Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировочные тесты по теме «Эволюционная теория» – 11 класс

1. Какое из приведенных ниже утверждений можно отнести к взглядам Ламарка на эволюцию?

1)Виды не изменяются в течение длительного исторического периода.

2)Важнейшими факторами эволюции являются географическая и репродуктивная изоляция.

3)Приспособления животных к условиям среды возникают в результате мелких наследственных изменений, передающихся потомкам

и сохраняемых естественным отбором.

4)Основная движущая сила эволюции — стремление организмов к совершенству.

2. Авторами теории эволюции справедливо считаются Ч. Дарвин и:

1)Ч. Лайель 2)А. Вейсман 3) А. Уоллес 4) Т. Гексли

3. Теория Дарвина:

1)отвергает биологическую целесообразность приспособлений

2)признает абсолютную биологическую целесообразность

3)признает относительную биологическую целесообразность

4)отстаивает наследование приобретенных признаков

4. Популяция будет эволюционировать, если:

1)ее численность будет постоянной

2)будут происходить прямые и обратные мутации генов

3)не будет мутационного процесса

4)нет возможностей для свободного скрещивания

5. Примером межвидовой борьбы за существование является:

1)повилика, растущая на других растениях

2)сурепка на пшеничном поле

3)клубеньковые бактерии на корнях бобовых

4)венерина мухоловка, поймавшая муху

6. Гомологичные органы:

1)сходны по функциям и различны по происхождению

2)различны по функциям, но имеют общее происхождение

3)сходны и по функциям, и по происхождению

4)различны и по функциям, и по происхождению

7. Вид — это:

1)категория, не существующая в природе, но принятая ученым:

выявления различий между организмами

2)реально существующая группа изменяющихся со временем организмов

3)категория реально существующих, неизменяемых организмов

4)группа различных по строению особей, занимающих определенную территорию

8. Из перечисленных организмов быстрее будет эволюционировать:

1)гаплоидный трутень

2)гомозиготная по многим аллелям линия гороха

3)гетерозиготная по многим аллелям популяция овса



4)популяция самок тутового шелкопряда

9. Историческое развитие организмов называется:

1)онтогенез 2)гаметогенез 3) овогенез 4) филогенез

10. Ароморфозом считается возникновение:

1)покровительственной окраски

2)схожести неядовитого вида с ядовитым

3)длинных корней у пустынных растений

4) четырехкамерного сердца у птиц

11. Дегенерацией считается:

1)приспособленность бактерий к жизни в горячих источниках

2)менее развитый мозжечок земноводных по сравнению с птицами

3)утрата органов чувств у паразитических червей

4)утрата ящерицей хвоста

12. Основным ароморфозом для развития и расцвета жизни на Земле стало возникновение:

1)фотосинтеза 2)анаэробного дыхания

3)бесполого размножения 4)хитиновых покровов

13. В изменяющихся условиях среды давление естественного отбора направлено в сторону:

1)увеличения количества мутаций 2)отсева новых признаков

3)сохранения новых приспособлений 4)сохранения старых видов

14. Эволюционное преимущество перед остальными получит та из популяций, у которой:

1)разнообразнее генофонд 2)стабильный возрастной состав

3)стабильная численность 4)постоянный генофонд

15. Минимальной живой системой, способной к эволюции, является:

1)один голубь 2)вид — африканский слон

3) популяция ворон 4) группа селезней

16. Показанная на рисунке форма естественного отбора направлена на:

1)сохранение старых приспособлений в изменяющихся условиях среды

2)отсев новых признаков в стабильных условиях среды

3)отбор новых признаков в изменяющихся условиях среды

4)отбор новых признаков в стабильных условиях среды

 

 

17. Связь между индивидуальным строением организма и его историческим происхождением отражена в:

1)законах Ламарка 2)биогенетическом законе

3)законах Г. Менделя 4)положении о движущих силах эволюции

18. Примером конвергентной эволюции являются:

1)акула и дельфин 3) волк и собака

2)кошка и тигр 4) ящерица и крокодил

19. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:

1)дивергенция 3) идиоадаптация

2)стабилизирующий отбор 4) движущий отбор

20. Закрепление зеленой окраски кузнечиков на зеленом лугу — это результат действия:

1)наследственной изменчивости 3) естественного отбора

2)ненаследственной изменчивости 4) изоляции

 

 

21. Термин «адаптация» означает:

1)способность к возбуждению

2)приспособленность

3)развитие

 

 

 

4)самовоспроизведение

22. Рудименты и атавизмы — это признаки:

1)усовершенствования человека

2)родства человека и животных

3)различия в происхождении человека и животных

4)возникшие в процессе антропогенеза

23. Рисунок иллюстрирует:

1)экологический оптимум 2)популяционные волны

3)направление давления движущей формы отбора

4)направление давления стабилизирующего отбора



 

 

24. К внезапному изменению генома организма может привести:

1)дегенерация 3) ароморфоз

2)идиоадаптация 4) генная мутация

25. «Эволюцией, направляемой волей человека», по выражению Н.И. Вавилова, можно назвать:

