Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура государственного механизма (аппарата)





Механизм государства – система государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, посредством которых осуществляется государственное управление путем законодательно закрепленных методов и способов взаимодействия.

Основные черты механизма государства:

1. МГ – это система, т.е упорядоченная совокупность элементов;

2. Целостность МГ обеспечена едиными целями и задачами, стоящими перед государством;

3. Основной элемент МГ – государственные органы;

4. МГ является организационной и материальной формой, с помощью которой государство осуществляет власть;

5. Порядок создания, статус и компетенция элементов МГ предусмотрены нормативно-правовыми актами государства.

Понятие механизма государства тесно связано с понятием государственного аппарата. Часто в юридической науке эти понятия употребляются как синонимы. Хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие МГ включаются также другие структуры, опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Под структурой МГ понимают его внутренне строение, порядок расположения его элементов, их соотношение и взаимосвязь. Таким образом, структура механизма государства:

1) Государственный аппарат – совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти.

2) Государственные органы – элементы МГ, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

3) Государственные организации – элементы МГ, которые призваны осуществлять охранительную функцию государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция и т.п.);

4) Государственные учреждения – элементы МГ, осуществляющие непосредственную практическую деятельность по реализации функций государства в социально-культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах, непосредственно государственными властными полномочиями не обладающие (библиотека, поликлиника, школа, театр и др.);

5) Государственные предприятия – элементы МГ, представляющие собой систему предприятий, осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность в целях материального обеспечения функционирования государства.

6) Государственные служащие – лица, специально занимающиеся управлением в государстве;

7) Организации и финансовые средства, необходимые для обеспечения нормальной деятельности ГА и МГ в целом.

 

15. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.

Орган государства – это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

Государственный орган – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

7. Имеют соответствующую материальную базу;

8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

- органы, избираемые непосредственно народом;

- органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

- коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);

- единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

- органы общей компетенции-круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);

- специальной компетенции – специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные.

5) По иерархии:

- высшие – распространяют свои полномочия на территорию всего государства;

- местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

- правотворческие;

- правоприменительные;

- правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

- постоянные;

- временные – создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

 

16.Политическая система общества: понятие, структура, субъекты.

Политика это:

1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти.

2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения пол власти или ее завоевания.

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть.

Особенности политической системы:

1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть,

2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества,

3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем.

Функции политической системы:

1. определение целей, задач и путей развития общества,

2. организация деятельности общества по достижению целей,

3. распределение материальных и духовных ресурсов,

4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением,

5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни.

Политическая система включает в себя след. элементы:

1.Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации(например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из:

- политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения),

- организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект,

- не собственно политические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации).

2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.

3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы.

4. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях:

- теоретическом (политическая идеология);

- эмпирическом (политическая психология).

Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.

 

18. Принципы права: понятие, виды, значение.

Принципы права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4) системность;

5) устойчивость;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– н а принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

 

19. Функции права: понятие, виды, содержание.

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

Date: 2016-01-20; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию