Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопр. 28 Достижения культуры, науки и техники в России во второй половине XIX в





 

Русская культура развивалась во второй половине XIX в. под влиянием тех перемен, которые происходили в обществе. Отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах — все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.
Пореформенное общество предъявляло новые требования к образованию. Школьная реформа 1862—1864 гг. внесла существенные изменения в структуру начального и среднего образования. Был закреплен принцип бессословности школьного обучения. Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная школа. Гимназии также открывались для детей всех сословий (единственным ограничением становился высокий уровень платы за обучение). Гимназии разделили на классические, где основное внимание уделялось гуманитарным предметам, и реальные, которые специализировались на изучении естественных и точных наук. Открывались женские гимназии. Университетский устав 1863 г. восстанавливал отнятую в 1835 г. автономию, разрешалось учреждать высшие женские курсы с университетской программой (курсы Герье в Москве, Бестужевские курсы в Петербурге). В 80—90-е гг. XIX в., когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере образования было утрачено: новый университетский устав 1884 г. отобрал у университетов автономию, высшие женские курсы расформированы, «циркуляр о кухаркиных детях» (1887) запретил принимать в гимназию детей «подлых» сословий. И тем не менее система образования в России в пореформенные годы сделала значительный шаг вперед, резко выросло количество обучающихся, открылись новые университеты (в Одессе, Томске) и высшие учебные заведения (Петровская академия, Ин-т инженеров путей сообщения, Горный и Технологический инс-ты)
На подъеме находилась наука. Ее центрами, как и в предыдущие годы, были университеты и научные общества (в пореформенные годы созданы Общество русских врачей, Русское астрономическое общество, Русское химическое общество и др.). Быстрый промышленный рост предопределил расцвет естественных и точных наук. Исследования И. М. Сеченова (о рефлексах головного мозга и физиологии нервной системы) заложили основы учения о высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую премию за открытия в области нейрофизиологии. Важные открытия в биологии были сделаны И. И. Мечниковым (иммунитет и защитные механизмы организма) и К. А. Тимирязевым (явление фотосинтеза). В 1869 г. Д. И. Менделеев сформулировал периодический закон физических элементов. Работы А. М. Бутлерова внесли важный вклад в теорию химического строения органических веществ. П. Л. Чебышев, С. В. Ковалевская, А. М. Ляпунов принесли славу русской математической школе. Физик А. Г. Столетов создал классические работы по электричеству, П. Н. Яблочков разработал конструкцию лампы накаливания. С именем А. Ф. Можайского связаны крупные открытия в области воздухоплавания. К. Э. Циолковский заложил в эти годы основы ракетного движения. Огромное значение имели путешествия П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая и др. Классикой русской исторической науки признаны работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова.
Вторая половина XIX в. — эпоха мирового признания русской литературы. Это время Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова, Н. С. Лескова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц истории русской живописи. Многое восходит к знаменитому «бунту 14-ти», когда группа молодых художников во главе с И. Н. Крамским покинула Академию художеств, протестуя против академической рутины, ремесленничества, ухода от злободневных проблем. Это произошло в 1863 г., а с 1870 г. было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». «Передвижники» (И. Н. Крамской, И. И. Левитан, В. Г. Перов, Н. А. Ярошенко и др.) считали необходимым показывать свои работы всей России, не замыкаться в стенах столичных выставочных залов. Их картины посвящены России. Прекрасны пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова. Сцены из народной жизни и люди из народа запечатлены на полотнах Г. Г. Мясоедова, В. М. Максимова, Н. А. Ярошенко. В. И. Суриков, Н. Н. Ге посвящали свои картины русской истории. Разносторонне творчество И. Е. Репина. Прекрасны работы скульптора М. М. Антокольского.
В архитектуре господствовал русско-византийский стиль, позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неоклассицизмом. Внедрялись новые материалы — цемент, железобетон, металлические конструкции. Возникали образы нового архитектурного стиля — стиля модерн.
Замечательны достижения русского музыкального искусства. «Могучая кучка» объединила М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. И на этом блестящем фоне выделяется творчество П. И. Чайковского
Как и раньше, привлекали зрителей Малый театр, получивший в эти годы почетное звание «Дома Островского», Александрийский театр и др. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали знаменитый Московский Художественный театр.

Вопр. 29 Либеральное и социалистическое движение в России (кон. XIX — нач. XX вв.)

 

Главными предпосылками радикализации общественного движения в начале XX в. было наличие серьезных пережитков в развитии политической системы страны: сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя; высокая степень бюрократизации системы власти и управления; отсутствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений; отсутствие легальных политических партий. Сохранение и углубление многочисленных противоречий в социально-экономической и политической сферах способствовали активизации общественного движения во всех его проявлениях: крестьяне выступали за возвращение отрезков и отмену выкупных платежей; рабочие — за принятие прогрессивного рабочего законодательства; студенты — за возвращение университетской автономии; национальные меньшинства — за право учиться на родном языке, за ослабление национального гнета; либеральная оппозиция — за привлечение ее представителей к управлению делами общества..
Наиболее многочисленными и тревожными для властей были движения рабочих, выступавших со второй половины 90-х гг. не только с экономическими, но и с политическими требованиями. Эти движения заметно активизировались в условиях экономического кризиса, когда их материальное положение еще более ухудшилось. Первомайские манифестации и стачки прошли в ряде городов в 1901 г. (особенно ожесточенное столкновение забастовщиков с полицией было на Обуховском заводе в Петербурге). В 1902 г. состоялась всеобщая стачка на предприятиях Ростова, в 1903 г. — на заводах и фабриках юга России. С 1902 г. выступлениями крестьян Харьковской и Полтавской губерний началась полоса крестьянских восстаний, не прекращавшихся вплоть до 1917 г.
Новым явлением в общественной жизни этого времени стало создание политических организаций и партий, ставивших задачей переустройство российской действительности. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», деятельностью которого руководил В. И. Ульянов (Ленин). Впервые эта организация занималась не только политическим просвещением рабочих (прежде всего в воскресных школах), но и призывала их к забастовкам. В 1898 г. состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии, провозгласивший создание первой в стране рабочей партии, стоящей на принципах марксистской идеологии. На ее II съезде (1903) были приняты программа (предусматривавшая, в частности, свержение самодержавия и установление демократической республики на первом этапе революции, установление диктатуры пролетариата и проведение социалистических преобразований — на втором) и устав. Тогда же произошел и раскол этой организации на радикальное (большевики) и умеренное (меньшевики) крыло. Первое из них на долгие годы возглавил В. И. Ленин. Второе — Ю. О. Мартов.
Особенностью либерального движения данного периода стала радикализация настроений его участников. Теперь они выступали за ликвидацию самодержавия и установление конституционного строя, введение всеобщего избирательного права и т. п. Не исключалось и создание нелегальных организаций. Однако такие настроения были присущи «новым» либералам, объединившимся вокруг журнала «Освобождение», который с 1901 г. начал издавать в Штутгарте известный теоретик и активный участник либерально-народнического движения П. Б. Струве. Вскоре «новые» либералы создали «Союз освобождения». Однако «старые» либералы (составлявшие большинство участников движения) по-прежнему ориентировались на сотрудничество с правительством в проведении реформ. Ими был создан «Союз земцев-конституционалистов», пытавшийся использовать легальные возможности земств.
В 1902 г. сохранявшиеся к тому времени народнические кружки и группы образовали партию социалистов-революционеров (ее лидером стал В. М. Чернов). В их программе ставилась задача ликвидации самодержавного строя и построения социалистического общества, основу которого составляла бы крестьянская община. Следуя народовольческой традиции, эсеры не исключали тактику индивидуального террора, для чего была создана Боевая организация партии эсеров.
Первые партии могли существовать либо в глубоком подполье, либо в эмиграции, так как отсутствовали законы, разрешающие их деятельность.
Значение общественного движения в России в конце XIX — начале XX в. в том, что оно обозначило наиболее острые вопросы в социально-экономическом и общественно-политическом строе России и предложило свой вариант их решения.

Основные даты и события: 1898 г. — образование РСДРП; 1902 г. — образование партии эсеров; 1904 г. — образование либерального «Союза освобождения».

Date: 2016-01-20; view: 908; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию