Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопр. 19 Движение декабристов
К 1816 г. отказ Александра I от реформ, с которых началось его правление, стал очевиден. В борьбе за влияние на переживавшего глубокий внутренний кризис царя победил военный министр А. А. Аракчеев, считавший благом для страны не преобразования, а порядок, основанный на жестком бюрократическом регулировании всех сфер ее жизни. Именно в 1816 г. возникло и первое общество декабристов «Союз спасения».
Вопр. 20 Власть и оппозиция в николаевской России (1825-1855 гг)
В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учреждениях, искоренить злоупотребления и утвердить законность внушили обществу надежды на изменения к лучшему. Николая даже сравнивали с великим преобразователем Петром I. Но иллюзии быстро развеялись. В условиях, когда император стремился сосредоточить в своих руках все нити управления страной, неизмеримо возросла роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Она превратилась в орган власти, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам и фактически подменила собой систему министерств, созданную при Александре I. При Николае I в личное ведение государя было взято столько дел, что маленькая канцелярия не могла с ними справиться, она разрослась и была поделена сначала на 4 постоянных отделения, к которым позже добавилось еще два: Первое отделение продолжало заведывать теми делами, которые и составляли ранее всю работу канцелярии- исполнением личных повелений и поручений государя, предоставляла государю поступавшие на его имя бумаги и передавало ответы по ним; Второе отделение было образовано в 1826 году с целью привести в порядок русское законодательство, давно в этом нуждавшееся. Фактическим руководителем этого отделения стал выдающийся русский политик М.М.Сперанский, возвращенный из ссылки в 1821 году; Третье отделение было создано Указом от 3 июля 1826 г. для слежения за законностью и порядком в общественной жизни, а также должно было ведать высшей полицией в государстве. С течением времени надзор за законностью перешел в надзор за политическими настроениями и третье отделение С.Е.В.К., заменившее собой существовавшую в России децентрализованную систему политической полиции, на долгие годы превратилось в “главного жандарма России”. Четвертое отделение было основано в 1828 г после смерти императрицы Марии Федоровны и заменило собой ее канцелярию по управлению благотворительными и женскими учебными заведениями; Пятое отделение (1836 г) отделение было создано для разработки реформы государственных крестьян, а шестое (1842 г) - для разработки административной реформы на Кавказе. В условиях правительственных репрессий, регламентации и полицейского надзора над общественной и частной жизнью “ внутри государства совершалась великая работа - работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная; всюду росло недовольство, революционные идеи за эти двадцать лет распространились шире, чем за все предыдущее столетие”. (А.И.Герцен) В общественном движении второй четверти XIX века началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существующий в России строй. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века историк Н.М.Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, “основало и воскресило Россию”. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль. В период усиления реакции министром народного просвещения стал С.С.Уваров, предложивший теорию “ официальной народности”. Он предложил основать воспитание юношества на трех “истинно-русских охранительных началах - православии, самодержавии, народности”. Формула Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевского царствования. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Самодержавие рассматривалось как единственно возможная форма правления в России, православие принималось как присущая русскому народу глубокая религиозность, крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Исходя из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России. Теория “официальной народности” не только широко пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования. С конца 30-х годов либеральное направление приняло форму идейных течений западничества и славянофильства. Славянофилы стояли на точке зрения, что в основе жизни каждой нации лежит глубокое идейное начало,“народный дух”, которым проникнута вся история народа, все стороны народной жизни. По мнению славянофилов, истинный “народный дух” русского народа выражался как в особенностях русского православия, так и в особенностях государственного и общественного быта - древняя Русь жила началами веры и общинности, в отличие от западного, “рассудочного” общества. Реформы Петра Великого столкнули Русь с предназначенного самим Богом пути, повели русское государство по пути ненужных заимствований, потрясли устои истинно народного быта. Их нужно укрепить и возвратить жизнь Руси в старое, самобытное русло. Западники же, наоборот, верили в единство человеческой цивилизации и полагали, что Россия стала цивилизованной страной как раз после реформ Петра I, до них не было никакой “самобытности”, а была одна “ дикость”. Реформы Петра открыли России путь к культурному совершенствованию. С точки зрения западников, задача современного общества заключалась как раз в том, чтобы теснее примкнуть к европейскому Западу, образовав единую общечеловеческую культурную семью. При тогдашних условиях общественной жизни в России ни славянофилы, ни западники не могли свободно выражать в печати свои взгляды. После первых же статей, написанных в славянофильском или западническом духе, власти сочли неблагосклонно относиться к их авторам и сочли их неблагонадежными людьми. Славянофилы и западники, как ни разнились их позиции, сходились на критике современных им русских порядков. И тем, и другим не нравился бюрократизм управления, тяготило недоверие власти к обществу и вытекавшие отсюда полицейские и цензурные строгости. Больше же всего мыслящую русскую общественность возмущало сохранение в России крепостного права. Им казалось, что власть, не смотря ни на что, поддерживает права помещиков на крестьян. Работа комитетов, вырабатывающих документы, подготавливающие почву для освобождения крестьян и улучшения их положения, работали в тайне, окруженные атмосферой строгой секретности и широкие массы общественности ничего о них не знали. Таким образом, оба направления - славянофильское и, особенно, западническое, оказались в оппозиции правительству и вызывали его подозрения и гонения. Радикальное направление получило свое развитие в студенческих кружках. В конце 20-х - начале 30-х годов центром общественного брожения стал Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы антиправительственной агитации (кружек братьев Критских), вооруженного восстания и введения конституционного правления (кружок Н.П.Сунгурова). Группу сторонников республики и утопического социализма объединяют вокруг себя в эти годы Герцен и Огарев. Все эти студенческие общества были разгромлены властями, их участники отправлены в ссылку или в солдаты. В это же время студент Московского университета В.Г.Белинский организовал “Литературное общество 11 нумера”, в котором также обсуждались вопросы отмены крепостничества, проблемы философии и эстетики. В результате в 1832 г. он был отчислен из университета. Несколько дольше просуществовал кружок Н.В.Станкевича, который отличала либеральная политическая умеренность. Радикальное направление сформировалось вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, которыми руководил Белинский при участии А.И.Герцена и Н.А.Некрасова.Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны. Значительное место в истории общественного движения 40-х годов занимает кружок социалиста-утописта М.В.Буташевича-Петрашевского. Начинали они также с обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Однако к 1849 году часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию в России, начала обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 года наиболее активные члены кружка были арестованы, военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни, которая в последний момент была заменена каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение. Среди них был и Ф.М.Достоевский. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И.Герцена. В молодости Герцен разделял идеи западников, признавая единство развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. Идеал общественного развития Герцен увидел в идеях социалистов. Он создал идею общинного социализма. В крестьянской общине Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Теория общинного социализма во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX века. В целом николаевская эпоха в России была временем “наружного рабства” и “внутреннего освобождения”. Одни- молчали, напуганные правительственными репрессиями, Другие - настаивали на сохранении существующего строя и порядков в стране, третьи- активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. После 1848 года Николай I окончательно отказался от идеи проведения преобразований. Революционное движение в Европе, страх перед угрозой подобного взрыва внутри страны, толкнули его на путь открытой реакции. Цензурный и полицейский гнет заморозили Россию. Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Date: 2016-01-20; view: 689; Нарушение авторских прав |