Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наиболее удобной методологией моделирования бизнес-процессов является IDEF0, реализованного с помощью программного продукта AllFusion BPwin Process Modeler





Построение модели АИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. В приложении 1 представлена контекстная диаграмма «АИС_БВ».

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (в приложении.1. это «Данные о сотрудниках ВУЗа», «Данные о студентах» «Библиотечные материалы», «Заявки на получение б/м», «Заявки на закупку б/м»); выхода (основной результат процесса – «Выданные б/м», «Отчеты по заявкам», «Отчеты по клиентам», «Мониторинг статуса выдано/возвращено»); управления («Устав библиотеки», «Техника безопасности», «Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №78-ФЗ О библиотечном деле»); механизмов («Материальная база», «Бухгалтерская система», «Персонал») – это средства, необходимые для процесса функционирования библиотеки ВУЗа).

Входной информационный поток «Данные о сотрудниках ВУЗа» – это информация о сотрудниках, которая предоставляется библиотечной системе при регистрации. С помощью этих данных оформляется заявка на получение б/м и в некоторых случаях на закупку б/м, в зависимости от должности сотрудника.

Входной информационный поток «Данные о студентах» – это информация о студентах, которая предоставляется библиотечной системе при регистрации. С помощью этих данных производится заявка на получение б/м.

Входной информационный поток «Библиотечные материалы» – это бумажный и электронный материал, хранящий какую-либо информацию, подготовленную для выдачи сотрудникам и студентам ВУЗа.

Входной информационный поток «Заявки на получение б/м» – заявки, подающиеся сотрудниками и/или студентами ВУЗа на получение б/м

Входной информационный поток «Заявки на закупку б/м» – заявки, подающиеся некоторыми сотрудниками ВУЗа на закупку б/м.

Управленческий поток «Устав библиотеки», «Техника безопасности», «Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №78-ФЗ О библиотечном деле»– это правила, которыми управляется процесс функционирования библиотеки, как учреждения со своими внутренними правилами, и также обязанного «жить» согласно законодательству конкретной страны.



В механизме оказания услуг принимает участие "Персонал" библиотеки. «Материальная база» – обстановка здания, техника в библиотеке, инвентарь и т.д. «Бухгалтерская система» отвечает за создание отчетов, планов финансирования и т.п.

Выходной поток «Выданные б/м» - это бумажный или электронный материал выданный студенту или сотруднику ВУЗа.

Выходной поток «Мониторинг статуса выдано/возвращено» представляет собой систему отражающую подробную информацию о книге находящейся в библиотеке либо “на руках”.

Выходной поток «Отчеты по заявкам» - это документ отражающий отчет по заявкам полученным работниками библиотеки от студентов или работников ВУЗа.

Выходной поток «Отчеты по клиентам» - это информационная база данных в которой находятся все сведения о посетителях библиотеки.

После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция – система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (приложение 2).

Весь процесс «АИС_БВ разбивается 3 блока:

1. «Ведение каталогов» иллюстрирует занесение информации в БД, учет книг и читателей. Осуществляется основная деятельность библиотеки.

2. «Поисковая система» представляет собой процесс непосредственной обработки запросов от системы или запросов извне, а так же предоставления информации по этим запросам.

3. «Система формирования заказов» занимается формированием заказов от сотрудников и студентов ВУЗа на определенные б/м, для дальнейшей выдачи.

Опишем диаграмму, представленную в приложении 3.

Регистрация заказа – это непосредственная заявка сотрудника и/или студента ВУЗа на получение или закупку б/м. Эту возможность будет поддерживать будущая АИС, автоматизируя тем самым заявки сотрудников и студентов.

Формирования заказа включает в себя тесную работу персонала с ИС, по предоставлению информации и необходимого б/м, его местоположения и количества. Подготовка документов на приобретение б/м (счет-фактура).

Оформление заказа осуществляется после передачи уточненной информации по заявке на получение/заказ б/м. На данном этапе оформляется все положенные документы.

Выдача заказа является непосредственной передачей б/м сотруднику и/или студенту ВУЗа.

В данном разделе автором были описаны контекстные диаграммы IDEF0, подробно разобраны входные и выходные потоки, а также управленческие проекты и механизмы по оказанию услуг.

2.3. Обзор ИС используемых в библиотеках учебных заведений

Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем открыли не только технические, но и экономические возможности объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации и обеспечить доступ к ним любому человеку. Эти процессы приводят к глубочайшим качественным переменам во всех сферах человеческой деятельности, а реализация названных возможностей становится одной из главных задач, стоящих перед библиотечно-информационным сообществом. Одной из значимых тенденций внедрения ИКТ в библиотечно-информационной сфере является увеличение роли автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС), которые становятся ядром современной библиотеки. Автоматизированная библиотечно-информационная система – сердце современной библиотеки, без хорошо функционирующей и развивающейся АБИС невозможна работа с электронными документами и разнообразными коллекциями электронных библиотек.



Автоматизация библиотечных процессов и технологий и внедрение новых ИКТ в библиотечную практику были платформой, на которой в конце 1990-х годов начали строиться современные библиотечные цифровые технологии. В начале века в мире было распространено много различных АБИС, однако к настоящему времени их число резко сократилось – остались самые совершенные, крупные, интегрированные, с широкими наборами дополнительных сервисов, включая интернет-сервисы. По-видимому, скоро в мире останется не более десятка АБИС, тем более что Unicode как стандарт кодирования символов, позволяющий представить знаки практически всех письменных языков, стирает границы символьно-алфавитных различий, а интернет и Веб вносят и развивают типовые интегрированные решения.

АБИС первого десятилетия нового века вынуждены были адаптироваться к реалиям электронно-информационной среды и новых технологий; потому в них начали включать функциональные модули, обеспечивающие:

- работу с протоколом Z39.50 и другими «объединенными» протоколами и средствами совместного использования ресурсов (более подробно работа с протоколами представлена в таблице 2);

- использование широких символьно-алфавитных наборов (в первую очередь Unicode);

- технологии работы с полнотекстовыми ресурсами;

- онлайновое обслуживание полного цикла, включая поиск, заказ и получение документа;

и целый ряд других. Системы с открытым кодом обеспечивают многие требуемые функции, но они хороши для открытых электронных библиотек, свободно размещаемых в Интернете, либо для построения АБИС в небольших публичных или корпоративных библиотеках. Для широкого круга научных, университетских и специальных библиотек нужны универсальные АБИС, легко адаптируемые к изменяющемуся окружению и постоянно совершенствующимся ИКТ. Поэтому современная АБИС должна быть мощной универсальной интегрированной системой, обладающей всем спектром обеспечения технологических задач внутри библиотеки и открытой для онлайновых Интернет - режимов. Наиболее популярные АБИС используемые на территории РФ приведены в таблице №2. Международный опыт, базирующийся на серьезных системных проработках, показывает, что таких систем не может быть много, и АБИС должны опираться на единые стандарты и решения, учитывающие, вместе с тем, и национальные особенности. В связи с начавшимися с 2008 года поставками компьютерной техники в публичные библиотеки перед разработчиками библиотечных информационных систем встали задачи:

- организации информационной поддержки традиционных видов деятельности библиотек: комплектования библиотечных фондов, ведения каталога, поиска книг через каталог и выдачи их читателям;

- создания единой информационной системы – сводного каталога для публичных библиотек с перспективой создания полнотекстовой электронной библиотеки.

Таким образом, на сегодняшний день при выборе подходящей АБИС должен быть обеспечен определенный компромисс между необходимой функциональностью системы и используемыми библиотечными стандартами.

Таблица 2

Характеристика наиболее популярных АБИС

Компания- разработчик Документальные информационные технологии (ДИТ-М)  
  URL-адрес   http://www.ditm.ru  
Название системы OPAC-Global  
Используемые форматы RUSMARC  
  Описание Полнофункциональная АБИС, реализованная в архитектуре стандартных веб-серверов и веб-клиентов. Предназначена для автоматизации корпоративной работы сети библиотек, включающей библиотеки разных уровней.  
      OPAC-mini
    Название системы RUSMARC
  Используемые форматы Предназначена для автоматизации средних и мелких библиотек в объеме необходимых функций, работающих преимущественно в режиме заимствования библиографических и авторитетных записей из Сводных каталогов различного уровня.
  Описание Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации
  Компания- разработчик http://www.givc.ru/service
  URL-адрес БИБЛИОТЕКА-3
  Название системы RUSMARC, USMARC, UNIMARC
  Используемые форматы Представляет собой современную библиотечную программу, предназначенную для решения широкого спектра задач, стоящих перед работниками библиотек различного уровня. Поддерживает стандартные международные протоколы Z 39.50-95, ILL. Состоит из следующих блоков: Администратор, Комплектование, Каталогизатор – систематизатор.
  Описание ООО Библиотечная компьютерная сеть (БКС)
  Компания- разработчик http://www.bks-mgu.ru
  URL-адрес Моя библиотека
  Название системы DBF
    Таблица 2
  Используемые форматы Предназначена для создания и ведения электронных каталогов. Поддерживает библиотечные технологии (от комплектования литературы до регистрации перемещения фонда). Основана на современных информационных технологиях и является клиент- серверным приложением. Совместима с международными форматами USMARC и RUSMARC, поддерживает протокол Z39.50
  Описание http://www.bks-mgu.ru
  URL-адрес Эйдос 4.0
  Название системы   Таблица 2
    RUSMARC, MARC 21, UNIMARC
  Используемые форматы Обеспечивает доступ к каталогам через интернет, поддерживает работу с полными текстами и протокол Z39.50.
  Описание Центр «Открытые библиотечные системы» Санкт-Петербургского государственного технического университета
  Компания- разработчик http://www.unilib.neva.ru/rus/olsc
  URL-адрес Руслан
  Название системы ISO 2709-81, RUSMARC
  Используемые форматы Построена по технологии «клиент-сервер» типа сервер приложений и состоит из трех частей: клиентской, серверной и сервера баз данных. В качестве протокола взаимодействия клиентов с сервером используется Z39.50.
  Описание http://foliant.ru
  URL-адрес Фолиант
  Название системы  
         
Используемые форматы USMARC, RUSMARC
  Описание Предназначена для комплексной автоматизации библиотечных процессов от создания библиографии до учета читателей и книговыдачи. Реализована многоуровневая архитектура «клиент-сервер» на основе СУБД Oracle 8i. Поддерживает протокол Z39.50

Как правило, АБИС представляют собой АРМ (автоматизированное рабочее место) библиотекаря, дополнительно к которому может быть поставлен так называемый OPAC (Online Public Access Catalog) – отдельный модуль, предоставляющий читателю доступ к электронному каталогу библиотеки через интернет. Исключение составляет АБИС «Oracle», в которой соединены и АРМ библиотекаря, и читательский интерфейс доступа к каталогу, что легко позволяет адаптировать ее к облачным технологиям [18].

С 2008 года реализуется целевая программа «Электронная Россия». Она предполагает объединение усилий по информатизации различных отраслей жизни регионов и создание единых баз данных различных ресурсов. По этой причине выбор АБИС требовал единого сервера для всех библиотек и отсутствия отдельного ПО как для читателя, так и для библиотечных работников. Одними из лучших АБИС, удовлетворяющих этим требованиям, являются системы «Oracle» и «ARIS». Именно они анализировались на предмет стать основой единой информационной библиотечной системы.

Всеми основными необходимыми характеристиками обладает система «Oracle», но она не поддерживает Unicode, что необходимо для работы сводного электронного каталога при поиске книг. В итоге было принято решение внедрять в качестве АБИС и основы единого сводного электронного библиотечного каталога в систему «ARIS». При этом разработчики АБИС «Руслан», учитывая пожелания специалистов, осуществили коренные структурные изменения: если ранее в библиотеки поставлялись серверная и клиентская части, а дополнительный модуль позволял работать каталогом библиотеки через Интернет, то теперь единые серверные мощности расположились в Data-центре. К зданию библиотеки проведены оптические линии связи, тем самым библиотека получила высокоскоростной доступ к сети, и это позволяет всем пользователям работать с АБИС как с облачной структурой.

2.4. Фаза проектирования, построения и внедрения

На этапе проектирования часть пользователей принимает участие в техническом проектировании АИС_БВ под руководством специалистов-разработчиков. CASE-средства используются для быстрого получения работающих прототипов приложений. Пользователи, непосредственно взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы. Анализируется и при необходимости корректируется функциональная модель. Каждый процесс рассматривается детально. При необходимости для элементарного процесса создается частичный прототип: экран, диалог, отчет, устраняющий неясности или неоднозначности. Устанавливаются требования разграничения доступа к данным. На этой же фазе происходит определение необходимой документации. После детального определения состава процессов оценивается количество функциональных элементов разрабатываемой системы и принимается решение о разделении автоматизированной системы на подсистемы, поддающиеся реализации одной командой разработчиков за приемлемое для RAD-проектов время. С использованием CASE-средств проект автоматизированной системы распределяется между различными командами (делится функциональная модель). Результатом данного этапа должны быть: общая информационная модель системы; функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдельными командами разработчиков; точно определенные с помощью CASE-средств интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами; построенные прототипы экранов, отчетов, диалогов. Все модели и прототипы должны быть получены с применением тех CASE-средств, которые будут использоваться в дальнейшем при построении АИС_БВ. Данное требование вызвано тем, что в традиционном подходе при передаче информации о проекте с этапа на этап нередко происходит неконтролируемое искажение данных. Применение единой среды хранения данных о проекте позволяет этого избежать. В отличие от обычных подходов, при которых используются специфические средства прототипирования, не предназначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасываются после устранения неясностей в проекте автоматизированной системы, в подходе RAD каждый прототип передается будущей системе. Таким образом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация.

На этапе построения осуществляется непосредственно сама быстрая подготовка приложения. При этом разработчики выполняют итеративное построение реальной АИС_БВ на основе полученных в предыдущей фазе моделей, а также требований нефункционального характера. Программный код частично формируется CASE-средствами автоматически. Конечные пользователи на этой фазе оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять указанным ранее требованиям. Тестирование автоматизированной системы осуществляется в процессе разработки. После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения, а затем тестирование АИС_БВ в целом. Результатом данного этапа является готовая автоматизированная система, удовлетворяющая всем согласованным требованиям.

На фазе внедрения автоматизированной системы производится обучение пользователей, и вносятся организационные изменения. Для этого этапа характерно то, что одновременно с внедрением новой АИС_БВ осуществляется работа с существующей системой управления до полного внедрения новой. Так как фаза построения достаточно непродолжительна, планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на этапе проектирования системы. Возможны различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых ведется создание автоматизированной системы:

а) разрабатывается совершенно новая система;

б) было проведено обследование предприятия и существует модель его деятельности;

в) на предприятии уже существует автоматизированная система, которая может быть использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с разрабатываемой системой управления [13].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения курсовой работы была спроектирована автоматизированная информационная система «АИС_Библиотека ВУЗа».

Данный проект удовлетворяет основным требованиям, предъявленным в задании, и реализует необходимые сотрудникам библиотеки функций.

В результате выполнения курсовой работы можно подвести итог по каждому описанному разделу.

В первом разделе были даны понятия проектирования информационных систем, методов и технологий проектирования ИС и средств разработки ИС. Это информация является теоретической базой для создания проекта будущей автоматизированной системы библиотеки высшего учебного заведения. Также была проведена сравнительная характеристика программных средств, реализующих разные методологии моделирования бизнес-процессов, с целью подобрать самый оптимальный вариант программного продукта проектирования ИС.

Во втором – практическом разделе была описана предметная область, были описаны непосредственные процессы проектируемой АИС с обоснованием их необходимости и задачами ими выполняемыми. Был реализован стандарт IDEF0, посредством программного продукта AllFusion BPwin Process Modeler, был приведен обзор ИС, использ. в библиотеках.

В ходе курсовой работы поставленная цель была достигнута и решены следующие задачи:

1. Описаны общие подходы к ПИС.

2. Описаны технологии и методологии проектирования ИС.

3. Дана сравнительная характеристика и обоснование выбора программных средств для проектирования ИС.

4. Описана предметная область рассматриваемого объекта

5. Сделан обзор ИС, используемых в библиотеке.

6. Разработаны функциональные диаграммы IDEF0.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ







Date: 2015-12-12; view: 1434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию