Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальные отношения и национальная политика. Нации являются важнейшим субъектом политики





Нации являются важнейшим субъектом политики.

Нация – это исторически сложившаяся общность на базе единства территории, экономической жизни, общей культуры, выражающейся в духовной близости, языке, общности совместной жизни.

В современной науке к этому общепринятому (марксистскому) определению наций добавились следующие трактовки. Во-первых, нация понимается как государство-нация, т.е. национальность означает согражданство. Во-вторых, как принцип самоидентификации, т.е. признание принадлежности к определенной группе, обладающей единым этническим самосознанием. Эти трактовки имеют право на существование, поскольку отражают особенности феномена нации.

Национальные отношения – это отношения внутри конкретной нации, а также отношения между нациями и народностями как субъектами исторического и политического процесса. Политика, вне зависимости от того, в какой сфере она осуществляется, должна учитывать реально существующие и развивающиеся национальные отношения. Специально вопросами разработки стратегии и тактики решения национальных проблем занимается национальная политика.

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика основывается на следующих принципах:

- самостоятельность каждой нации в определении своего политического статуса, экономического и культурного развития;

- борьба против всех форм расовой и национальной неприязни, обеспечение прав и свобод малочисленных народов в многонациональных странах;

- борьба против национализма, шовинизма, сепаратизма;

- важнейшим принципом национальной политики является принцип самоопределения наций.

Право наций на самоопределение предполагает право на свободный выбор народом государственного устройства вплоть до государственного отделения и образования самостоятельного государства. При реализации права на самоопределение важно найти оптимальное соотношение между интересами нации, осуществляющей самоопределение, и интересами других наций и народностей, которые проживают на одной территории. Ущемление прав других наций господствующей нацией приводит к обострению межнациональных, а иногда и межгосударственных отношений. При реализации принципа самоопределения наций должно обеспечиваться соблюдение территориальной целостности государств, принципы международного права.



Важной задачей национальной политики является поиск и реализация оптимальных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное здесь – отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения, столкновения.

Общность коренных интересов субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов имеет объективные основания. Расхождение связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. Расхождение национальных и политических интересов может переходить в конфликт. Суть национальной политики как раз и заключается в координации национальных интересов и содействии их реализации.

Разрабатывая национальную политику следует опираться на определенные принципы:

- необходим научный подход к вопросам национальной политики: знание закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, опора на научный анализ происходящих процессов, квалифицированные прогнозы, учет имеющихся альтернатив политического курса.

- национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития;

- национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения;

- необходимо знание мирового опыта решения национальных проблем.

В практическом осуществлении национальной политики необходим дифференцированный подход. Следует учитывать социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения и т.д.[11]

7.2. Национально-государственное строительство в России: от империи к федерации

Россия складывалась и развивалась как многоэтническое государство. Русский этнос занимал особое положение в ряду других этносов, он был наиболее многочисленным и составлял ядро полиэтнической системы России. Согласно переписи 1897 г., в которой был вопрос о родном языке, таковым считали русский 47 % населения, украинский – 19 %, белорусский – 5 %. Жившие в России народы отличались не только языком, но и образом жизни, религией (православные составляли 70,8 % населения, католики – 8,9 %, мусульмане –7 %), культурными традициями и уровнем общественно-экономического развития.

Государствообразующим этносом империи являлись русские. Считалось, что русский народ состоит из трех ветвей: великорусов, малорусов, белорусов. Для империи не было характерно правовое наделение русского этноса какими-либо привилегиями. Это не значит, что самодержавная политика, ориентированная на унификацию и русификацию, ни в чем не ущемляла нерусские народы в самоуправлении, вероисповедании, в свободном развитии их языков, культур, не говоря уже о волеизъявлении. Возможности волеизъявления не имели и русские. Но стоит отметить, что ни один этнос, из вошедших в состав Российской империи, не был истреблен. После включения в состав России численность почти всех нерусских этносов возросла.



Российская Империя начала ХХ в. вплоть до Февральской революции 1917 г. представляла собой унитарное государство, с многонациональной этнической структурой. Многоэтнический состав российского населения исторически складывался как процесс экспансии, завоевания, включения, присоединения периферийных территорий с населявшими их этносами в состав империи. Поэтому национальная политика являлась во многом вопросом взаимодействия русского этноса с остальными этносами России, и политики российского государства по отношению к ним.

