Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новое время. В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон





Античность

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон

Средние века

Человек изначально грешен. Он является относительной личностью, поскольку является творением Бога как Абсолютной Личности. Человечество изначально едино как воплощение воли Творца, представляемого Церковью. Государство как способ организации нечеловеческой жизни вторично по отношению к Церкви.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения были созданы идеи социалистов-утопистов Томаса Мора (1478—1538) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639) и проект научного развития общества, осуществление которого предполагало всеобщее участие, Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Идеи Макиавелли знаменуют собой переход от социального утопизма к своего рода политическому реализму, предусматривавшему разделение государства и гражданского общества.

Новое время

Томас Гоббс (1588—1679) создал понятие общественного договора. В его труде «Левиафан» осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.

Джон Локк (1632—1704). Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.

Тюрго (1727—1781) создал идею социального прогресса, далее она разрабатывалась Кондорсе (1743—1794). Прогресс — основной закон жизни человечества. Всё ведёт к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведёт к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

 

3. Родоначальник позитивизма в философии и социологии Огюст Конт родился в Монпелье в 1798 г. в семье чиновника. Конт - родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды — принесший ему наибольшую известность «Курс позитивной философии» («Cours de philosophie positive», т. 1-6, 1830—1842) и «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества»

Впервые термин «социология» Огюст Конт употребил в 1839 году, в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том IV).

Социология возникла на основе идей Просвещения и как реакция на Французскую революцию.

Критическая философия французских просветителей, от Руссо до Вольтера, приобрела большой политический вес. Однако ее влияние ни в коем случае не ограничивалось бур­жуазными кругами и интеллектуалами, а было широко рас­пространено в дворянских салонах и при дворе. «Старый ре­жим» сам себя риторически подвергал сомнению, не делая из этого практических выводов.

Импульсом к революции послужило оскорбление третьего сословия — то, что ему отказали в соответствующем пред­ставительстве. Первая фаза революции, буржуазная револю­ция Жиронды, провозгласила равенство людей и их граж­данских прав, которые, однако, отличались от политических прав и экономического равенства. Неравное распределение собственности, политические права только для имущих, с одной стороны, и равенство как право человека прекрасно уживались друг с другом. Целью было уничтожение тради­ционных привилегий короля, дворянства и клира.

Соци­ология Конта возникла в эпоху духовного и политического гос­подства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук и еще содержит надежду на решение социальных конф­ликтов с помощью разума.

 

4. Значительное место в формировании теоретико-методологических принципов социологических исследований, в обогащении современных знаний исторического развития принадлежит русской социологической мысли второй половины XIX начала XX вв.

История социологии России XIX—XX вв. — это часть общемировой социологической культуры. Социология того периода теоретически выражала в различной форме требования реформирования существующих в России порядков. Поэтому ее появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным явлением, поскольку именно в это время начались интенсивные процессы индустриализации и урбанизации, изменения структуры общества, в результате чего идеи и идеалы дореформенного времени потеряли свою актуальность.

Вызванная реальной обстановкой того времени востребованность научно-рационалистического объяснения социальных процессов в их связи с общественным целым, желание адекватного понимания проблем социальной жизни привели к развитию социологии в России в традициях позитивизма. Работы русских социологов-позитивистов получили признание и известность во всем мире.


Для русской социологической мысли характерен ряд специфических черт:

антропологизм, то есть интерес к человеческой жизни;

историчность — при построении отвлеченных общественных теорий она отталкивается от конкретной русской действительности, ее интересуют будущее предназначение Российского государства и его роль в мировом историческом процессе;

синтетичность при изучении общества как органичного целого;

противоречивость (противоборство между славянофилами и западниками);

тесная связь социальной теории с антикрепостническим движением и отечественными революционными традициями;

связь социологической теории с французским Просвещением и немецким романтизмом, широкое распространение в России в конце XIX и начале XX в. марксизма, его растущее влияние на социально-политическую жизнь общества.

Во второй половине XIX в. в России зарождается ряд социологических школ и направлений. О школах как таковых можно говорить с некоторой долей условности. Институционально они не были оформлены, и в основном под ними подразумевалась идейная общность, литературное сотрудничество и дружеские контакты. Можно лишь с определенными оговорками говорить об одной сложившейся субъективной школе и двух неоформленных, полуорганизованных школах М.М. Ковалевского и Л. И. Петражицкого.

 

5. Первая модель, объясняющая общество и его изменения, была заимствована из биологии. Она уподобляла общество организму. Метафора организма использовалась для описания структуры и функционирования общества, а метафора роста - для описания его развития. Социология 20 века унаследовала классическую органическую модель и придала ей более современную форму в таких влиятельных теоретических направлениях, как теория систем, структурный функционализм, неоэволюционизм. На целое столетие в социологии утвердился взгляд на общество как на некую материальную сущность, реальный, осязаемый объект, имеющий четкие границы, устойчивую внутреннюю структуру и подчиняющийся объективным законам, подобным законам природы, действующим независимо от людей, "за их спинами". Лишь недавно в качестве доминирующей в социологии утвердился иной – "процессуальный" образ общества, альтернативный традиционной системно-организмической модели. Общество перестает рассматриваться как жесткий, материальный объект. В современных социологических теориях оно предстает как межличностная, межиндивидуальная реальность, социальное поле межличностных взаимодействий. Странная модель "общества без людей", в которой история вершится где-то над человеческими головами, заменяется представлениями об обществе как совокупном результате преднамеренной и непреднамеренной деятельности всех его членов.

 

6. «Общество» является исход­ной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и пре­дельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятель­ности и культуры.


О.Конт рассматри­вал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

Таким образом, в широком смысле слова общество — это исторически конкретная совокупность людей, яв­ляющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокуп­ность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к про­стой сумме качеств составляющих ее элементов. Слож­ность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объек­тами, более сложное как по многообразию связей, отно­шений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения.

Основные законы развития общества:

Закон возрастания потребностей - удовлетворенная потребность рождает новую потребность;

Закон общественной организации труда (взаимосвязи общественного разделения и кооперации труда): с углублением общественного разделения труда возрастает значение коллективного труда, кооперации, происходит объединение специализировавшихся форм труда, для удовлетворения возрастающих потребностей личности и общества. Общество движется в направлении обобществления средств производства;

Закон взаимосвязи структуры и функций: изменения в структуре общества не могут происходить без изменения функций и наоборот - изменение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциацию или объединение социальной активности, естественное разделение или объединение труда.

 

7. Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение расхождений (вплоть до противоречий) между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека (или иного разумного существа), прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.

Также признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п.

Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.


· нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;

· проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

· угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

· катастрофическое загрязнение окружающей среды;

· снижение биоразнообразия;

· обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

· глобальное потепление;

· озоновые дыры;

· проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

· демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

· терроризм;

· астероидная опасность;

· недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта[1][2][3] и глобальных катастроф;

· социальное неравенство — разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

· возрастающая в результате роботизации безработица, в сочетании с отсутствием безусловного основного дохода.

· насилие и организованная преступность.

· парниковый эффект;

· кислотные дожди;

· загрязнение морей и океанов;

· загрязнение атмосферы.

 

8. Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных ролей.

Под социальными общностями понимаются структуры, объединяющие ее членов по признаку их соответствия конкретному критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственный коллектив, воинское подразделение), профессия, религия, политические взгляды, совместное проживание, проведение досуга, занятия спортом, искусством. Такие общности могут вести к появлению организаций, ассоциаций (профессиональные союзы, политические партии, церковные организации, сообщества ученых, ассоциации юристов, врачей, учителей, объединения граждан по общему месту проживания в органы самоуправления и т. д.).

 

9. Социальные институты — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

· экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

· политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

· институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

· институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

 

10. Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.







Date: 2015-12-13; view: 569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию