Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2. Исторические основания психологических теорийСтр 1 из 2Следующая ⇒ Раздел 1. Логические основания психологических теорий 1. Разные подходы к пониманию мира. Привести примеры логики понимания явлений из научных теорий: а) Как основание изучаемых явлений и систем рассматриваются формы тел или же процессы, формирующие тела. Восприятие явлений как композиций элементов или как детерминирующих процессов, локализующихся в формы объектов. б) Логика теорий психологии – как реконструкция форм психических образований или как воссоздание логики процессов, формирующих эти образования. в) Монизм или дуализм в видении психических и физических явлений мира. Восприятие мира как единого в природе его физических, психических, социальных и биологических процессов или видение в мире нескольких качественно различных миров или субстанций (духовных и материальных). г) Восприятие мира как объекта или как формирующего людей субъекта. Субъект-субъектные или субъект-объектные технологии взаимодействия человека с миром. 2. Строение теоретических понятий как отражение логики развития явлений (Г.В.Ф. Гегель, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов и др.). Эмпирические и теоретические понятия в разных школах и теориях психологии. 3. Разнообразие современных психологических школ как отражение противоречий в развитии психологии. Логика функционирования психологии в общем процессе человеческой культуры. Раздел 2. Исторические основания психологических теорий 4. Причины формирования психологических теорий. Образ психики как элемент саморефлексии в условиях нарушения стабильности социальной деятельности. Социальная функция психологических теорий. 5. Причины формирования представлений о душе. Душа как невидимая формообразующая инстанция. 6. Представления о душе в античной греческой философии. Представления Гераклита о душе как основе энергии субъекта. Демокрит об атомарной природе вещей и души. Значение концепций Гераклита и Демокрита для современности. 7. Платон. Проблема формообразования вещей. Душа как формообразующая инстанция. Проблема формообразования психических процессов и явлений в современной психологии. 8. Значение концепции Аристотеля о душе для современной психологии. Душа, форма, материя, энтелехия, взаимодействие, целевая или функциональная причинность как основа формообразования в концепции Аристотеля. Холизм Аристотеля и атомизм современного мироощущения. Соотнесение представлений Аристотеля с психологическими концепциями 20-го столетия (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн). 9. Христианские представления о душе. Значение личностного образа Бога для формирования личности. Исповедь как предпосылка психологической рефлексии. Проблема создания психологических представлений о природе человека при утверждении сверхъестественной природы души и непознаваемости Бога. 10. Представления о душе в психологических концепциях теологов 13-15 вв. (Фома Аквинский, Майстер Экхарт, Николай Кузанский) как предпосылка современных теорий детерминации психики и сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Г. Юнг и др.). 11. Рационализм Р. Декарта как основа формирования научных теорий. Отказ от осмысления процессов формообразования как логики научного познания явлений. Личный конфликт Декарта с процессом формообразования человека. Механицизм рефлекторной теории как начало механистических концепций психологии. 12. Стремление построить научную психологию в логике механицизма (Дж. Локк, Д. Юм, Д. Гартли). Ассоцианистские школы современной психологии. Атомизм, сенсуализм и механицизм как характерные черты ассоцианизма. Отказ от изучения проблемы души и генезиса психики. 13. Формирование психологии как экспериментальной науки (В. Вундт, Г. Гельмгольц, Г. Эббингауз). 14. Ф. Брентано и новое возвращение в психологию идей Аристотеля. Функциональная психология 19 – начала 20 века. Критика ассоцианизма.
|