Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право как государственный регулятор общественных отношений
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную волю (конкретные интересы общества, групп и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Наиболее существенным признаком права выступает его тесная связь с государством. Этот признак выражается в том, что: 1) Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.; 2) Право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций; 3) Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения; 4) В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.
2. Принципы права: понятие и виды Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное значение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространениявыделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относят: 1) справедливость; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом; 3) гуманизм; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принужденияи т.п. Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всex без исключения отраслях права. Отраслевые принципы характеризующие наиболее существенные черты нескольких отраслей права относятся к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе - презумпция невиновности и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления силового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права)
3. Функции права: понятие и классификация Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие. Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости то, освещаются ли они в рамках специально-юридических или в общесоциальных (более широких). Если следовать широкому смыслу функции права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует длительность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная выступает способом связи между субъектом и объектом управления. На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и Государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.д. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, oткрывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
4. Правовая система общества: понятие и структура. Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Схема6. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА)
Схема 7 ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) право (законодательство); 2) юридическая практика; 3) господствующая правовая идеология (см. Схему 6.). Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных. формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в неевходят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.
5. Правовой статус личности: понятие, структура, виды Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы: 1) права и обязанности; 2) законные интересы; З) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы и т.п. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное, Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения и специальных функций. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
6. С оотношение и взаимосвязь государства и права Единство состоит в том, что Государство и право: 1) возникают и развиваются совместно; 2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления, инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; 5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом: 1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 2) если государство выражает силу, то право — волю; 3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма; 4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д. Взаимодействие государства и права: — с одной стороны, воздействие государства на право состоит том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом: - когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств); - когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств)
7. Правовое государство: понятие и принципы Правовое Государство — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти и недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового Государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (обязательная, содержательная сторона); 2. Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Схема 8. Date: 2015-12-13; view: 3573; Нарушение авторских прав |