Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем
1. Широко распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах "власть - подчинение". Называя административно-правовые отношения властеотношениями, не следует низводить роль административного права до уровня полицейского, а административно-правовые отношения - до признания основанными исключительно на государственном принуждении. Властеотношение как категорию не следует рассматривать в качестве специфического свойства административно-правовых отношений, тем более - безоговорочного. В то же время именно этот их признак является доминирующим, поскольку предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
2. Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. Это государство. Характер административно-правовых отношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны - субъекта управления (управляющей стороны).
3. Административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.
4. Административно-правовые отношения, будучи по своей сути управленческими, имеют широкую сферу для своего возникновения, изменения либо прекращения. Это - сфера государственного управления Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы.
6 В административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Соответственно разнообразные административно-правовые отношения возникают не просто в сфере государственного управления (здесь могут возникать и гражданско-правовые отношения), границы которой весьма широки, но и в связи или по поводу совершения полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции. Именно таково, например, конкретное содержание административно-правовых отношений между гражданами и органами управления. Главное - выражение в этих отношениях публично-правового интереса. Но такого рода отношения не могут возникать между гражданами, а также между негосударственными объединениями и внутри них.
7. Для возникновения административно-правовых отношений необходимы определенные условия, которые:
а) возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций.
б) возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а исключительно управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти (например, исполнительный орган общественного объединения). Главное же заключается именно в применении полномочий, которыми наделены субъекты исполнительной власти и "ради" использования которых возникают административно-правовые отношения. Иначе само государственное управление и, соответственно, административное право, юридически его "обслуживающее", становятся беспредметными.
8. Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения.
9 Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений. Данная особенность административно-правовых отношений предопределяется прежде всего тем, что в них обязательно участвует властный субъект, которому административно-правовая норма предписывает в данных условиях совершение таких действий, которые влекут за собой возникновение конкретных административно-правовых отношений.
Виды административно-правовых отношений:
1. По содержанию:
· Материальные АПО – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами АдП;
· Процессуальные АПО – управленческие отношения, урегулированные процессуальными нормами АдП.
2. По функциям права:
· Регулятивные АПО – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм;
· Охранительные АПО – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.
3. По характеру связей между участниками правоотношений:
· Вертикальные – отношения «власть – подчинение»;
· Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами АдП.
4. По характеру юридических фактов:
· Порожденные правомерными действиями;
· Порожденные неправомерными действиями;
· Порожденные событиями.
5. В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:
· Внешние АПО – возникающие в рамках внешней сферы управления, непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам;
· Внутренние АПО – возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение кадровых вопросов, определение ответственности работников)
Date: 2016-01-20; view: 592; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|