Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 3. Под закономерностью понимается объективно существующая повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов этого процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Под закономерностью понимается объективно существующая повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов этого процесса (В.И. Смирнов). Закономерности воспитания – это объективные, существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. Закономерности воспитательного процесса обусловлены как закономерностями воспитания как общественного явления, так и закономерностями развития личности. Важнейшей из закономерностей воспитания является зависимость воспитания как особой сферы жизнедеятельности людей от совокупности объективных и субъективных факторов общественной жизни. Эта общая закономерность выражается в зависимости воспитания: от способа производства материальных благ; от политической системы, господствующей идеологии; от социальной структуры общества; от духовной культуры её членов. К более частным закономерностям воспитания относятся (Л. В. Байбородова, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков, В. А. Сластёнин и др.): · воспитание ребёнка осуществляется только на основе активности самого ребёнка; · воспитание личности происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребёнка; · чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой; · содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями; · определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся и функционирующих между ребёнком и обществом, его частями и отдельными людьми; · влияние на воспитание человека окружающих его людей тем выше, чем более они включены в его деятельность и отношения и чем более их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного человека; · развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребёнка предписывает воспитанию так называемый «скрытый характер»; · процесс общего социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания (В. А. Сластёнин). Закономерности воспитания реализуются через принципы. Под принципами воспитания понимают общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. А. В. Мудрик выделяет следующие принципы социального воспитания: 1. Принцип природосообразности воспитания: · воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; · воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека; · воспитание сообразно полу и возрасту; · формирование у обучающегося ответственности за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. 2. Принцип культуросообразности воспитания: · воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям; · приобщение детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом (бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная культуры). 3. Принцип вариативности социального воспитания: · его необходимость определяется многообразием и мобильностью потребностей и интересов личности, общества; · предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывая этнические особенности и региональные, муниципальные, локальные условия, а также используя возможности для личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов; · создание многообразных видов и типов воспитательных организации, что позволяет удовлетворить самые разнообразные интересы; · дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к разным видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям воспитанников и др.; · построение региональных, муниципальных, локальных воспитательных систем. 4. Принцип коллективности социального воспитания: · социализация подрастающего поколения осуществляется во взаимодействии с группами сверстников и старших; · социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различных типов, дёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; · позволяет приобрести опыт адаптации и обособления в обществе. 5. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности: · стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь обучающимся в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом; · процесс воспитания, воспитательные организации, коллектив могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей; · необходимость решения естественно-культурных задач предполагает целенаправленное создание условий для физического и сексуального развития; · необходимость решения социально-культурных задач предполагает создание условий для интеллектуального и социального развития; · необходимость решения социально-психологических задач предполагает создание условий для личностного развития человека (развитие рефлексии и соморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении). 6. Принцип диалогичности социального воспитания: · рассмотрение воспитания как субъект-субъектного процесса; · принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация и развитие обучающихся осуществляется в процессе такого взаимодействия воспитателя и воспитанников, содержанием которого являются обмен ценностями интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. 7. Принцип незавершимости воспитания: · связан с мобильным характером социализированности личности; · предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями, а не только подготовкой к дальнейшей жизни; · предполагает признание, что в каждом человеке есть что-то в принципе незавершимое т.к. он находится в диалогических отношениях с миром и самим собой; · строить процесс воспитания так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек мог «состояться заново». В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов принципы воспитания делят на: метапринципы и принципы организации воспитательной работы. Метапринципы воспитания – это концентрирование, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации воспитания. К метапринципам воспитания относятся: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности; принцип природосообразности воспитания; принцип культуросообразности воспитания; деятельностный подход; личностный подход; полисубъектный (диалогический) подход; индивидуально-творческий подход; профессионально-этическая взаимоответственность. Принципы организации воспитательной работы: принцип обучения и воспитания детей в коллективе; принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой; принцип эстетизации детской жизни; принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи и общественности; принцип увлечения воспитанников перспективами, создание ситуации ожидания завтрашней радости; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
|