Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция четвёртая





ПАРАДИГМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Кемерово, 2013

 


Автор: докт. экон. наук., проф. кафедры экономической теории ЭФ КемГУ

А.Д. Леванов

 

Парадигмы экономической науки: конспект лекций: тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс] / А. Д. Леванов; КемГУ. – Электрон. дан. – Кемерово: КемГУ, 2013. – 1 электрон.опт. диск (СD-R). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 500 МГц; 256 Мб оперативной памяти; 1 Мб свободного дискового пространства; Adobe Reader 6.0 и выше (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf). – Загл. с экрана.

 

 

Учебное электронное издание «Парадигмы экономической науки. Конспект лекций» написан в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения для направления подготовки 080100.68 «Экономика». В учебном электронном издании излагаются теоретико-методологические основы науки, история и методология экономических парадигм. Освещаются вопросы научной деятельности, философские вопросы экономики, возможности общенаучных и частных методов экономического анализа. Анализируются причины возникновения и развития экономических концепций, возможности их практических реализаций. Обращается внимание студентов на российскую экономическую мысль прошлого и настоящего..

Пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения экономического факультета. Рекомендуется всем, кто изучает экономическую теорию.

 

Утверждено на заседании кафедры экономической теории КемГУ. Протокол № 5 от 27.11.2012 г. Зав. кафедрой В. А. Шабашев Утверждено на заседании методической комиссии экономического факультета КемГУ. Протокол № 3 от 17.12.2012 г. Председатель методической комиссии О. Н. Козлова

 

© А. Д. Леванов, 2013
© КемГУ, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 5

Раздел I. Теоретико-методологические основы науки. 7

Лекция первая. Предмет и задачи дисциплины.. 7

Лекция вторая. Содержание и структура методологии научного исследования 15

Лекция третья. Общенаучные и философские методы познания. 21

Лекция четвёртая. Современная социально-экономическая картина мира. 30

Раздел второй. История и методология экономической науки. 38

Лекция пятая. Генезис экономической науки и его особенности. 38

Лекция шестая. Альтернативные теории и концепции ХХ-ХХI веков. 50

Лекция седьмая. Российская школа экономической мысли. 65

Лекция восьмая. Использование системного подхода в экономическом исследовании 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81

ЛИТЕРАТУРА.. 82

 


Введение

Каждая учебная дисциплина, изучаемая в высшей школе, преследует несколько целей, которые группируются вокруг знаний, умений и навыков. В современных стандартах все они суммированы в компетенциях. Дисциплина «Парадигмы экономической науки» призвана сформировать у магистрантов компетенции, которые позволят им совершенствовать и развивать интеллектуальный и общекультурный уровень, выполнять фундаментальные и прикладные разработки, самостоятельно осваивать новые методы исследования.

Материал дисциплины непрост для усвоения: необходимо выяснить исторические закономерности становления экономической науки и формирования её научного аппарата – методологических основ анализа экономики. Оба названных аспекта тесно связаны: исторический подход дополняется методологическим и наоборот.

Успешному освоению материала будет способствовать полученные ранее знания материала философии и экономической теории. Кроме того, на предварительной стадии обучения студенты могли изучать дисциплину «История экономических учений». Названные дисциплины, дополненные знаниями из общей истории и политологии, могут послужить хорошей основой овладения историей и методологией экономической науки. И конечно, надо постоянно быть в курсе научных дискуссий, которые возникли со времён А.Смита, и продолжаются по сей день. А это значит, что магистрант обязан постоянно читать периодические издания по экономике журналы «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», Вестники Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов и другие.

Согласно учебному плану магистранты готовят самостоятельные научные работы по экономической теории – вначале курсовую, а потом и магистерскую диссертацию. И в первом и во втором случаях предстоит обратиться к вопросам формирования тех или иных теоретических выводов, что невозможно без знания истории экономических учений. Кроме того, научная работа немыслима без выбора методологической позиции. Это обязывает ответственно и творчески отнестись к изучению дисциплины.

Один из известных современных российских экономистов В.А. Автономов назвал предисловие к книге М. Блауга «Методология экономической науки, или как экономисты объясняют» достаточно красноречиво - «За что экономисты не любят методологов». Надеемся, что познания, полученные при изучении материала предлагаемого пособия сблизят позиции этих учёных, а научные работы магистрантов будут отличаться научной глубиной и стройной логикой доказательств.

История и методология экономической науки как учебная дисциплина была закреплена за кафедрой в 2010 году. Опыт её преподавания и изучения ещё не велик. Коллектив кафедры надеется на конструктивные предложения и замечания к данному пособию, которые будут учтены в дальнейшей работе.


Раздел I. Теоретико-методологические основы науки

 

Лекция первая. Предмет и задачи дисциплины

План лекции.

1. Научное знание как система.

2. Методология науки и её функции.

3. Предмет дисциплины, её значение в формировании экономических знаний.

 

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух!» - писал великий поэт А.С. Пушкин еще в начале Х1Х века. Без просвещения не было бы человечества, современной цивилизации. Но само просвещение начинается с научных знаний. Что представляют собой наука? Как и почему возникают научные знания, как они развиваются?

В этой лекции остановимся на следующих вопросах: что такое наука и какова её структура? Что представляет собой методология научного познания? Что является предметом истории и методологии экономической науки?

Есть мнение, что в русском языке слово наука появилось (В. А. Канке) благодаря объединению двух древнерусских слов: «укъ», в смысле «учение», и «на» - означавшее «движение к» учению.

Термин наука имеет несколько определений. Например:

«Наука – это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления» (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).[1]

Философские справочники определяют науку как «сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности» – о мире в целом, об обществе, о человеке. Заниматься наукой – значит теоретически отражать действительность.

Первые научные обобщения появились в 6 веке до нашей эры в таких странах как Египет, Китай, Индия, Греция. Они касались в первую очередь первых исчислений (например, в землепользовании), наблюдений за движением планет и звёзд, времяисчисления. Началась наука с возникновения прикладных знаний, т.е. тех, которые помогали в организации каких- либо работ: строительных и ирригационных. Теоретические обобщения появились позже. Первоначально теория (с греческого – наблюдение, исследование: tea –облик, вид и orao – знать) предстала в виде понятий, а потом суждений. Потребовалось много времени, чтобы, например, явления природы получили обобщающее, приемлемые для всех живущих на Земле людей названия – понятия: гроза, ветер, день, ночь и т.д. В 4 веке до нашей эры первые теоретические научные выводы появились в Греции. Их можно назвать философскими. Они касались тех или иных сторон жизни общества, процессов познания [Платон (V-IV века до нашей эры), Демокрит (V- IV века до нашей эры), Аристотель (IV век до нашей эры)]. Возникновение первых элементов науки – это первый этап в её формировании.

Второй этап (примерно 17-19 века) обусловлен появлением направлений в научных знаниях – математического, физического, географического, естествознания и т.д., и соответственно возникновением научных сообществ естествоиспытателей, математиков, историков и других. Появляются первые научные специализированные журналы. В странах Западной Европы, в России создаются королевские Академии наук и научных институтов. (Петербургская академия наук была создана Петровским указом в 1724 г.). Немного позднее в России возникает Вольное экономическое общество (1765 г.). Основные документы, регламентирующие деятельность общества были разработаны М. В. Ломоносовым, а непосредственным организатором создания общества был А. А. Нартов.

Особое место в развитии науки занимает ХХ век. На протяжении столетия произошли колоссальные изменения в методах исследования, учёные стали проникать в тайны микро и макромира, наступила эра компьютеризации и информатизации.

Развитие науки можно представить двумя направлениями – экстенсивным и интенсивным развитием. Назовём некоторые проявления развития науки:

- рост суммы знаний;

- изменение структуры знаний: меняется соотношения между фундаментальными и прикладными знаниями;

- меняется стиль мышления и методы изучения – от чувственного восприятия до математического моделирования;

- дифференциация и интеграция наук.

Структура научного знания может быть представлена двояко. Существует деление науки на естественные знания, технические и общественные. Наука также делится на фундаментальные и прикладные знания. Если в знаниях преобладают теоретико-абстрактные приёмы анализа, то их можно назвать теоретическими, а если они строятся на результатах наблюдений, описания фактов, событий, на констатации количественных изменений, то эти знания можно назвать эмпирическими.

Материальной базой научных исследований являются виде академических, вузовских и отраслевых научных сообществ. Примером академической науки является Институт угля и углехимии Сибирского отделения РАН (г. Кемерово). Вузовская наука представлена, например, научно-исследовательской лабораторией археологии Сибири (Кемеровский государственный университет), а отраслевая – различными специализированными научно-исследовательскими институтами и лабораториями.

Может возникнуть вопрос: если наука столь разнообразна и разнопланова, можно ли организовывать науку и управлять ею? Мировая практика показывает, что передовые страны давно стали на путь государственной поддержки и регулирования научных изысканий. И в этом важным условием является науковедение – обобщающее, синтезирующее познание всех аспектов функционирования науки: её структуры, происходящих в ней изменений, взаимодействия различных наук, воздействия на науку общественных институтов, духовной жизни и т.д. Поэтому возникли и развиваются знания в области социологии, психологии, экономики науки. В этом же ряду стоят вопросы и о научном творчестве.

Каковы же пути, которые ведут человека к научной теории? Как она возникает и развивается? Ответ на эти вопросы даёт методология (второй вопрос).

Методология – (греч.: метод – путь познания, логос – слово) это система принципов и способов организации исследования.

На ранних стадиях научного знания методология сводилась к познанию через пробы и ошибки: например, поиск безопасных мест поселений и удобных путей передвижения, возведение строений и т.д. Этот опыт фиксировался в наставлениях, преданиях и поучениях.

Когда объём опыта возрос, одних только поучений стало не хватать. Возникла задача упорядочить познания, выявить закономерности их передачи, сформулировать правила рассуждения. В древнем Египте к этому подтолкнула практика землеустройства, в древней Греции возникло учение софистов – метод совместного познания истины с помощью диалога. Так, сторонник диалога – Сократ, считал истинно лишь то, что доступно в целесообразной деятельности. Другой учёный – Платон считал важнейшим путём познания истины выяснение принципа каждой вещи: её назначения, происхождения, характеристик. Аристотель важнейшим считал поиск универсального способа истинного познания с помощью категорий и правил построения суждений.

В новое время универсальной методологией была признана механика – наука о механическом движении материальных тел и о взаимодействии между ними. Причиной этому послужили учения Г. Галилея (1564-1642, Италия), Р. Декарта (1596-1650, Франция), И. Ньютона (1643-1727, Великобритания). Некоторые учёные полагали важнейшим чувственный опыт – Дж. Локк (1632-1704, Великобритания). В качестве главного метода Г. Гегелем (1770-1831, Германия) признавалась диалектика (греч. – искусство вести беседу, спорить), то есть умение находить в окружающей действительности противоположности, а следовательно и выявлять процессы развития. Продолжая гегелевский подход Ф. Энгельс (1820-1895, Германия и К. Маркс (1818-1883, Германия) применили диалектику к познании природы и общества, сформулировав законы исторического и диалектического материализма.

К современному пониманию методологии мы обратимся в последующих лекциях. Оно потребует дополнительного внимания. Вот, например, определение методологии, которое дано известным западным экономистом М. Блаугом: «Это изучение связи между теоретическими концепциями и обоснованными выводами о реальном мире… Эта та ветвь экономической науки, где мы рассматриваем способы, которыми экономисты обосновывают свои теории, и приводимые ими причины, по которым они предпочитают одну теорию другой». [2]

Теперь обратимся к тому, что представляет собой предмет дисциплины – история и методология экономической науки и практики (третий вопрос).

Эта дисциплина изучает возникновение и развитие экономической теории и практики во взаимосвязи с методологией научных исследований. Её цель – сформировать научное экономическое мировоззрение и способность к восприятию экономической информации, к творческому, конструктивному мышлению, способность оценивать поведение хозяйствующих субъектов рыночной экономики и на этой основе уметь обобщать результаты практики. В этом специфика дисциплины: она призвана объединить теорию, методологию и практику.

Каковы причины, обусловившие появление экономической теории?

Их две. Первая – требования и задачи практики. Понятие «экономика» появилось в древней Греции (от «эко» - управлять, и «номос» - дом). Для ведения хозяйства стали востребованы знания. Потребность в них резко возросла с появлением государственных структур: нужно было поддерживать денежное обращение, собирать налоги, регулировать отношения собственности и т.д.

Вторая причина - обособление областей знаний, в основе которого лежало межотраслевое разделение труда. Первоначальные экономические знания (древний мир, средние века) не выступали в виде самостоятельных учений, а дополняли этико-философские или правовые науки. (Существует много преданий об уважаемых мудрецах, знахарях, об умудрённых опытом людях, которые могли дать дельный совет, ответить на самые разные вопросы. Этот факт свидетельствует о высокой оценке, (и даже культе) умственного труда). Но по мере развития общественного производства, а значит развития и специализации деятельности, выделяются знания о торговле, о рыночных отношениях, об организации работы мастеровых работников, о землепользовании, о кредите, об услугах.

Накопленные таким образом знания послужили основой первых экономико-теоретических обобщений, возникших в начале ХVII и названные впоследствии меркантилизмом. В ХVIII веке возникает учение физиократов, затем лидерство в экономической теории переходит к классической политической экономии…. К настоящему времени перечень названий школ, концепций и учений перевалил за два десятка.

Все теории исходили из соответствующего предмета исследовании и предлагали свои методы для его осуществления. Предметом изучения меркантилизм предложил обмен, физиократия – сельскохозяйственное производство, классическая политическая экономия производство, обмен и распределение. В дальнейшем таковым признавались соотношение между богатством и численностью населения, антагонистические противоречия капитализма, поведение людей в хозяйственной деятельности, макроэкономическое равновесие, количественная теория денег, рациональные ожидания и другие структуры, стороны экономических отношений.

Отличались и методология учений, и частные методы исследований. Так, меркантилизм опирался большей частью на каузальный, описательно-эмпирический метод. Физиократия использовала приёмы структурно-логического анализа, схематизации макроэкономических процессов, классики политической экономии – абстрактно-логического, причинно-следственного подхода. В арсенале экономистов оказались и метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы диалектического анализа, функциональный, позитивистский, нормативный и другие.

Напрашивается вопрос можно ли обнаружить закономерности в развитии методологии в экономических исследованиях?

Попытаемся их сформулировать.

Первая из них – переход от методологического монизма к плюралистическому подходу. Если первоначальные теории тяготели к одному- двум основным принципам анализа, то современные теории могут исходить из нескольких, казалось бы несовместимых подходов.

Вторая – взаимодополнение исследовательских позиций. Так, кейнсианское макроэкономическое основание экономики стало впоследствии дополняться микроэкономическими выводами.

Другой вопрос состоит о соотношении периодизации с точки зрения истории общества, истории экономической практики, истории экономической теории и, наконец, истории методологии. Ясно, что периоды этих историй различаются. Но в какой части они совпадают и обусловливают друг друга?

Проще всего определиться с хронологической периодизацией. Традиционно история делится на период древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. В целом общепринятой, хотя и не окончательно, является история экономической практики: традиционное общество (до рыночная экономика), нерегулируемая рыночная экономика, регулируемая, социально-ориентируемая рыночная экономика и смешанная экономика. История экономических учений может быть определена как перечень революционных изменений в экономической науке. Например, возникновение маржиналистской концепции или экономической теории Дж. М. Кейнса. Сегодня признаётся революционным и появление вероятностно-игрового метода.

История методологии экономики остаётся весьма проблематичной. Есть сторонники четырёх этапов в развитии методологии экономической науки – ранний позитивизм, диалектика восхождения от абстрактного к конкретному, поздний позитивизм и постпозитивизм. Есть мнение (М. Блауг) о том, что развитие методологии прошло следующие этапы: доисторическое прошлое (А. Смит, Д. Рикардо), верификация (проверка истинности теоретических положений опытным путём), фальсификационизм («теории тогда научны, когда сделанные на их основе прогнозы в принципе опровержимы».[3]) и, наконец, позитивизм и нормативный метод.


Лекция вторая.

Содержание и структура методологии научного исследования

 

План лекции:

 

1. Методология – основа научного познания.

2. Принципы научного познания, их классификация.

3. Методы познания, их взаимодействие.

Первый вопрос.

В предыдущей лекции уже была дана краткая характеристика методологии. Дополним её ещё одним определениям: методология – это последовательность правил, приёмов, средств и способов получения теоретической модели знания. У М. Блауга есть следующие замечания относительно методологии: она должна быть описательной, предписывающей и напоминать искусство.[4] Описательность показывает, что экономисты делают, а предписание – что экономисты должны делать.

Формирование знаний о приёмах, способах формирования теории началось со времён древнего мира – с учёных бесед Сократа, умозаключений Аристотеля. Они послужили формированию так называемой школы схоластов, смысл которого сводился положению, что всякое знание имеет два уровня: а) божественное откровение и б)естественное знание – знание, найденное человеческим разумом. Откровение можно познать путём дедукции с помощью силлогизма – группы высказываний, из которых выводится умозаключение. Например:1. Растение - арбуз подобен фрукту 2. Арбуз не есть фрукт. 3. Некоторые растения подобны фруктам. Отсюда и суждение: некоторые растения не являются фруктами.

Структура методологии ещё не определена однозначно. Приведем несколько вариантов её структурирования.

Первый вариант элементов: иррационализм, релятивизм и эволюционализм.

Иррационализм – признание ограниченности познавательных способностей разума. Особенно это касается познания духовной стороны жизни – воли, чувств, воображения, интуиции. Подобную точку зрения разделяет и Ф. Хайек, утверждающий, что экономика не может быть окончательно познана.

Релятивизм – условность, изменчивость знаний. Новые знания отвергают предыдущие, затем новые знания отрицаются новейшими и так далее.

Эволюционизм – признание постепенности изменений в знаниях.

Второй вариант представляет собой деление методологии на две части: содержательную и формальную. Под содержательной частью понимаются законы возникновения знаний (гносеология), структуру научного знания (его обоснование, доказательства, проверка, критика), критерии научности, понятийно-категориальный аппарат). Под формальной – язык науки, типологию систем знаний, формализованные методы исследования.

Второй вариант, видимо, лег в основу современного деления философии на аналитическую и континентальную. Так, под аналитической философией понимается такое направление в философии, в котором главенствует анализ употребление языковых средств и выражений. Все методы в этой философии делятся на позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Континентальная философия утверждает, что подлинное основание всех наук – это деятельность сознания. Именно сознание способно прояснить смысл любых феноменов (явлений), относятся ли они к природе или к жизни общества. Отсюда возникла онтология (вопросы бытия), экзистенционализм, рационализма, идеализм, постмодернизм и другие аспекты этой философской методологии.

Казалось бы, имея столь разнообразные методы познания, можно исключить любую возможность существования не научных знаний. Тем не менее таковые имеют место в научной картине мира в целом.

Таковыми являются:

– мифологические знания (Атлантида, предания);

– теологические (потусторонняя жизнь, гадания);

– обыденные знания (суеверия, приметы).

В экономической теории тоже можно обнаружить не всегда строго научные выводы, обобщения. Так, меркантилисты считали, что богатство возникает из обмена, а физиократы источником такового считали сельскохозяйственный труд. Конечно, такие утверждения лишь частично соответствовали истине. Когда же было выяснено, что ни те, ни другие допускали ошибочные суждения? Это произошло с появлением классической политической экономии. Но можно ли исключит не научные идеи у самих классиков? Видимо, нельзя. Также как и во взглядах последующих учений и в теориях современников. Парадокс в том, что премию им. А.Нобеля по экономике иногда присуждается учёным, которые стоят на диаметрально противоположных точках зрения.

Нужно ли при изучении экономической теории использовать не научные знания?

Ответ на этот вопрос может быть неоднозначным. Полагаем, что инфор- мировать магистрантов о них преподаватель может и должен. Они являются некоторой отправной точкой для получения последующих научных знаний.

В последнее время нередко поднимается также вопрос о соотношении научного знания и религии. Ведь религия является формой мировоззрения, поскольку она также как и наука даёт видение картины мира, даёт определение смысла жизни, предлагает свою систему ценностей. Не претендуя на исчерпывающий и окончательный ответ, считаем возможным воспользоваться следующей точкой зрения. Если наука опирается на опыт и на необходимость подвергать многие стороны познания сомнению, критике и утверждает, что главенство в науке принадлежит разуму, то религия выше разума ставит веру, любовь к Богу, послушание. Наука развивается, движется от вопроса к вопросу, а религиозные знания двигаются от ответа к ответу. Тем не менее сегодня можно наблюдать попытки взаимодействия представителей научной общественности и религиозно-церковных структур с целью поиска точек соприкосновения в деле обогащения мировоззрения, объяснения тайн мироздания – происхождения Вселенной, загадок природы, строения человека и т.д.

В заключение первого вопроса отметим, что проблема выбора из направлений методологии для того или иного исследования остаётся всегда значимой. По мнению лауреата Нобелевской премии М. Фридмена перед каждым учёным – экономистом всегда стоит задача выбора методологии и соответственно того или иного учения из предшествующей современности экономической мысли.

Обратимся к характеристике методов научного познания (второй вопрос).

Метод (греч.) - способ познания явлений природы и общественной жизни. Методы возникли из первоначальных теоретических знаний, но возникнув стали исходным пунктом прироста и развития последующих теорий.

В самом общем виде все методы можно классифицировать на три группы: философские, общенаучные и частнонаучные.

Философская группа методов достаточно сложна, поскольку сама структура философии изменчива. Существует, например, деление философии на аналитическую и континентальную. Первая использует методы позитивизма и неопозитивизма, гипотезы, прагматизма фальсификационизма и другие. Вторая – феноменологию, герменевтику, структурализм, постмодернизм. Возникновение и развитие философских знаний прошло этапы натурфилософии, онтологии, гносеологии, логики. К настоящему времени сложились философии техники, науки, естествознания, этики, экономики и т.д. Претендует на роль мировоззренческой науки и марксистско-ленинская философия: сторонники диалектического и исторического материализма доказательно демонстрируют возможности научного поиска в обществоведении, включая и экономику. Здесь по- прежнему используются диалектические методы перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

К числу общенаучных методов относятся индуктивный и дедуктивные метод, анализ и синтез, научная абстракция, каузальный, системный и другие. Эти методы применяются практически во всех науках.

Частнонаучные методы – это методы в основном применяемые в той или иной области знаний. В физике – это может быть эксперимент, наблюдения, измерения, в медицине – опыты, в экономике – эконометрика.

Обратим теперь внимание на методы анализа экономических процессов (третий вопрос).

В современной экономической теории, как правило, преобладают три метода – позитивный, нормативный и функциональный. Первый из них означает изучение реального состояния экономики – деятельность её субъектов, микро и макропроцессов. Например, утверждение «всякий процесс производства возможен при наличии набора факторов – труда, земли и капитала» является позитивным. Здесь нет места оценке хорошо это или плохо, так должно или не должно быть. Позитивный метод основан на беспристрастной констатации фактов или взаимосвязей.

Нормативный же метод ориентируется на должное состояние явлений, процессов. Например, утверждение «все члены общества должны иметь равные возможности начать свой бизнес», или «инфляцию следует ограничивать» предусматривает внутреннюю норму, некоторые целевые установки на параметры, количественные ограничения процессов или состояния экономических элементов.

Наконец, функциональный метод означает непреложную связь количественное взаимодействие каких-либо категорий, величин. Этот метод позаимствован из математики, где функция является зависимой переменной: она обязательно меняется по мере изменения другой величины. Например, такую связь объясняет утверждение «цена – это функция спроса и предложения», т.е. цена – это результат изменений в соотношении спроса и предложения.

У каждого метода есть и сильные стороны, и недостатки. Так, в отношении нормативного метода критики нередко приводят высказывание английского учёного Д. Юма: «Невозможно вывести то, что должно быть, из того что есть». Позитивный же метод постоянно подвергается воздействию идеологии, идейных позиций учёного, политических событий.

Многие исследователи становления экономической теории считают основателем общефилософского подхода к экономике английского экономиста-классика Дж. Ст. Милля, предложившего объединение индуктивно-дедуктивного методов. Классиком позитивного и функционального методов является А. Маршалл, а М. Фридмен считается приверженцем постпозитивизма.

В заключение обратим внимание на одно обстоятельство, отмеченное отечественным историком экономической мысли В. С. Автономовым. Он считает, что экономисты в большинстве своём недолюбливают методологов. Причина этого – в сложности позиций экономистов-исследователей: они постоянно должны делать выбор между методологическим монизмом и плюрализмом, соотносить теорию с практикой, учитывать политическую и идеологическую составляющие общественной жизни.


Лекция третья. Общенаучные и философские методы познания

План лекции:

1. Логика – основа общенаучных методов.

2. Абстрактно-логические методы.

3. Категории и законы диалектики.

В рамках формальной методологии, как известно, важное место принадлежит языку науки. А язык – это прежде всего высказывания, понятия, суждения. «Чем богаче, разнообразнее мой язык, тем богаче мой мир» - говорили философы прошлого. Как правильно мыслить, как пользоваться языком – такова цель первого вопроса.

Логику можно определить как науку о формах, средствах познания, которые применимы как необходимые для формирования знаний в любой сфере науки.

Логику представляют формы познания и средства познания. К формам относятся понятия, суждения и умозаключения. К средствам – правила образования понятий, суждений и умозаключений. Это также правила перехода от одних суждений к другим. Наконец, это связи между умозаключениями, сведение их в систему.

В литературе существует деление логики на виды. К первому виду относят традиционную логику, ко второму – классическую. В традиционной в свою очередь выделяют подвиды – дедуктивную и логику силлогизмов. В классической насчитывается пять подвидов: логика исчисления, индуктивная, конструктивная, модальная и многозначная.

Вехами в истории возникновения (4 век до нашей эры) и развития логики стали античность, учение схоластов (средневековье), этап оригинальной логики. Можно выделить этап ХVII века как активное развитие этой науки Декартом, Лейбницем, Юнгом. Наконец, в начале ХХ века возникает математическая логика, узаконенная в 1904 году мировым философским конгрессом (Женева).

Кроме ранее приведённого определения логики воспользуемся ещё одним, которое содержится в учебном пособии «Логика». (Авторы Егоров А. Г. и Грибер Ю. А. М., 2009). «Логика – наука о законах и формах правильного мышления». Закономерно, что пособие содержит всего три главы: Глава 1 «Понятие»; Глава 2 «Суждение»; Глава 3 «Умозаключение».

Что, спрашивается, из этого нужно знать экономисту? Оказывается достаточно многое. Во-первых, выучить и запомнить определения этих слов: все они являются формами мышления. Во-вторых, уяснить, что все они взаимосвязаны друг с другом, поэтому ошибка в одном звене повлечёт ошибки и в других звеньях. Обратимся в этой связи к правилам формулировки определений, поскольку экономика без определений (дефиниций) не обходится. (См. указанное учебное пособие, п.9) Так, первое правило гласит: определение должно быть соразмерным с определяемым предметом, явлением. Вот пример его нарушения: «Студент – это человек». Второе требует независимости определяющего понятия от определения. Если её нет, то возникает так называемый «порочный круг» (в этом случае какое-то понятие определяется посредством другого, а затем оно - другое понятие, определяется с помощью первого). Пример этого «круга»: «Логика – наука о правильном мышлении, а правильное мышление – это мышление, которое соответствует законам логики». Другое последствие нарушения этого требование – тавтология (определение и определяемое явление, понятие выражаются одним и тем же словом) Пример: «Экономист – это человек, изучающий экономику». Третье требование: определение должно быть кратким и точным. Четвёртое: нельзя положительные понятия определять отрицательными («Река – это не море»). Наконец, пятое: нельзя неизвестное определять через неизвестное, да ещё и с использованием иностранных заимствований.

Обратим здесь внимание и на процедуры мысли, похожие на формулировку определений: указание, описание, характеристика, разъяснение с помощью примера, сравнение, различение.

Свою структуру имеют суждения (простые, сложные, их формализация).

Без знания видов суждений и правил их образования нельзя обойтись во всех случаях научного общения. Конечно, это относится и к экономике.

Высшей формой мысли является умозаключение - выведение из одного или нескольких суждений нового, заключительного суждения. Знание правил этого выведения – необходимый элемент аргументированной мысли: научного доклада, выступления, статьи, диссертации.

Таким образом, можно утверждать, что первоосновой в применении методов научного анализа является знание логики. Обратимся теперь к характеристике абстрактно-логических методов (второй вопрос).

Абстракция – слово латинского происхождения. Обозначает оно «отвлечение». Поэтому её определение звучит так: это мысленное отвлечение от внешнего, случайного в явлениях, с целью выяснение самого необходимого, существенного в этих явлениях. Практически определение всех категорий экономики представляет собой абстракцию. Возьмём, к примеру, категорию-понятие «товар». Число окружающих нас товаров – сотни тысяч. Тем не менее самое существенное в них то, что они продукт труда, предназначенного для обмена. Все остальные признаки, главным образом количественные – здесь даже не упоминаются, от них мы абстрагируемся. Аналогичный приём используется и определении денег, полезности, стоимости и т.д. В определённом смысле абстракция – некое идеализированное представление о явлении, процессе, предмете и поэтому метод абстракции универсален, он применим в самых различных отраслях знания.

Могут ли меняться абстракции, носят ли они исторически переходящий характер? Принцип диалектики подсказывает, что в определённом значении они изменчивы. Значение это затрагивает главным образом общественные отношения, включая экономические. И поскольку экономические отношения подвижны, то и абстрактные категории могут изменяться. Так, на ранних ступенях общественного развития многие макроэкономические категории - экономический цикл, инфляция, валовой внутренний продукт отсутствовали

В экономической науке есть опыт использования метода восхождения от абстрактного к конкретному, который был предложен классиками марксизма. В своем основополагающем труде – «Капитал» К. Маркс в качестве исходного пункта исследования взял две важнейших категории «товар» и «деньги». А завершил его характеристикой видимого, внешнего, т.е. конкретного капиталистического устройства общества – прибылью, процентами, конкуренцией, ценами производства. На этом же принципе основано и марксистское учение об общественно-экономических формациях.

Имеет ли значение метод восхождения от абстрактного к конкретному сегодня? Полагаем, что имеет. Так, например, любая диссертационная работа начинается с теоретических глав. В них излагается авторское видение категорий, понятий, их взаимосвязи, которые во многом абстрактны, но без понимания которых дальнейшее исследование теряет смысл. Последующий материал конкретизирует первую главу, наполняет работу прикладным значением.

Безупречен ли метод абстракции? Конечно, нет. Его нельзя абсолютизировать (как и все остальные методы). Так, в работах уже упоминавшегося философа – Канке В. А. утверждается, что одна из важнейших абстрактных категорий марксова анализа – стоимость товара, построена на ошибке: на смешении природных явлений и экономических. В этой категории решающим стало природное явление – время, но отсутствует такая категория как «экономическая ценность».[5]

Перейдём к последнему, третьему вопросу.

Первичной формой абстракции являются понятия, а вторичной – категории.

Понятие – это отражение отдельных существенных сторон (свойств) экономических явлений: благо, потребность, кривая спроса и другие.

Категория - это отражение общей, наиболее существенной, главной стороны явления. Например, рынок, цена, инфляция и другие.

Повторяющиеся внутренние связи между категориями – это законы (закономерности). Например, закон спроса и предложения, закон сравнительных преимуществ, закон убывающей отдачи и другие.

Взятые вместе понятия, категории и законы – это теория. Исторически экономическая наука прошла именно эти этапы – от понятий на заре развития общества до выяснения закономерностей мегаэкономики.

Кратко напомним-охарактеризуем некоторые из важнейших категорий.

Сущность и явление – одни из значимых категорий философии. Сущность составляет природу явления, его базовую, основную черту. Таковой в инфляции выступает обесценение денег, а явлением – рост цен. Противоречивость, неустойчивость рыночной экономики – её сущность, а кризисы, бум – явление.

Содержание – упорядоченная совокупность частей и элементов, образующих явление.

Форма – указание на внутреннюю организацию содержания, способ организации содержания.

Содержание не может быть без формы, а форма всегда содержательна. Так, формами предпринимательства являются частные фирмы, акционерные общества, партнёрства. Торговля оформлена в оптовую и розничную, финансы в бюджет, кредитные учреждения и т.д.

Парными категориями выступают также необходимость и случайность, общее и особенное.

Под необходимостью понимается событие, процесс вытекающие из внутренних свойств (содержания, сущность) явления. Под случайностью – событие, которое происходит из-за внешних обстоятельств. Пример необходимости – рост цен с возрастанием спроса или их падение с падением спроса. Но спрос могут изменить, например, слухи, инфляционные ожидания, природная стихия, политические события. Создание семьи – необходимость в жизни, но конкретный подбор супругов нередко связан со случайностью.

Общее – характеристика большинства, если не всех, явлений одного (однопорядкового) рода. Это некое качественное состояние экономической структуры, системы. Это тоже качественное состояние, но какого-то одного элемента системы. Особенное – характеристика какой-либо группы явлений из общего. Общим, например, для экономики большинства стран мира будет определение рыночная, но в различных странах она проявляется как особенное: социальная, патерналистская, либеральная. Синонимом особенному является слово «специфичное». Специфичны в различных экономиках мотивация к труду, уровни государственного вмешательства, институты.

С последними категориями философская наука связывает ещё две: категорию «всеобщего» и «единичного». Тем самым она раздвигает масштабы познания, привносит во всякую, включая и экономическую, теорию общенаучные уровни. Но в любом случае надо отметить, что все категории, связанные с проявлением всеобщего, специфичного или единичного взаимосвязаны с друг с другом, преходящи.

Можно ли в связи с этим утверждать, что и экономические законы делятся на общие и специфические? Сторонники марксистской школы на этот вопрос отвечают положительно. Аргументы, доказывающие такое деление, сводятся к историческому процессу развития экономических отношений. Если признать, что общество развивается поэтапно, то каждому этапу свойственно своё соотношение общих и специфических закономерностей. Наглядно это проявляется в возникновении и смене общественно-экономических формаций. Так, всеобщий закон соответствия развития производственных отношений уровню развития производительных сил действует по особому в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах. Специфичен процесс превращения науки в непосредственно производительную силу. Общая для всех необходимость соединения работника со средствами производства также специфична в обществах, находящихся на разных этапах развития. Аналогичные примеры можно найти в отношениях собственности и распределения.

Если же отказаться от принципа историзма, а признать раз и навсегда данными рыночные отношения, как предлагают сторонники экономикса, то указанное деление законов будет не востребовано.

Кроме рассмотренных категорий назовём еще несколько. Это причина и следствие, возможность и действительность, индивидуальное и массовое. Подробно излагать о них материал нет необходимости, поскольку их определение и примеры содержатся в многочисленных словарях-справочниках и учебниках. Самостоятельный поиск знаний не менее эффективное средство обучения.

Обратимся теперь к уяснению законов диалектики (вопрос третий).

В современных учебниках материал о них либо отсутствует, либо очень краток. По-видимому, в этом обстоятельстве сказывается влияние того же вне исторического подхода, который присущ экономиксу. Возникает вопрос, не устарела ли диалектика как метод познания?

Диалектика – слово греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство вести беседу, спорить. С появлением гегелевского а затем марксистского учения диалектика превратилась в учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии окружающего мира и познания. Кстати укажем: один из научных трудов Ф.Энгельса носит название «Диалектика природы».

Приём познания посредством законов диалектики принадлежит Г. Гегелю. Их три: переход количественных изменений в качественный, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Первый закон показывает механизм развития. Он показывает КАК происходит развитие. И в природе, и обществе можно наблюдать изменения в количественных характеристиках, которые влекут за собой появление нового качественного состояния в элементах, в системах, в окружающем нас мире, включая науку. Самый наглядный пример – преумножение опыта у растущего человека. Чем он больше приобретает опыта, тем мудрее становится. Рост производства товаров длительного пользования, увеличение числа их производителей (конкурентов) ведет к росту качества товаров. Всем известный эффект масштаба производства – также иллюстрация действия этого закона. Аналогичная ситуация наблюдалась в процессе возникновения денег. По этому закону развивается технический прогресс. Формой перехода является, как правило, эволюция. Хотя известны примеры и революционных изменений.

Единство количества и качества представляет собой меру. Под мерой в философии понимается такой интервал количественных изменений, в пределах которого данное качество не меняется.

На вопрос: ПОЧЕМУ происходит развитие, даёт ответ закон единства и борьбы противоположностей. Он объясняет источник самодвижения, которое проходит три этапа. Первый этап – становление противоречия (пример противоречия - полюса в магнетизме, противоположные заряды в электричестве). Второй этап – созревание противоречия до стадии борьбы, и третий – появление конфликта и его разрешение. Сами противоречия делятся на основные и неосновные, на необходимые и случайные, не антагонистические и неантагонистические (непримиримые и примиримые).

В экономических отношениях проявлением этого закона можно считать конкуренцию, товарное и натуральное хозяйство, планирование и стихийность. Противоречие наблюдается между покупателями и продавцами, между «высшими» по показателям доходов и потреблением и «низшими» классами общества. По мере усиления платности образования в высшей школе возникло противоречие, которое проявляется в оппортунистическом поведении обучающихся.

Противоречие так или иначе разрешается, чтобы повториться вновь. Так, противоречие между покупателями и продавцами разрешается посредством установления компромиссной цены, между названными классами – через перераспределение доходов и т.д. Знание этого закона, как видим, позволяет понять первопричину процессов развития.

Закон отрицания отрицания показывает направление развития, а также причину возникновения нового и сохранения, наряду с новым, элементов бывшего старого. Можно встретить определение этого закона как всеобщей формы закона единства и борьбы противоположностей. Его классическим наглядным примером из жизни является семья - жизнь родителей и детей. Движение здесь происходит постоянно: родители приходят на смену своих родителей, дети в свою очередь сменяют их, чтобы в дальнейшем уступить место своим детям и так далее. В экономике этот закон виден на примере смены факторов производства (амортизация), смене научных знаний, включая экономические, информационных технологий, в появлении новых товаров и услуг. Этапы экономического цикла, по-видимому, тоже можно рассматривать как смену нового и старого. Образное восприятие движения по закону отрицания отрицанием подобно восходящей спирали.

Диалектический метод познания в современных философских воззрениях подвергается и критике, поскольку он не даёт ответа на два вопроса: можно ли объединять несовместимое и может ли метод познания быть материалистическим? Критики этого метода считают невозможным применение к развитию общества такого определения как естественно-исторического процесса: допустимо лишь определение развития как социально-общественного процесса. Метод же познания – это всегда субъективная деятельность людей и поэтому он не может быть материалистическим. Учитывая элемент дискуссионности, вопрос о познавательных возможностях диалектического метода оставим пока открытым.

В заключение отметим, что знание общенаучных методов – основа становления учёного – исследователя. Этот вывод – не исключение и для формирования экономической теории.


Лекция четвёртая.

Date: 2016-02-19; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию