Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт социальной работы с семьей и детьми





 

Социальная и социально-педагогическая работа с семьей и детьми имеет длительную историю развития в западных странах. Она представляет собой целую индустрию, включа­ющую помощь со стороны государства, общественных, рели­гиозных, коммерческих организаций и частных лиц. В каж­дой стране создана своя система социальной работы.

В США, например, одним из центров работы с семьей явля­ется община. Под общиной понимается совокупность населе­ния тех или иных территориально-административных еди­ниц, включающих ряд жилых кварталов в городах или поселе­ниях и состоящих из индивидуальных домов в пригороде. Государственные законы закрепили существование общин­ных центров, и часто ими становятся школы. Термин «общин­ная школа» в смысле «центр общественной жизни общины» применяется к тем школам, которые предоставляют населе­нию свое здание, оборудование и т.д. Такие школы, преобра­зованные в центры, открыты с утра и до позднего вечера в те­чение всего года.

Для оказания помощи американской семье необходимо предоставить программу, под которую затем выделяют деньги из государственного или местного бюджета. Инте­ресной, на наш взгляд, является программа «устроители семьи», распространенная в общинах Такота штата Вашингтон и нацеленная на сохранение семей, находящихся на грани развода.

Одной из основных является Программа помощи нуждающимся се­мьям с детьми на иждивении. Программа создана еще в 1935 г. в основном для оказания помощи вдовам с детьми. Она действует и по сей день. В 1990-х гг. помощь по ее каналам по­лучили 11 млн. чел., 90 % из них – матери-одиночки.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в кото­рых небольшой доход, несовершеннолетним матерям и мате­рям-одиночкам, чтобы они могли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение от содержания детей полагается уголовная ответственность, вплоть до тюремного за­ключения.

В ряде штатов функционирует программа «Хелп» («По­мощь»), по которой матерям до 20 лет предоставляется место в специальных приютах, где детям обеспечен присмотр и уход, а мать может учиться и работать. Приюты содержат частные лица и некоммерческие организации, их финансирует Феде­рально-штатная программа детской помощи.

Существуют дошкольные учреждения, в большинстве ком­мерческие, в которых для детей из бедных семей выделяются деньги из федерального бюджета. Детям из бедных семей про­грамма «Школьные завтраки» обеспечивает ежедневное пита­ние. С 1996 г. осуществляется программа «Хендстарт» (пример­но «Приготовились к старту») по воспитанию и развитию детей с замедленным развитием из бедных семей. Программа охва­тывает в среднем до 450 чел. в год.

Отличительной чертой системы социальной защиты детей в США является ее децентрализация. Она проявляется в наличии и реализации многочисленных программ на раз­личных уровнях: федеральном, штата, местном. Работа с не­совершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска», например, строится на основе базовых про­грамм полиции, предусматривающих, в частности, работу полицейских клубов с целью привлечения несовершеннолет­них к полезным делам; судов по делам несовершеннолетних, направленных главным образом на реабилитацию несовер­шеннолетних правонарушителей; школ, в том числе про­грамм для стандартных и специальных школ, для трудных и осужденных подростков.

В США функционируют специальные учреждения социаль­ной помощи детям, предоставляющие малообеспеченным семьям бесплатно следующие услуги: помощь в трудоустрой­стве; в присмотре за детьми в дневное и вечернее время; созда­ние при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержку служб защиты детей, перенес­ших насилие; инспектирование детских домов; работа с при­емными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие служб помощи детям в получении образова­ния; помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.

Интересным является и опыт социально-педагогической по­мощи семье в Германии. Начиная с первого дня образования семьи, молодоженам направляется приглашение на консульта­цию. Существует специальная «скорая помощь» из социальных работников по оказанию неотложной помощи семьям, где слу­чаются скандалы и агрессия. Работают специальные центры по оказанию помощи мужчинам, женщинам и детям, пережив­шим развод.

В Германии рождается значительное число внебрачных детей у несовершеннолетних матерей. Если в семье нет под­ходящих условий, такого ребенка с согласия матери (иногда и без согласия) молодежный отдел коммунального органа управления отправляет в приют или передает на воспита­ние приемным родителям. Для временного устройства несовершеннолетних матерей и их детей государство совместно с общественной организацией «Союз в защиту юных мате­рей» создает на базе недорогих жилых домов дома-общежи­тия. Воспитательницы, социальные работники и психологи помогают юным мамам получить образование, профессию, а главное – сформировать чувство ответственности за ребенка. Каждая молодая мама, живущая в таком доме, получает от государства ежемесячное пособие (650 евро), достаточное для питания, приобретения одежды и других расходов. Жилье, обслуживающий персонал содержатся за счет Союза защиты юных матерей, спонсоров, благотво­рительности.

Кроме того, в Германии в настоящее время насчитывает­ся более 70 материнских центров. В них предлагаются так называемые соседские услуги: устанавливаются соседские связи, которые затем могут продолжаться на коммерческой основе. Одновременно мамы имеют возможность на равно­правной основе обмениваться опытом своей повседневной работы по воспитанию детей. Всю деятельность организуют и проводят в центре сами мамы. Специалисты работают только амбулаторно, по воскресным дням, хотя постоянно готовы дать любую консультацию. В материнских центрах вся работа ориентируется на жизненный ритм матери и ре­бенка, а не наоборот, когда мамы вынуждены приспосабли­ваться к ритму работы учреждения. Материнский центр от­крыт всегда, т.е. туда можно заглянуть в любое время, когда и как это наиболее удобно с точки зрения ритма семейной жизни. Ежедневно в него приходят от 30 до 40 мам с детьми (детей обычно в два раза больше). Очень важна в деятельности центров сопутствующая образовательная работа с жен­щинами.

В Германии социальный работник включен в штат школы, работает с трудными подростками и их семьями, занимается предупреждением детской преступности, привлекает детей и подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в до­ме инвалидов, больницах.

В Финляндии с конца XIX в. существует множество общест­венных ассоциаций, деятельность которых включает оказание помощи семьям по различным проблемам: помощь в критиче­ской ситуации, воспитание детей, предупреждение насилия, преодоление конфликтности и т.д.

В течение 70 лет там действует Маннергеймская лига за­щиты детей и молодежи. Она организует педагогическое просвещение родителей, спортивно-оздоровительную и культурно-массовую работу с семьей. В семейных центрах лиги можно получить советы и помощь, принять участие в разнообразных мероприятиях, отдохнуть. Всего там сущест­вует более 100 различных видов деятельности. Особую по­мощь Маннергеймскаялига оказывает семье в кризисные периоды (создание семьи, первые годы брака, беременность, воспитание детей). В консультационном центре лиги обяза­тельно есть детский омбудсмен – адвокат, который защища­ет права подростков.

Каждому ребенку до 18 лет независимо от семейного дохо­да государство выплачивает «детские деньги» – примерно 100 евро в месяц. Столько же получают матери-одиночки в ка­честве пособия. Все образование в Финляндии, вплоть до уни­верситетского, бесплатное. Родителям также не нужно оплачи­вать учебники и школьное питание.

Одной из эффективных форм социально-педагогической по­мощи семье в Швейцарии являются «Письма родителям», кото­рые осуществляет частный фонд «Pro Juventute» («За юность»). Они рассылаются бесплатно всем родителям и состоят из двух иллюстрированных буклетов. Первое поздравительное письмо вручается родителям сразу после рождения ребенка, затем каждый месяц в течение первого года жизни, а потом через два месяца в течение второго года жизни ребенка и через три – в течение третьего года жизни. Главная цель этой помощи – со­здание нормальных взаимоотношений в семье, повышение воспитательного потенциала. «Письма родителям» имеют форму совета и освещают семейные проблемы: ребенок и родитель­ские конфликты, семейный климат, вопросы интимной жизни, появление второго ребенка и т.д. В них, например, отмечается, что каждый ребенок индивидуален, что дает родителям пищу для размышлений, объясняются психолого-педагогические осно­вы воспитания. В каждом буклете есть специальный раздел для тех, у кого материнство чем-либо омрачено. В нем публикуются адреса клубов страны, объединяющих родителей, оказавшихся в подобных ситуациях, предлагаются варианты проведения се­мейных отпусков, путешествий, уик-эндов с ребенком.

Многие церковные общины в Швейцарии, благополучные в финансовом отношении, помогают женщинам, матерям, вдовам. Они реализуют особые проекты: организуют благо­творительные обеды, отдых для семьи и детей. Иногда Цер­ковь проводит межобщинные социальные мероприятия (дежурный телефон, специальные консультативные пункты для женщин, подростков и пр.).

Богатым представляется опыт Австрии и Франции по оказанию помощи семье. Федеральная секция молодежи Австрии совместно с коммерческими организациями ежеме­сячно предлагает свои программы, которые включают орга­низацию различных видов деятельности для семьи: спортив­но-оздоровительную,культурно-досуговую, технического творчества и т.д.

Во Франции социально-педагогическая помощь осуществ­ляется со стороны государственных и общественных органи­заций. Францию выгодно отличают от других стран центры каникул и досуга, руководство которыми осуществляет Педа­гогическое движение обучения активным методам воспита­ния. Центры организуют отдых для детей и родителей: туризм, посещение исторических мест, спортивные игры, художественные выставки. В распоряжении семей находятся спортивные залы, художественные и музыкальные салоны, бассейны, библиотеки, различные мастерские. Одним из наи­более крупных и современных центров является «Городок Вилетт», расположенный на огромной территории (55 га) в восточной части Парижа.

Интересен во Франции и опыт социальной помощи семье, имеющей ребенка-инвалида. Лечение ребенка для родите­лей – бесплатное.
Семье выплачивается пособие для услуг третьего лица (например, няни) в размере примерно трех четвертей средней заработной платы.
Помимо этого, ребенку-ин­валиду выплачивается пенсия, равная пособию по уходу за ним. Она сохраняется и в том случае, если ребенка содержит государственное учреждение. Размер пособия и пенсии в соот­ветствии с инфляцией пересматривается каждые полгода. Всем нуждающимся детям выделяется инвалидная коляска, при необходимости – две: для дома и для посещения школы. За обучение ребенка-инвалида государство поощряет и адми­нистрацию школы, и педагогов.

В Болгарии создан государственный алиментный фонд. В случае, если разведенные родители нерегулярно выплачива­ют алименты на детей, заботу по обеспечению этих выплат бе­рет на себя государство, которое потом взыскивает выплачен­ную сумму с родителя.

Европейские государства, широко используя общественные фонды, берут на себя значительную часть расходов, связан­ных с воспитанием детей, путем выплаты единовременных и ежемесячных денежных пособий, дотаций на содержание де­тей в детских учреждениях, дотаций на детское питание и одежду. Европейское право предоставляет семьям, имеющим несколько детей, систему льгот по трудовому и жилищному праву, по социальному обеспечению и страхованию, налогово­му обложению и т.д.

Льготы, которые получают семьи с детьми в европейских странах, являются одними из самых высоких в мире. По­мощь оказывается, прежде всего, в форме единовременных и ежемесячных пособий. Они выплачиваются или из фондов социального страхования (Польша), или из специальных государственных фондов (Румыния, Германия). Размер по­собия, как правило, установлен в твердой сумме. В ряде стран выплата единовременных пособий и их размер зави­сят от очередности рождения ребенка. В Румынии едино­временное пособие выплачивается лишь с рождением тре­тьего и последующих детей. В Болгарии максимальный размер пособия выплачивается при рождении второго и третьего ребенка. В большинстве же стран единовременное пособие выплачивается одному из родителей независимо от их доходов и очередности рождения ребенка. А в Польше и Румынии законодательство дифференцирует размер се­мейных пособий с учетом доходов семьи и очередности рождения ребенка.

В некоторых странах (Германия, Венгрия) с целью усиле­ния медицинского наблюдения за беременной женщиной еди­новременное пособие выплачивается по частям, в зависимос­ти от посещения ею женской консультации. Согласно венгер­скому законодательству пособие выплачивается работающей женщине по окончании послеродового отпуска по достиже­нии ребенком возраста трех лет. После этого размер пособия по уходу за ребенком поставлен в зависимость от заработной платы. Если мать получает пособие по уходу, то она лишается права пользоваться детскими яслями и детским садом. Возможность пользоваться оплачиваемым отпуском по уходу за детьми предоставляется как родителям, так и бабушке (или дедушке).

Законодательство Болгарии предусматривает предостав­ление матери дополнительного отпуска по уходу за ребен­ком, продолжительность которого зависит от очередности рождения. По окончании послеродового отпуска на первого ребенка предоставляется отпуск продолжительностью шесть месяцев, на второго – семь, на третьего – восемь, а на четвертого и каждого последующего – шесть месяцев. Только одинокой матери предоставляется отпуск до дости­жения ребенком двух лет.

Значительное место в системе мер защиты семьи занимают выделяемые государством средства на общественное воспита­ние детей в форме натуральной, а не только денежной помо­щи. В Болгарии и Румынии в школах бесплатно выдаются все учебники, а также школьное питание (завтраки и обеды). В Румынии отменена плата за детские сады и ясли. В Болгарии такая плата постоянно снижается (за последние годы – на 30 %).

Политика защиты семей с детьми отражена и в пенсионном законодательстве ряда стран. В Германии при начислении пен­сии женщине начисляется дополнительный трудовой стаж в свя­зи с рождением и воспитанием детей. В Румынии снижен пенси­онный возраст для женщин, родивших троих детей и воспитав­ших их не менее чем до 10 лет, на один год, родивших четверых – на два года, пятерых – на три года.

Значительные льготы предоставляются семьям с детьми по жилищному законодательству. В Болгарии, Венгрии, Румынии и Польше предусмотрены льготы при получении государствен­ных квартир многодетным семьям. При покупке собственных квартир таким семьям выдается заем. Дети матерей-студен­ток, не имеющих благоустроенного жилья, в первую очередь устраиваются в детские заведения.

В Германии существует и система скидок на проезд на железнодорожном транспорте по территории страны для всех членов многодетной семьи (с тремя и более детьми до 18 лет). Скидка в размере одной трети стоимости билета ту­да и обратно.

Анализ основных направлений социально-педагогической помощи семье за рубежом свидетельствует о том, что семья там рассматривается как главный фактор социализации, раз­вития и воспитания ребенка. Она занимает приоритетное мес­то по отношению к обществу и государству. За рубежом суще­ствует комплексная и эффективная система помощи семье, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить каждой семье доступную помощь на личном уровне.

 

Список литературы:

1.

Date: 2016-01-20; view: 824; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию