Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земское самоуправление





В середине XVI в. Правительство совсем решило покончить с кормлением. Таким образом. Поручение местным мирам самостоятельного ведения дела, которое неудовлетворительно вели кормленщики, именно дела охраны общественной безопасности.

В XVI в. Провинции уже почти срослись с государством, а в самом гос-ве сознаётся потребность в чисто государственном управлении. Таким образом были созданы учреждения специальных органов самоуправления, наряду с наместниками (губные учреждения), а затем произошла полная отмена наместничьей власти и введено общее земское самоуправление (земские учреждения).

Коллегиальная система

Контроль поступления доходов на местах осуществляли воеводы, но непосредственный контроль возлагался на надзирателей сборов, или камериров, под начальством Камер-коллегии. Одновременно в ведении Штатс-контор-коллегии утверждается должность рентмейстера, или казначея. Казначей принимал поступающие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или “рентарея”, состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную Казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению. Реформа, таким образом, вместо прежней приказной системы, ввела новую - коллегиальную систему управления.

Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным. Нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

Структура коллегии: присутствие, президент (вел заседание), вице-президент, 4--5 советников, 4 асессора. Имелась канцелярия коллегии, в которую входили секретарь, нотариус, регистратор, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату, а ей -- местный аппарат. С 1720 г. для коллегий был введен единый «Генеральный регламент» (156 глав).

Императорская власть в 17-18 веке

Петр Великий сосредоточил в своих руках и юридически, и в действительности, - абсолютную неограниченную власть, устранив патриаршество и боярскую думу, в которых могло проявляться противодействие самодержавию царя. В царствование Петра власть была сформулирована в Воинском Уставе ("Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благо мнению, управлять") и в Духовном Регламенте, - что хотя и не могло отразиться на существе власти монарха, но несомненно, имело серьезное практическое значение, внося точность и определенность в область, которая до тех пор нормировалась лишь общим народным правосознанием, выражавшимся довольно сбивчиво в обычном праве.

В это же царствование появляется официально теоретическое обоснование прав неограниченного императора, в виде написанного Феофаном Прокоповичем, по поручению Петра, трактата: "Правда воли Монаршей" (Полный Свод Законов, том VII, № 4870). Исходившая из господствовавшей тогда теории договорного происхождения государства, а также из Священного писания, и выводившая из них неограниченность власти русского монарха, "Правда воли Монаршей" должна была поднять нравственный авторитет этой власти, но вместе с тем ставила для законности ее действий известные условия (веления государя не должны быть вредны); кроме того, "Правда" возбуждала немало политических вопросов, раньше вряд ли интересовавших наше общество. Будучи распространена при Петре и при Екатерине I в десятках тысяч экземплярах, она должна была будить политическую мысль, давая ей иногда направление, не вполне согласное с целями трактата, хотя он и разрешал затрагиваемые вопросы всегда в пользу неограниченной монархии.

Самоуправление 18 век

Сословные реформы Петра I. Идущий на протяжении XVII в. процесс постепенного сближения правового статуса поместий и вотчин завершился в начале XVIII в. полным слиянием этих институтов и даже заменой прежних терминов одним общим. При Петре I исчезло прежнее деление феодалов на многочисленные сословные группы - бояр, дворян, детей боярских и т. д.

24 января 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи - Табель о рангах. Государственность России: Государственные и церковные учреждения, сословные органы и органы местного самоуправления, единицы административно-территориального, церковного и ведомственного деления (конец XV века - февраль 1917 года) / сост. А.В. Владыкина А.В., О.Ф. Козлов. - М.: Наука, 2001 - 471с. В основу Табели были положены аналогичные акты, существовавшие в западноевропейских странах, при этом были приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Все чины Табели о рангах подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на 14 классов. Устанавливались чины исходя из личных качеств, а не в силу знатности рода. Табель о рангах определяла место в иерархии государственной службы, предоставляла возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и придворных чинов, что давало преимущества военным чинам в переходе в высшее дворянское сословие: 14-й военный класс давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса). В последующем приобретение потомственного дворянства было существенно ограничено

Местное управление 18 век

Бурмистрская Палата - учреждена была Петром Великим в Москве указом 30 янв. 1699 г. «для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадскими людьми, также для управления казенными сборами и градскими повинностями». Вместе с тем гости и посадские люди были исключены из ведомства воевод и приказов. 17 ноября того же года Бурмистрскую Палату было велено называть Ратушей. Остановимся на этом подробнее.

Начальным моментом реформы следует считать указы 30 января 1699 г. Процесс ее происхождения, предшествовавший этим указам, остается для нас скрытым. Стоит, прежде всего, обратить внимание на одно, по-видимому, случайное обстоятельство в издании этих указов: они появились 30 января, ровно через неделю после указа о гербовом сборе, изданного 23 января 1699 г. Отсюда возникает предположение, не был ли этот день недели назначен для докладов и законодательства по финансовым делам. Необычайна и самая внешняя форма этих законодательных актов, указа о гербовой бумаге, с одной стороны, и указов о городской реформе - с другой. Все эти указы, написанные, как вообще писались именные указы, были закреплены не одним, как это было обыкновенно, а несколькими думными дьяками

Губернская реформа

Восстание Пугачева, повергшее в ужас дворянскую Россию, имело важные последствия для определения дальнейшей внутренней политики Екатерины II. Прежде всего императрица убедилась в глубоком консерватизме низших слоёв населения империи. Во-вторых, стало ясно, что при всех издержках лишь дворянство могло быть истинной опорой трона. Наконец, в-третьих, восстание наглядно продемонстрировало глубокий кризис общества и, следовательно, невозможность и далее откладывать реформы, которые следовало проводить постепенно, шаг за шагом, путем медленной каждодневной работы. Первым плодом реформы стал один из наиболее значительных законодательных актов екатерининского царствования - «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Опубликование и введение Учреждений в действие ознаменовало начало губернской реформы, основное содержание которой было связано с реорганизацией системы местного управления. Необходимость подобной реформы диктовалась самой логикой развития самодержавного государства, требующей создания строго централизованной и унифицированной системы, при которой каждая клеточка обширной территории и каждый её обитатель находились бы под неусыпным контролем правительства. Эти требования нужно было увязать с сословными интересами, проявившимися в деятельности Уложенной комиссии, и прежде всего с интересами дворянства. При этом Екатерина не забывала и о своих планах образования в государстве третьего сословия.

Полицейские органы 1782

Именно с 1782 г. стали создаваться Управы благочиния, которые должны были сохранять в городах «благочиние, добронравие и порядок». Т. е., с этого момента одновременно с выделением полицейских функций в качестве самостоятельных происходит и разделение полиции на городовую и уездную.

В Москве и Санкт-Петербурге городовую полицию возглавили обер-полицмейстеры, одновременно руководившие Управами благочиния в качестве председателей этого общегородского полицейского учреждения. В состав управы также входили два пристава. Один из них вел гражданские дела, а второй - уголовные. Местное купечество так же представляло в управу ратманов - своих выборных уполномоченных.

В губернских городах подобные управы возглавили полицмейстеры или обер-коменданты. Город, в котором насчтитывалось более четырех тысяч дворов делился на части (от 200 до 700 дворов в каждой) во главе которых были поставлены частные приставы.

Частный пристав имел свою канцелярию, которая в обиходе именовалась просто «частью», «частным» или «съезжим» домом.

Уже сразу, в «Уставе благочиния», полицейские должности были выстроены в соответствии с «Табелью о рангах».

Управление окраинами

С 60-х годов было поведено более решительное наступление на остатки политической автономии Украины. В 1764 г. упраздняется должность гетмана. Управление Украиной передается восстановленной Малороссийской коллегии во главе с президентом генералом П. А. Румянцевым. Территория Украины разделяется на две губернии (Слободскую и Новороссийскую) во главе с губернаторами. В 1765 г. закрываются общеукраинские учреждения — войсковые (генеральные) канцелярия и суд.

Старшина была компенсирована за эту потерю политической автономии новыми земельными пожалованиями, окончательным закреплением за ней феодально-зависимых крестьян и обещанием приравнять ее к русскому дворянству. К. Разумовский за отказ от гетманства получил ежегодную пенсию в 50 тыс. руб., город на Украине (Гадяч) с окрестностями и другие дары.

В 60 — 70-е годы начинается освоение юга Украины, присоединенного к России после первой русско-турецкой войны. Место сбора всех недовольных, в том числе беглых крепостных крестьян, старинная казачья республика — Запорожская Сечь была ликвидирована.

В 1781 г. на Украине упраздняется старинное административно-территориальное деление на полки, ас 1782 г. распространяется «Учреждение о губерниях» с общероссийскими учреждениями и чиновниками. Свободные казаки были превращены в разновидность государственных крестьян, а старшина слилась с русским дворянством. В 1786 г. Малороссийская коллегия была закрыта.

На Правобережной Украине после присоединения ее к России (1793 г.) также были открыты общегосударственные учреждения.

В правление Павла I указом «О восстановлении в Малороссии правления и судопроизводства сообразно тамошним правилам и прежним обрядам» в 1796 г. были открыты избираемые украинскими дворянами Генеральный суд, а в поветах — земские (для гражданских дел) и подкоморские (по межевым делам) суды.

С начала XIX в. специфика управления Украиной почти исчезла. Остальные национальные окраины в XVIII в. (Белоруссия и Литва, Уфимская и Оренбургская губернии, Сибирь) имели мало отличительных особенностей. Царское правительство предпочитало распространять на них общегосударственные порядки и учреждения.

Местное управление на национальных окраинах России осуществлялось типично колониальными методами с крайним произволом, вымогательством с населения и беззаконностью действий.

На обширной территории Сибири существовали нередко общие для всей России учреждения, только их организационное устройство было упрощенным. Из-за отсутствия в Сибири дворянства и малочисленности городского населения заседатели в полицейских и судебных учреждениях назначались правительством.

Императорская власть 19 век

Русское самодержавие в первой половине XIX века продолжало оставаться феодально-крепостническим.

Император обладал неограниченной властью. Павел I в 1797 г. восстановил порядок перехода престола от отца к старшему сыну.

Правительство Александра I, напуганное ростом крестьянских выступлений в XVIII веке, решило провести ряд реформ центрального государственного аппарата. М.М. Сперанскому было поручено разработать проект государственных преобразований России. В 1809 году он представил Александру I план проведения ряда государственных реформ - «Введение к уложению государственных законов». В этом плане обосновывалась необходимость придать самодержавию строго внешний вид конституционной монархии с выборностью и ответственностью чиновников, разделением властей, организацией буржуазного суда, провозглашением законности и т.д. Однако Александр I и реакционные круги высшей знати встретили этот проект Сперанского враждебно. По проекту Сперанского было создано лишь одно учреждение – Государственный совет.

Большую роль в управлении государством стала играть канцелярия царя. Несмотря на принятые царским правительством меры, государственный аппарат находился в состоянии упадка и разложения.

Органы подчиненного управления

Сенат. В начале XIX века вновь делаются попытки превратить Сенат в высшее административное учреждение. В связи с этим ему были подчинены все высшие органы управления и суда, его власть ограничивалась лишь властью царя.

С учреждением министерств в 1802 г. Сенат получил право осуществлять контроль за деятельностью министров. Но вскоре он сначала фактически, а потом и юридически перестал играть роль высшего правительственного учреждения в России, превратившись снова главным образом в высшее судебное учреждение, сохранив лишь незначительные функции в области управления, например, право получать отчеты министров и др. Александр I считал, что сосредоточение высшей власти в Сенате может ущемить его неограниченную власть, т.е. функции конституционного суда – противоречие в законах.

Синод. В первой половине XIX в. Синод не играл большой роли. Он по-прежнему являлся высшим учреждением по делам русской православной церкви, высшее церковное учреждение по бракоразводным делам.

Министерства. Должности президента коллегий были преобразованы в должности директоров коллегий. Присутствие коллегии играло лишь совещательную роль при директоре.

Царь в 1802 г. издал манифест «Об учреждении министерств». Были созданы министерства, а коллегии постепенно упразднились. Первоначально было всего 8 министерств, а позже 11. В отличие от коллегий, которые решали вопросы коллегиально, в министерствах все вопросы решались единолично министром. Министры были наделены большой властью и подчинялись непосредственно царю.

Министерства делились на департаменты и канцелярии, во главе которых стояли директора. Министерства являлись бюрократическими учреждениями, в которых дела решались крайне медленно, не на основании законов, а по произволу и усмотрению высших чиновников, всюду процветало взяточничество, казнокрадство и волокита.

Министерства: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения, которое занималось кроме своих прямых функций, организацией подготовки кадров для государственного аппарата, ему подчинялись Академия Наук, университеты, музеи, библиотеки, осуществляло цензуру над издаваемой литературой.

Правительство Александра I в первые годы уделяло большое внимание образованию

Общественный строй 18 век

http://studopedia.ru/1_17406_obshchestvenniy-stroy-perioda-absolyutnoy-monarhii-v-rossii.html

Общественный строй 19 век

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества. Попытки применения машин в крепостной промышленности наталкиваются на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего, а главное, на его нежелание работать, поскольку он заинтересован не в повышении производительности труда, а как раз наоборот — в экономии своего труда, попросту говоря, в том, чтобы работать как можно меньше.

Нарушение закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил видно и в сельском хозяйстве.

В XIX в. Западная Европа все более нуждается в русском хлебе. С 1831 по 1860 гг. среднегодовой вывоз хлеба из России вырос с 18 млн. до 69 млн. пудов. При этом рос и внутренний рынок: сбыт хлеба на нем в 9 раз превышал экспорт. Между тем урожайность зерновых в начале века составляла в среднем — 2,5 (т.е. 1 мешок посевного материала приносил 2,5 мешка собранного зерна). Следовательно, урожайность существенно не отличалась от той, что была и века назад.

Помещики разнообразными средствами пытаются увеличить товарность своих имений. Одни это делают путем еще большего нажима на крестьянина. В «образцовом» имении графа Орлова-Давыдова была строго регламентирована вся жизнь крепостного крестьянина, для чего было издано специальное Уложение. Этот вотчинный «закон» предусматривал сложную систему наказаний за нерадение крестьян к работе и даже за невступление в брак в положенные сроки: помещику нужно постоянное пополнение рабочей силы.

 

Изменение в системе высших органов власти 19 век

Николай I выбрал путь постепенной трансформации и адаптации режима к происходящим переменам. Настоящее требовало определенной перестройки государственного аппарата. Ведущим ее направлением стала бюрократическая централизация, сосредоточение всех властных рычагов в руках монарха, усиление личностного начала в управлении огромной Российской империей. Во второй четверти XIX в. происходит неуклонное снижение роли традиционных органов власти в системе государственных учреждений. Так, например, систематически нарушалась монополия Государственного Совета на законотворчество. Из компетенции его аппарата была изъята кодификация законодательства.

 

При Николае I необычайно разрослась Собственной его императорского величества канцелярией. I отделение контролировало ход исполнения царских повелений, готовило проекты высочайших указов и рескриптов. Содействовать наведению элементарного порядка в сложной и запутанной системе управления огромной империей, утверждению принципов законности в деятельности государственного аппарата и в жизни общества было призвано III отделение. IV отделение ведало женскими учебно-воспитательными учреждениями, благотворительными и некоторыми специальными учебными заведениями, занималось благотворительностью. V отделение было учреждено как центр разработки реформы государственной деревни. VI отделение создавалось для разработки плана административных реформ на Кавказе. Последние два отделения были временными.

 

Создание императорской канцелярии отражало тенденцию к усилению централизма в системе государственной власти. В 30—40-х гг. Николай I усилил полицейско-карательные и сократил хозяйственные функции МВД, преобразовал его структуру, создал на базе Почтового департамента самостоятельное Главное управление почт, развившееся в мощное почтовое ведомство, наделенное сыскной функцией.

Центральные органы исполнительной власти 19 век

Наиболее значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персональную ответственность чиновников. Необходимо было более гибкое, оперативное, централизованное исполнительное управление. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н. Н. Новосильцева о создании министерской системы управления, предпосылки которой формировались в исполнительных структурах и обозначились на рубеже веков, отразив и министерские образцы других стран.
В соответствии с царским Манифестом «Об учреждении министерств» 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них прежде не имели аналогов в Российской системе управления - это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. К 1861 г. их стало 9, к 1917 - 12.
Учреждалась должность «товарища министра» -- помощника министра. Совмещены должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената. Определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого министра, подведомственные ему сохраненные государственные коллегии и другие учреждения, что обеспечивало преемственность управления и эволюционный характер преобразования его аппарата при переходе на качественно иной уровень единоначалия, ответственности, исполнительности и формирования ведомственности.
Завершило оформление министерской системы в России издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при участии М. М. Сперанского. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств и устанавливалось, что все министры «подчинены непосредственно верховной власти» Сноска на закон, т. е. императору. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

 

Date: 2016-01-20; view: 224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию