Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вместо введенияСтр 1 из 29Следующая ⇒ Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
Содержание Вместо введения......................................................................................................................... 5 Из истории массажа................................................................................................................... 7 Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов...................................... 13 Основы логопедического массажа....................................................................................... 21 Гигиенические основы проведения массажа.................................................................. 21 Анатомо-физиологическое обоснование массажа, механизм его действия на организм человека........................................................................................................... 26 Черепно-мозговые нервы, участвующие в акте говорения......................................... 30 Мышцы, участвующие в акте говорения......................................................................... 35 Основные положения........................................................................................................ 35 Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом......................................... 36 Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мышцы)...... 37 Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом...................................... 39 Основы методики сегментарно-рефлекторного массажа............................................... 42 Основные положения........................................................................................................... 42 Основные приемы массажа................................................................................................. 45 Поглаживание..................................................................................................................... 45 Растирание........................................................................................................................... 49 Разминание.......................................................................................................................... 50 Линии, по которым выполняется сегментарно-рефлекторный логопедический массаж...................................................................................................... 51 Область лица....................................................................................................................... 51 Область шеи........................................................................................................................ 53 Язык...................................................................................................................................... 53 Верхний плечевой пояс.................................................................................................... 53 Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики........................................ 54 Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе............................... 54 Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе..................................... 54 Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка.............................................. 57 Упражнение для мышц шеи............................................................................................ 57 Упражнения для мышц губ.............................................................................................. 57 Упражнения для мышц языка......................................................................................... 58 Основы методики точечного массажа................................................................................. 58 Основы методики массажа рефлексогенных зон.............................................................. 76 Основные положения........................................................................................................... 76 Массаж кистей и стоп........................................................................................................... 77 Расположение рефлексогенных зон.............................................................................. 77 Массаж кистей рук............................................................................................................ 82 Плантарный массаж.......................................................................................................... 84 Аурикулярный массаж......................................................................................................... 85 Массаж волосистой части головы..................................................................................... 89 Массаж профессора Ауглина............................................................................................. 91 Краниопунктура, или скальптерапия................................................................................ 93 Дифференцированная артикуляционная гимнастика....................................................... 97 Основные положения........................................................................................................... 97 Упражнения для мышц плечевого пояса......................................................................... 99 Упражнения для мышц шеи.............................................................................................. 100 Работа по преодолению слюнотечения......................................................................... 100 Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти......................................................................................... 100 Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек.................................... 102 Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц...................................... 103 Упражнения для тренировки подвижности мышц языка........................................... 104 Упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба............................. 105 Словарь терминов.................................................................................................................. 107
Вместо введения По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.). Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения. Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Но здоровье — процесс динамический, так как человек от момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии. Наш организм имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем. В странах Востока с древних времен сохранились методы лечения человека посредством поддержания в нем баланса энергии.В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к этим нетрадиционным, с точки зрения ортодоксальной медицины, методам врачевания. Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок. Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее. В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности[1] артикуляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией. Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме. В издании автор делает попытку упорядочить некоторую имеющуюся информацию по этому вопросу и предлагает свою комплексную методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы представляют собой обобщенный многолетний опыт успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия на дошкольников 2—7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.
|