцветник). Немногие избранные населяют Елисейские поля, или элизиум – "острова блаженных". На самом дне подземного мира находится Тартар, где царит вечная тьма. Там подвергаются пыткам закоренелые грешники и томятся в заточении титаны.


Гадес ассоциируется не только с подземным миром, но и с дальним западом. Пытаясь отыскать рощу Персефоны, Одиссей отправляется на самый край земли, на дальний берег, никогда не озаряемый светом солнца, где находится вход в Гадес.

Мертвых провожает в подземный мир Гермес. Душе нужно иметь при себе мелкую монету, чтобы заплатить Харону – лодочнику, переправляющему мертвых через реку Стикс. Затем душа входит в подземное царство через врата, охраняемые трехголовым псом Цербером, который всех впускает, но никого не выпускает. Войдя в Гадес, душа предстает перед судьями – Миносом, Рамаданфом и Эаком.

Лишь немногие смертные, войдя в Гадес, сумели вернуться оттуда: Геракл приходил туда, чтобы забрать Цербера (один из 12 подвигов); Психея – чтобы получить от Персефоны мазь для сохранения красоты; Одиссей – чтобы побеседовать с тенью провидца Тиресия; Эней – чтобы отыскать тень отца. Однако некоторым смертным не удалось вернуться из подземного царства. Тесей и Пирифой спустились в царство мертвых, чтобы похитить Персефону, но Гадес пленил их и заковал в цепи забвения.

Гадес как архетип

Как уже отмечалось выше, Гадес – это одновременно имя бога поземного царства и название самого этого царства. Соответственно, существуют два архетипа Гадеса: архетипическая модель личности и архетипическое царство. Важной определяющей характеристикой обоих этих архетипов является следующее обстоятельство: Гадес владеет шлемом, дающим невидимость, и таким образом представляет собой некое незримое присутствие. Он почти не выходит наверх и не знает, что происходит в мире смертных или на горе Олимп. Гадес живет в своем царстве рядом с тенями – смутными, бесплотными образами, подобными зримому эху некогда живших людей. Их можно представить себе как бесцветные голограммы. Но кроме того, Гадеса прозвали "богатым", ибо в его подземном царстве таятся несметные богатства.







Date: 2016-05-14; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию