Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деление истории философии права на периоды





 

В своем непрерывном течении человеческая мысль, рассуждающая о сущности и наилучшей постановке общественной организации, проявляет в тот или иной исторический момент настолько резко вырисованные черты, что дает основание по этим чертам делить формы ее выражения на периоды.

"История философии права поддается делению на периоды так же как и общая философия. Но периоды эти далеко не совпадают. С точки зрения общей философии, напр., выступление Канта составляет эпоху, поворот мысли от догматизма к критицизму. Напротив, с точки зрения философии права Кант не открывает нового периода, а сам примыкает к уже обнаруженному течению.

С точки зрения исторической перспективы можно установить три резко обособленных общественных миросозерцания: античное, средневековое и современное (новое).

Античное миросозерцание выдается тем, что оно не различает государства и общества, права и нравственности. В небольших союзах, какими были греческие государства, общественное сплочение было так велико, что личность невольно должна была подчиняться полностью общественному союзу, тонула в нем, поглощалась им. Это та особенность, которая так гармонирует с государственным укладом Греции и которая выступает всюду в идеалах, рисуемых греческими философами.

Миросозерцание средних веков характеризуется стремлением к освобождению от земных уз, перенесением своих идеалов в загробную жизнь. Однако в этой погоне за духовной свободой человек, незаметно для самого себя, оказался совершенно связанным земными цепями церкви, и лишился того именно сокровища, ради которого пренебрег всем остальным. Он не мог верить, как хотел, а должен был верить, как его заставляли. Церковь, овладев человеком при помощи государства, которое она обращает в средство для утверждения своей власти. Государство и церковь сливаются в одно, нормы права совпадают с религиозными канонами. Мысль человека и все его поведение скованы железною дисциплиною католицизма. Новое время характеризуется именно высвобождением человека, борьбою личности за свою свободу. Прежде всего, борьба направилась на то благо, потеря которого казалась наиболее чувствительною. Борьба за религиозную свободу знаменует собою конец средних веков и переход к новому времени. В этой борьбе, отыскивая опору, человек выдвигает государство против церкви светский авторитет против духовного, и всеми силами способствует утверждению абсолютизма, который был бы настолько силен, чтобы подчинить себе церковь и освободить от ига католицизма власть и общество. Идея государства обособляется, выдвигается вопрос о суверенитете, о законе в противоположность канону.

Но результат борьбы не оправдал надежд. Королевская власть, укрепленная силами общества в противовес церкви, став прочно на ноги, предложила побежденной церкви союз для того, чтобы совместно, силою меча и слова, сдерживать порывы личности к свободе. Тогда, почувствовав бремя новых уз, человек начал новую борьбу - за политическую свободу. В стремлении свергнуть иго абсолютизма, начались поиски нового авторитета. Освященному традицией и церковью строю был противопоставлен строй основанный на разуме, законам государственной власти противопоставлены законы природы. Была выдвинута идея естественной свободы и естественных прав, попираемых исторически захваченной властью. Идея договора между монархом и народом должна была вызвать представление об обоюдных обязанностях. Народный суверенитет укреплял права общества на соучастие в государственной власти. Была выдвинута идея конституционализма и неотчуждаемых прав, всеобщего равенства перед законом и неприкосновенности личности. Эти идеи, доведя до высшего напряжения, способствовали успеху революции и укреплению новых начал политического быта, основанных на политической свободе и юридическом равенстве.

Но разочарование скоро снова наступило. Политическая свобода не обеспечила человеку действительной свободы. Он опять почувствовал себя в тисках, на этот раз сплетенных экономическою зависимостью. Пользуясь всеми гражданскими правами; сочувствуя в осуществлении государственной власти, человек не ощутил той свободы, к которой стремился веками. Наступает реакция против веры в политическую свободу, начинаются новые поиски неизведанных еще путей к освобождению личности. Открывается новый период общественных стремлений - борьбы за экономическую свободу.

Таким образом, история философии права может быть разбита на следующие периоды:

I. Древняя философия права

II. Средневековая философия права

III. Новая философия права

1. Борьба за религиозную свободу.

Борьба за политическую свободу*(18)

Борьба за экономическую свободу.

 

Литература

 

Литература истории философии права небогата. Трудов, охватывающих ход юридической и политической мысли на всем протяжении истории, очень мало в западноевропейской литературе. Главное внимание обращается на историю политических учений. Можно указать только следующие сочинения.

R. vоn Moh1, Geschichte und Litteratur der Staatswissenschaften, 3 тома, 1855-1858. Капитальное исследование, не обнимающее, однако, всей философии права.

Hinrichs, Geschichte der Rechts - und Staatsprincipien seit der Reformation, 3 тома, 1848-1852. Относится только к новой философии права.

F. S t a h 1, Die Philosophie des Rechts, том I. Geschtichte der Rechtsphilosophie, последнее издание 1878. Едва ли не единственная полная история философии права. Заканчивается исторической школой. Автор обстоятельно знаком как с философией, так и с правом. Недостает беспристрастия в оценке. Сочинение переведено на французский язык (1882).

В немецкой литературе имеются два кратких обзора истории философии права: Gеуеr, Geschichte und System der Rechtsphilosophie, 1863, стр. 6 - 108 (pyc. пер. Неклюдова, 1866), изложение конспективное, отрывочное, и Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 42 - 108, сжато, но содержательно.

Во французской литературе выдается Раu1 Janet, Histoire de la science politique dans ses rapports avec la morale, 2 тома, последнее издание 1887 (первый том в русском переводе 1878). Изящное, увлекательное изложение. Главное внимание отведено политическим учениям. Доведено до Канта.

В английской литературе можно указать Heron, Аn Introduction on the History of Jurisprudence, 1860, по содержанию не вполне соответствуюет представлению об истории философии права.

Наконец, итальянская литература имеет изложение предмета в объемистом труде Саr1е, La vita deldiritto, 1890.

Сравнительно русская литература по истории философии права представляется довольно богатой.

Первым по времени является труд Неволина, профессора киевского университета, История философии законодательства, которая составляет вторую часть его Энциклопедии законодательства, в издании 1857 года занимает стр. 127 - 501, т. I. Заканчивается изложением системы Гегеля. Написано тяжелым слогом. Философские системы охвачены недостаточно полно и представлены довольно туманно. Для своего времени (1889) труд весьма замечательный.

Далее следует Пилянкевич, профессор киевского университета, История философии права, курс, читанный в 40-х и 50-х годах и изданный после смерти автора в 1870 году. Труд не самостоятельный - составлен по Шталю. Дает хронологическую картину философских доктрин, не ставя их в связь между собою и с культурными условиями их появления. Изложение простое и легкое.

Чичерин, История политических учений, 4 тома, 1868 - 1877. Второе издание остановилось на первом томе (1903). Краткое изложение того же труда дал Чичерин под заглавием Политические мыслители древнего и нового времени, 2 томика, 1897. Главное внимание обращено на политическия учения. Древний и средневековой периоды обработаны лучше нового.

Профессор петербургского университета Бершадский, издал Очерки истории философии права, в 1892. Доведено до Монтескье. Слишком мало философии права. Изложение расплывчатое, не отчетливое.

Профессору петербургского университета Коркунову, принадлежит "История философии права", несколько изданий, начиная с 1895. Заканчивается позитивизмом и утилитаризмом. Курс местами самостоятельный. Недостаток исторической перспективы. Введен излишний материал, не имеющий отношения к философии права.

Залесский, Лекции истории философии права, 1900. Казань. Плод явного недоразумения.

Профессор московского университета Новгородцев, Из лекций по истории философии права. Учения нового времени XVI - XVIII вв., 1904. Блестящее литературное изложение Глубокое знакомство с философией. Учения ярко выступают на общем историческом фоне.

Профессор Петербургского университета Ковалевский, От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, 3 тома, 1906. История учреждений в связи с историей политических учений. Заканчивается Руссо.

 

Date: 2015-12-13; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию