Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава двадцатая. И вот наступил Новый год и начались зимние каникулы
И вот наступил Новый год и начались зимние каникулы. Во всех домах красовались нарядные елки. Настроение у всех было веселое, праздничное. У нас с Костей тоже было праздничное настроение, но мы решили не только гулять во время каникул, а и заниматься. В первый же день мы пошли к Ольге Николаевне и получили у нее задание на каникулы. У Кости появилась такая охота к учению, что он согласен был учиться по целым дням, но я решил, что мы будем работать по два часа в день, остальное время гулять, отдыхать или книжки читать. Так мы занимались с ним каждый день, и Костя начал понемногу выправляться. Когда каникулы кончились, у нас вскоре был диктант, и Костя получил за него тройку. Он был так рад, будто это была не тройка, а самая настоящая пятерка. - Чего ты так радуешься? - сказал я ему. - Тройка не такая уж замечательная отметка. - Ничего, сейчас для меня хороша и тройка. Я уже давно тройки по письму не получал. Но я на этом не успокоюсь. Вот увидишь, в следующий раз получу четверку, а там и до пятерки доберусь. - Конечно, доберешься, - сказал ему Юра. - Но ты сейчас еще о пятерке не думай, а скорей получай четверку, тогда у нас в классе ни одного троечника не будет. - Не беспокойся, - ответил Костя, - все будет в порядке. Теперь уже класс не будет за меня краснеть. Я теперь понял, что каждый должен бороться за честь своего класса. Я и то уже поборолся как следует, а теперь уже совсем немножко осталось. Ольга Николаевна тоже была рада, что Шишкин стал лучше учиться. - Пора вам, ребята, включаться в общественную работу, - сказала она нам. Все что-нибудь делают на общую пользу, только вы ничем не заняты. - Теперь мы тоже возьмем какую-нибудь работу, - говорю я. - Возьмем, - говорит Костя. - Я уже давно хочу работать в стенгазете, да меня все не выбирают в редколлегию. - Правда, - говорю я. - Пусть нас выберут в редколлегию стенгазеты. - В редколлегию вам еще рано. Там должны работать самые авторитетные ребята, - сказала Ольга Николаевна. - Ну, все равно, мы и на какую-нибудь другую работу согласны, - говорит Костя. - Если хотите, пусть нас выберут в санкомиссию. Я уже был в санкомиссии, когда учился во втором классе. Мне очень нравилось ходить и всем приказы давать, чтоб мыли руки и чтоб у всех были чистые уши. - Санкомиссия у нас уже выбрана. Если хотите, я вам дам очень интересную работу. Нужно организовать классную библиотечку. Будете выдавать ребятам книги. - А где взять книги? - спрашиваю я. - Книги получите в школьной библиотеке. А шкаф я вам достану. - Я возьмусь, - говорит Костя. - Я люблю книги читать. - Я тоже, - говорю, - возьмусь. - Значит, договорились. Постарайтесь быть хорошими библиотекарями. Берегите книги, следите, чтоб ребята тоже бережно обращались с книгами. Мы пошли к нашей библиотекарше Софье Ивановне, сказали, что мы теперь тоже будем библиотекарями в четвертом классе и нам нужны книги. - Вот и хорошо, - сказала Софья Ивановна. - Книги для четвертого класса у меня есть. Вы сейчас их возьмете? Она дала нам целую стопку книг для четвертого класса, и мы перетащили их в наш класс. Книг было много, штук сто, но когда мы поставили их в шкаф на полки, то нам показалось мало, потому что они заняли всего три полки, а три полки остались пустые. - Может быть, нам из дому принести еще книжек, чтоб было побольше? сказал Костя. - Я могу штук пять принести или шесть. - Я тоже, - говорю, - могу принести штук пять, но этого мало. На три полки не хватит. - А что, если у ребят попросить? Может быть, у кого-нибудь есть старые книжки, которые уже прочитаны. Пусть принесут для библиотечки. Мы поговорили об этом с Ольгой Николаевной. - Что же, скажите ребятам, может быть, ребята откликнутся на вашу просьбу, - сказала Ольга Николаевна. На другой день мы объявили ребятам, что теперь у нас будет своя классная библиотечка, только книг у пас еще не очень много, и, кто хочет, пусть принесет для библиотечки хоть по одной книжке. На эту просьбу откликнулись все ребята, и каждый принес кто книгу, кто две, а многие принесли и больше. Книг получилось так много, что весь шкаф целиком заполнился. Мы хотели тут же начать выдавать книги ребятам, но Ольга Николаевна сказала, что нужно сначала сделать журнал. Мы взяли толстую тетрадь и в эту тетрадь записали каждую книгу под номером. Теперь, если нужно было отыскать какую-нибудь книгу, то можно было не рыться на полках, а посмотреть по журналу. Костя радовался, что теперь в нашей библиотечке такой порядок. Особенно ему нравилось, что все полки заняты книгами. - Теперь как раз хорошо! - говорил он. - Ни прибавить ничего нельзя, ни убавить. Он то и дело отворял шкаф и любовался на книги. Некоторые книжки были уже старенькие. У некоторых еле держались переплеты или оторвались страницы. Мы решили взять такие книжки домой, чтоб починить. И вот, сделав все уроки, мы пошли с Костей ко мне, потому что у меня дома был клей, и взялись за дело. Лика увидела, что мы починяем книжки, и тоже захотела нам помогать. Особенно много возни у нас было с переплетами. Костя все время ворчал. - Ну вот! - говорил он. - Не знаю, что ребята делают с книжками. Бьют друг друга по голове, что ли? - Кто же это дерется книжками? - сказала Лика. - Вот еще выдумал! Книги вовсе не для того. - Почему же переплеты отрываются? Ведь если я буду сидеть спокойно и читать, разве переплет оторвется? - Конечно, не оторвется. - Вот об этом я и говорю. Или вот, смотрите: страница оторвалась! Почему она оторвалась? Наверно, кто-то сидел да дергал за листик, вместо того чтоб читать. А зачем дергал, скажите, пожалуйста? Вот дернуть бы его за волосы, чтоб не портил книг! Теперь страничка выпадет и потеряется, кто-нибудь станет читать и ничего не поймет. Куда это годится, спрашиваю я вас? - Верно, - говорим, - никуда не годится. - А вот это куда годится? - продолжал кричать он. - Смотрите, собака на шести ногах нарисована! Разве это правильно? - Конечно, неправильно, - говорит Лика. - Собака должна быть на четырех ногах. - Эх, ты! Да разве я о том говорю? - А о чем? - Я говорю о том, что разве правильно в книжках собак рисовать? - Неправильно, - согласилась Лика. - Конечно, неправильно! А на четырех она ногах или на шести, в этом разницы нет, то есть для книжки, конечно, нет, а для собаки есть. Вообще в книжках ничего не надо рисовать - ни собак, ни кошек, ни лошадей, а то один нарисует собаку, другой кошку, третий еще что-нибудь придумает, и получится в конце концов такая чепуха, что и книжку невозможно будет читать. Он взял резинку и принялся стирать собаку. Потом вдруг как закричит: - А это что? Рожу какую-то нарисовали, да еще чернилами! Он принялся стирать рожу, но чернила въелись в бумагу, и кончилось тем, что он протер в книге дырку. - Ну, если б знал, кто это нарисовал, - кипятился Шишкин, - я бы ему показал! Я бы его этой книжкой - да по голове! - Ты ведь сам говорил, что книжками нельзя бить по голове, - сказала Лика. - От этого переплеты отскакивают. Костя осмотрел книгу со всех сторон. - Нет, - говорит, - эта книжка выдержит, у нее переплет хороший. - Ну, - говорю я, - если все библиотекари будут бить читателей по голове книжками, то переплетов не напасешься! - Надо же учить как-нибудь, - сказал Костя. - Если у нас будут такие читатели, то я и не знаю, что будет. Я не согласен, чтоб они государственное имущество портили. - Надо будет объяснить ребятам, чтоб они бережно обращались с книжками, говорю я. - А вы напишите плакат, - предложила Лика. - Вот это дельное предложение! - обрадовался Костя - Только что написать? Лика говорит: - Можно написать такой плакат: "Осторожней обращайся с книгой. Книга не железная". - Где же это ты видела такой плакат? - спрашиваю я. - Нигде, - говорит, - это я сама выдумала. - Ну, и не очень умно, - ответил я. - Каждый без плаката знает, что книга железная не бывает. - Может быть, написать просто: "Береги книгу, как глаз". Коротко и ясно, сказал Костя. - Нет, - говорю, - мне это не нравится. При чем тут глаз? И потом, не сказано, почему нужно беречь книгу. - Тогда нужно написать: "Береги книгу, она дорого стоит", - предложил Костя. - Тоже не годится, - ответил я, - есть книжки дешевые, так их рвать нужно, что ли? - Давайте напишем так: "Книга - твой друг. Береги книгу", - сказала Лика. Я подумал и согласился: - По-моему, это подойдет. Книга - друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, ее нужно беречь, как друга. Мы взяли бумагу, краски и написали плакат. На другой день мы повесили этот плакат на стене, рядом с книжным шкафом, и начали выдавать ребятам книжки. Выдавая кому-нибудь из учеников книгу, Костя говорил: - Смотри, чтоб никаких собак, ни рож, ни чертей в книге не было. - Как это? - Ну, возьмешь да нарисуешь в книге какую-нибудь загогулину. - Зачем же я стану рисовать? - Будто я знаю! Мое дело предупредить, чтоб ни рож, ни собак. Это книжка общественная. Если б это была твоя собственная книга, тогда, пожалуйста, рисуй, но даже в собственной книжке не надо ничего рисовать, потому что после тебя она достанется твоему младшему брату или сестре или товарищу дашь почитать. Так что мое дело предупредить, а если ты не будешь слушаться, то потом я не так с тобой буду разговаривать. - Ну ладно, сказал - и хватит. Но Костя не унимался, и каждому, кто брал книжки, он растолковывал в отдельности, почему надо бережно обращаться с книгами. После уроков он, пригорюнившись, сидел возле шкафа и с грустью смотрел на поредевшие ряды книг на полках. - Эх, - горевал он. - Снова книг мало стало! Так хорошо было! Шкаф был полнехонек, а теперь хоть бери и опять где-нибудь доставай книг. - Что ж тут такого? - утешал его я. - Ведь ребята прочитают и принесут книги обратно. - "Принесут"! Принести-то они принесут, да что толку! - ответил Костя. Они одни книжки принесут, а другие взамен их возьмут. Вот никогда и не соберешь всех книг обратно. - Зачем же их собирать? Ведь книги для того, чтоб читать, а не для того, чтоб на полках стоять. Я взял и себе книжку, чтоб почитать дома. - Как? - говорит Костя. - И ты берешь? И так книжек мало осталось. - Да я, - говорю, - быстренько прочитаю и принесу. Тогда и он взял себе книжку. - Ну ничего, - утешал он сам себя. - Будет на одну книжку меньше. Все равно их мало осталось. С тех пор мы с Костей имели свободный доступ к книгам и стали много читать. Костя так увлекся, что читал даже на улице. Возьмет из библиотечки книжку, идет по улице и читает. Кончилось это тем, что он налетел на фонарный столб и набил на лбу шишку. После этого он перестал читать на улице и читал только дома. К библиотечной работе он относился серьезно, и постепенно у него даже характер переменился. Он стал аккуратным, более организованным и не таким рассеянным, как был раньше. К ребятам он относился требовательно. Если кто-нибудь приходил за книжкой с грязными руками, он начинал "пилить" его: - Как тебе не стыдно? Почему у тебя такие грязные руки? - Ну испачкались. Тебе-то какое дело? - Как - какое дело? Ты ведь за книжкой пришел? - За книжкой. - И ты такими руками будешь брать книжку? - Какими же мне ее еще брать руками? - Чистыми надо брать руками. Ты ведь своими руками книжку испачкаешь! - Ну, я приду домой - вымою. - Нет, голубчик, иди-ка ты лучше под кран и вымой руки, а потом я тебе дам книжку. Если кто-нибудь брал книжку и долго не приносил, Костя делал ему выговор: - И тебе не стыдно так долго книжку держать? Другим ребятам тоже хочется почитать, а ты держишь и держишь! Если неохота читать, то отдай книжку обратно, а потом снова возьмешь. - Я ведь не прочитал. Прочитаю и принесу. - Так ты, может, до скончания веков будешь читать! - Зачем до скончания веков? Книжка ведь выдается на десять дней. - Ну на десять дней. А ты когда взял? - А я взял неделю назад. Еще не прошло десяти дней. - А тебе обязательно надо, чтобы все десять дней прошли? Десять дней крайний срок. А ты прочитал раньше и приноси раньше, никто тебе не велит все десять дней держать. - Так говорят же тебе, что еще не прочитал! - Ну, так читай быстрей! Если кто-нибудь слишком быстро приносил книгу, ему это тоже не нравилось: - Послушай, когда же ты успел прочитать? Вчера только взял книжку, а сегодня уже обратно принес! Может быть, ты и не читал ее? - Зачем же я тогда брал? - Откуда же я знаю, зачем ты берешь! Может быть, ты только картинки рассматриваешь. - Что я, маленький? - Ну ладно, рассказывай, о чем здесь написано. - Что это еще за экзамен? - Ну, мне нужно проверить, читал ты или не читал. - Не твое дело! Твое дело выдавать книжки, а не проверять. - Нет, уж если меня назначили библиотекарем, то я должен проверить. Если ты не читаешь, то тебе, может быть, не нужно и давать книг. Пусть лучше кто-нибудь другой берет, кто читает. Приходилось ученику рассказывать содержание книжки. Date: 2015-12-12; view: 333; Нарушение авторских прав |