1)получение модификационных изменений

2)выведение новых пород и сортов

3)естественный отбор

4)направленные изменения окружающей среды

26. Одним из важнейших критериев возникновения нового вида является:

1)изолированность двух групп организмов

2)родство с предками

3)приспособленность к условиям среды

4)генетический барьер между организмами

27. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:

1)однообразного генофонда популяции

2)стабильного возрастного состава

3)разнообразного генофонда популяции

4)отсутствия мутаций

28. Переход некоторых насекомых к паразитическому образу жизни -

это пример:

1)биологического прогресса 3) модификационной изменчивости

2)регресса 4) идиоадаптации

29. Быстрее всего эволюционирует популяция животных, если:

1)ее особи не мутируют

2)особи не покидают популяцию

3)ее численность велика

4)в ней большая концентрация гетерозиготных особей

30. Примером идиоадаптации является:

1)разнообразная окраска яиц у птиц

2)возникновение пятипалой конечности у земноводных

3)отсутствие кровеносной системы у аскарид

4)появление второго круга кровообращения

31. Элементарным фактором эволюции является:

1)модификационная изменчивость 2)мутационный процесс

3) хищничество 4) антропогенный фактор

32.Ошибочным представлением об эволюции является убежденность в:

1)наследовании полезных, вредных и безразличных признаков

2)наследовании только полезных признаков

3)сохранении естественным отбором полезных в определенных условиях признаков

4)том, что на развитие признака влияют условия среды

33. Минимальной эволюционирующей единицей является:

1) сообщество 2)вид 3) особь 4)популяция

34. Наиболее благоприятным условием для развития популяции можно считать:

1)резкое увеличение численности 2)снижение численности

3)повышение гетерозиготности 4)снижение гетерозиготности

35. Тот факт, что некоторые виды, не скрещивающиеся в природе, дают потомство в неволе, согласуется с положением теории Ч. Дарвина о:

1)борьбе за существование

2)неограниченной возможности размножения

3)выживании наиболее приспособленных особей

4)постепенном расхождении в признаках между особями

36. Креационизм — это теория, признающая:

1)сотворение мира 2)биохимическую эволюцию жизни

3)самозарождение 4)занесение жизни из космоса в виде спор

37. Основной труд Чарльза Дарвина называется:

1)«Синтетическая теория эволюции»

2)«Происхождение видов путем естественного отбора»

3)«Теория эволюции»

4)«Путешествие на корабле «Бигль»

38. Какое из утверждений точно отражает биологический смысл возникновения адаптации:

1)выживают и размножаются наиболее сильные особи

2)выживают и размножаются наиболее приспособленные особи

3)выживают самые плодовитые виды

4)выживают и процветают самые высокоорганизованные виды

39. Примером ароморфоза является:

1)возникновение полового размножения у кишечнополостных

2)превращение пятипалой конечности в ласты у кита

3)возникновение жала у пчел

4)исчезновение пищеварительной системы у некоторых паразитических червей

40. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)имеют сходное строение

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности

41. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

1)искусственным 2)дизруптивным

3)движущим 4)стабилизирующим

42. Процесс видообразования в дикой природе:

1)происходит всегда

2)в настоящее время не происходит из-за действия антропогенных

факторов

3)не происходит с конца XX в. из-за отсутствия свободных экологических ниш

4)начал происходить только под действием человека

43. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения тела, что является примером:

1)ароморфоза 2)идиоадаптации

3)дегенерации 4)биологического регресса

44. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)похожи друг на друга по внешнему строению

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности

45. Направляющим фактором эволюционного процесса является:

1)дрейф генов 2)колебание численности популяций

3)естественный отбор 4)мутационный процесс

46. Многообразие видов живых организмов является результатом:

1)активного мутационного процесса 2)эволюции

3)межвидовой борьбы 4)комбинативной изменчивости

47. Примером идиоадаптации является:

1)редукция органов зрения у крота

2)возникновение фотосинтеза у бактерий

3)разнообразие форм конечностей позвоночных

4)оседлый образ жизни многих кишечнополостных

48. Морфологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

1)похожи друг на друга по своему внешнему строению

2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды

3)обитают на общей территории

4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности

49. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями, называют:

1)естественным отбором 2)модификационной изменчивостью

3)наследственной изменчивостью 4)комбинативной изменчивостью

50. Многообразие пород собак является результатом:

1)естественного отбора 2)искусственного отбора

3)мутационного процесса 4)модификационной изменчивости

51. Примером идиоадаптации является:

1)удлинение ног у журавля

2)возникновение членистых конечностей у насекомых

3)возникновение фотосинтеза

4)редукция органов чувств у паразитических червей

52. В природных условиях особи различных популяций одного вида

1)никогда не скрещиваются

2)скрещиваются гораздо реже, чем особи одной популяции данного вида

3)скрещиваются так же часто, как и особи одной популяции данного вида

4)при скрещивании не дают плодовитого потомства

53. Колебания численности особей популяции называются:

1)мутациями 2)модификациями

3)популяционными волнами 4)естественным отбором

54. Приспособленность помогает организму выжить только в тех условиях существования, в которых она сформировалась, поэтому приспособленность организмов называют:

1)неполной 2) частичной 3)временной 4)относительной

55. Ароморфозом, способствовавшим выходу позвоночных животных сушу, было появление:

1)многоклеточности 2)двухкамерного сердца

3)легочного дыхания 4)теплокровности

56. Критерием появления нового вида является возникновение:

1)значительных морфологических изменений

2)существенного количества мутационных изменений

3)географической изоляции

4)репродуктивной изоляции

57. Движущим фактором эволюции является:

1)мутационный процесс 2)дрейф генов

3)естественный отбор 4)изоляция популяций

58. Микроэволюция — это:

1)происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов

2)незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию

3)эволюция сообществ организмов

4)эволюция микроорганизмов

59. Увеличение численности серой крысы является примером:

1)ароморфоза 2)идиоадаптации

3)биологического прогресса 4)биологического регресса

60. Группу особей данного вида считают популяцией на основании того что они:

1)могут скрещиваться между собой 2)фенотипически сходны

3)генетически близки

4)на протяжении ряда поколений существуют относительно обособленно от других групп особей данного вида

61. Направленное изменение генофонда популяции является результатом:

1)мутационной изменчивости 2)модификационной изменчивости

3)естественного отбора 4)колебания численности особей

62. Приспособленность является результатом:

1)модификационной изменчивости 2)мутационной изменчивости

3)комбинативной изменчивости 4)действия естественного отбора

63. Расширение ареала домовой мыши является примером:

1)идиоадаптации 2)биологического прогресса

3)ароморфоза 4)биологического регресса

64. Обмен генов между популяциями одного вида может прекратиться в результате:

1)внутривидовой борьбы 2)изменения климатических условий

3)увеличения численности популяций 4)изоляции популяций

65. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является борьба:

1)с неблагоприятными условиями среды 2)с паразитами

3)межвидовая 4)внутривидовая

66. Рудиментом у человека является:

1)появление хвоста 2)наличие ушных мышц

3)наличие двусторонней симметрии 4)наличие пальцев на конечностях

67. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

1)биологического регресса 2)дегенерации

3)биологического прогресса 4)ароморфоза

68. Порода собак представляет собой:

1)род 2)вид

3)природную популяцию 4)искусственную популяцию

69. Отбор, приводящий к смещению средней нормы показателя признака, называется:

1)искусственным 2)дизруптивным

3)движущим 4)стабилизирующим

70. Результатом микроэволюции является:

1)географическая изоляция 2)репродуктивная изоляция

3)наследственная изменчивость 4)модификационная изменчивость

71. Дегенерация:

1)всегда приводит к вымиранию вида

2)никогда не приводит к биологическому прогрессу

3)может приводить к биологическому прогрессу

4)ведет к усложнению общей организации

72. Направляющим фактором эволюции является:

1)наследственность 2)изменчивость

3)мутация 4)естественный отбор

73. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

1)микроэволюцией 2)макроэволюцией

3)межвидовой борьбой 4)внутривидовой борьбой

74. Утрата зрения у животных, обитающих под землей, является примером:

1)ароморфоза 2)идиоадаптации

3)дегенерации 4)биологического регресса

75. Материалом для естественного отбора является:

1)наследственная изменчивость

2)модификационная изменчивость

3)приспособленность популяций к среде обитания

4)многообразие видов

76. Приспособленность является результатом:

1)модификационной изменчивости

2)естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками

3)увеличения численности гомозигот в популяции

4)близкородственного скрещивания

77. Примером идиоадаптации в эволюции является:

1)отсутствие листьев у кактусов

2)отсутствие листьев у растений повилики

3)появление четырех камерно го сердца у птиц

4)развитие больших полушарий головного мозга у млекопитающих

78. Существование популяций рыб, нерестящихся в разных частях акватории одного озера, — это пример:

1)географической изоляции 2)экологической изоляции

3)генетической изоляции 4)биохимической изоляции

79. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

1)ароморфоза; 2)идиоадаптации

3)общей дегенерации; 4)направленной эволюции.

80. К идиоадаптации следует отнести:

1)многоклеточность;

2)четырехкамерное сердце млекопитающих;

3)игольчатые листья растений пустынь;

4)все перечисленные эволюционные приспособления.

81. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

1)наследственной изменчивости; 2)борьбы за существование;

3)вымирания; 4)видообразования.

82. Примером ароморфоза является:

1)уплощение тела у донных рыб;

2)покровительственная окраска;

3)отсутствие кишечника у паразитических червей;

4)возникновение полового процесса.

83. Возникновение в процессе эволюции сходных признаков из несходных называется:

1)градацией; 2)дивергенцией; 3)конвергенцией; 4)регенерацией.

84. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

1)создает новые виды;

2)доставляет материал для эволюции;

3)закрепляет созданный в процессе эволюции материал;

4)сохраняет наиболее полезные изменения.

85. Дивергенцией называется:

1)расхождение признаков в эволюционном процессе;

2)схождение признаков в эволюционном процессе;

3)взаимопроникновение ареалов двух видов;

4)происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов.

86. Естественный отбор действует на уровне:

1)отдельного организма; 2)популяции;

3)вида; 4)биоценоза.

87. Гомологичными называются органы:

1)выполняющие несколько разных функций;

2)сходные по внешнему виду;

3)выполняющие одинаковые функции;

4)имеющие общее эволюционное происхождение.

88. Движущая форма отбора обычно приводит к:

1)уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции;

2)сужению прежней нормы реакции;

3)расширению прежней нормы реакции;

4)сдвигу прежней нормы реакции.

89. Аналогичными называются органы:

1)выполняющие несколько разных функций;

2)имеющие одинаковый план строения;

3)выполняющие одинаковые функции;

4)имеющие общее эволюционное происхождение.

90. Результатом действия естественного отбора не является:

1)приспособленность организмов к среде обитания;

2)многообразие органического мира;

3)борьба за существование;

4)совершенствование организации живых существ.

91. Гомологичными органами являются:

1)лапа кошки и нога мухи; 2)глаз человека и глаз паука;

3)чешуя рептилий и перья птиц; 4)крыло бабочки и крыло птицы.

92. Изоляция - это фактор эволюции, который:

1)не влияет на скорость видообразования;

2)замедляет процесс формирования приспособленности;

3)не препятствует смешиванию популяции внутри вида;

4)ускоряет эволюционный процесс.

93. Аналогичными органами являются:

1)жабры рака и жабры рыбы; 2)лапа собаки и крыло птицы;

3)листья березы и иголки кактуса; 4)все перечисленные пары.

94. Популяцию считают элементарной единицей эвалюции, т.к.:

1) она обладает целостным генофондом, способным изменяться;

2) особи популяции имеют сходный обмен веществ;

3) особи популяции отличаются размерами;

4) она не способна изменяться во времени.

95. Увеличение численного состава популяции определяется:

1) высокой частотой мутаций;

2) разнообразием составляющих её организмов;

3) популяционными волнами;

4) преобладанием рождаемости над смертностью.

96. Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе:

1) охота акул, скатов;

2) миграция перелётных птиц;

3) ночная активность летучих мышей;

4) движение створок раковины моллюска.

97. Целостность вида обусловлена:

1) сходными пищевыми потребностями;

2) генетическим единством его особей;

3) колебаниями численности его особей;

4) связями между популяциями разных видов.

98. Какую роль в природе играет состязание самцов за самку:

1) улучшает генофонд популяции;

2) способствует развитию видовых признаков;

3) сохраняет плодовитость самок;

4) способствует повышению плодовитости особей

99. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле?

1) морфологический 2) генетический

3) географический 4) экологический

100. Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они

1) проявляются в первом поколении;

2) являются скрытым резервом наследственной изменчивости;

3) ведут к ароморфозам;

4) затрагивают гены соматических клеток

101. Генетическое единство особей популяции одного вида проявляется в:

1) общности их местообитания; 2) сходстве процессов онтогенеза;

3) равном соотношении полов; 4) скрещивании особей.

102. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной:

1) естественного отбора; 2) дрейфа генов;

3) формирования приспособленности; 4) борьбы за существование.

103. Сохранению признаков вида в природе способствует:

1) изменчивость 2) наследственность

3) мутагенез 4) метаболизм

104. Материалом для естественного отбора служит изменчивость:

1) сезонная 2) мутационная

3) определённая 4) фенотипическая

105 Дрейф генов – это:

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

2) перемещение особей их одной популяции в другую

3) напрвленное скрещивание особей в популяции

4) результат естественного отбора

106 Пример внутривидовой борьбы за существование:

1) соперничество самцов из-за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

107. Следствием эволюции организмов нельзя назвать:

1) приспособленность к среде обитания

2) многообразие органического мира

3) наследственную изменчивость

4) образование новых видов

108. Эффективность действия естественного отбора в природе повышается при:

2) усилении мутационного процесса

2) ослаблении внутривидовой борьбы

3) снижении численности популяции

4) увеличении числа гомозиготных особей

109. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции:

1) эмбриологических 2) палеонтологических

3) сравнительно-анатомических 4) биогеографических

110. К идиоадаптациям голосеменных относят:

1) появление спор 2) образование семян

3) образование плода 4) видоизменение листьев

 

В 1. Соотнесите факторы эволюции с их особенностями

Особенности

1)Один из источников эволюционного материала

2)Не имеет направленного действия

3)Представляет собой колебания численности популяции

4)Действие фактора направлено

5)Обеспечивает селекцию генотипов

6) Изменяет частоту аллелей в генофонде

Факторы эволюции

А) Популяционные волны Б) Естественный отбор

 

В 2. Какие из указанных критериев являются критериями вида?

A)Генетический

Б)Биоценотический

B)Клеточный

Г)Популяционный

Д)Географический

Е)Морфологический

 

В 3. Что из перечисленного относится к ароморфозам?

A)Возникновение покровительственной окраски

Б)Редукция пальцев на ногах у копытных животных

B)Возникновение полового размножения

Г)Внешнее сходство некоторых бабочек с листьями растений

Д)Возникновение плотной кутикулы (покрова) на листьях растений

Е)Возникновение шерсти млекопитающих

 

В 4. Выберите три примера идиоадаптаций.

A)Появление ловчих органов у насекомоядных растений

Б)Появление окраски тигра или зебры

B)Возникновение легочного дыхания у земноводных

Г)Возникновение пятипалых конечностей у животных

Д)Способность моллюсков выпускать облако чернильной жидкости

Е)Возникновение полиплоидных форм картофеля

 

В 5. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

1)отсутствие специализированной кровеносной системы у кишечнополостных

2)отсутствие зрения у обитателей пещер

3)редукция органов чувств у паразитических червей

4)отсутствие хвоста у лягушки

5)превращение листьев кактуса в колючки

6)утрата кишечника ленточными червями

 

В 6. К ароморфозам относятся следующие явления:

1)развитие корнеплода у моркови

2)возникновение процесса дыхания

3)возникновение плода у цветковых растений

4)способность к смене окраски у хамелеона

5)возникновение кровеносной системы

6)слабое развитие обоняния у птиц

 

В 7. Какие из перечисленных ароморфозов произошли до выхода растений на сушу:

1)возникновение семенного размножения

2)возникновение фотосинтеза

3)возникновение полового размножения

4)возникновение проводящих тканей

5)появление разделения на корень, стебель и лист

6)появление многоклеточности

 

В 8. Элементарными эволюционными факторами в популяциях являются:

A)мутации

Б) изоляция

B)модификационная изменчивость

Г) плотность популяции

Д) недостаточная приспособленность особей

Е) естественный отбор

 

В 9. В отличие от искусственного отбора, естественный отбор:

1)базируется на модификационной изменчивости

2)сохраняет и отбирает только признаки, важные для выживания организма

3)приводит к появлению новых форм только через исторически длительные промежутки времени

4)не связан с межвидовой и внутривидовой борьбой

5)приводит к появлению новых видов

6)не может приводить к изменению нормы реакции

В 10. Биологическому прогрессу эволюции соответствуют характеристики:

А) расширение ареалов

Б) сокращение ареалов

В) возрастание приспособленности

Г) снижение приспособленности

Д) снижение численности

Е) увеличение численности

В 11. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:

A)Специализация тканей и органов;

Б) Появление многоклеточности;

B)Внутриутробное развитие зародыша;

Г) Двусторонняя симметрия тела;

Д) Внутреннее оплодотворение;

Е) Теплокровность.

В 12. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции:

Утверждение:

А) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы;

В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей;

Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего

Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

Доказательства эволюции:

1) эмбриологические

2) сравнительно-анатомические

 

В 13. Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен:

А) органы чувств – одна пара щупалец;

Б) коричневый цвет раковины;

В) населяет пресные водоёмы;

Г) питается мягкими тканями растений;

Д) раковина спирально закручена.

Критерии вида:

1) морфологический;

2) экологический.

 

В 14. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

Причины

А) расширение ареала исходного вида

Б) стабильность ареала исходного вида;

В) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и др.)

Г) разделение ареала искусственными преградами (железные дороги и т.п.)

Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

Способ видообразования:

1) географическое

2) экологическое

В 15. Установите соответствие между признаком печёночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен

Признак:

А) личинка живёт в воде;

Б) тело уплощено

В) по образу жизни паразит;

Г) питается тканями хозяина

Д) имеет две присоски

Е) пищеварительная система имеет ротовое отверстие

В 16. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции:

Особенность строения

А) развитие хвоста

Б) аппендикс

В) копчик

Г) густой волосяной покров

Д) многососковость

Е) складка мигательной перепонки

В 17. Искусственный отбор в отличие от естественного:

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) осуществляется быстро

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

В 18. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят:

Пример

А) ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) крыло птицы и стрекозы

Д) ноги бабочки и жука

Е) когти кошки и ногти обезьяны

Вид доказательств

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

В 19. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания

В 20. Результатом эволюции являются:

1) дрейф генов

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

 

Учащимся предлагается определить форму отбора, пояснив ответ.

• Ширина головогруди у крабов, обитающих в бухте г. Плимута (Англия), уменьшилась.

Причина этого явления связана с выживанием в мутной воде мелких крабов с небольшой

шириной головогруди. Это объясняется тем, что меловая взвесь забивала широкие

дыхательные щели у крупных крабов, вызывая тем самым их гибель. 23

• Во время бури преимущественно гибнут птицы с длинными и короткими крыльями,

тогда как птицы со средним размером крыльев чаще выживают.

• Наибольшая гибель детенышей млекопитающих наблюдается в семьях, размер которых

больше или меньше среднего значения, поскольку это отражается на условиях кормления и на

способности защищаться от врагов.

• Многие виды бабочек в районах, не подвергнутых индустриализации, имеют светлую

окраску тела и крыльев. Развитие промышленности, связанное с этим загрязнение стволов

деревьев и гибель лишайников, живущих на их коре, привели к резкому возрастанию частоты

встречаемости черных бабочек. В окрестностях некоторых городов черные бабочки стали

преобладающими, тогда как сравнительно недавно они там полностью отсутствовали.

• Степень окраски кожных покровов, форма волос и разрез глаз у представителей разных

рас формировалась постепенно.

Контроль знаний

• В регионе стабильно понижается среднегодовая температура воздуха. Какая из форм

естественного отбора преобладает в этих условиях? Как должны измениться внешний

облик и жизнедеятельность обитающих здесь зайцев через несколько лет? Докажите свою

точку зрения.

• Можно ли считать все причины, вызывающие гибель организмов, естественным отбором?

Почему? Приведите примеры.

• В популяции одного из видов животных с одинаковой частотой встречаются особи мелких,

средних и крупных размеров. Но в дальнейшем все чаще погибают особи средних

размеров, а мелкие и крупные животные хорошо выживают. Какая форма отбора действует

в популяции? На этом же примере покажите, что происходило бы в данной популяции при

других формах отбора.

Домашнее задание. Текст учебника, с 29-34

Подумайте, какие неточности или ошибки содержатся в этих утверждениях: а)

 

 

Урок 9

Тема: Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения

организмов

Цель: создать условия для формирования у учащихся материалистических представлений о

механизме возникновения приспособлений у растений и животных.

Задачи:

• создать условия для развития умений выявлять приспособления к среде обитания у

различных биологических объектов (на конкретных примерах)

• создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения

системой знаний и умений о приспособительных особенностях строения, окраски тела,

поведения животных, опытом творческой деятельности

• актуализировать потребность взаимодействия субъектов общения – учителя, учащихся,

учебного материала31

• стимулировать интерес к поиску фактов, событий

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР.

Ход учебного занятия

Актуализация знаний. Как вы думаете, чем изменения отличаются от приспособлений?

Стадия Вызова

1. На сегодняшнем уроке мы попробуем разобраться в причинах, механизмах

приспособленности организмов к различным условиям среды.

2. Организация работы в микрогруппах. Материал изображается графически, используя

метод «Фишбоун».

3. Постановка проблемы: Почему организмы удивительно хорошо приспособлены к

условиям окружающей среды? Запись в схему проблемы.

4. Выдвижение гипотез по проблеме, в схему на доске заносятся причины.

Стадия осмысления

1. Задания микрогруппам: Работая с учебным диском, текстом учебника скорректируйте и

дополните верхнюю часть схемы (причины проблемы) и выпишите факты, подтверждающие

наличие сформулированных вами причин. Факты позволят вам увидеть механизм

возникновения приспособлений. Проанализируйте полученный результат, сформулируйте

вывод и запишите в свою схему.

2. Работая с ЦОР, с текстом учебника, заполните схему, выделив причины появления

приспособлений, записав конкретные факты.

Отбирающий

фактор

Отбирающий

фактор

Отбирающий

фактор

Результат Результат Результат

Приспособления –

результат отбора

случайных

наследственных

изменений,

повышающих

жизнеспособность

организмов

Проблема

Почему организмы

удивительно хорошо

приспособлены к

условиям

окружающей среды?32

1 группа. Покровительственная окраска. Анимация «Покровительственная окраска»,

позволяющая продемонстрировать разнообразие представителей животного мира,

содействует эстетическому воспитанию. Видеосюжет «Изменение окраски осьминога»,

позволяющий повысить наглядность изложенного материала, продемонстрировать редкие

кадры обитателей морского дна. Текст учебника на с.38, 1 абзац с. 40.

2 группа. Предупреждающая окраска. Фото «Предупреждающая окраска»,

иллюстрирующее предупреждающую окраску животных, позволяющее визуализировать

процесс изучения нового материала, способствует его запоминанию, содействует

эстетическому воспитанию. Текст учебника - 3 абзац с. 40, 1-2 абзац с.41.

3 группа. Мимикрия. Подборка фото «Мимикрия», позволяет визуализировать процесс

изучения нового материала, способствует его запоминанию, содействует эстетическому

воспитанию. Текст учебника на с. 41 - 3 абзац, с. 42-43.

4 группа. Изменение окраски в зависимости от времени года. Подборка фото «Окраска в

зависимости от времени года», позволяющая визуализировать процесс изучения материала,

способствует его запоминанию, содействует эстетическому воспитанию. Текст учебника на

с.40 - 2 абзац.

5 группа. Защитные приспособления. Подборка фото, позволяет визуализировать процесс

изучения нового материала, Текст учебника на с.43 - 2 абзац, с. 44, 1 абзац.

6 группа. Приспособительные формы. Подборка фото «Крылья различных животных»,

иллюстрирующих крылья различных животных, позволяет визуализировать процесс

изучения нового материала, способствует его запоминанию, содействует эстетическому

воспитанию. Текст учебника на с. 35 -37.

7 группа. Приспособление к неблагоприятным условиям природы. Подборка фото

«Приспособление к погодным условиям», позволяющая визуализировать процесс изучения

нового материала, способствует его запоминанию, содействует эстетическому воспитанию.

8 группа. Приспособительное поведение. Подборка фото «Приспособительное поведение»,

позволяет визуализировать процесс изучения нового материала, способствует его

запоминанию, содействует эстетическому воспитанию. Текст учебника на с. 44, 2 абзац.

9 группа. Забота о потомстве. Анимация «Забота о потомстве», повышает наглядность

изложения материала, демонстрирует редкие материалы заботы животных о своем

потомстве. Текст учебника на с. 45-48.

3. Выступление групп с визуальной поддержкой материалами ЦОР, корректировка

первоначальных гипотез. Формулирование вывода по теме, дополнение схемы, запись

вывода в схему. 33

Стадия Рефлексии. Для проверки усвоения материала урока организуется работа с диском,

интерактивной моделью «Приспособительные особенности строения, окраски тела и

поведения животных», позволяющая развивать умение работать с интерактивными

моделями, в игровой форме позволяет проверить знания учащихся по теме "Приспособление

организмов"

Домашнее задание. Проведите фотосессию: «Приспособительные особенности организмов» и

опишите значение данного приспособления для организма.

Дополнительная информация для учителя

Так устроен мир, развитие идет последовательно и постепенно, основываясь на прошлом и приобретая

новые черты, новое не рождается на пустом месте. Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

Первый постулат: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной

деятельности детей и учителя.

Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адаптированная для детского

восприятия и связанные с изучаемой объективной закономерностью умения, навыки.

Современный урок разворачивается как последовательное в рамках учебной темы исследование, познание,

оценка жизни во всех ее проявлениях: физическом, биологическом, психологическом, социальном,

философическом. Изучается не «параграф», не «правило», не «формула» - изучается закономерность жизни.

Второй постулат: Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой части должно совершаться на уровне

высокой общечеловеческой культуры.

Третий постулат: Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда

наивысшей ценностью, выступая в роли средства. (18)

Все участники образовательного процесса заинтересованы в достижении качественных результатов.

Принципы личностно-ориентированного обучения предполагают поиск индивидуального маршрута продвижения к

конечному результату образования для каждого из учащихся, что в полной мере реализуется при организации

исследования при изучении учебных вопросов. Проблема организации совместной деятельности учителя и ученика

весьма непроста и имеет «подводные камни», связанные со стереотипами организации обучения: учитель и ученик

взаимодействуют как руководитель и исполнитель, а не как партнеры.

Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель не вел подопечного «за руку» к ответу, не

давал готовые ответы на возникающие вопросы, а научил ребенка замечать проблемы, ставить вопросы и находить

способы самостоятельно получать на них ответы. Учитель и ученик должны быть партнерами. В самой «формуле»

сотрудничества должен быть заложен принцип равноправия. (11)

Многие учебные занятия мы предлагаем организовывать, опираясь на технологию развития

критического мышления.

Основу технологии составляет базовая модель трех этапов “Вызов - Осмысление - Размышление”, которая

позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации, исследовать

поставленную проблему со всех сторон и осознанно размышлять о том, что они узнали. 34

Общая структура выглядит следующим образом:

(3)

Стадия вызова

Цель стадии: Овладение навыками общения, обеспечивающими активное участие каждого обучаемого в вызове

того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме; активизация каждого обучаемого; вызов интереса

к теме и определение цели ее рассмотрения.

Задачи стадии:

1. Создать условия для определения учащимися уровня собственных знаний, к которым могут быть добавлены

новые знания.

2. Активизация обучающегося.

3. Вызов интереса и определение цели рассмотрения предлагаемой темы.

Деятельность учащихся на этой стадии: Анализируют собственные знания по заданной теме, демонстрируют

первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи.

Решение первой задачи осуществляется при создании условий для реконструирования предыдущих знаний и

представлений, освещения неправильного понимания, ошибках в знаниях, которые не проявятся, если не

произойдет активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.

Решение второй задачи происходит, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными

словами. Демонстрация знаний (себе и партнеру) происходит при активной мыслительной деятельности с

помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на новый уровень

осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения нового знания. Это дает возможность эффективнее увязать

новую информацию с известной ранее, т. к. контекст стал очевидным.

Решение третьей задачи происходит при выборе целей исследования учащимися самостоятельно. Т. к. цели,

выбранные самостоятельно – более сильны, чем цели, навязанные извне. (3; 4)

Стадия осмысления

Цель стадии: Поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время стадии Вызова;

поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания; создание условий для активного восприятия

новой информации.

Задачи стадии:

1. Создание условий для поддержки активности, интереса и инерцию движения, созданную во время стадии

вызова.

Технологические этапы

1 фаза

Вызов

(пробуждение

* имеющихся

знаний

* интереса к

получению новой

информации)

2 фаза

Реализация

смысла

(Осмысление)

(получение новой

информации)

3 фаза

Рефлексия

(осмысление,

рождение нового

знания) 35

2. Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию собственного понимания.

Решение этих задач происходит, если применять продуктивные методы работы с источниками

информации, позволяющие читать вдумчиво, с выделением известного ранее, нового и непонятного. А так же

графически изображать материал. В итоге увязывается новое с уже известным для того чтобы создать новое

понимание.

Деятельность учащихся: вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят,

делают опыты).

Для организации продуктивной работы с текстом используются определенные методические приемы,

позволяющие систематизировать прочитанный материал. (4)

Стадия рефлексии

Цель стадии: Закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий;

создание нового смысла (присвоение знаний), “который соотносится со мной”, формирование долговременных

знаний.

Задачи стадии:

1. Создать условия для выражения новых идей и информации собственными словами.

2. Создание условий для обмена идеями между учащимися, что позволяет расширить свой выразительный словарь, а

также познакомиться с различными представлениями.

Деятельность учащихся: стараются выражать мысли своими словами (присваивает информацию) свободно

аргументируют, обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями)

анализируют собственные мыслительные операции.

Именно на этой фазе имеет место учение, которое служит человеку долго. Все что мы делали на стадии

«Вызов» должно отразиться на стадии рефлексии.

Выше уже отмечались некоторые приемы этой стадии. Если Вы использовали прием маркировки текста, то на этой

стадии заполняется таблица, если использовали стратегию «Бортовой журнал», то обсуждаются графические

изображения материала и эссе. (4)36

Урок 10

Тема: Физиологические адаптации

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о

физиологических адаптациях, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях

Задачи:

• способствовать осознанию основного фактического материал о механизмах

возникновения физиологических адаптаций

• создать условия понимания относительного характера всех приспособлений

• способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления по

тексту учебника и других источников информации (рисунки, слайдшоу и др.)

• создать условия для повышения уровня развития творческого мышления:

оригинальности, гибкости и самостоятельности

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР.

Ход учебного занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания: четверо выходят к доске, демонстрируют на

слайдах выполнение домашнего задания, а учащиеся, сидящие слева на ряду, задают

«тонкие», а учащиеся, сидящие справа на ряду «толстые» вопросы. («Тонкие вопросы»

требуют простого, односложного ответа и начинаются словами: Кто? Что?

Согласны ли вы…?. «Толстые вопросы» требуют подробного развернутого ответа и

начинаются так: «Дайте объяснение почему...?», « Что если…?»)

2. Стадия Вызова.

• Задание классу: просмотрев анимацию, определите, какие виды адаптаций кроме формы,

окраски тела, целесообразного поведения, заботы о потомстве позволяют организмам

приспособиться к постоянно колеблющимся условиям внешней среды.

• Учитель демонстрирует анимацию «Физиологические адаптации», позволяющее

повысить наглядность материала, демонстрирует физиологические адаптации различных

организмов.

• Обсуждение в минигруппах, выдвижение версий. 2 минуты.

• Обсуждение вопроса с классом.

Таким образом, сегодня мы будем рассматривать приспособленность процессов

жизнедеятельности к условиям обитания, т. е. физиологические адаптации.

3. Стадия Осмысления

Выполнение лабораторной работы «Физиологическая адаптация и механизм ее

образования»37

Работая в паре, рассмотрите одну из форм (по выбору), используйте текст учебника на с. 50-

51 (не включая последний абзац). Пользуясь алгоритмом:

Изменение условий жизни

Индивидуальная наследственная изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

Приспособленность

смоделируйте появление рассмотренной вами адаптации

Название

организма

Условия среды

обитания

Физиологическая

адаптация

Значение

адаптации

Происхождение

адаптации

 

Вывод

1. По ходу обсуждения результатов работы в парах составляется кластер «Физиологические

адаптации».

4. Стадия Рефлексии.

Поддержание устойчивого

обмена веществ в организме

в постоянно колеблющихся

условиях внешней среды

Облегчают

поиск пищи

Обеспечивают

устойчивый

обмен веществ

Облегчает

поиск партнера

Органы

химического

чувства

Термолокация

Накопление

миоглобина

Изменение

характера

активности

Повышенная

чувствительность

рецепторов

Термолокация

Физиологически

е адаптации

Накопление

веществ38

a. Каков биологический механизм развития приспособлений у животных?

b. «Срабатывают» ли при смене условий существования закрепленные отбором

приспособления? Докажите на конкретном примере.

c. Демонстрация видеофрагмента «Относительность приспособлений»

5. Формулирование выводов урока.

Домашнее задание. Составьте тест из 10 вопросов по 3 и 4 главам учебника.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Функції багатьох змінних | Методическое обеспечение дисциплины





Date: 2015-12-13; view: 1208; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.154 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию