Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клиническая психология - психология здоровья. Виды и этапы профилактической деятельности клинических психологов





Двоякий смысл понятия "психология здоровья". 1)Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья населения (решение профилактических, лечебных, реабилитационных и консультативных задач). 2)Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье.

Психическое здоровье - состояние человека, характеризуемое не только отсутствием болезней, но и полным физическим, социальным и духовным благополучием (материалы Всемирной организации здравоохранения, 1946). Психическое здоровье — как условие нормального развития личности.

Болезнь как форма естественной защитной реакции организма на воздействия вредоносных факторов

" Психическое нарушение " = видимое нарушение психических функций, которое по своему клиническому характеру настолько специфично, что его можно идентифицировать путем сопоставления с типичным, и настолько тяжело, что вызывает нарушения способности работать и социальную дезадаптацию.

Первичная диагностика психических расстройств начинается с вопроса о том, насколько высказывания, поведение, весь образ жизни и течение соматического заболевания данного пациента соответствуют критериям понятия “ психическое здоровье ”. Критерии понятия “ психическое здоровье ”: 1. Осознание и чувство непрерывности и идентичности своего “Я”. 2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. 3. Критичность к себе и своей психической деятельности и ее результатам. 4. Соответствие психических реакций силе и частоте жизненных воздействий и ситуаций. 5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами. 6. Способность планировать и реализовывать жизненные планы. 7. Способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА - область психиатрии и клинической психологии, по данным же некоторых авторов — раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику ме­ры по предупреждению психических за­болеваний, их хронизации; способству­ет реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (осо­бенно психогигиены и первичной П.) до­вольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), яв­ляется разная направленность этих двух дисциплин: если «психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья пу­тем организации надлежащей природ­ной и общественной среды, соответству­ющего режима и образа жизни, то П. на­правлена на предупреждение психичес­ких расстройств». Другие авторы счита­ют, что отличие психогигиены и П. — в объекте их исследования и практическо­го применения: психогигиена направле­на на сохранение психического здоро­вья, а П. «охватывает область субкли­нических и клинических нарушений» (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уде­лялось внимание с давних времен. Од­нако начало систематизированной пси­хопрофилактической деятельности в оте­чественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на Первом съезде психиатров поднял вопрос о «социальной этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве слу­чаев являются следствием неблагоприят­ных социальных условий, таких как вой­ны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напит­ками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею «государственной психиатрической профилактики», которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпиде­миями, алкоголизмом, наркоманией, охра­ну здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирую­щего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г.,1996).

Между психикой человека и соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состо­яния может оказывать влияние на соматическое состо­яние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить годы Великой Отечественной войны). Состояние соматического здоровья также может оказы­вать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.


В. А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использова­на в планировании работ психопрофилактического харак­тера.

Итак, под психической профилактикой (первич­ной) принято понимать систему мероприятий, направлен­ных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней (гипертониче­ская, язвенная и др.). Все психопрофилактические мероп­риятия должны способствовать повышению выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся правильное воспитание ребенка, борьба с детскими инфек­ционными заболеваниями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, сде­лать психику человека неустойчивой к внешним воздей­ствиям.

Согласно классификации ВОЗ, выде­ляют первичную, вторичную и третич­ную П.

Первичная профилактика включает мероп­риятия, предупреждающие возникнове­ние нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику небла­гоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на умень­шение патологических проявлений, об­легчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагности­ку. Третичная П. способствует предуп­реждению неблагоприятных социаль­ных последствий заболевания, рециди­вов и дефектов, препятствующих трудо­вой деятельности больного. Роберте (КоЬег1:5 С., 1968) считает, что первич­ная П. складывается из общих меропри­ятий, направленных на повышение уров­ня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уро­вень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реа­билитацию (третичный уровень). Су­ществуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицин­скими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий — врачи, психологи, пе­дагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значи­мы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воз­действиями окружающей среды, вызываю­щими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также оп­ределение факторов риска — групп лиц с повышенной угрозой заболевания или си­туаций, также несущих в себе угрозу вслед­ствие повышенного психического трав­матизма, — и организация психопро­филактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицин­ская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволя­ющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, пра­вильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтичес­кие мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная интервенция), про­филактику профессиональной вреднос­ти, правильную профессиональную ори­ентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследст­венных заболеваний (медико-генетичес­кое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третич­ной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.


Вторым важным моментом в диффе­ренциации задач и методов П. могут яв­ляться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых прово­дится психопрофилактическая работа:

преимущественно функциональная или органическая природа психической пато­логии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологическо­го или социального фактора. Учет пере­численных моментов требует дифференци­рованной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль опре­делению в каждом из них соотношения и

ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мя-гер В. К., 1985) подчеркивают неспеци­фичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значе­ние для предупреждения любых заболева­ний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное пере­напряжение.

При предупреждении расстройств пси­хической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учи­тывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факто­ры, существующие в самом человеке, обус­ловленные его конституцией и преморбид-ными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду три аспекта: а) лично­стный, б) характер интерперсонального взаимодействия и в) ситуационный — в их взаимосвязи. При разработке психопрофи­лактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении исполь­зоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые сле­дует стимулировать, усиливая сопротивле­ние организма и личности болезни и ком­пенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увели­чение числа практических психиатри­ческих учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные про­филактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатриче­ские отделения в соматических больни­цах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по во­просам семьи и брака, кризисные цент­ры, психологическая служба по телефо­ну, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-пси­хические заболевания, кабинеты пси­хологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Боль­шое значение имеет также совершенст­вование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических рас­стройств.


 







Date: 2016-01-20; view: 681; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию