Сущность и социальное назначение права. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в праве
Сущность права отражает главные и устойчивые свойства права.
По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.
Социальная ценность права определяется:
· Общесоциальной востребованностью – состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;
· Инструментальной востребованностью – использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях;
· Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права, и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.
· Иного, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаются так называемые немарксистские теории. Они по-разному определяют сущность права - как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. - но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.
· Сущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права), как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2 1
1. Орган государства: понятие, признаки, виды.
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
1. юридически организационный и экономически определенный характер;
2. наличие собственной структуры;
3. имеет государственно-властные полномочия;
4. государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;
5. наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;
6. выполнение строго определенных государственных функций и задач;
7. обладание правом на издание юридических актов;
8. наличие нужных материальных средств;
9. реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;
10. близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
1. на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
2. производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
1. высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
2. центральные, в частности министерства;
3. местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
1. органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
2. органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:
1. коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
2. единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
1. законодательные;
2. исполнительные;
3. судебные;
4. контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования:
1. постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;
временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
2. Норма права: понятие, признаки.
Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.
К признакам нормы права относятся:
1. Общеобязательность
2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.
3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием
4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.
5. Системность
6. Неоднократность или многократность действия
7. Возможность государственного принуждения
8. Представительно-обязательный характер
9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.
Date: 2016-01-20; view: 875; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|