Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопр. 19 Движение декабристов





 

К 1816 г. отказ Александра I от реформ, с которых началось его правление, стал очевиден. В борьбе за влияние на переживавшего глубокий внутренний кризис царя победил военный министр А. А. Аракчеев, считавший благом для страны не преобразования, а порядок, основанный на жестком бюрократическом регулировании всех сфер ее жизни. Именно в 1816 г. возникло и первое общество декабристов «Союз спасения».
Это совпадение не случайно. Оно означало, что между передовым обществом, выступавшим за отказ от крепостного права, ограничение самодержавия, введение представительных форм правления, и властью произошел раскол. Среди важнейших предпосылок возникновения тайных обществ реформаторские замыслы власти занимали далеко не последнее место («Не мне их судить», — будто бы произнес Александр I, получив информацию об антиправительственном заговоре). В формировании мировоззрения декабристов значительную роль играли и другие факторы: знакомство с философскими, экономическими, политическими учениями европейских и русских просветителей, подъем национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г., зарубежный поход, позволивший им увидеть европейские политические порядки. Несоответствие между прочитанным, увиденным, признанным необходимым, и повседневной жизнью крепостнической и самодержавной страны, которую молодые дворяне глубоко и искренне любили, убеждало их в том, что преобразования нужны. Нежелание власти идти на перемены укрепляло их готовность бороться против нее.
«Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов Отечества», был конспиративной централизованной организацией, состоявшей примерно из 30 членов. Инициаторами его создания стали блестящие гвардейские офицеры (Н. М. Муравьев, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин и др.), которые планировали в момент смены монархов предъявить новому правителю требования отменить крепостное право и принять конституцию. Часть его членов выступала за убийство царя («...Якушкин, казалось, молча обнажал цареубийственный кинжал», как писал А. С. Пушкин). Другие склонялись к просветительской, пропагандистской работе.
В 1818 г. «Союз спасения» был преобразован в «Союз благоденствия», в котором состояло более 200 членов и который ставил перед собой цель воспитания общественного мнения, готового принять преобразования. Эта цель была сформулирована в уставе общества — «Зеленой книге». Восстание Семеновского полка (1820), революционные выступления в Европе, нараставшее недовольство действиями власти подталкивали многих его членов к более решительным действиям.
В 1821 г. «Союз благоденствия» был распущен — шаг, направленный на изгнание из организации недостаточно радикальных, колеблющихся, остававшихся на просветительских позициях. На его месте возникли Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) тайные общества, развернувшие подготовку к военному перевороту.
К 1824 г. были подготовлены «Русская правда» П. И. Пестеля, руководителя Южного общества, и «Конституция» Н. М. Муравьева, ставшая программой Северного общества. Согласно «Конституции» Россия становилась конституционной монархией по форме правления и федерацией по государственному устройству. Страна делилась на 13 держав и 2 области, в каждой из которых создавалось свое правительственное собрание. Утверждался принцип разделения властей. Верховная законодательная власть передавалась двухпалатному Народному вечу, которое избиралось на основе довольно высокого имущественного ценза. Император объявлялся главой исполнительной власти. Крепостное право ликвидировалось, но крестьяне освобождались практически без земли (они наделялись двумя десятинами, недостаточными для ведения хозяйства). Помещичье землевладение сохранялось. Сословное неравенство уничтожалось, граждане России объявлялись равными перед законом.
«Русская правда» Пестеля имела более радикальный характер. Россия по форме правления становилась республикой (император вместе с семьей подлежал уничтожению), а по форме государственного устройства — унитарным государством. Высшим законодательным органом становилось Народное вече, избираемое на основе всеобщего избирательного права, высшим органом исполнительной власти должна была стать Державная дума. Контролировать их деятельность вменялось в обязанность Верховному собору. Крепостное право отменялось. Вся земля делилась на два фонда — общественный (из казенных, монастырских и отчасти помещичьих земель) и частный. Общественной землей распоряжалась волость, которая наделяла ею крестьян. Продавать, обменивать, покупать эту землю запрещалась. Частной землей наделялись те, кто успешно вел хозяйство и мог производить сверх необходимого минимума. Сословный строй отменялся, провозглашались основные гражданские права. Важно отметить, что Пестель и Муравьев по-разному представляли порядок реализации своих конституционных проектов. По мнению Муравьева, «Конституцию» должно было одобрить Учредительное собрание. Пестель же видел в «Русской правде» программу деятельности наделенного диктаторскими полномочиями Временного правительства.
Южное и Северное общества исповедовали тактику военного переворота, который был назначен на лето 1826 г. Но в ноябре 1825 г. произошло непредвиденное: в Таганроге умер Александр I. Престол должен был наследовать его брат Константин, но он задолго до этого отказался от своих прав. Александр I назвал имя преемника еще в 1823 г. Им стал его брат Николай. Все эти соглашения держали в тайне, в ноябре—декабре 1825 г. возникло опасное междуцарствие, которое позволило членам Северного общества организовать выступление в момент приведения солдат к присяге Николаю. Оно состоялось 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге. Накануне был принят «Манифест к русскому народу», провозглашавший отмену крепостного права, ликвидацию сословного неравенства и пр. Руководителем восстания стал С. П. Трубецкой. Разработанный план реализован не был: Трубецкой на площадь не пришел, А. И. Якубович стрелять в Николая отказался, Сенат и Государственный совет были приведены к присяге накануне. После многочасового противостояния верных царю войск и трех тысяч солдат, выведенных декабристами, восставшие были разогнаны картечью. Двумя неделями позже было разгромлено восстание Черниговского полка, поднятое С. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым на Украине. Началось следствие, которым руководил лично Николай I. Пять декабристов были приговорены к смертной казни через повешение (К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, П. Г. Каховский, М. П. Бестужев-Рюмин, П. И. Пестель), остальные — к различным срокам каторги и ссылки в Сибирь.


 

 

Вопр. 20 Власть и оппозиция в николаевской России (1825-1855 гг)

 

В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учреждениях, искоренить злоупотребления и утвердить законность внушили обществу надежды на изменения к лучшему. Николая даже сравнивали с великим преобразователем Петром I. Но иллюзии быстро развеялись.

В условиях, когда император стремился сосредоточить в своих руках все нити управления страной, неизмеримо возросла роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Она превратилась в орган власти, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам и фактически подменила собой систему министерств, созданную при Александре I. При Николае I в личное ведение государя было взято столько дел, что маленькая канцелярия не могла с ними справиться, она разрослась и была поделена сначала на 4 постоянных отделения, к которым позже добавилось еще два:

Первое отделение продолжало заведывать теми делами, которые и составляли ранее всю работу канцелярии- исполнением личных повелений и поручений государя, предоставляла государю поступавшие на его имя бумаги и передавало ответы по ним;


Второе отделение было образовано в 1826 году с целью привести в порядок русское законодательство, давно в этом нуждавшееся. Фактическим руководителем этого отделения стал выдающийся русский политик М.М.Сперанский, возвращенный из ссылки в 1821 году;

Третье отделение было создано Указом от 3 июля 1826 г. для слежения за законностью и порядком в общественной жизни, а также должно было ведать высшей полицией в государстве. С течением времени надзор за законностью перешел в надзор за политическими настроениями и третье отделение С.Е.В.К., заменившее собой существовавшую в России децентрализованную систему политической полиции, на долгие годы превратилось в “главного жандарма России”.

Четвертое отделение было основано в 1828 г после смерти императрицы Марии Федоровны и заменило собой ее канцелярию по управлению благотворительными и женскими учебными заведениями;

Пятое отделение (1836 г) отделение было создано для разработки реформы государственных крестьян, а шестое (1842 г) - для разработки административной реформы на Кавказе.

В условиях правительственных репрессий, регламентации и полицейского надзора над общественной и частной жизнью “ внутри государства совершалась великая работа - работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная; всюду росло недовольство, революционные идеи за эти двадцать лет распространились шире, чем за все предыдущее столетие”. (А.И.Герцен)

В общественном движении второй четверти XIX века началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существующий в России строй.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века историк Н.М.Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, “основало и воскресило Россию”. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

В период усиления реакции министром народного просвещения стал С.С.Уваров, предложивший теорию “ официальной народности”. Он предложил основать воспитание юношества на трех “истинно-русских охранительных началах - православии, самодержавии, народности”. Формула Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевского царствования.

В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Самодержавие рассматривалось как единственно возможная форма правления в России, православие принималось как присущая русскому народу глубокая религиозность, крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Исходя из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России.


Теория “официальной народности” не только широко пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

С конца 30-х годов либеральное направление приняло форму идейных течений западничества и славянофильства.

Славянофилы стояли на точке зрения, что в основе жизни каждой нации лежит глубокое идейное начало,“народный дух”, которым проникнута вся история народа, все стороны народной жизни. По мнению славянофилов, истинный “народный дух” русского народа выражался как в особенностях русского православия, так и в особенностях государственного и общественного быта - древняя Русь жила началами веры и общинности, в отличие от западного, “рассудочного” общества. Реформы Петра Великого столкнули Русь с предназначенного самим Богом пути, повели русское государство по пути ненужных заимствований, потрясли устои истинно народного быта. Их нужно укрепить и возвратить жизнь Руси в старое, самобытное русло.

Западники же, наоборот, верили в единство человеческой цивилизации и полагали, что Россия стала цивилизованной страной как раз после реформ Петра I, до них не было никакой “самобытности”, а была одна “ дикость”. Реформы Петра открыли России путь к культурному совершенствованию. С точки зрения западников, задача современного общества заключалась как раз в том, чтобы теснее примкнуть к европейскому Западу, образовав единую общечеловеческую культурную семью.

При тогдашних условиях общественной жизни в России ни славянофилы, ни западники не могли свободно выражать в печати свои взгляды. После первых же статей, написанных в славянофильском или западническом духе, власти сочли неблагосклонно относиться к их авторам и сочли их неблагонадежными людьми.

Славянофилы и западники, как ни разнились их позиции, сходились на критике современных им русских порядков. И тем, и другим не нравился бюрократизм управления, тяготило недоверие власти к обществу и вытекавшие отсюда полицейские и цензурные строгости. Больше же всего мыслящую русскую общественность возмущало сохранение в России крепостного права. Им казалось, что власть, не смотря ни на что, поддерживает права помещиков на крестьян. Работа комитетов, вырабатывающих документы, подготавливающие почву для освобождения крестьян и улучшения их положения, работали в тайне, окруженные атмосферой строгой секретности и широкие массы общественности ничего о них не знали.

Таким образом, оба направления - славянофильское и, особенно, западническое, оказались в оппозиции правительству и вызывали его подозрения и гонения.

Радикальное направление получило свое развитие в студенческих кружках.

В конце 20-х - начале 30-х годов центром общественного брожения стал Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы антиправительственной агитации (кружек братьев Критских), вооруженного восстания и введения конституционного правления (кружок Н.П.Сунгурова). Группу сторонников республики и утопического социализма объединяют вокруг себя в эти годы Герцен и Огарев. Все эти студенческие общества были разгромлены властями, их участники отправлены в ссылку или в солдаты.

В это же время студент Московского университета В.Г.Белинский организовал “Литературное общество 11 нумера”, в котором также обсуждались вопросы отмены крепостничества, проблемы философии и эстетики. В результате в 1832 г. он был отчислен из университета. Несколько дольше просуществовал кружок Н.В.Станкевича, который отличала либеральная политическая умеренность.

Радикальное направление сформировалось вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, которыми руководил Белинский при участии А.И.Герцена и Н.А.Некрасова.Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны.

Значительное место в истории общественного движения 40-х годов занимает кружок социалиста-утописта М.В.Буташевича-Петрашевского. Начинали они также с обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Однако к 1849 году часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию в России, начала обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 года наиболее активные члены кружка были арестованы, военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни, которая в последний момент была заменена каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение. Среди них был и Ф.М.Достоевский.

Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И.Герцена.

В молодости Герцен разделял идеи западников, признавая единство развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу.

Идеал общественного развития Герцен увидел в идеях социалистов. Он создал идею общинного социализма. В крестьянской общине Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Теория общинного социализма во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX века.

В целом николаевская эпоха в России была временем “наружного рабства” и “внутреннего освобождения”. Одни- молчали, напуганные правительственными репрессиями, Другие - настаивали на сохранении существующего строя и порядков в стране, третьи- активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы.

После 1848 года Николай I окончательно отказался от идеи проведения преобразований. Революционное движение в Европе, страх перед угрозой подобного взрыва внутри страны, толкнули его на путь открытой реакции. Цензурный и полицейский гнет заморозили Россию. Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось.







Date: 2016-01-20; view: 689; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию