Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственных пособий и социальное обслуживание в РФ





[2]На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает – «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества, за счет общественных фондов потребления. Бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан.

 

 

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности па экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей.

Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В. М. Догадов, Н. А. В-гдорчик,[3] Н. А. Семашко.[4]

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства. Которая направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Демографические и социально-экономические процессы, динамика состояния здоровья населения нашей страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для России, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов в общей численности населения. Лица пенсионного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше) составляли в 1959 г. 11,8% населения, в 1979 г. – 16,3%, в 2000 г. – уже 20,7%. Численность граждан в возрасте 80 лет и старше достигла почти 3 млн.

Одновременно увеличивается число инвалидов: за период 1990–2000 гг. оно выросло в 2,4 раза и достигло в 2000 г. 10,6 млн.

 

Правда, столь значительный рост численности лиц, признанных инвалидами, отчасти объясняется экономическими причинами: многие люди сумели добиться признания себя инвалидами, для того чтобы иметь возможность получать пособия и пользоваться различными льготами, сравнительная экономическая значимость которых выросла в условиях низких пенсий и высокого уровня безработицы. Вместе с тем увеличение числа инвалидов отражает и реальное ухудшение состояния здоровья населения.

Так, численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет выросла за период с 1990 по 2000 г. в 4,4 раза. Среди престарелых и инвалидов в 2000 г. 1,1 млн. были зарегистрированы в качестве нуждающихся в уходе на дому. Количество выявляемых ежегодно детей, оставшихся без попечения родителей, выросло за последние десять лет в 2,5 раза. В 2000 г. 482 тыс. таких детей находились на воспитании в семьях под опекой или на усыновлении, а 180 тыс. – в интернатных учреждениях.

[5]Основу российской системы социального обслуживания составляют муниципальные многопрофильные центры социального обслуживания. В 2000 г. функционировало 1744 таких центра. Они имеют отделения социальной помощи на дому и отделения срочной социальной помощи, предоставляющие питание, одежду, обувь, ночлег. В 57% центров есть специальные отделения дневного пребывания (однодневные стационары), рассчитанные на 27 тыс. мест, в 24% центров – отделения временного проживания (приюты), рассчитанные на 9 тыс. мест. Кроме предоставления услуг центры социального обслуживания занимаются распределением материальной помощи. Помимо центров социального обслуживания имеются и другие виды многопрофильных учреждений: центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия.

 

К числу специализированных муниципальных организаций социального обслуживания относятся: отделения социальной помощи на дому, службы социального обслуживания инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты (социальные гостиницы) для бездомных и для несовершеннолетних, социально-оздоровительные центры для граждан пожилого возраста и инвалидов, реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями, центры психолого-педагогической помощи, службы экстренной психологической помощи по телефону. В 2000 г. количество отделений социальной помощи на дому составило 11,4 тыс., в них работало 199 тыс. человек, оказывавших услуги по уходу более чем одному миллиону престарелых и инвалидов.

Источниками государственного финансирования социального обслуживания являются средства региональных и местных бюджетов. Государственная статистика приводит данные о бюджетных расходах в целом на социальную политику и не вычленяет в них затраты на финансирование учреждений социального обслуживания и на выплату пособий и субсидий. По имеющимся оценкам, бюджетные ассигнования на содержание сети учреждений социального обслуживания составляют 0,2% ВВП.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее время существует больше теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение не позволяет окончательно определить эту константу.

 

Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов.

Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые в медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство лечения как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения, а также протезно-ортопедическая помощь.

[6]Система льгот по системе социального обеспечения предоставляемых государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.

 

Date: 2016-01-20; view: 460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию