Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переменные лады
Переменными называются лады с изменяющейся тоникой в пределах одного звукоряда или с изменяющимся звукорядом при единой тонике: 160 Скоро Русская народная песня «Я сидела либо день, либо два»
В приведенном примере первый двутакт выдержан в ля мажоре. Однако в дальнейшем движении мелодии четко вырисовывается параллельный минор, в котором и заканчивается песня. Такой вид переменного лада, при котором взаимодействуют тоники параллельных тональностей, называется параллельно-переменным. Параллельно-переменный лад — очень частое явление в народной музыке. Если в приведенном примере мелодия в мажоре начинается, а в параллельном миноре заканчивается, то в других случаях переменного лада тоники могут сменять друг друга чаще: 161 Vivo Русская народная песня «Голова ль ты моя, головушка»
Начальные три такта приведенного примера могут быть одинаково восприняты в тональности как соль мажор, так и ми минop. В соответствии с этим проявляют себя и так называемые переменные функции начальных звуков мелодии. Таким образом, звук ре в первом такте может быть воспринят как V ступень соль мажора или же как VII натуральная ступень ми минора; во втором такте — звуки ля, до и си могут трактоваться как II, IV и III ступени соль мажора или как IV, VI и V ступени ми минора; в третьем такте — то же самое, но, пожалуй, в еще большей степени (особенно это касается последнего звука — си, который может быть трактован и в качестве III ступени соль мажора), когда звук, завершающий данный мотив, разрешается автентическим способом (то есть скачком на квинту вниз) и, естественно, предстает в нашем слуховом сознании как доминанта ми минора. Четвертый такт утверждает тональность ми минop. Однако аналогичный мотив пятого такта как бы «поворачивается» в сторону тональности соль мажop. Действительно, после тоники соль мажора (в 6-м такте) повторение начала мелодии ясно ощущается именно в этой тональности, но появившаяся опять тоника ми минора (10-й такт) снова «притягивает» к себе неустойчивые звуки лада. Тем не менее завершается мелодия песни все же тоникой соль мажора. Помимо параллельной переменности в народном песенном творчестве встречаются и другие виды переменных ладов. В следующем примере, начинающемся в параллельно-переменном ладе (соль мажор — ми минор), напев завершается в ре миноре, который образует с соль мажором квартовую переменность, а с ми минором — секундовую: 162 Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»
Date: 2015-12-13; view: 650; Нарушение авторских прав |