Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система документной коммуникации в XX веке





Документная коммуникация соответствует элементар­ной схеме коммуникационной деятельности (рис.1.1) только в случае непосредственной переписки между ком­муникантом и реципиентом. Появление почты означает подключение посреднического звена. Если же коммуни­кант использует издательские службы для публикации своего произведения, а реципиент обращается в книжный магазин или библиотеку, чтобы получить это произведе­ние, требуются специальные посреднические службы, дру­гими словами, — социально-коммуникационные институ­ты (СКИ), обладающие профессиональными кадрами и материально-техническими средствами. В документально-коммуникационную систему (ДОКС) входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической лите­ратуре ДОКС называют «система документ — потреби­тель», «система книга — читатель».

Основными институтами документной коммуника­ции, существующими в наше время, являются (для упро­щения картины оставляем в стороне музеи и машиночи­таемые фонды):

• архивы,

• библиографические службы,

• библиотеки,

• издательства и типографии,

• книжная торговля,

• реферативные службы.

Основными документными каналами, согласно типи­зации документов в разделе 3.4, являются:

• каналы опубликованных документов, предназначен­ных для широкого общественного пользования и размно­женных с этой целью полиграфическими средствами;

• каналы неопубликованных (в том числе — непубли­куемых) документов, представляющих собой рукописи, машинописи, графику, живопись.

Целевое назначение ДОКС сводится к достижению следующих целей:

• обеспечивать творчески одаренным членам обще­ства возможность включения своих произведений в до­кументированную социальную память;

• сохранять документированную социальную память как овеществленную часть культурного наследия общества;

• обеспечивать общественное использование овеще­ствленной и документированной части культурного на­следия в интересах общества.

Для достижения этих целей нужно решить следующие задачи:

• обобществления исходных сообщений (рукопи­сей), поступающих от творческих личностей, включая их смысловую оценку, редакционно-издательского оформле­ния, полиграфического тиражирования, т. е. преобразова­ния рукописи в документ общественного пользования (ДОП), часто называемый «первичный документ», или направления ее в фонд архивных документов (ФАД);

• смысловой обработки ДОП (свертывание и разверты­вание) для более полного их использования; другими сло­вами, преобразования первичных документов во вторичные;

• формирования и долговременного хранения фондов общественного пользования (ФДОП);

• распространения первичных и вторичных докумен­тов в режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания.

Принципиальная схема ДОКС, решающей перечис­ленные задачи, представлена на рис. 4.5. ДОКС выступа­ет в качестве посреднического звена между коммуникан­том К и реципиентом Р. Выделен контур обобществления (верхняя часть рисунка), где располагаются архивные и редакционно-издательские институты (А), и контур обра­ботки, хранения, распространения (нижняя часть рисунка), где располагаются книготорговые, библиотечно-библиографические, реферативные службы (Б), предоставляющие в конечном счете реципиентам посреднические услуги в виде: первичных ДОП (книжная торговля и библиотеки), вторичных документов (библиографические и рефератив­ные службы), рукописей (Рп), полученных из архивов.

Сфера идеальной реальности — область бытия личност­ных сознаний, неовеществленной социальной памяти (НВСП), профессиональных сознаний (ПС), принадлежа­щих соответственно работникам контура обобществления (ПС-А) и работникам контура обработки, хранения, распро­странения (ПС-Б). На профессиональное сознание работни­ков ДОКС оказывают воздействие органы управления (го­сударственная власть, церковь, общественные организации).

Сфера идеального противополагается сфере матери­ального, охватывающей:

• МЭР — мир эмпирической (объективно существу­ющей и чувственно воспринимаемой) реальности, к ко­торому относятся живая и неживая природа, обществен­ное; и личное бытие;

• овеществленная социальная память, включающая документированную часть в виде фондов документов.

Движение смыслов в ДОКС происходит следующим образом. МЭР служит объектом познания и практической деятельности, которые осуществляются коммуникантом (вектор 1). Для того чтобы добиться обобществления (об­щественного признания) своих достижений путем их пуб­ликации, коммуникант должен подготовить рукопись (Рп) (вектор 2), которая по каналу неопубликованных докумен­тов (вектор 3) поступает для рассмотрения в службу обоб­ществления, например в редакцию журнала. Сотрудники редакции, руководствуясь профессиональным кодексом и указаниями органов управления (вектор 5), решают судь­бу рукописи. Если ее содержание признается достойным обобществления, коммуникант приобретает статус элемен­та социальной коммуникационной системы (автор, отпра­витель информации, генератор идеи). Если Рп отклоняет­ся, она поступает в фонд архивных документов (ФАД), от­куда ее в принципе можно извлечь по требованию.


Службы обобществления А располагают нужными ма­териально-техническими средствами для соответствую­щего оформления, тиражирования и подготовки к обще­ственному пользованию принятой рукописи. В результа­те их усилий появляются публикации — документы общественного пользования (ДОП). ДОП может пред­ставлять собой любой вид издания (статья, монография, сборник, листовка) или вид литературы (научная, учеб­ная, справочная, официальная, художественная, детская и пр.). Таким образом достигается одна из целей ДОКС: обеспечить творчески одаренным людям возможность включения своих произведений в документированную со­циальную память.

ДОП воздействует на общественное сознание, т. е. не­овеществленную социальную память (НВСП), и если его содержание оказывается понятным и общественно значи­мым, в общественном сознании происходят какие-то изменения. Собственно говоря, в этих изменениях и состо­ит конечный эффект обобществления того смысла (зна­ния, эмоционального настроения, стимула), который побудил коммуниканта к активности. Общественно признанные смыслы начинают циркулировать в сознании общества (вектор 11), доходя до сведения К и Р. Если от­дельный ДОП не оказал никакого воздействия на совре­менников (случай нередкий), он все-таки попадает на веч­ное хранение в архив печати или в фонды национальных библиотек в надежде на реанимацию в будущем.

 

  К
  Р
  Рп
  ОП
  ПС-А
  ПС- Б
ДОП
НВСП     НВСП
А 5
ОВЕЩЕСТВЛЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ    
ФДОП
ФАД
 
 
 
 
4 6
 
 
7 6
 
 
 
Б
  ДОКС
 
Условные обозначения внутри ДОКС канал неопубликованных документов канал публикаций  

 

Рис. 4.5. Документная коммуникационная система (ДОКС)

 

Теперь проследим последовательность действий кон­тура обработки, хранения и распространения. Вновь появившейся ДОП является объектом изучения (вектор 7) профессионалами, обладающими ПС-Б, в соответствии с их профессиональными обязанностями и указаниями органа управления (вектор 5). На базе этого изучения и соответствующей оценки осуществляются:

• заказы партий литературы книготорговыми организациями;

• комплектование библиотечных фондов (ФДОП);

• смысловая обработка ДОП, в результате которой создаются «вторичные документы» в виде библиографических пособий, реферативных журналов, обзоров лите­ратуры в печатном или машиночитаемом виде (вектор 8).


Обслуживание потребителей (ОП) осуществляется сотрудниками институтов Б, обеспечивающими распро­странение документов (обслуживание реципиентов). По каналу 9 предоставляются ДОП, продукты их обработки, архивные документы, поступившие по каналу 10. Разумеется, не исключается межличностная коммуникация К и Р (вектор 12). Надо полагать, что почерпнутые из доку­ментов знания, эмоции, стимулы обогатят сознание реци­пиента, что не может не сказаться положительно на его практике взаимодействия с МЭР (вектор 13). Таким об­разом достигается цель, стоящая перед ДОКС: обеспечить общественное использование документированной части культурного наследия в интересах общества.

Наконец, терминологическое уточнение. В практике коммуникационного обслуживания получили распростра­нение термины «первичный документ», «первичный доку­ментальный поток», «канал первичных документов» и — соответственно — вторичные документы, потоки, каналы. Нам также пришлось обратиться к этим терминам в настоящем разделе. Поскольку «первичность» и «вторичность» — понятия относительные, зависящие от приня­того порядка счета, указанные термины толкуются по-раз­ному разными авторами, и каждое толкование по-своему оправдано.

Возможны три точки зрения.

Книговедческая: первичными документами являют­ся все первоиздания (оригиналы), а вторичными — их пе­реиздания, копии; например, репринт — явно «вторич­ный» документ.

Гносеологическая: первичны документы, несущие не известные ранее факты и концепции, что свойственно на­учно-техническим отчетам, патентам, диссертациям, на­учным монографиям, а вторичны — компилятивные пуб­ликации, к которым относится учебная, справочная, научно-популярная литература.

Библиографическая: все произведения письменнос­ти и печати, содержание которых не сводится к библио­графической информации (библиографическая информа­ция — критерий отграничения библиографических явле­ний от небиблиографических) относятся к первичным, а библиографическая продукция — к вторичным докумен­там. Так, объектами библиографирования в равной сте­пени служат первоиздания и переиздания, научные мо­нографии и учебники.

Мы придерживаемся последнего подхода, потому что книговедческий и гносеологический подходы не дают ос­нования для формирования самостоятельных документно-коммуникационных образований, и библиографичес­кий подход оказывается продуктивным в этом отношении. Он позволяет выделить два уровня документной комму­никации:

• первично-документный уровень, на котором представ­лены опубликованные документы общественного пользова­ния с соответствующими каналами; этот уровень — область библиотечной, архивной, музейной деятельности;

• вторично-документный или документографический уровень — область библиографической деятельности, ис­пользующей рукописные (неопубликованные) библио­графические материалы, библиографические издания, библиографические базы машиночитаемых данных. Таким образом, библиография в наши дни имеет дело с тре­мя документными каналами: канал рукописей, канал по­лиграфический и канал машиночитаемых документов.








Date: 2015-12-13; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию