Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Постимперский восточный цикл(1565–1709)





Постимперский восточный цикл (1565–1709)

 

Нет более страшного разочарования, чем уход государства со своего первого Имперского цикла (как правило, очень яркого) на слабейший Восточный ритм.

  Идеологический период Политический период Экономический период Фаза Стихия
Даты 1565–1577 1577–1589 1589–1601   Набор
Ориентир Селим II (1566–1574) Мурад III (1574–1595)   энергии
Даты 1601–1613 1613–1625 1625–1637   Силовое
Ориентир Ахмед (1603–1617) Осман II (1618–1622) Мурад IV (1623–1640)   давление
Даты 1637–1649 1649–1661 1661–1673   Бюрокра
Ориентир Ибрагим I (1640–1648) Мехмед IV (1648–1687)   тизация
Даты 1673–1685 1685–1697 1697–1709   Освобож
Ориентир Мехмед IV (1648–1687) Сулейман II (1687–1691) Мустафа II (1695–1703)   дение

 

Начинается Восточный ритм резко и воинственно, а именно с Идеологического периода (1565–1577). То есть Идеологическое время как бы не прерывается, но мощь уже не та. В частности, в 1571 году тяжелое поражение потерпел султанский флот в морской битве при Лепанто. В 1570 году Селим II, унаследовавший в 1566 году османский трон, затеял воевать с венецианцами. Европа уже научилась объединяться, по инициативе папы была собрана Священная лига для войны с османами (Венеция, Испания, Мальта, Генуя, Савойя и ряд других государств). Рассеялось заблуждение, в коем пребывал весь мир и все народы, полагавшие, что турки на море непобедимы. Впрочем, в реальности никакого заблуждения не было, Имперский османский флот так и остался непобедим, проиграл сражение флот восточного постимперского государства. Впрочем, через год флот был восстановлен, через два года турки получают Кипр, через три изгоняют испанцев из Туниса.

В Восточном ритме быстро теряется смысл государственного развития. На смену военному аскетизму пришла страсть к роскоши, дорогим одеждам, пышным дворцам. Народ-идеолог, отличавшийся прежде воинственностью, силой, терпеливостью, скромностью, воздержанностью и бережливостью, превратился в восточный народ-коммерсант, отличающийся вялостью, трусостью, сладострастием... Чтобы не воевать, за деньги выставляли вместо себя наемников, чему в достаточной степени способствовало корыстолюбие пашей и продажность чиновников...

И конечно же сразу после перехода к Восточному ритму резко усиливается религиозный фанатизм. Так было при окончании первого имперского цикла ислама (Халифат), так было при окончании Второй России. Османы не стали исключением.

В. Бартольд: «Османская династия, первоначально довольно равнодушная к религии и подчинявшаяся влиянию дервишского вольнодумства, силою обстоятельств была вынуждена возобновить традиции воинствующего ислама, в 1593 году во время одной из европейских войн впервые было вынесено в бой «зеленое знамя пророка», будто бы найденное в Дамаске» [21].

Внутри Имперского цикла крестьянские восстания обычно обозначали даты смены одной фазы на другую, внутри же фаз все было стабильно. После Имперского цикла восстания идут сплошной чередой. Тишина, установившаяся в государстве (политическая лакуна шла с 1533 по 1577 год) после восстания Календера (1527), прервалась в 70–80-х годах мощным гулом беспрерывных бунтов.

Н. Иванов: «Социальное равновесие в османском обществе достигалось за счет отказа от индивидуальных стремлений человека, его подчинения теократической идее всеобщего счастья. На рубеже XVI–XVII веков рухнул миф о крестьянской идиллии под харизматической властью дома Османов. Восстания, охватившие империю на рубеже XVI– XVII веков, ознаменовали собой конец героической эпохи великих завоеваний, не оставив от нее ничего, кроме смутных легенд и суровой реальности бесконечной османской теократии» [20].

Кажется, что с уходом Имперского ритма рухнула сама система бытия. В упадок пришло сельское хозяйство, уже в 1564–1565 годах был голод, в некоторых районах большинство населения питалось травой. И это практически сразу за «золотой» четвертой фазой. В том же 1564 году впервые был зафиксирован дефицит поступлений в казну. Янычары, оплот Имперской государственности, деградируют на глазах. В XVI веке, по общему мнению, они «так же опасны в мирное время, как слабы во время войны»... Править начинают женщины, султанши-матери. В народной памяти первая половина XVII века осталась как «эпоха правления женщин». Народ отворачивается от пьяниц султанов и властолюбивых султанш, высшая власть, высший авторитет постепенно переходит к духовенству.


В дальнейшем были и территориальные приобретения (например, за счет венецианцев или Малороссии), были и грандиозные планы (каналы: Суэцкий и Волго-Донской, впрочем нереализованные), были попытки реформировать развалившуюся империю. Однако удерживать страну в прежних границах становилось все труднее.

Правители первого Восточного цикла (1565–1709). Селим Пьяница, практически не занимавшийся государством... Мурад III, большой любитель гаремных наслаждений... Мехмед III, с которого, собственно, и началось ослабление Османской империи. Все это – первая фаза.

Вторая фаза (1601–1637) частично возвращает мужество османским султанам. Ахмед I подавлял восстания, лично возглавлял армию, при нем построили знаменитую Голубую мечеть. Осман II был энергичным и самостоятельным султаном и даже затеял военную реформу, но был убит мятежниками. Мурад IV, избавившись от опеки матери, показал себя очень жестоким правителем, организовав масштабные репрессии и укротив мятежных янычар. На переходе в третью фазу (1638–1639) он даже нанес ряд поражений соседнему Ирану.

Но третья фаза (1637–1673) вновь повела бывшую Империю к ослаблению. Слабое и короткое правление Ибрагима I и очень долгое правление Мехмеда IV, при котором государство захлестнула анархия, сопровождавшаяся многочисленными интригами матери и бабушки.

Впрочем, повзрослев и перейдя в четвертую фазу (1673–1709), султан одержал ряд побед над Польшей, но потерпел жестокое поражение под Веной (1683). Ничем не прославились его братья Сулейман II и Ахмед II. Так что и четвертая фаза продолжила резкое ослабление бывшей Империи. Возможно, что косвенная причина была в том, что на севере уже застучало новое Имперское сердце – родилась Третья Россия (1653–1797), военная сила которой скоро окончательно уничтожит былое величие Османской империи.

 

 







Date: 2015-12-13; view: 376; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию