Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста





Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста рассматривались учёными В. М. Бехтеревым, П. П. Блонским, С. И. Гессеной, Я. А. Коменским, П. Ф. Лесгафтом, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушинским и другими.

В педагогической литературе термин "формирование" целенаправленный процесс педагогического воздействия, на обучающегося, с целью развить у него определённые качества личности - знаний, умений, навыков, внимания, ценностных ориентаций, мировоззрения, воображения и т.д.

В психологии термин "формирование" представлен как организованный и целенаправленный процесс, овладения социальными субъектами целостными и устойчивыми чертами и качествами, которые необходимы им для успешной жизнедеятельности.

Халамов И.Ф трактует понятие "формирование" как результат развития личности и означает ее становление, преображение совокупности свойств. Ильина Т.А дает такое определению, формирование- особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий.

К сожалению понятие "формирование" еще не установившаяся педагогическая категория, даже несмотря на ее широкое использование. Смысл формирования то расширяется до безграничных пределов, то чрезмерно сужается. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования чаще всего употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный педагог П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание – "воздействие различных условий на людей независит от сознательной деятельности".

В настоящий момент формированию ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников в условиях ДОУ уделяется должное внимание. Но семья ребёнка к сожалению, не уделяет внимание на формирование ценностного отношения к здоровью, считая это не важным или просто забывает, о том что нужно формировать у ребёнка ценностное отношение к здоровью. Многие родители просто не зная этого, упускают этот момент. Ведь многие известные педагоги и ученые не однократно повторяли, что "многое формируется в семье", и поэтому для более эффективного результата, воспитателем нужно проводить родительские собрания, консультации на эту тему. Или наоборот взрослые оберегают ребёнка: встал с постели - помогают одеться; вышел на улицу - ведут; а чаще - везут; споткнулся - поддерживают; упал - поднимут. А если наоборот: предоставить малышу возможность самому преодолеть трудности, справиться со всеми физическими нагрузками. При этом маленький человек учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками, крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становиться гибким, ловким, находчивым – вот вам и профилактика травматизма! Только взрослым обязательно нужно помнить о "золотой середине", важно не переусердствовать с этим.

Ребенок становиться здоровым и сильным, важно еще и то, что физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше. Известно, что для растущего организма решающую роль играет двигательная активность, современные данные утверждают, о том что дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Наиболее эффективным решением этих задач является приобщение детей к ценностям здоровья в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Ян Амос Коменский - первый педагог,который последовательно обосновав принцип природосообразности в воспитании. Он считал, что человек это часть природы и подчиняется, как часть природы, ее главным, всеобщим законам. В работе «Великая дидактика» в 15 главе «Основы для продления жизни» Ян Амос Коменский указывает, что жизнь может быть полноценной лишь при полноценном здоровьи. Ученый пишет: «Мы обязаны защитить тело от болезней и несчастных случаев, потому, что есть жилище души, и притом единственное…», и для этого «мы обязаны заботливо ухаживать за этой телесной оболочкой». Далее Я.А. Коменский отмечает три условия, которые необходимы для сохранения в бодром состоянии нашего тела. Подобно дереву, человеку для долгого существования нужна, во-первых, постоянная влага: «Влага нужна дереву, потому что без нее оно сохнет и вянет. Но влага нужна дереву умеренная, потаму, что при лишней влаге корень загнивает. Таким же образом телу нужно питание, без него оно истощается от голода и жажды. Но питание должно быть без излишеств, чтобы способность пищеварения не затруднялась и не ослаблялась. Для сохранения телесной силы нужна не только умеренная, но к тому же и простая пища, хотя бы и самое нежное дерево садовник поливает не вином или молоком, но обычной для растений влагою, водою». Во-вторых, частое испарение: «Человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения или игры». В-третьих, должен быть переменный отдых в виде ночного и дневного сна, а также «бесед, игр, шуток, музыки и тому подобных развлечений, которые восстанавливают силы внешних и внутренних чувств» [18, с. 321]. И только при соблюдении этих трех условий, как подмечает автор, можно долго сохранять здоровье и жизнь.

Д.Локк рассматривал процесс становления и воспитания человека в неразрывном единстве его физического, психического и умственного здоровья.В его трактате «Мысли о воспитании» первые параграфы посвящены вопросам сохранения и укрепления здоровья. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», «в здоровом теле - здоровый дух» - особенно подчеркивал он. Д. Локк обосновывает необходимость выполнения следующих правил относительно здоровья: «обилие свежего воздуха, упражнения, сон, простая пища; никаких вин или крепких напитков;очень мало лекарств, не слишком теплая и не слишком тесная одежда; приучать голову и ноги к холоду, часто обмывать ноги холодной водой и приучать их к сырости» [18, с. 72].При этом Д.Локк обращается не к врачам, которые лечат детей, а к родителям, которые без помощи медицины должны сделать все от них зависящее для оберегания и укрепления конституции своих детей.

Н.И Новиков- выдающийся просвятитель и писать внес значительный вклад на формирование мировоззрения педагогов в России, в том числе и в области здоровья. В своем сочинении «О воспитании и наставлении детей» он первый в России употребил слово «педагогика», обозначавшая «особую и важную науку о воспитании тела, разума и сердца». При рассмотрении телесного или физического воспитания Н.И.Новиков пишет: «первая главная часть воспитания — есть попечение о теле» и родители должны «стараться, о том, чтобы дети их имели здоровье и крепкое сложение тела» и подробно останавливается на таких факторах, которые формируют здоровье детей, как питание и питье, одежда и движения. Автор замечает: «Вся грубая и жирная еда, также все кислые и горячие вредны детям; пища детская должна быть не испорченная приправами, а простая и натуральная. Самое лучшее питье для детей и для всех людей вообще есть вода, она и молоко единственными служили средствами утоления жажды первым людям, когда неизвестно еще было пиво, вино или другие искусством приготовленные напитки. Весьма вредно завивать детей в узкие пеленки, это правило, надлежит наблюдать во все последующие годы, чтоб детское платье бло не узкое, чтобы не препятствовало оно свободному движению и образованию которой-нибудь части тела. Особенно преступаемо бывает важное правило тогда, когда дети носят узкие башмаки, исподнее платье, камзолы и кафтаны, галстуки и шнурованья. Человеку очень важны движение. До пятого года надлежит им позволять только маршировать, бить в барабан и т.п., а запрещать все сильные движения. От пятого до двенадцатого года нужно допускать детей играть мячом и другими подобными ему играми, дающие хорошее образование телу…». При этом Н.И. Новиков добавляет: «Все сии и подобные игры и телесные упражнения должны производимы быть на чистом воздухе, для того что сие не только возвышает и умножает пользу их для тела, но развеселяет дух…» [19, с. 289; 20, с. 89].

Вопросы о факторах формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольника, были также рассмотрены известным педагогом К.Д.Ушинским. Так, в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он писал: «Труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, свободы, наслаждения и его счастья, физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, а умственный труд для развития сил и здоровья, нормального состояния человеческого тела…» [21, с. 45].

Большое значение в исследовании занимает деятельность доктора медицины, автора многих работ по физическому воспитанию Е.А.Покровского. Он один из первых в России, кто стал широко использовать детские игры для профилактики и лечения многих заболеваний а также для формирования ценностного отношения к здоровью. В своей работе «Значение игр в отношении воспитания и здоровья» автор пишет: «Детские игры по характеру своему составляют один из видов деятельности организма. По выражению некоторых немецких философов, игра есть действие, совершающееся без предвзятой цели, в силу одних только внутренних, физиолого-психических потребностей и побуждений, причем организм находит полное удовлетворение». С его точки зрения, «вызывая ребенка на разнообразные движения и напряжения духа и тела, разумеется, посильные, игра тем самым значительно содействует развитию и укреплению физических, духовных сил и формирования выносливости …» Детская игра хороша тем, что она является ведущим видом деятельности дошкольника. [17, с. 278].

Система воспитания Марии Монтессори. Эта система была основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластические методы обучения в школе и недостатки фребелевских детских садов, Мария Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком и требовала уважения к личности воспитанников. Она утверждала, что существует особый мир детства, и что развитие ребенка подчиняется особым законам, основываясь на теории«спонтанного развития ребенка», она пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: когда взрослые навязывают детям собственные установки, этим самым тормозят их естественное развитие. Задачу воспитания Мария видела в создании условий, соответствующих потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самообучению и самовоспитанию[22, с. 591—592]. Так, например, в отношении физических движений М.Монтессори утверждала, что «они приходят к нему изнутри и организованы его внутренней жизнью. Но обязанность взрослого поощрять постижение процесса развития, так как нуждаемся в прямом общении с ребенком. А самое главное — не надо препятствовать развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды жизни, что может повлиять на созидание его индивидуальности».

Подводя итоги хочется сказать, что несмотря на то, что проблеме формирования здоровья детей в программно-методической литературе для дошкольных учреждений и уделяется достаточно большое внимание, однако, знания, предлагаемые в них часто поверхностны, четко не сформулированы и рассматриваются в основном лишь в качестве средств привития основ гигиенической и физической культуры.

В следующем параграфе рассмотрим условия формирования ценностного отношения к здоровью детей старшего дошкольного возраста.

Date: 2016-02-19; view: 1985; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию