Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимые и дочерние общества





Согласно ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом

·

· в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо

· в соответствии с заключенным между ними договором, либо

· иным образом.

Особенности дочернего общества:

1.

1. не отвечает по долгам основного общества (товарищества);

2. основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний основного общества;

3. основное общество (товарищество) несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего общества в случае его несостоятельности (банкротства) по вине основного общества (товарищества);

4. участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.

Поскольку в контексте дочернего общества речь идет не более чем об особых правовых состояниях хозяйственного общества, последнее может одновременно соответствовать признакам дочернего и зависимого общества.

Согласно ст. 106 ГК РФ хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Создание представительства (филиала) и дочернего общества могут протекать при сходных условиях - стремлении юридического лица распространить сферу своего экономического влияния на другие районы и обеспечить там посредством их создания благоприятные условия для своего бизнеса.

Тем не менее представительства (филиалы) не являются юридическими лицами (а значит, испытывают больший контроль и влияние со стороны юридического лица, которое в то же время несет имущественную ответственность за их деятельность). Напротив, дочернее общество, хотя бы и одночленное, - это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе самостоятельной ответственностью).

Представительства (филиалы) могут создавать любые юридические лица, дочернее общество - только хозяйственные общества и товарищества. Если хозяйственное общество является одночленным, оно не может само по себе (без постороннего участия) создать дочернее общество (п. 2 ст. 88 и абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК), но может создать представительство (филиал), на которое подобные ограничения не распространяются.


27Прекращение юридических лиц способы и последствия.

Прекращение дея­тельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организа­ции) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций1.

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятель­ности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юриди­ческих лиц, которая (так же, как и реорганизация) может носить как добро­вольный, так и принудительный характер.

Добровольная ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в следующих случаях, предусмотренных ГК: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д. Например: общественные или религиозные организации, а также фонды могут быть ликвидированы по решению суда за систематическое осуществление внеуставной деятельности2.

С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобы их право на такое обращение было предусмотрено законом.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополни­тельные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяй­ственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капита­ла. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добро­вольно, так и принудительно.


Закон предусматриваетпорядок ликвидации юридических лиц (ст. 61-64 ГК).Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юриди­ческого лица или орган, принявший соответствующее решение, не­замедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистра­цию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Выступившие с инициати­вой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персо­нальный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную реги­страцию юридических лиц.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юри­дического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридичес­кого лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осу­ществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмот­ренном ст. 64 ГК РФ. Неудовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования креди­торов считаются погашенными. Погашенными считаются также тре­бования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму­щество юридического лица передается его учредителям (участни­кам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учреди­тельными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Ликвидация завершается записью об этом в едином государствен­ном реестре юридических лиц.

 

28ООО как участник гражданских правоотношений.

Общество с ограниченной ответственностью – юридическое лицо, созданное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, размер которых установлен учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.

Главная гарантия обеспечения интересов кредиторов общества – его уставный капитал. Величина уставного капитала общества должна быть не меньше 100-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством РФ на дату представления учредительных документов. На момент регистрации общества его уставный капитал должен быть собран в размере не менее половины его величины. Часть уставного капитала, оставшаяся неоплаченной, должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. Уставный капитал составляется из стоимости вкладов участников общества.


Число участников не должно превышать 50 человек, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество или производственный кооператив в течение года, а по истечении срока – ликвидации в судебном порядке.

Учредительные документы – учредительный договор, подписанный всеми участниками общества, и устав общества.

Высший орган управления – общее собрание его участников, один голос в котором соответствует одной доле в уставном капитале.

Исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью может быть как единоличным, так и коллегиальным. Каждый участник общества вправе продать или другим образом уступить всю свою долю (или ее часть) в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение своей доли участником общества третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества.

Участник общества имеет право на выход из общества в любое время независимо от согласия на это других участников общества. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале.

Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на заранее определенные доли, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Имущественная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью носит некоторую специфику: ответственность является субсидиарной (требования к участникам общества предъявляются лишь в том случае, когда имущества общества для расчетов с кредиторами не хватает); ответственность носит солидарный характер (кредитор имеет право в полном объеме или в определенной части предъявить требования к любому участнику общества, а последний обязан их удовлетворить); ответственность для всех участников одинаковая (размер ответственности каждого участника равен его доле в уставном капитале); общий объем ответственности всех участников определяется учредительными документами как величина, кратная размеру уставного капитала.
29 Акционерные общества, их виды и особенности.

Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами. Существует ФЗ от 16 декабря 1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 6 апреля 2004 г.)

Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительный документ акционерного общества – устав.


Уставный капитал АО равен номинальной стоимости приобретенных акционерами акций.

Минимальный уставный капитал должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации.

Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций (решение принимается общим собранием акционеров) или путем размещения дополнительных акций (решение принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом), если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение). Уставный капитал может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращением их общего количества.

Акционерное общество имеет право на выпуск и размещение двух видов акций: обыкновенные и привилегированные. Обыкновенная акция дает право голоса на общем собрании акционеров, право на получение заранее не установленного дивиденда из чистой прибыли общества за текущий год и право на получение части имущества общества при его ликвидации. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества – одинаковая. Привилегированная акция права голоса на общем собрании не дает, но дает право на получение фиксированного дивиденда.

Органы управления АО – общее собрание акционеров и совет директоров (наблюдательный совет), создаваемый только в случае, если в обществе состоят более 50 участников. Исполнительные органы АО – единоличный руководитель или коллегиальный орган (правление) либо оба органа вместе.

Виды акционерных обществ: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).

ОАО характеризуется возможностью:

1) его участников отчуждать свои акции без согласия других акционеров;

2) общества производить открытую подписку на выпускаемые им акции;

3) общества проводить свободную продажу акций. Открытое акционерное общество обязано ежегодно опубликовывать годовую отчетность и бухгалтерский баланс. Любой его участник вправе отчуждать свои акции без согласия остальных членов общества.

ЗАО характеризуется тем, что:

1) акции распространяются только среди учредителей или заранее определенных лиц;

2) общество не вправе открывать подписку на выпускаемые акции.

В случае продажи акций закрытого акционерного общества преимущественное право на их покупку имеют члены общества. Количество учредителей ЗАО не может превышать 50, в обратном случае оно преобразуется в открытое или ликвидируется. Минимальный уставный капитал закрытого акционерного общества – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.


30Гражданская правосубъектность публично-правовых образований.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.


31Участие в гражданском обороте Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, особенности их ответственности.

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через созданные им государственные юридические лица, а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые государством учреждения. При этом, как правило, государство отвечает по долгам созданных им юридических лиц и контролирует деятельность последних. Однако не всегда созданное государством юридическое лицо одновременно действует и от своего собственного имени, и от имени государства, как, например, министерство или федеральное агентство, которые в гражданском обороте могут представлять государство, но в то же время действуют и как самостоятельные юридические лица, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства.

Что же касается органов государственной власти, то они в гражданском обороте действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 125 Гражданского кодекса, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Также от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, различные министерства и федеральные агентства и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица – государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса).

Каким бы образом государство ни участвовало в гражданском обороте – непосредственно или через созданные им юридические лица и органы государственной власти, – следует особо заметить, что принцип иерархии отходит на задний план и главенствующим становится принцип равноправия, хотя особый режим государства наряду с физическими и юридическими лицами, безусловно, прослеживается. Так, государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 Гражданского кодекса. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество. Государство выступает участником сделок, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых государством сделок. Также государство участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.

Однако, когда государство становится участником гражданско-правовых отношений, оно, также как и иные участники гражданского оборота, может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов. В ст. 126 Гражданского кодекса закрепляется, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования по своим обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. При этом они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Так, государственные юридические лица при причинении ими вреда отвечают самостоятельно. Однако в п. 6 ст. 126 Гражданского кодекса предусмотрено исключение, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации. Кроме того, государство отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины. Ответственность государства наступает в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и в других случаях.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса). Также согласно ст. 306 Гражданского кодекса ответственность государства наступает, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируются ст. 127 Гражданского кодекса и определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

32Объекты гражданских правоотношений: понятие, виды.

Объекты гражданских правоотношений – те блага, по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения между собой, или то, на что направлены их субъективные права и обязанности. Безобъектных правоотношений не бывает. Все блага можно разделить на материальные (предметы природы, вещи, созданные трудом человека и удовлетворяющие имущественный интерес) и нематериальные (честь, достоинство, доброе имя, произведения науки, искусства и др.).

Виды объектов гражданских прав:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги;

2) информация;

3) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

4) нематериальные блага.

В зависимости от оборотоспособности объекты делятся на:

1) объекты, изъятые из оборота, отчуждение которых не допускается (эти объекты прямо указаны в законе). Такие вещи могут находиться только в собственности государства и передаются в пользование на основании административных актов государства и его компетентных органов;

2) объекты, ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (подлежат определению в порядке, установленном законом). Могут приобретаться в пользование только по определенным правилам, установленным законом (например, разрешение на ношение оружия);

3) свободно обращаемые объекты, которые могут свободно отчуждаться в порядке универсального правопреемства либо иным способом. В зависимости от связи с землей вещи делятся на:

1) движимые (конструктивно не связанные с землей);

2) недвижимые (прочно связанные с землей: здания, сооружения. Предприятие признается недвижимым имуществом как имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

Вещи по их физическим свойствам делятся на:

1) потребляемые (в процессе использования утрачивают свои потребительские качества полностью или по частям), непотребляемые (при использовании по назначению амортизируются постепенно в ходе длительного времени: жилые дома, машины) вещи;

2) сложные (состоящие из множества разнородных вещей, образующих единое целое: автомобиль) и простые;

3) делимые (вещи, которые при разделе не меняют своего хозяйственного назначения) и неделимые (при разделе свое первоначальное назначение теряют);

4) вещи, определенные родовыми признаками и индивидуально определенные (вещи, обладающие какими-то только им присущими признаками и свойствами);

5) главная вещь (находится в хозяйственной или иной зависимости от другой вещи (вещей), но может функционировать и без нее) и принадлежность (предназначена для обслуживания главной вещи). Плоды (результат органического развития одушевленных или неодушевленных вещей), продукция (получается в процессе хозяйственного использования вещи), доходы (денежные поступления от участия вещи в гражданском обороте).

33 Классификация вещей в гражданском праве.

Вещь – материальный объект в различном физическом состоянии (в том числе и энергия), по поводу которого возникают гражданские правоотношения.







Date: 2015-12-13; view: 1646; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию