Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственное устройство. Беларусь - унитарное государство
Беларусь - унитарное государство. Территория делится на области (всего их 6), районы, города и иные административно-территориальные единицы. Действующая Конституция принята 15 марта 1994 г. парламентским путем. В ноябре 1996 г. 70,5% избирателей на референдуме высказались за президентский вариант новой редакции Конституции, предусматривающий существенное расширение полномочий главы государства. Однопалатный Парламент был заменен на двухпалатный. По форме правления Беларусь - суперпрезидентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления (с элементами авторитаризма). Законодательная власть принадлежит прежде всего (но не исключительно) Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей насчитывает 110 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются Президентом. Срок полномочий Парламента - 4 года. Продлены они могут быть только в случае войны. Конституция предусматривает условия, при которых полномочия палат прекращаются досрочно. С прекращением полномочий одной из палат Президент может прекратить полномочия и другой палаты. Полномочия Палаты представителей прекращаются досрочно: при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе дать согласие на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также прекращены по заключению Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий Президента, в период решения вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний. Палата представителей: 1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов об изменении и дополнении Конституции, о толковании Конституции; 2) рассматривает проекты законов; 3) назначает выборы Президента; 4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение Палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству; 6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; 7) по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности; 8) принимает отставку Президента; 9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении; по решению Совета Республики принимает большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение сместить Президента с должности. Совет Республики: 1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов об изменении и дополнении Конституции; о толковании Конституции; проекты иных законов; 2) дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка; 3) избирает 6 судей Конституционного суда; 4) избирает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; 5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; 6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; 7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении, принимает решение его расследовать. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение сместить Президента с должности; 8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок принимает соответствующее решение. Законодательный процесс в Беларуси по новой редакции Конституции отражает идеи "рационализированного парламентаризма", заимствованные из Конституции Франции 1958 г. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении проекта закона срочным. Парламент в этом случае должен рассмотреть данный проект в 10-дневный срок. По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. Любой закон по общему правилу сначала принимается Палатой представителей, а затем одобряется Советом Республики. Отвергнутый Советом Республики закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна повторно рассмотреть закон в пределах 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно в 20-дневный срок и принять таким же квалифицированным большинством. После преодоления таким образом возражений Президента закон подписывается последним в 5-дневный срок. В таком же порядке палаты рассматривают возражения Президента на отдельные нормы закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае (до вынесения соответствующего решения Палаты) закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех норм, относительно которых имеются возражения Президента. Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине Республики являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава палат. Конституция, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума. Помимо Парламента законодательную власть может осуществлять и Президент. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Запрещено делегировать Президенту полномочия на издание декретов, которые бы изменяли, дополняли Конституцию или толковали ее; изменяли и дополняли программные законы; утверждали республиканский бюджет и отчет о его исполнении; изменяли порядок выборов Президента и Парламента; ограничивали конституционные права и свободы граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат. Глава государства - Президент Республики, избираемый на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь. Одно и то же лицо может быть Президентом не более 2 сроков. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Полномочия Президента Беларуси - одни из самых широких в мире. Он назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; с согласия Совета Республики назначает председателя Центральной комиссии, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, освобождает указанных лиц от должности с уведомлением Совета Республики; самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности председателя Комитета государственного контроля. Большие полномочия принадлежат Президенту в области законодательства. Он осуществляет право законодательной инициативы, подписывает законы, обладает правом вето, издает декреты, имеющие силу законов (см. выше), указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Президент осуществляет полный контроль над деятельностью исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Президент может приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент может оказывать значительное влияние и на судебную власть, поскольку он назначает (с согласия Совета Республики) председателя Конституционного судов, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов, а также судей Верховного и Высшего хозяйственного судов. Президент самостоятельно назначает 6 судей Конституционного суда, иных судей. По установленным законом основаниям освобождает от должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда с уведомлением Совета Республики. В число обычных полномочий главы государства входит право помилования, присвоения государственных наград, назначения и отзыва дипломатических представителей, подписания международных договоров и соглашений, решения вопросов гражданства и предоставления убежища и т.д. Наконец, Президент может в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате чего возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, ввести на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, внеся (в 3-дневный срок) принятое решение в Совет Республики. Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство Совет министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче такого согласия Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Премьер-министр может поставить перед Палатой вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными советами депутатов.
Date: 2016-02-19; view: 358; Нарушение авторских прав |