Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастные кризисы
Таблица №3
Когда? Особенности
| Зачем? Что ребёнку надо?
| Как? Формы протеста
| Кто? Главный авторитет
| Кризис первого года.
«Неть!»
Стремление к физической самостоятельности.
| Исследовать мир, удовлетворить своё любопытство; познать свойства и назначения вещей;
пометить своё место в мире. Эмоционально окрашенное самоощущение; это - предтеча личности, сознания.
| Побег (уходит, уползает из-под контроля);
отказывается выполнять требования;
делает то, что нельзя;
отказывается от помощи
взрослых.
| Родители или тот, к кому выработалась прочная привязанность.
| Кризис трех лет
(2,5-3 года) «Я сам!» Появление самосознания.
| Научиться удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно.
Эмоционально оценивает себя очень высоко, без соотнесения с оценкой других.
| Ревность; подозрительность; негативное поведение отрицание (то есть отрицание того времени, когда был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т. п.).
| Родители или тот, кому ребёнок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)
|
Таблица № 3 (продолжение)
Когда? Особенности
| Зачем? Что ребёнку надо?
| Как? Формы протеста
| Кто? Главный авторитет
| Кризис дошкольного возраста
(5-7 лет)
Рождение социального «Я».
Лейтмотив: «Хочу, но не могу!»
Ребёнок делает открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!»
| Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим;
переделать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает). Рождается социальное «Я»
| То же, но в более мягком варианте.
Изменяется поведение: ребёнок ведёт себя демонстративно;
перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).
| Родители.
Постепенно увеличивается авторитет тех, кто даёт знания.
| Кризис подросткового возраста
Лейтмотив: «Кто я такой?», «Зачем я здесь?» Становление нового самосознания.
| Понять себя и свои возможности.
Формируется «Я- концепция».
| То же, только в более жёсткой форме.
| Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников.
|
Ребёнок растёт и изменяется. И на каждой новой ступеньке он немного иной: уже не тот, что был «вчера», и ещё не тот, что будет «завтра». На каждой новой ступеньке обязательно возникают такие изменения, которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде обитания (к миру), его внутреннюю и внешнюю жизнь и то, как он будет развиваться дальше.
Как меняется ребёнок Таблица № 4
Возраст
| Новые качества
| Младенчество
| Эмоционально окрашенное самоощущение (это - предтеча личности, самосознания).
| Раннее детство
| Зарождение самосознания; появляется «Я».
| Дошкольник
| Учится сочетать свои цели и желания с требованиями других людей (соподчинение мотивов);
воображение становится основой творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе.
| Младший школьный возраст
| Психические процессы произвольные (способен управлять ими);
учится вырабатывать внутренний план действий;
рефлексия собственного поведения (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности);
контроль и самоконтроль;
потребность в активной умственной деятельности.
| Подростковый возраст
| Умение сознательно регулировать свои поступки; умение понимать чувства и настроения других людей и строить своё поведение в соответствии с этим.
| Ранняя юность,
Или старший школьный возраст
| Психологически готов к личностному и профессиональному самоопределению: самосознание сформировалось; развитые потребности; есть нравственные установки, ценностные ориентиры, временные перспективы; осознаёт свои интересы, потребности, способности.
| А теперь с учетом всего вышесказанного давайте подробно пройдемся по детским возрастам.
Глава четвёртая
ЗДРАВСТВУЙ, ЭТО Я!
Date: 2016-02-19; view: 310; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|