Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тесты к материалам пособия
Тесты к лекции №1 «Основы мелиорации территорий»
1. Причины изменения водного баланса территорий: а) рост посевных площадей; б) загрязнение природных вод и безвозвратное водопотребление; в) климатические условия. 2. На чём должно быть основано решение задач водообеспечения: а) на требованиях охраны окружающей среды; б) на позициях экономической эффективности; в) на интересах отдельных отраслей хозяйства; г) на комплексном использовании водных богатств с учётом требований охраны вод. 3. Что такое мелиорация территорий: а) восстановление территорий; б) воздействие на почву, воду и воздух с целью их изменения; в) воздействие на природные условия с целью их улучшения. 4. За счёт чего обеспечивается эффективность мелиоративных работ: а) только изменения агротехники на посевных участках; б) зарегулирования стока; в) увязки мелиоративных мероприятий и другими видами работ (рациональное проектирование орошаемой территории, изменение способов возделывания сельскохозяйственных культур, промывки земель и охрана земельных и водных ресурсов). 5. В каком веке получили развитие оросительные мелиорации и где: а) в XVIII веке в Молдавии и Украине; б) в ХХ веке в Ставропольском крае, Поволжье, Украине, Ростовской области; в) в ХХ веке в Омской, Томской и Новосибирской областях. 6. Как определяется граница сухо-влажного климата: а) по количеству тепла (градусо-дни) в году; б) по количеству дней в году с силой ветра более 3м/с; в) по среднегодовой сумме осадков, равной 500мм. 7. Каким образом расчёт дождевого фактора определяет климат территорий и когда необходимо орошение: а) при соотношении сухих и ветреных дней; б) при Df >10 – климат влажный; в) при Df <60 – климат сухой; г) при Df <40 – климат сухой и необходимо орошение. 8. Как осуществляется гидромелиорация: а) путём залужения, специальной вспашки, кротования; б) путём изменения химического состава почвы; в) путём строительства плотин, шлюзов, каналов, оградительных валов. 9. Основные назначения культуртехнической мелиорации: а) посадка леса и кустарников для защиты почв от эрозии; б) специальная мелиоративная вспашка при освоении целины; в) улучшение состояния поверхности почвы (удаление кочек, камней, древесной и кустарниковой растительности, выкорчевывание пней) и создание пахотного слоя. 10. Что включает комплекс мелиораций: а) один вид мелиораций; б) группу мелиораций (два вида); в) сочетание 3-4 видов мелиораций на одной территории.
Тесты к лекции №2 «Мелиорация земель и охрана малых рек»
1. С чем связано изменение водности в малых реках, произошедшее в последние 40-60 лет: а) с использованием воды для орошения полей; б) с судоходством; в) с зарегулированием стока; г) с усилением водной эрозии и заилением русла. 2. Каковы антропогенные факторы, оказывающие влияние на обмеление малых и средних рек: а) распашка ранее залесенных и степных участков; б) чрезмерный отбор воды для хозяйственно-бытовых целей; в) освоение пойм и загрязнение воды пестицидами; г) вылов рыбных ресурсов. 3. Цель проекта мелиорации малых рек: а) восстановление саморегулирующейся способности речных биогеоценозов; б) увеличение транспортирующей способности потока в руслах малых рек с помощью гидротехнических мероприятий; в) ограничение негативного антропогенного воздействия на малые реки. 4. Что такое паспортизация рек: а) это информация о местоположении реки; б) это мероприятие, позволяющее: систематизировать информацию о современном состоянии и использовании рек, составить ВХБ реки, и дать первичную информацию об основных мероприятиях по улучшению малых рек, их комплексного использования и охране; в) это мероприятие, направленное на предотвращение заиления и исчезновение рек. 5. Основная цель сооружения водохранилища: а) изменение гидрометеорологических условий и условий обитания рыбы; б) накопление воды для хозяйственных нужд; в) аккумулирование твёрдого стока в чаше водохранилища. 6. Каковы негативные последствия от создания водохранилищ: а) подъём УГВ на сопредельной территории; б) застой и цветение воды; в) увеличение меженного стока реки. г) затопление земель и формирование мелководных зон. 7. Что должен обеспечивать минимально допустимый расход воды в реке: а) постоянную скорость течения воды; б) неразмывающую скорость течения воды; в) необходимую глубину воды в русле. 8. Для чего необходимы санитарные попуски воды из водохранилища: а) для затопления сельскохозяйственных угодий; б) для производства рыбы; в) для предотвращения снижения скоростей движения воды и образование обратных течений. 9. Какие попуски предусмотрены при использовании рек для судоходства: а) судоходные; б) навигационные; в) санитарные.
Тесты к лекции №3 «Использование водных ресурсов малых водосборов»
1. На что повлияло нарушение естественного режима малых рек, произошедшее в последние 30-40 лет, связанное с созданием водохранилищ, увеличением промышленного и хозяйственно-бытового водопотребления и водоотведения: а) на запасы водных ресурсов; б) на гидрохимический режим; в) на гидрогеологический режим. 2. Что влияет на изменение годового стока малых рек: а) зарегулированность малых рек прудами; б) сброс большого количества сточных вод; в) антропогенная деятельность на водосборе (вырубка леса, агротехнические мероприятия, распашка территории). 3. Основные методы управления паводками: а) создание небольших русловых водохранилищ; б) создание хозяйственных водоёмов в пределах коренного русла при помощи водоподъёмной плотины; в) обвалование затапливаемых территорий и создание польдеров. 4. Оперативное управление количеством и качеством водных ресурсов возможно при: а) комплексном использовании и охране водных ресурсов; б) создание автоматизированной ВХС управления; в) формирование ВХС. 5. Что такое водоохранная зона: а) составная часть природоохранных мероприятий, улучшающих гидрологический и гидрохимический режимы водного источника; б) территория, прилегающая к акваториям рек, рек, озёр и водохранилищ, на которой устанавливают специальный режим, в целях предотвращения загрязнения, засорения, истощения вод и заиления водных объектов; в) поймы рек, надпойменные территории, бровки и крутые склоны берегов, а также балки и овраги, непосредственно входящие в речную долину. 6. От чего зависит минимальная ширина водоохраной зоны: а) от гидрологических характеристик рек; б) от расстояния до истока реки; в) от площади акватории. 7. Чему равна минимальная ширина водоохраной зоны для озёр и водохранилищ при площади акватории более 2000км2: а) 300 м; б) 500 км и более; в) 500 м и более. 8. Какие существуют направления рационального использования водных ресурсов малых водосборов: а) влияние гидромелиорации на водные ресурсы малых рек; б) повторное использование очищенных сточных вод; в) рационализация антропогенных воздействий в пойме реки; г) рационализация природопользования на повышенных элементах рельефа водосбора. 9. Что называют паводком: а) природное явление, под действием которого формируется пойма и русло реки; б) неотъемлемый процесс, стабилизирующий экосистему поймы; в) процесс, происходящий под влиянием антропогенной деятельности, и направленный на улучшение экологического состояния реки. 10. В природоохранных зонах водоисточников запрещается: а) любая хозяйственная деятельность; б) стоянка автотранспорта, заправка их топливом, мойка и ремонт любой техники; в) применение ядохимикатов. 11. Что является основой оптимизации использования водных ресурсов: а) рациональное использование водных ресурсов; б) схема КИВР в бассейне малой реки; в) формирование структуры ВХК.
Тесты к лекции №4 «Гидротехнические мелиорации»
1. Орошение это: а) естественное увлажнение почв; б) исскуственное увлажнение почв; в) внесение в почву минеральных удобрений. 2. Орошение применяется там, где: а) увлажнение почвы атмосферными осадками недостаточно; б) увлажнение почвы атмосферными осадками в избытке; в) в почве существует недостаток питательных веществ. 3. Необходимый водный режим почвы создаётся и регулируется: а) комплексом различных ГТС; б) комплексом различных агротехнических сооружений; в) хозяйственной деятельностью. 4. Какие решаются задачи при орошении сточными водами: а) внесение в почву вместе с водой необходимых для растений питательных веществ; б) отвод сточных вод с предприятия; в) снижение затрат на очистку сточных вод. 5. Орошение сточными водами называют: а) мелиоративным; б) удобрительным; в) губительным. 6. Что входит в состав оросительной системы: а) водохранилища, водозаборы, рыбозащитные устройства, отстойники, насосные станции; б) оросительные водосборно-сбросные и дренажные сети, нагорные каналы, сооружения на сети; в) устройства, средства управления и автоматизации контроля за мелиоративным состоянием земель, поливные и дождевальные машины; г) объекты электроснабжения и связи, противоэрозионные сооружения, производственные и жилые здания, дороги, дамбы. 7. Оросительные сети состоят из: а) каналов оросительной, водосборно-сбросной и дренажной сети; б) магистрального канала, его ветвей, межхозяйственных, хозяйственных и внутрихозяйственных распределителей различных порядков, временных оросителей и выводных борозд; в) водохранилища, насосных станций, отстойников, дождевальных машин. 8. Магистральный канал и его ветви служат для: а) сбора и отвода избыточных вод; б) сброса воды из оросительных каналов; в) транспортировки воды от источника орошения к межхозяйственной оросительной сети, из которой вода поступает в каналы, обслуживающие отдельные хозяйства. 9. Дренажная сеть служит для: а) отвода избыточных грунтовых вод с территории оросительной системы; б) снижения УГВ в тех случаях, когда высокий уровень их препятствует росту и развитию растений; в) отвода вод на повторное орошение. 10. Основное назначение головных сооружений: а) регулирование расходов, подаваемых в тот или иной канал; б) забор воды и подачу в систему; в) измерение расходов и уровней воды в каналах.
Тесты к лекции №5 «Гидротехнические методы рекультивации»
1. В качестве наиболее общих путей достижения цели рекультивационных работ является: а) необходимость уменьшения количества наносов, выносимых с водосбора; б) задержание стока в почвенном покрове водосборного бассейна; в) повышение транспортирующей способности потока в коренном русле; г) увеличение дренирующей способности коренного русла в межень; д) создание водоёмов в коренном русле в межень. 2. Чтобы реки остались вечно жизнеспособными в их бассейне необходимо создать: а) природоохранные зоны; б) водоохранные зоны; в) зоны чрезвычайной экологической ситуации. 3. К существенному увеличению стока наносов приводит: а) вырубка лесов; б) распашка крутых склонов, балок; в) химическое, бактериологическое, тепловое загрязнение воды рек. 4. Восстановление оптимального водного режима в половодье может быть осуществлено: а) улучшением дренажа поймы; б) трансформированием расходов воды в верховом водохранилище; в) обвалованием отдельных участков поймы. 5. Верховые водохранилища могут быть с совмещенными функциями: а) для рекультивационных попусков; б) для руслоформирующих попусков; в) для хозяйственных попусков. 6. Наилучший способ закрепления вогнутых берегов: а) химический; б) биологический; в) физический. 7. Берега, ограничивающие пойменные массивы, разделяются на: а) сливные; б) наливные; в) разливные; г) изливные. 8. Через сливные берега происходит: а) излив потока из коренного русла на пойму; б) слив осветленной на пойме воды в русло; в) затопление поймы в режиме нерестилищ. 9. Задачей рекультивационных работ на прибрежных полосах является: а) стимулирование прироста сливных берегов; б) предупреждение повышения изливных берегов; в) стимулирование прироста изливных берегов и предупреждение повышения сливных берегов.
«Задачи гидротехнической рекультивации»
1. Вложенные в рекультивацию средства наиболее быстро будут окупаться при комплексном решении: а) хозяйственных задач; б) гидрологических задач; в) экологических задач; г) рекреационных задач; д) экономических задач. 2. Задержание стока дождевых и талых вод на сельскохозяйственных угодьях приводит: а) к уменьшению годового стока реки; б) разрушению почвенного покрова и невозможности роста растений; в) увеличению выхода сельскохозяйственной продукции. 3. Повышение водообеспеченности на приречной территории может быть достигнуто путём: а) проведения рекультивационных работ; б) регулирования стока воды; в) уменьшения изъятия воды водопотребителями. 4. Водоёмы, созданные в коренном русле в межень, могут быть использованы: а) для рекреационных целей; б) для разведения водоплавающей птицы и организации водопоя скота; в) в противопожарных целях. 5. Улучшение дренажа поймы можно достигнуть путём: а) предотвращения заиления русла; б) стимулирования хорошего промыва коренного русла в половодье; в) регулированием затопления поймы. 6. Обвалование отдельных участков поймы имеет следующие последствия: а) устраняется затопление избранных участков поймы; б) развиваются неблагоприятные процессы засоления и заболачивания; в) становится возможным возделывание более ранних сельскохозяйственных культур.
Тесты к лекции №6 «Оросительные мелиорации» 1. Что представляет собой орошение: а) создание каналов для подачи воды к пастбищам; б) зарегулирование стока вод; в) система мероприятий для пополнения влаги в почве с целью получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. 2. Где и когда необходимо применение орошения: а) в засушливые периоды на европейской части РФ; б) в Краснодарском и Ставропольском краях осенью; в) в Сибири в период колошения ржи; г) в районах, где количество осадков достаточно, но в летний период. 3. Регулярно действующее орошение бывает: а) самотечным; б) с механическим подъёмом воды; в) паводковым. 4. Какие виды орошения относятся к специальным: а) дождевание; б) удобрительное и окислительное речными водами; в) отеплительное; г) удобрительное сточными водами; д) увлажнительное. 5. Что изменяется при орошении: а) тепловой и микробиологический режимы почв; б) микроклимат орошаемой территории; в) сток реки или водохранилища; г) количество и качество урожая сельскохозяйственных культур. 6. Что такое оросительная система: а) хозяйственные постройки; б) совокупность орошаемых участков, сооружений, механизмов для забора воды и её транспортирования до орошаемых площадей; в) балки, овраги, нагорные каналы. 7. На какие типы подразделяются оросительные системы в зависимости от хозяйственного направления: а) рисовые системы; б) креветковые системы; в) хлопковые системы; г) системы плодоовощного направления. 8. На какие типы делятся оросительные системы в зависимости от конструкции: а) открытые, состоящие из каналов и лотков; б) открытые перепады; в) закрытые трубопроводы; г) комбинированные. Тесты к лекции №7 «Виды, способы и техника орошения»
1. Каким требованиям должны соответствовать способы и техника полива: а) увеличению вертикальной фильтрации; б) обеспечению увлажнения корнеобитаемого слоя; в) сохранению структуры почвы. 2. Условия применения полива по бороздам и полосам: а) на засоленных почвах; б) на участках с уклонами до 0,02-0,05; в) на участках со сложным рельефом; г) в сильнозасушливых районах. 3. Условия применения полива затоплением: а) лиманное орошение; б) орошение риса; в) орошение хлопчатника и овощных культур; г) орошение на участках с уклонами более 0,05.. 4. Где возможно применение дождевания: а) в зонах избыточного увлажнения; б) в зонах недостаточного увлажнения; в) на хорошо спланированных участках; г) на балках и склонах; д) на тяжёлых почвах в условиях сухого и жаркого климата. 5. Типы дождевальных систем: а) станционные и полустанционные; б) вертикальные и горизонтальные; в) передвижные. 6. Условия применения подпочвенного орошения: а) на равнинных участках с песчаными почвами; б) на участках со сложным и изрезанным рельефом; в) на засоленных почвах при УГВ менее 1,5; г) на участках с тяжёлыми почвами. 7. Что входит в систему дождевания: а) трубопроводы, насосные станции, дождевальные машины и агрегаты; б) коллекторно-дренажная сеть; в) насосно-силовое оборудование, водопроводящие трубы, дождевальные аппараты.
Тесты к лекции №8 «Водопотребление оросительной системы»
1. Что такое режим орошения: а) количество подаваемой воды; б) совокупность числа, сроков и норм полива; 2. От чего зависит потребление оросительной системы: а) от поливных режимов сельскохозяйственных культур; б) размеров орошаемой площади; в) КПД каналов системы; г) мощности насосной станции. 3. Виды поливов: а) влагозарядковые; б) предпосевные; в) вегетационные; г) промывные. 4. Что такое поливная норма: а) количество воды, подаваемой на 1га поливной площади, занятой сельскохозяйственной культурой, за вегетационный период; б) количество воды, подаваемой на всю площадь, занятую сельскохозяйственной культурой за один полив; в) количество воды, подаваемой на 1га поливной площади, занятой сельскохозяйственной культурой, за один полив. 5. Какую называют поливной: а) нетто; б) валовая; в) брутто. 6. От чего зависит поливная норма: а) от вида сельскохозяйственной культуры; б) от фазы развития сельскохозяйственной культуры; в) от расходов воды в водоисточнике; г) от водно-физических свойств почвы. 7. На что направлены планировочные работы: а) на снижение поливных и оросительных норм; б) на увеличении УГВ; в) на повышение производительности труда при поливах; г) на создание равномерности увлажнения на участке.
Тесты к лекции №9 «Оросительные и водосборные каналы»
1. Причины изменения расхода воды в каналах и когда это происходит: а) расходы каналов изменяются не только в течение года, но по годам при изменении влажности года, водоносности источника орошения, при смене культур на полях севооборота; б) расходы каналов изменяются вследствие изменения во времени расходования воды на транспирацию, испарение и периодичность проведения поливов; в) расходы изменяются в зависимости от поперечного сечения каналов. 2. Что называется расходом брутто канала: а) расход воды в голове канала; б) расход воды в конце участка канала; в) расход воды с учётом потерь по каналу. 3. Что называется нетто канала: а) расход воды в голове канала; б) расход воды в конце участка канала; в) сумма потерь на фильтрацию и испарение. 4. Какие расходы каналов устанавливают при проектировании: а) максимальный, минимальный, нормальный и форсированный; б) расходы нетто и брутто; в) форсированный расход; г) максимальный и минимальный. 5. Чему равен минимальный расход в магистральных каналах: а) 40% от максимального расхода; б) 25% от форсированного расхода; в) 50% от нормального расхода. 6. Из чего складываются потери воды из каналов: а) из потерь воды на испарение; б) из потерь воды на утечку из сооружений на каналах; в) из потерь на фильтрацию, испарение и эксплуатационных утечек из сооружений. 7. Коэффициент полезного действия каналов (КПД) каналов и как он определяется: а) КПД канала или его участка равен отношению расхода воды в конце канала к расходу воды в голове этого канала; б) КПД канала – это разность расходов в голове канала и в конце его; в) КПД – это сумма потерь расходов по длине канала. 8. Способы борьбы с фильтрационными потерями в каналах: а) уплотнение грунтов; б) уплотнение водопроницаемости грунтов ложа каналов и устройство одежд из маловодопроницаемых материалов; в) покрытие из пластичных материалов. 9. Какие глубины наполнения бывают в каналах и каким расходам они соответствуют: а) в оросительных каналах постоянного или длительного действия различают глубины: hmin, hmax, hнор, hфор. Эти глубины соответствуют Qmin, Qmax, Qнор, Qфор; б) глубина наполнения бывает hmax, hфор и они соответствуют расходам Qmax и Qфор; в) глубины наполнения бывают hmin и hmax и они соответствуют расходам Qmin и Qmax. 10. Как принимается расположение каналов в плане: а) в зависимости от границ землепользования; б) с учётом рельефа, инженерно-технических и гидрогеологических условий; в) каналы в плане должны быть прямолинейные. 11. Выбор формы поперечного сечения каналов: а) формы поперечного сечения каналов выбирают в зависимости от их размеров, характера грунтов основания и способа производства работ; б) каналы бывают только трапецеидальной формы; в) каналы бывают только полигональной формы. 12. Классификация каналов по условиям производства работ: а) каналы прямоугольной формы, трапецеидальные; б) каналы в насыпи, выемке каналы в полувыемке – полунасыпи; 13. Чем обеспечивается устойчивость русла канала: а) расчётной скоростью при соблюдении условий: скорость течения должна быть меньше допустимой размывающей скорости (υразм) и больше допустимой заиляющей (υзаил) скорости; б) пропуском расчётных расходов; в) допустимыми поперечными сечениями каналов. 14. Основные задачи гидравлического расчёта канала: а) определение основных параметров поперечного сечения канала; б) определение живого сечения, уклона, средней и допустимой скоростей, глубины наполнения каналов при пропуске по нему различных расходов; в) расчёт гидравлического радиуса канала и коэффициента Шези. 15. Назначение водосборно-сбросных каналов: а) водосборно0сбросная сеть предусматривается для сбора и отвода воды с территории посевных участков, поверхностно стока воды из распределителей при технологических сбросах и опорожнении, а также при авариях; б) для овода коллекторно-дренажного стока; в) для сброса воды в водоприёмник.
Тесты к лекции №10 «Рисовые оросительные системы»
1. Что является первичным элементом орошаемой территории, занятой рисовыми севооборотами: а) картовые оросители; б) сбросы-оросители; в) поливная рисовая карта. 2. Типы поливных карт: а) Краснодарского типа; б) Дальневосточного типа; в) Луганского типа; г) Кубанского типа; д) Узбекского типа. 3. Как проектируют участковые распределители: а) с горизонтальным дном и дамбами; б) с уклонами и дамбами; в) без дамб. 4. Что такое закрытые рисовые системы: а) рисовую карту не делят на чеки; б) воду подают и сбрасывают по трубопроводу; в) воду подают по трубопроводу, а сбрасывают через открытый канал. 5. Где можно размещать рисовые системы: а) на легких почвах с уклоном не более 0,05; б) на маловодопроницаемых почвах с уклоном не более 0,005; в) на болотных почвах; г) в районах с суммой температур за вегетационный период более 2500оС. 6. Каким должен быть КПД картовых оросителей: а) КПД = 1,1; б) КПД = 0,7-1,0; в) КПД < 0,7. 7. Типы режимов орошения риса: а) временное затопление; б) постоянное затопление; в) укороченное затопление.
Тесты к лекции №11 «Водосберегательные мелиорации»
1. Что такое водооборот: а) мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов; б) хозяйственное мероприятие; в) природоохранное мероприятие. 2. Какие системы устраивают в сложных условиях рельефа: а) водооборотные системы с двумя накопителями и двумя насосными станциями; б) водооборотные системы с одним прудом-накопителем и двумя насосными станциями; в) водооборотные системы с двумя прудами-накопителями и одной насосной станцией. 3. На каких участках устраивают водооборотные системы с незамкнутом циклом: а) на орошаемой территории со спокойным рельефом и развитым почвенным покровом; б) на участках с неразвитым почвенным покровом; в) на участках, не используемых в сельском хозяйстве. 4. Что предусматривает водооборотная система: а) дренажную сеть с колодцами-накопителями; б) вертикальный дренаж; в) горизонтальный дренаж. 5. От чего зависит выбор наиболее эффективных типов водооборотных систем: а) рельефа местности; б) характера стока; в) геологических и гидрогеологических условий; г) способа хозяйствования; д) вида возделывания культур. 6. Какие виды орошений являются наиболее эффективными: а) периодическое дождевание; б) импульсное дождевание; в) капельное и аэрозольное увлажнение; г) внутрипочвенное орошение. 7. Как производится выбор способа и техники полива сточными водами: а) с учётом качества подготовки сточных вод; б) с учётом фаз развития возделываемых сельскохозяйственных культур; в) с учётом почвенных и климатических условий; г) с учётом санитарно-защитных зон.
Тесты к лекции №12 «Предохранение орошаемых земель от засоления и заболачивания» 1. Причины засоления орошаемы земель: а) близкое залегание грунтовых вод; б) интенсивное испарение; в) орошение высокоминерализованными водами; г) удобрительное орошение. 2. Каким бывает засоление по химическому составу почв: а) сульфатное и сульфатно-хлоридное; б) хлоридное и хлоридно-сульфатное; в) карбонатно-гидрокарбонатное. 3. Как подразделяют засоленные почвы по генезису: а) временное и постоянное засоление; б) реликтовое засоление; в) современное соленакопление. 4. Какова глубина залегания солевого горизонта высокосолончаковатых почв: а) до 30 см; б) 100-150 см; в) 30-50 см. 5. Причина вторичного засоления: а) близкое залегание грунтовых вод; б) глубокое залегание грунтовых вод; в) интенсивный и продолжительный процесс испарения; г) орошение высокоминерализованными водами. 6. Какие мероприятия направлены на предупреждение вторичного засоления: а) глубокая зяблевая вспашка и послеполивное рыхление; б) строительство коллекторно-дренажной сети; в) насыпка или подсыпка плодородного слоя почв на орошаемой территории; г) посев многолетних трав; д) удаление лесополос; е) промывка засоленных земель. 7. От чего зависит эффективность промывки засоленных земель: а) от физических свойств почвы и степени её засоления; б) от вида возделываемых культур; в) от наличия или отсутствия дренажной системы. 8. Где промывка даёт положительные результаты: а) на хорошо спланированном и замолованном участке; б) на участках со значительным уклоном; в) на больших по площади участках; г) на больших чеках с уплотнёнными валиками. 9. В каких случаях устраивают дренаж: а) минерализованные грунтовые воды залегают на глубине менее критической и их естественный отток недостаточен; б) грунтовые воды залегают на значительной глубине; в) при больших промывных нормах. 10. Какие дренажные сети имеют больше недостатков: а) открытые сети; б) закрытые сети; в) постоянные; г) временные.
Тесты к лекции №13 «Противопаводковые мелиорации» 1. Для чего применяют противопаводковые мероприятия: а) против затопления земель паводковыми водами; б) против осушения земель; в) при создании водохранилищ; г) для затопления земель паводковыми водами. 2. В зависимости от характера затопления противопаводковые мероприятия подразделяются на: а) нестроительные; б) строительные; в) предстроительные. 3. Нестроительные противопаводковые мероприятия включают: а) обвалование-ограждение земель дамбами (валами); б) размещение с/х культур и строений на затапливаемой территории с учётом паводков; в) заблаговременный прогноз паводков; г) уменьшение расхода реки и снижение уровней воды путём её разгрузки; д) страхование посевов; е) повышение пропускной способности русла реки за счёт русловыправительных работ; ж) предупреждение о паводках и эвакуация населения. 4. По расположению и назначению дамбы обвалования подразделяются на: а) береговые; б) морские; в) озёрные. 5. Какой паводок является расчётным для затопляемых дамб: а) весенний; б) летне-осенний; в) весенне-летний; г) осенне-зимний. 6. От чего зависит удаление дамб от берега и расположение их в плане: а) от устойчивости русла реки; б) от отметки паводкового уровня; в) от поперечного уклона поверхности земли; г) от высоты ветрового нагона. 7. Для чего на затопляемых дамбах устраивают шлюзы-регуляторы и прорези-водосливы: а) для уменьшения заложения откосов; б) для затопления польдера весенним паводком; в) для отвода воды при спаде паводка; г) для сброса воды в летний период. 8. На каких участках рек и с какой целью применяют углубление и расширение русла: а) на реках со слабой извилистостью для небольшого понижения русла; б) на извилистых участках рек, характеризующихся малыми уклонами; в) для понижения уровня воды в русле и устранения опасности наводнений. 9. С какой целью предусматривается строительство водооградительного вала: а) для обогащения почвы плодородным илом; б) для уменьшения расхода реки; в) для защиты центральных усадьб и орошаемых массивов от затопления паводковыми водами. Тесты к лекции №14 «Дренаж на засоленных почвах» 1. От чего зависит критическая глубина УГВ: а) от характера почвогрунтов; б) от вида возделываемых культур; в) от минерализации грунтовых вод; г) от режимов полива. 2. Какие соли обуславливают засоленность почв: а) NaCl, Na2CO3, Na2SO4; б) CaSO4, MgCO3, CaCO3, Ca(HCO3)2; в) MgCl2, CaCl2, MgSO4. 3. Что такое порог токсичности: а) предельно допустимое содержание всех солей, выше которого они оказывают угнетающее действие на с/х растения; б) высокое содержание ионов Na+ и Cl-; в) высокое содержание ионов Са++ и SO4--; г) высокое содержание ионов Са++ и СО3--. 4. По каким показателям классифицируют дренаж: а) по назначению и расположению; б) по конструкции; в) по времени работы; г) по глубине корнеобитаемого слоя; д) по степени вскрытия водоносных слоёв. 5. На основании чего устанавливают необходимость устройства дренажа: а) анализа водно-солевого режима почв; б) биологических особенностей с/х культур; в) требований водоснабжения; г) требований охраны окружающей среды; д) на основании технико-экономического сравнения. 6. Какие конструкции дренажа проектируют при одно и двух пластовой схеме залегания грунтовых вод: а) вертикальный дренаж; б) горизонтальный дренаж; в) комбинированный дренаж. 7. Что из себя представляет горизонтальный дренаж: а) совокупность горизонтальных дрен и коллекторов и смотровых колодцев; б) совокупность вертикальных, горизонтальных дрен и коллекторов; в) совокупность скважин и коллекторов. 8. От чего зависит эффективность вертикального дренажа: а) наличия тесной связи грунтовых вод с подземными водами пласта; б) отсутствия такой связи; в) от скважности фильтра; г) от глубины залегания грунтовых вод; д) от технологии бурения скважин. 9. Каким должно быть подключение скважин к закрытым коллекторам: а) открытым; б) закрытым; в) комбинированным.
Тесты к лекции №15 «Эрозия почв. Предупреждение и борьба с эрозией и оползнями грунтов» 1. Каковы последствия плоскостной эрозии почв: а) уменьшается влагоёмкость; б) почва теряет связанность и распыляется; в) уменьшается поверхностный сток; г) ухудшаются химические свойства почвы. 2. Какова степень эродированности подзолистых почв, если смыт частично иллювиальный горизонт: а) V; б) I; в) II; г) IV; д) III. 3. В каких районах РФ процессы плоскостной эрозии развиты слабо: а) в нечерноземной полосе; б) в центральных черноземных областях; в) в южном Заволжье; г) на Северном Кавказе. 4. Главные причины смыва почвы: а) большие уклоны поверхности; б) большая сопротивляемость почвы; в) малая водопроницаемость материнских пород; г) частое выпадение жидких осадков. 5. Что такое линейная эрозия: а) смыв частиц почвы из поверхностного слоя на больших площадях; б) размыв почвы на значительную глубину с образованием промоин и оврагов. 6. Факторы, способствующие развитию линейной эрозии: а) рельеф с большими уклонами; б) рыхление почвы; в) интенсивные дожди, образующие мощные потоки; г) частые и сильные ветры; д) наличие древесной, кустарниковой и травянистой растительности. 7. Агролесомелиоративные меры борьбы с плоскостной эрозией почв: а) вспашка вдоль склона; б) увеличение глубины вспашки на склонах; в) вспашка в двух взаимно перпендикулярных направлениях под острым углом к направлению склона; г) создание поперёк склона лесных полос; д) использование склонов под зерновые культуры; е) использование склонов под сады и ягодники. 8. Гидротехнические способы борьбы с эрозией почв: а) устройство на лёгких почвах гребенчатых террас с горизонтальными валами; б) устройство на тяжёлых (с уклоном <0,12) почвах ступенчатых террас; в) устройство на почвах с уклоном >0,2 траншейных террас. 9. Меры борьбы с ростом оврагов: а) задержание стекающей воды на приовражной полосе системой водоуловительных каналов и валов; б) спуск паводковых вод в овраг по быстротокам и консольным перепадам; в) спуск паводковых вод в овраг по водоуловительным каналам; г) укрепление дна и откосов оврага. 10. Борьба с оползнями грунтов: а) ограждение оползневого массива от притока на него вод с водосбора нагорными и ловчими каналами; б) осушение всего оползневого массива; в) осушение слоя возможного скольжения грунтовых масс с помощью дрен и галерей; г) устройство валов-заградителей; д) устройство подпорных стенок у основания оползневого массива. Тесты к лекции №16 «Классификация нарушенных земель и мероприятий по их восстановлению» 1. Причины истощения и уничтожения почвенного покрова: а) создание водохранилищ; б) загрязнение вредными веществами; в) создание тепличных хозяйств; г) интенсивный полив и внесение удобрений; д) разработка полезных ископаемых. 2. Какие виды земель включает классификация нарушенных земель по направлениям рекультивации: а) с/х земли; б) земли водохозяйственного направления; в) водоохранные полосы; г) леса и лесопарки, охотничьи базы; д) земли строительного направления. 3. Что относится к группе нарушенных земель по характеру увлажнения (обводнения): а) выемки карьерные и земляные; б) овраги и балки; в) отвалы и земляные насыпи; г) пересечённые каналами территории. 4. Что должны предусматривать мероприятия по охране земель: а) предотвращение дефляционных процессов; б) форсированное орошение земель; в) создание противоэрозионных сооружений; г) охрана почв и вод от загрязнения и истощения; д) продольную распашку склонов и балок; е) нормированное осушение и орошение земель. Тесты к лекции №17 «Рекультивация нарушенных земель» 1. Что такое качество окружающей среды: а) состояние экосистем находится в постоянном изменчивом равновесии; б) состояние экосистем неизменно; в) состояние экосистем зависит от взаимодействия с человеком. 2. Что такое рекультивация: а) естественное восстановление природной среды; б) искусственное восстановление естественного качества природной среды; 3. Что включает в себя биологическая рекультивация: а) рекультивацию земель; б) рекультивацию ландшафтов; в) рекультивацию атмосферы; г) строительство дорог. 4. Что включает в себя техническая рекультивация: а) проведение строительной планировки территорий; б) внесение органо-минеральных удобрений; в) формирование откосов; г) снятие, транспортировка и нанесение плодородных почв на рекультивируемые земли; д) засыпка карьеров; е) посадка кустарников и лесов. 5. Что составляет основу рекультивации техногенных образований: а) очистка техногенного стока; б) применение противооползневых мелиораций; в) горнотехнические работы. Тесты к лекции №18 «Природопользование и экологическая обстановка в дельте р. Волга»
1.Чем обусловлено изменение состава вод агросистем: а) внесением минеральных удобрений и пестицидов; б) мелиорацией ГТС; в) изменением климатических условий. 2. Какой характер носит формирование аграрных экологических водных систем: а) глобальный; б) региональный; в) территориальный. 3. Чем определяются региональные особенности фоновой природохозяйственной обстановки на малых водоёмах: а) путём анализа гидрологических, гидрохимических, агроклиматических, биологических, рыбохозяйственных, водохозяйственных, экономических и мелиоративных материалов; б) путём непосредственной оценки состояния водоёмов на местности; в) путём имеющихся экологических и мелиоративных фондовых материалов. 4. Для оценки фоновой эколого-токсикологической ситуации экосистемы дельты Волги использована: а) комплексная классификация малых водотоков; б) комплексная классификация вод суши; в) классификация рек и озёр дельты Волги. 5. Как классифицируют гидроэкологические показатели: а) по солевому составу, по эколого-санитарным показателям, по биолго-морфологическим показателям; б) по эколого-токсикологическим, по радиоэкологическим, по санитарно-техническим показателям; в) по солевому составу, по эколого-санитарным, по эколого-токсикологическим и радиоэкологическим показателям. 6. В зависимости от диапазона знаний показателей качество вод оценивается: а) семью классами; б) тремя классами; в) пятью классами. 7. Что позволяет сравнить данная классификация: а) состояние природных и антропогенных экосистем одного или разных регионов; б) состояние водных объектов одного или разных регионов; в) состояние экосистем отдельно взятого региона. 8. Что служит приемником сбора с рисовых систем в дельте реки Волга: а) рукава Волги; б) озёра, лиманы, ильмени; в) малые водотоки.
Тесты к лекции №19
|