Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хайнц Л. Ансбахер 10 page. Чтение газет еще одно внешнее воздействие, от которого надо оберегать детей
Чтение газет еще одно внешнее воздействие, от которого надо оберегать детей. Газеты пишутся для взрослых и не отражают детскую точку зрения. Кое-где есть специальные газеты для детей, и это очень хорошо. Что же касается обычных газет, они дают неподготовленному ребенку искаженную картину жизни. Ребенок начинает верить в то, что вся наша жизнь полна убийств, преступлений и происшествий. Сообщения о происшествиях особенно впечатляют маленьких детей. Мы можем судить об этом из высказываний взрослых о том, как они боялись пожара в детстве и как этот страх продолжал их преследовать и далее. Эти примеры охватывают лишь небольшой перечень внешних воздействий, которые родители и воспитатели должны принимать во внимание при воспитании детей. Они, тем не менее, и наиболее важные, поскольку иллюстрируют применение общих принципов. Снова и снова сторонники индивидуальной психологии вынуждены настаивать на призыве всегда учитывать социальный интерес и мужество. Здесь, как и в других случаях, эти лозунги считаются необходимыми. ГЛАВА 12. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ О подростковом возрасте написаны целые библиотеки. И действительно, это очень важная тема. Правда, не в том аспекте, в котором мы обычно ее рассматриваем. Нет одинаковых подростков, в этом возрастном периоде встречаются всевозможные типы детей: старательные дети, неуклюжие дети, дети, следящие за своей одеждой, и те, которые вечно ходят грязными, и т. д. Также встречаются взрослые и даже пожилые люди, которые выглядят и ведут себя как подростки. С точки зрения индивидуальной психологии это совсем не удивительно и означает лишь то, что эти взрослые люди остановились на определенной ступени своего развития. Фактически подростковый период по индивидуальной психологии это не что иное, как очередная ступень развития, через которую должен пройти каждый индивидуум. Мы не верим, что каждая стадия развития или любая ситуация могут изменить человека. Но каждая из них обязательно действует как тест — как новая ситуация, которая выявляет черты характера, развившиеся в прошлом. Возьмем, к примеру, детство, когда за ребенком тщательно следили и наблюдали; детство, в котором ребенок нечасто использовал свою волю и не был способен выразить то, что хотел. В подростковом возрасте, в котором происходит быстрое биологическое и психологическое развитие, такой ребенок будет вести себя так, словно он, наконец, лишился своих оков. Он быстро пойдет вперед, и его личность будет развиваться в здоровом русле. С другой стороны, будут и такие дети, которые начнут останавливаться и оглядываться назад, а обращаясь в прошлое, не сумеют найти правильный путь в настоящем. Они теряют интерес к жизни и становятся очень скрытными. В данном случае это не знак того, что энергия, удерживаемая в узде в детстве, когда ребенка подавляли, наконец, нашла себе выход в отрочестве, но знак избалованного, изнеженного детства, в котором не было правильной подготовки ребенка к жизни. В подростковом возрасте мы можем понять образ жизни личности лучше, чем в предшествующие до этого возраста годы. Причиной, конечно, является то, что отрочество к жизни как к таковой находится ближе, чем детство. И теперь нам легче будет увидеть его отношение к наукам. Мы сможем понять, легко ли он завязывает дружбу с людьми и может ли он быть человеком, социально заинтересованным в других. Иногда этот постоянно присутствующий социальный интерес принимает чрезмерный характер, и мы можем встретить подростков, потерявших чувство меры и желающих только жертвовать своей жизнью ради других. Они слишком социализированы, и это также может явиться препятствием в их развитии. Мы знаем, что если человек действительно хочет быть полезным для других и работать на общее благо, он прежде всего должен позаботиться о себе. Он должен иметь нечто, чем он может поделиться с другими, если это нечто чего-то стоит. С другой стороны, мы видим многих молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет, которые в социальном плане чувствуют себя полностью потерянными. В 14 лет они ушли из школы, потеряв тем самым связь со своими старыми товарищами; и на то, чтобы завести новые знакомства, у них уйдет много времени. А они между тем чувствуют себя полностью изолированными. Затем встает вопрос о профессии. Здесь вновь подростковый возраст многое раскрывает. Он выявляет отношение, сформированное в образе жизни. Можно встретить некоторых молодых людей, становящихся очень независимыми и изумительно работоспособными. Они тем самым показывают, что находятся на правильном пути развития. Другие, однако, в это же время приостановятся в своем развитии. Они не найдут для себя подходящего занятия; они всегда будут что-нибудь менять: либо профессии, либо школы и т. д. Либо они выберут праздность и не захотят работать вообще. Ни один из этих признаков не был приобретен в отрочестве, просто в этот период они наиболее отчетливо проявились, будучи сформированы еще в прошлом. И зная, например, очень хорошо какого-то конкретного ребенка, можно предсказать его будущее поведение в отрочестве, когда у него будет возможность для самовыражения, более свободная, чем в тот период, когда за ним наблюдали, опекали, ограничивали. Мы подходим к третьей, фундаментальной жизненной проблеме — любви и браку. Как раскрывается личность подростка в его отношении к этой проблеме? И вновь здесь нет разрыва с предшествующим периодом, только повышенная психическая активность делает это отношение более четким, чем раньше. Мы обнаружим, что некоторые подростки совершенно уверены в том, как они должны вести себя. Они относятся к проблеме любви либо романтично, либо очень смело. В любом случае они находят правильную норму поведения по отношению к противоположному полу. Есть другая группа детей уже иной крайности, которые ужасно застенчивы в вопросе секса. И хотя по возрасту они близки к этой области человеческих отношений, они проявляют отсутствие подготовки к ней. Если обратить внимание на проявления личности в подростковом возрасте, можно довольно точно определить линию поведения подростка в дальнейшей жизни. И мы знаем, что необходимо делать, если мы хотим изменить будущую жизнь этого ребенка. Если подросток относится очень негативно к противоположному полу, то проследив всю его предшествующую жизнь, мы обнаружим, что он, вероятно, был борющимся ребенком. Возможно, он чувствовал себя угнетенным и подавленным из-за того, что предпочтение отдавалось другому ребенку. В результате он теперь считает, что должен идти вперед, не проявляя слабостей, что должен быть надменным и отрицать все проблески чувств. Таким образом, его отношение к вопросам пола становится отражением его детских переживаний. В подростковом возрасте часто наблюдается желание уйти из дома. Это явление может быть объяснено тем фактом, что ребенок никогда не был удовлетворен домашними условиями и сейчас обостренно ожидает первой же возможности, чтобы порвать семейные узы. Он больше не хочет, чтобы его поддерживали, хотя на самом деле в продолжении этой поддержки заинтересованы обе стороны: и он сам, и родители. И если вдруг дела у ребенка пойдут плохо, то отсутствие помощи со стороны родителей становится оправданием его неудач. Та же самая тенденция, но выраженная в меньшей степени, наблюдается в случае с детьми, которые, живя дома, используют любую малейшую возможность, чтобы не прийти ночевать. Конечно, гораздо более заманчиво искать развлечения вне дома, чем проводить время в бездействии дома. И в этом также можно видеть упрек семье и знак того, что ребенок в ней не чувствует себя свободным, а постоянно находится под опекой и наблюдением. Таким образом, у него никогда не бывает возможности выразить себя и понять свои собственные ошибки. Подростковый период является опасным периодом, во время которого может начаться движение в этом направлении. Многие дети чувствуют отсутствие уважения к себе значительно острее в подростковом возрасте, нежели когда бы то ни было ранее. Возможно, они были хорошими учениками в школе, где их высоко оценивали учителя; затем их неожиданно перевели в другую школу, в другую социальную среду или к иному роду занятий. К тому же нам хорошо известно, что будучи часто лучшими учениками в школе, дети перестают быть таковыми в подростковом возрасте. Кажется, что с ними произошла какая-то перемена, на самом же деле никаких изменений нет; все дело в том, что прежняя ситуация не выявляла их характер так правдиво, как новая. Из всего сказанного выше следует, что одной из самых лучших мер, предотвращающих проблемы подросткового возраста, является культивирование дружбы. Детям следует быть хорошими друзьями и товарищами по отношению друг к другу. И это относится в равной мере как к членам семьи, так и к другим людям. Семья должна быть тем союзом, в котором все доверяют друг другу. Ребенок должен оказывать доверие своим родителям и учителям. Действительно, в подростковый период только тот тип родителя и учителя может продолжать, находясь в этой роли, управлять ребенком, который до этого был ему товарищем и полным сочувствия человеком. Любой другой тип взрослого в этот период немедленно отторгается ребенком. Он перестанет доверять им и будет считать их совершенно посторонними людьми и даже, возможно, врагами. Среди девочек данного возраста можно заметить, что именно в это время они начинают проявлять неприязнь к своей женской роли и будут искать возможность подражать мальчикам. И, конечно, значительно легче подражать мальчикам-подросткам в таких проступках, как курение, употребление алкоголя и присоединение к группировкам, чем следование таким добродетелям, как выполнение ответственной и тяжелой работы. К тому же у девочек на этот счет может быть оправдание, что если они не будут повторять действия мальчиков, последние не будут ими интересоваться. Если мы проанализируем подобный мужской протест, девочки-подростка, то обнаружим, что с самого детства ей по сути дела никогда не нравилась женская роль. Однако до сих пор эта неприязнь была скрыта и проявилась только в отрочестве. Вот почему так важно наблюдать за поведением девочек в данный период, так как именно в это время мы можем понять их позицию по отношению к своей половой роли в будущем. Юношам в этом возрасте часто нравится играть роль мудрого, отважного и уверенного в себе мужчины. Иные же боятся своих проблем и не верят в себя как в настоящих и полностью сформировавшихся мужчин. Если в формировании их мужского характера была допущена какая-то ошибка, то именно теперь она проявится. Они окажутся женоподобными, изнеженными и станут вести себя подобно девочкам; они даже могут повторять девичьи слабости, к которым относятся кокетство, любовь к позированию и т. д. Помимо этой женской крайности, среди юношей мы можем встретить и тех, кто чересчур усердствует в проявлении своих мужских черт характера, что может привести к самым низким порокам. Они будут злоупотреблять алкоголем и сексуальной невоздержанностью. Иногда они могут даже начать совершать преступления лишь для того, чтобы продемонстрировать свое мужское начало. Такие пороки наблюдаются среди мальчиков, которые хотят быть выше других, стремятся стать лидерами и хотят удивлять своих товарищей. Однако этому же типу подростков помимо бравады и амбиций часто свойственна скрытая трусость. Несколько пресловутых примеров тому мы имели недавно в Америке — таких как Хикман, Леопольд и Лоеб. Если изучить внимательно их карьеру, то выяснится, что эти люди были подготовлены к легкой жизни и всегда искали легких успехов. Такие типы активны, но не мужественны, что как раз является хорошей комбинацией для преступной натуры. В подростковом возрасте часто встречаются дети, которые впервые поражают своих родителей. Тот, кто не ищет скрытого единства всех их поступков, может подумать, что эти дети внезапно изменились. Однако если мы изучим все, что происходило с ними раньше, мы увидим, что характер индивидуума остался прежним, просто личность в данный момент имеет больше сил и возможностей для совершения поступков. Следующий момент, который необходимо отметить, касается того, что каждый подросток в этом возрасте стоит перед своеобразным испытанием — он чувствует, что должен доказать, что он больше не ребенок. Это, конечно, довольно предательское чувство, так как всякий раз, когда нам кажется, что мы должны кому-то что-то доказывать, вероятнее всего будет то, что мы в этом зайдем слишком далеко. Подобное происходит и с ребенком в аналогичной ситуации. И это в действительности самый существенный признак отрочества. И чтобы противодействовать ему, необходимо объяснить подростку, что тому не нужно убеждать нас в том, что он уже не ребенок. И это объяснение поможет избежать преувеличенного проявления признаков, о которых говорилось выше. Среди девочек можно найти такой тип, который склонен преувеличивать значение половых отношений и становится «помешанной на мальчиках». Такие девочки постоянно воюют со своими матерями и считают, что находятся в «ежовых рукавицах»; что возможно так и есть на самом деле. Они вступают в отношения с любым мужчиной, которого встретят, лишь для того только, чтобы досадить матери. Они вполне счастливы от сознания того, что мать будет ужасно огорчена, если обнаружит это. Многие девочки-подростки имели половую связь с мужчиной после того, как убежали из дома по причине ссоры с матерью или из-за излишней суровости отца. По иронии судьбы девочки, которых подавляли с целью воспитать их хорошими и послушными, вдруг оказались плохими из-за отсутствия или недостатка психологической проницательности родителей. Вина в таких случаях лежит не на девочках, а на их родителях, потому что они не подготовили своих дочерей должным образом к тем жизненным ситуациям, в которых они могут оказаться. Они слишком опекали девочек до их взросления и в результате не сумели развить в них умение делать правильные суждения, а также уверенность в себе, столь необходимые при столкновении с ловушками подросткового возраста. Иногда трудности возникают не в юношестве, а после замужества. Однако суть проблемы остается прежней. Просто девочкам в определенной мере повезло в юности, что они не встретились с разного рода неприятными ситуациями. Но рано или поздно нежелательная ситуация непременно возникнет, и поэтому необходимо быть подготовленными к ней. В качестве иллюстрации можно привести следующий случай, связанный с проблемами девочки-подростка. Речь идет о 15-летней девушке из очень бедной семьи. К несчастью, у нее был старший брат, который постоянно болел и в силу этого нуждался в уходе матери. С раннего детства девочка заметила разницу в отношении к детям. Вдобавок, когда она родилась, отец тоже был болен, и матери приходилось заботиться об обоих — о сыне и о муже. У девочки был двойной пример того, что значит получать уход и внимание, и она начала страстно тосковать по человеческой заботе и вниманию. Она не могла найти этого признания в семейном кругу, тем более, что вскоре у нее появилась младшая сестренка, которая лишила ее и той малой толики внимания, которую она имела. Теперь судьба повернулась так, что после рождения младшей сестренки отец выздоровел и к малышке было больше внимания, чем получала ее старшая сестра в младенчестве. А дети всегда замечают такие вещи. Девочка компенсировала недостаток внимания к себе дома усерднейшей работой в школе. Она стала лучшей ученицей в классе; в связи с этим все считали, что она продолжит образование в средней школе. Но начав учебу в средней школе, она меняется. Она учится не столь успешно; причиной этого было то. что ее новая учительница ее не знала и не оценила по достоинству. Она же со своей стороны жаждала признания, однако с этого времени не получала его ни дома, ни в школе. И ей пришлось искать это признание на стороне. Девушка отправляется на поиски мужчины, который смог бы оценить ее. Она нашла его и прожила с ним две недели. Вскоре мужчина устал от нее. Можно было бы предсказать, что случится дальше, можно было бы предсказать, что она осознает, что это не то признание, о котором она мечтала. Тем временем семья начала беспокоиться и предприняла поиски своей дочери. Вдруг они получили от нее письмо, в котором говорилось: «Я приняла яд. Не беспокойтесь — я счастлива». Очевидно, самоубийство было следующей ее мыслью после поражения в поисках счастья и любви. Тем не менее, она не покончила с собой; она использовала самоубийство как угрозу, чтобы вызвать прощение своих родителей. Она продолжала слоняться по улицам, пока мать не нашла ее и не привела домой. Если бы девушка знала, как знаем это мы, что вся ее жизнь проходила в борьбе за то, чтобы быть любимой, ничего этого не произошло бы. Если бы учительница в средней школе поняла, что девочка всегда успешно училась и что единственное, чего ей не доставало, так это определенного уважения, тогда трагедии бы не произошло. Во всяком случае, в данной цепи обстоятельств соответствующее обращение с девочкой могло бы предотвратить ее крушение. Это все поднимает проблему полового воспитания. Вопросам полового воспитания в последнее время уделялось слишком преувеличенное внимание. Есть много людей, помешанных, если можно так выразиться, на половом воспитании. Они требуют его осуществления в любом возрасте, подчеркивая опасность полового невежества. Но если мы оглянемся на свое собственное прошлое и на прошлое других, то не увидим ни тех сверхтрудностей, ни тех сверхопасностей, которые они вообразили. Опыт индивидуальной психологии учит тому, что ребенку в возрасте 2-х лет следует сказать о том, что он мальчик или девочка. Тогда же следует ему объяснить, что нельзя никогда заменить его пол и что мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки — женщинами. Если это сделано вовремя, то отсутствие прочего знания не будет столь опасным. Если ребенка убедили, что девочка не будет воспитываться как мальчик, а мальчик не будет воспитываться как девочка, в этом случае в его сознании зафиксируется соответствующая половая роль, и он, несомненно, будет развиваться в соответствии с этой установкой и будет естественным образом подготовлен к своей роли. Если же, однако, он будет верить в то, что каким-то чудом сумеет сменить свой пол, то тут не избежать проблем. Проблемы также будут и в том случае, если родители постоянно высказывают желание изменить пол ребенка. В «Источнике одиночества» мы находим отличное литературное подтверждение этой ситуации. Родителям часто нравится воспитывать девочку как мальчика и наоборот. Они фотографируют своих детей в одежде противоположного пола. Иногда так случается, что девочка выглядит как мальчик, и окружающие начинают обращаться к ней как к мальчику. Это может послужить началом для большой путаницы, которой можно легко избежать. Также следует избегать любых дискуссий по вопросам пола, которые ведут к недооценке женского пола и восхвалению мужского как высшего. Необходимо приучить детей к мысли о том, что оба пола равноценны. Это важно не только для предотвращения комплекса неполноценности у представителей недооцениваемого пола, но также и для предотвращения отрицательного воздействия на детей мужского пола. Если бы мальчиков не приучали к мысли, что они принадлежат к высшему полу, они бы не рассматривали девочек лишь как обычных объектов желания. Также они не оценивали бы взаимоотношения полов в извращенном свете, если бы осознали свои будущие задачи. Другими словами, истинная проблема полового воспитания заключается не в простом разъяснении детям физиологии половых отношений — она включает в себя формирование правильного отношения к любви и браку. Это тесно связано с вопросом социального приспособления. Если человек социально не приспособлен, он превратит в шутку вопрос о сексе и будет смотреть на вещи только с точки зрения потворства своим желаниям. Это случается, конечно, слишком часто и является отражением изъянов нашей культуры. Женщинам приходится страдать из-за того, что в этих условиях мужчине значительно легче играть ведущую роль. Но мужчины тоже страдают, потому что из-за этого воображаемого превосходства они утрачивают присущие их полу ценности. Что же касается физического аспекта полового воспитания, то совсем необязательно, чтобы дети узнавали об этом в самую раннюю пору их жизни. Можно подождать, пока ребенок проявит любопытство в этом вопросе, пока захочет выяснить какие-то конкретные вещи. Мать и отец, которые заинтересованы в развитии ребенка, поймут, когда настанет подходящий момент, чтобы ввести ребенка в курс дела, если он сам слишком застенчив, чтобы задавать вопросы. Если он чувствует, что родители это его товарищи, он будет задавать вопросы, и в этом случае ответы должны даваться непременно в соответствии с уровнем его понимания. Необходимо избегать таких ответов, которые стимулируют сексуальное напряжение. В этой связи можно отметить, что нет постоянной необходимости беспокоиться из-за явно преждевременного проявления полового инстинкта. Половое развитие начинается очень рано, по сути в первые недели жизни. Общеизвестно, что даже младенец испытывает эротическое удовольствие и что иногда он старается искусственно стимулировать эрогенные зоны. Не следует пугаться симптомов этого зарождающегося порока, но мы должны сделать все, чтобы положить конец такой порочной практике, не придавая, однако, демонстративно чрезмерной важности подобным проявлениям. Если ребенок обнаружит, что мы обеспокоены этими явлениями, он будет намеренно продолжать свою привычку, чтобы привлечь к себе внимание. Именно вышеназванные действия ребенка заставляют нас предположить, что он жертва сексуального влечения, в то время как на самом деле он использует эту привычку как средство для того, чтобы быть на виду. Обычно маленькие дети стараются обратить на себя внимание, играя своими гениталиями, ибо знают, что их родители боятся подобных явлений. Здесь имеет место та же психология, как и в случае, когда дети прикидываются больными, заметив, что тогда их больше любят и балуют. Детей не следует слишком поощрять телесно посредством поцелуев и объятий. Это немилосердно по отношению к ребенку, особенно в подростковом возрасте. Нельзя также подвигать ребенка к размышлениям о вопросах секса. Очень часто бывает, что ребенок может найти несколько фривольных фотографий в библиотеке отца. В психологической практике мы постоянно слышим об этом. Дети не должны иметь доступа к книгам сексуального содержания, освещенного в рамках, не предназначенных для их возраста. Также нельзя брать детей на фильмы, культивирующие сексуальные взаимоотношения. Если избежать всех этих форм преждевременного возбуждения интереса, то не будет и оснований для любых опасений. Надо говорить об этом лишь в нужное время и в доступном виде, никогда не раздражая ребенка и всегда давая ответы честно и без обиняков. Более того, нельзя лгать детям, если хотите сохранить их доверие. Если ребенок доверяет родителям, он не станет принимать во внимание объяснения, которые слышит от своих товарищей — а, возможно, почти 90% человечества получают знания о сексе от друзей, — и будет верить тому, что говорят родители. Такое сотрудничество, такое товарищество между ребенком и родителями значительно важнее, чем различные отговорки, к которым прибегают, полагая, что они отвечают ситуации. Люди, знающие слишком много о сексе или познавшие его очень рано, обычно впоследствии избегают его. Вот почему желательно избегать ситуаций, когда дети видят родителей, занимающихся любовью. При возможности не следует спать в одной комнате с ними, а уж тем более в одной постели с ними. Также не следует размещать на ночь в одной комнате братьев и сестер. Родители должны всегда четко следить за тем, чтобы дети правильно вели себя, а также наблюдать за любыми внешними воздействиями, которым подвергаются их дети. Эти замечания суммируют наиболее важные аспекты проблемы полового воспитания. Мы видим здесь, как и на всех других этапах воспитания, исключительную важность чувства сотрудничества и товарищества внутри семьи. При наличии сотрудничества, а также раннего осознания своей половой роли и равенства мужчины и женщины ребенок хорошо подготовится к любым неприятностям на его пути. А главное, он хорошо подготовится к качественному выполнению своей работы. ГЛАВА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В воспитании детей есть некоторые вещи, которых родитель или учитель не должны допускать, чтобы не лишить ребенка уверенности в себе. Он никогда не должен расти без надежды из-за того, что его усилия не вызывают немедленного успеха; он не должен заранее переживать поражение из-за своей вялости, или апатии, или крайней пассивности, как не должен поддаваться и предубеждению, что на свете есть одаренные и бездарные дети. Индивидуальная психология утверждает, что заниматься надо всеми детьми, чтобы активизировать их умственные способности, вселяя в них больше мужества, больше веры в себя; детей надо учить не воспринимать трудности в качестве непреодолимых препятствий, а с готовностью встречать эти трудности и преодолевать их. Успех не всегда сопровождает эти усилия, но многие случаи, оказавшиеся успешными, являются достаточной компенсацией для тех, что не показывают зримых результатов. Можно предложить следующий интересный случай, в котором наши усилия возымели успех. Речь идет о 12-летнем мальчике, шестой год учившемся в начальной школе. У него была очень низкая успеваемость, что его самого ничуть не беспокоило. Судьба мальчика была поистине несчастливой. Из-за рахита он не мог ходить до трех лет. К четырем годам он произносил всего несколько слов. А когда мальчику исполнилось 4 года, мать отвела его к детскому психологу, который заявил, что случай с ее сыном безнадежный. Однако мать не поверила этому заключению и поместила ребенка в учреждение по коррекции детей. Там он развивался медленно и без особой помощи со стороны специалистов. Когда он достиг шестилетнего возраста, было решено, что он может поступать в школу. В течение первых двух школьных лет с ним занимались дома дополнительно по учебной программе потому, чтобы он смог сдавать переводные экзамены. Ему удалось закончить третий, а также и четвертый классы. Ситуация же в школе и дома была следующей. Демонстрируя чрезвычайную леность, он старался всегда быть на виду в школе; он жаловался, что ему не удается сосредоточиться и сконцентрировать внимание на уроках. Он плохо ладил со школьными товарищами, терпел их насмешки и всегда выставлял себя слабее других. В школе у него был лишь один друг, которого он очень любил и с ним одним проводил время. Остальных детей он находил неприятными и не мог наладить с ними контакта. Учитель сетовал, что мальчик слаб в математике и не может писать; и это несмотря на то, что он был убежден в способности мальчика учиться так же успешно, как и другие. В свете этих фактов из жизни мальчика и тех возможностей в учебе, которые он имел на тот момент, стало ясно, что подход к нему был основан на ошибочном диагнозе. В то время как это был ребенок, страдающий от постоянного чувства неполноценности, вернее, речь идет о комплексе неполноценности. У мальчика был старший брат, который во всем делал успехи. Родители его утверждали, что он мог поступить в среднюю школу без подготовки. Родители вообще любят говорить, что их детям необязательно специально готовиться, и те сами не упускают возможности похвастаться этим. А ведь несомненно, что учение без изучения наук, без труда невозможно. По-видимому, старший брат научился черпать все знания на уроках, будучи чрезвычайно внимательным в классе и удерживая в памяти то, что видел и слышал в школе. Детям же, которые не столь внимательны на классных занятиях, приходится затем наверстывать упущенное дома. И какая же оказалась разница между этими двумя мальчиками! Младшему постоянно приходилось быть под влиянием гнетущего чувства, что он менее способен, чем его брат, и что он и ногтя его не стоит. Вполне вероятно, что об этом он слышал частенько и от своей матери, когда та была недовольна им, а также и от брата, который нередко называл его дураком или идиотом. Как рассказывала мать, ее старший сын часто бил своего братишку за то, что тот ему не подчинялся. И вот перед нами результат: человек, считающий себя хуже других. Казалось, сама судьба подтверждала эту его веру. Школьные товарищи смеялись над ним; в учебе у него никогда ничего не удавалось; он говорил, что никак не может сосредоточиться. Любая трудность пугала его. Время от времени учитель намекал мальчику, что ему не место ни в этом классе, ни, возможно, в этой школе. И не удивительно, что ребенок в конце концов уверился в том, что ему не выбраться из положения, в которое он попал; и он признал правоту мнения окружающих о себе. А это уже трагедия, когда ребенок настолько потерял мужество, что разуверился в будущем. Эту неуверенность в будущем можно было легко увидеть не только потому, как он дрожал или бледнел, когда мы заговаривали с ним в ободряющей манере, но также и по одному признаку, который следует всегда отмечать. Когда мы спрашивали его о возрасте (а мы знали, что ему 12 лет), он отвечал, что ему 11. Подобный ответ нельзя принимать за некую случайность, так как большинство детей знают точно, сколько им лет. Мы часто удостоверялись, что такие ошибки имеют скрытые причины. Если сопоставить ответ мальчика с тем, что происходило в его жизни, то создается впечатление, что он пытается вернуться в прошлое. Он хочет вернуться назад, в то время, когда он был младше, слабее и больше нуждался в помощи, чем сейчас. Мы можем восстановить психологическое состояние мальчика, исходя из уже имеющихся у нас фактов. Этот ребенок не ищет спасения в выполнении тех заданий, которые обычно доступны детям его возраста; ведь он уверовал в то, что по развитию он отстает от других и потому не может соперничать с ними, и ведет себя подобающим образом. И то, что он ощущает себя ниже других, и выражено в принижении своего возраста. Возможно и то, что он отвечает «Одиннадцать лет», а при определенных обстоятельствах ведет себя как пятилетний ребенок. Мальчик до того уже уверился в своей неполноценности, что пытается приспособить свою деятельность к статусу отстающего, к которому, как он полагает, и относится. Date: 2016-02-19; view: 312; Нарушение авторских прав |