В России XIX – начала ХХ вв. понятия «нация» и «империя» оказались нераздельно взаимосвязанными. Эта взаимосвязь обеспечила то, что нерусские народы не противопоставлялись русскому как народы колоний народу метрополии, но «инкорпорировались» в состав русского государства.

В законодательстве Российской империи практически отсутствовали ограничения по этническому признаку, за исключением ограничений для евреев и поляков, однако разделение подданных на русских и инородцев составляло основу национального неравенства в России начала ХХ в.

После падения самодержавия основным принципом формирования национальной политики и государства стал принцип федерализма и формирования многонационального государства как добровольного союза равноправных народов и наций. Процесс формирования нового многонационального федеративного государства можно разделить на три этапа.

Первый (октябрь 1917 – середина 1918 гг.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.

Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920 гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам.

Декретом от 6 июня 1919 г. был оформлен военно-политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Его суть сводилась к тесному объединению:

1) военной организации и военного командования; 2)советов народного хозяйства; 3)железнодорожного управления и хозяйства; 4) финансов; 5) комиссариатов труда республик – с тем чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий.

На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922 гг.) они договариваются о военно-хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.

Конституционному оформлению Союза ССР предшествовало складывание национальной государственности на базе Советов при непосредственном участии Всероссийских и республиканских съездов Советов, СНК и ЦИК РСФСР. В числе первых 13 наркоматов, учрежденных 26 октября (8 ноября) 1917 г. – Наркомат по делам национальностей РСФСР.

Наркомнац содействовал организации национальных республик, автономных областей, вел работу с национальными кадрами, боролся с проявлениями шовинизма и национализма, сепаратизма, издавал литературу на национальных языках, участвовал в подготовке документов по национально–государственному строительству. Но главной задачей Наркомнаца стала подготовка создания автономных советских республик и областей.

В январе 1918 г. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Советская Россия учреждалась на основе союза свободных наций в виде федерации Советских национальных республик и стала называться Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Принципами федерации являлись: добровольность вступления, равноправие наций, пролетарский интернационализм, демократический централизм. Высшим органом федерации объявлялся Всероссийский съезд Советов, который избирал ВЦИК и Совнарком.

V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. утвердил Конституцию РСФСР, обобщив и юридически закрепив первый опыт советского национально-государственного строительства.

В 1920–1921 гг. национально-государственное строительство в РСФСР приобрело широкие масштабы. Создание автономий шло разными путями: некоторые народы впервые обретали свою государственность, другие восстанавливали свою государственность на новом уровне. В конечном итоге, в состав РСФСР к концу 1922 г. входили 8 автономных республик (Туркестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская); 11 автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Черкесская (Адыгея), Чеченская); 2 трудовых коммуны (Трудовая коммуна немцев Поволжья и Карельская трудовая коммуна, которая с 1923 г. стала автономной республикой). Автономии создавались и в других республиках. Так, в 1923 г. возникла автономная область Нагорного Карабаха в Азербайджане.

В 1921 г. на территории бывшей Российской империи существовало 7 социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

Задачи преодоления тяжелейшей послевоенной разрухи, экономического возрождения республик, преодоления вековой культурной отсталости народов окраин ускорили их сближение с РСФСР. Отражая эту линию, X съезд РКП(б) в марте 1921 г. взял курс на организацию государственного союза республик.

На основе решений IX Всероссийского съезда Советов и IV Всероссийского съезда совнархозов (май 1921 г.) складывалась единая система управления промышленностью всей федерации. В 1921–1922 гг. складывался общефедеративный бюджет.

Восстановление народного хозяйства с помощью РСФСР укрепляло и расширяло сотрудничество республик. Возникла потребность в принятии общефедерального законодательства. Это было вызвано тем, что в республиках имели место и национал-сепаратистские тенденции, то есть тенденции к отделению, обособлению.

К образованию единого союзного государства народы советских республик наряду с внутриполитическими причинами подталкивали и внешнеполитические факторы. Так, в апреле-мае 1922 г. в Генуе проходила международная экономическая и финансовая конференция, на которой делегации РСФСР поручили представлять дипломатическое единство советских республик.

Формирование союзного государства сопровождалось острой полемикой. Предлагались варианты положить в основу союза республик конфедерацию или федерацию, основанную на автономии, или сохранении при некотором совершенствовании существовавших договорных отношений. Конфедерация представляла собой такую форму государственного устройства, при котором ее члены оставались полностью независимы, но могли координировать свои действия в определенных целях посредством объединенных органов (военных, внешнеполитических и т.д.). Предложение о конфедерации поддержки не получило.

С лета 1922 г. ЦК РКП(б) вплотную занялся вопросом подготовки к объединению советских республик. В начале августа начала работу комиссия под председательством В. В. Куйбышева. И. В. Сталин и некоторые другие деятели были за федерацию на основе «автономизации». И. В. Сталин предлагал, чтобы советские республики – Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав РСФСР на автономных началах. Этот проект сводил к минимуму самостоятельность советских республик и вел фактически к формированию централизованного, унитарного государства.

Подвергнув критике проект «автономизации», В. И. Ленин выдвинул новую форму добровольного и равноправного объединения советских республик. Будучи против чрезмерного централизма, он предложил укреплять суверенитет каждой республики как обязательное условие сплочения народов.

Пленум ЦК РКП(б) 6 октября 1922 г. принял ленинское предложение о форме объединения советских республик в союзное многонациональное государство.

X Всероссийский съезд Советов (23–27 декабря 1922 г.), обсудив доклад И. В. Сталина об объединении советских республик и выступлений делегатов, принял постановление о вхождении РСФСР в состав союзного государства.

30 декабря 1922 г. в Москве в Большом театре состоялся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который принял Декларацию Союза СССР и Союзного договора.

Договор об образовании СССР содержал 26 статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. К ведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. В рамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику.

Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Для всех граждан республик устанавливалось единое союзное государство.

Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР.

Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик.

С целью усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР, наряду с уже действовавшим Союзным Советом, создавался новый, равноправный с ним орган – Совет Национальностей.

В ведение Союза СССР дополнительно были отнесены урегулирование вопроса об изменении границ между союзными республиками» и разрешение споров между ними.

Второй Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерацию суверенных советских республик.

Тем самым было завершено конституционное оформление единого союзного государства, законодательно закреплены полное правовое равенство народов, их суверенитет, безоговорочное признание за всеми народами равных прав и равных обязанностей. К этому моменту в составе добровольного союза республик имелось 33 национально-государственных образования: союзных республик – 4, автономных республик – 13, автономных областей – 16.

В мае 1925 г. Третий съезд Советов СССР принял постановление «О вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик». В 1929 г. была образована Таджикская ССР. В 1936 г. Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных республик. В этом же году Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, ранее входившие в ЗСФСР, непосредственно вошли в СССР в качестве союзных республик. В 1940 г. в Союз ССР вошли Латвийская, Литовская и Эстонская советские социалистические республики. К моменту распада СССР в 1991 г. в его состав входили: союзных республик – 15, автономных республик – 20, автономных областей– 8, автономных округов – 10.

С созданием СССР была решена двуединая историческая задача: сохранить и использовать преимущества веками сложившегося крупного государства и единого экономического пространства, предоставить нациям и народностям право создавать и развивать свою государственность.

Следует признать, что национальный вопрос в бывшем СССР был решен в нескольких аспектах: уничтожен национальный гнет и национальное неравенство, были созданы условия для экономического, социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе с тем в годы советской власти были допущены серьезные просчеты:

- непродуманность некоторых правовых актов, в особенности права наций на самоопределение, вплоть до полного отделения. Сам принцип федеративного устройства содержал в себе «мину замедленного действия»;

- жесткая регламентация и централизация всех аспектов экономической и политической жизни;

- репрессии в отношении отдельных народов (переселение чеченцев, крымских татар, турок-месхетинцев);

- не были определены пути дальнейшего развития национальной государственности и пр.

Эти ошибки стали серьезной причиной обострения национальных отношений уже в новой, постсоветской России.






Date: 2016-02-19; view: 101; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию