Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Практические методы (упражнения игры и моделирование)





Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.

1) Подражательно-исполнительские методы.

Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

2) Конструирование.

Используется при устранении оптической дисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

3) Упражнения творческого характера. И использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

ü осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;

ü систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);

ü постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;

ü самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);

ü дифференцированный анализ и оценка выполнения.

4) Игровой метод

предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

5) Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

ü модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

ü быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

ü должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

 

II. Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

ü быть хорошо видны всем;

ü подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

ü соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

ü сопровождаться точной и конкретной речью;

ü словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

ü коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),

ü развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),

ü развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),

ü закрепление правильного произношения звука,

ü развитие лексического запаса слов,

ü развитие грамматического строя,

ü развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

1 Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом.

Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

2 Диафильмы, кинофильмы

используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

 

III. Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.

1 Рассказ

это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

2 Предварительная беседа.

Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

3 Итоговые, обобщающие беседы.

Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

ü опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

ü соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

ü активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

ü вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

ü характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

Задачи беседы:

ü развитие познавательной деятельности,

ü закрепление правильного произношения,

ü уточнения грамматической структуры предложений,

ü закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

 

IV. Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

1 Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

8 Исторический аспект и современная система логопедической помощи.

19 век-помощь не оказывалась

1915-Рау создал 1е логопед курсы(постановка зв)

20г 20в-Выготский шк для дефективных детей

1933-Выготский и Данюшевский создают институт дефектологии+ открывают шк-клиники речи и лаборатории

9 Строение артикуляционного аппарата.

Таблица

10 Стадии довербального и раннего вербального развития ребёнка. Основные показатели довербального и начального речевого развития.

Таблица

11 Классификация звуков русского языка. Речевая карта.

Таблица

Реч карта представляет собой сист набора диагностич критериев,показывающих реч развитие в динамике.Динамику реч развития отражают различные блоки реч карты,которые соответствуют тому или иному возрасту,в завис от возраста обслед реб диагностич критерии карты меняются.Реч карта основ документ определяющ направлен коррекцион работы с реб.Реч карта ран возраста до 2х лет(1-общие сведенья о реб(ФИО,возраст на момент откр карты,Дом адрес,Кто направил реб,Жалобы родит,Свед о родит,ФИО матери,отца,Возраст матери на момент родов,возрас биологич отца,;данные скрининга слуха,зрения,)2-Анамнез-заполн педиатором,при необходим логопед эти данные перепис.3-Особенности коммуник(действие реб со слов матери,по наблюд;до6мес-1-устойчивый интерес к пост лицу,2-попытки повтор артикул мамы.3-попытки подраж маме при разговоре.4-узнает маму и ее голос.5-вним реб и мамы направлен друг на др,а не на посторон предмет.6-оживляется когда к нему подход.7-реагир движ рук и ног,8-реагир мимикой.9-реагир голос реакцией.10-громко смеется и пласет,11-игра реб манипулятивная-начин хватать игрушки.12-тянет в рот игрушки.13-стучит и роняет игрушки;от 6-12 мес-1)реб поним прост просьбы,2-поним «иди ко мне»3-поним «нельзя»4-машет рукой прощаясь,5-различ близких и незнакомых,6-расшир коммуник возмождности реб,7-появлен указ жеста;ОТ 12-24 меч-1-индивид различ в мимике лица,2-индивид различ в жестах,3-индивид особ в словах,4-реб общ и с мамой и с др взрос детьми,5-понимает реч,знает жив и нежив природу,7-поним кач-во предметов,хор/плохо.8-начин формир понятие понарошку,грает сам с собой.9-в игре и коммуник устанавливается поочередность,начинает слушать что делать)4-особенности орально-моторного развит

12 История возникновения заболевания дислалия. Основные формы дислалии. Уровни нарушенного звукопроизиошения.

Дислалия-наруш звукопроизнош при норм слухе и сохран иннервации реч аппарата.Родоначальник-проф.вильнюского универа Франк.в 1827 г-впервые опублик термин,применив его ко всем видам наруш звукопроизнош..В конце 19в термин был уточнен врачом Шультесали.Он искл из данного понятия наиб груб формы произносит расстройств.Таким образом под дислалий стали поним наруш звукопроизнош обусловдлен расстройством артикул аппарата.В сер 20 века-термин получил нов характеристику.Сначала в России Хватцевым,он различ:1-механич(грубые,механич дефекты,выдвинута челюсть)2-Органич(тугоухость)3-Функцион(мыш вялось органов артикул).Потом остались 2 формы:функц и механич.

По статистике разн формами дислалии страдают 25-30% дошкольников,17-20% 1-2 классы, к 11-12 годам-1%

Механич дислалия (дефекты периферич реч аппарата)Диастема-меж зуб.Прогнатия-верх чел сужена и вперед.Прогения-ниж чел выгнута вперед.Перед открыт прикус,Бок откр прикус

Замена (слож зв «Ц»Аккустич.комп-не слышит(сапля,тапля,цапля)Артикуляц.комп.- слож Ц(не может произнести)замен разн по звуч зв

Смешение (не слышит,схожи по артикуляции) Искажение (слышит норм,наруш артикуляц база).

Из-за того что наруш выдел:

1-Сенсорн дислалия-наруш аккустич аппарата

2-Моторная дислалия-наруш артикуляц аппарата.

3 ур звукопр (1-полн несформир в произнош зв/групп зв.2-зв не произнос в текст речи,отдельно норм.3-недостаточн деференц зв,смеш близпо звуч).

Функцио дислалия (нет органич наруш,социальн и биологич причины,ЗПР,ЗРР,ослабленность,соц депривация,неблагоприят соц среда)могут быть наруш как и прием реч ин-ии,так и артикул воспроизвед зв

Аккустико-фонем (наруш Фон.слух,часто замена,смешение)преодел в результате систематич обуч реб функции деференцирования объекта(сравнение,анализ,обобщение объекта)

Артик-фонем (несформ моторн.звено речи(не сформир артик операции,или движения языка,губ),Если 1-не сформ артик аппарат=замена зв,(коррекция-постановка прав артик позиции)2-сформир артик аппарата =упрош зв,часто зв Р,Л,упрощ заднеяз и аффрикаты(Коррекция-формир навыка у реб контрол данный зв))

Артик.фонет (Искажение,норуш зв+наруш органов артик.не совсем верная артик позиция зв)Ротацизм(р),Ламбацизм(л)Сигмацизм(свист,шип)Каппацизм(к)Гаммацизм(г)Хицизм(х)Йотацизм(й)Приставка пара-полная замена данного зв на др

13 Аккустико-фонематическая форма дислалии.

Аккустико-фонем (наруш Фон.слух,часто замена,смешение)преодел в результате систематич обуч реб функции деференцирования объекта(сравнение,анализ,обобщение объекта)

14 Артикуляторно-фонематическая форма дислалии.

Артик-фонем (несформ моторн.звено речи(не сформир артик операции,или движения языка,губ),Если 1-не сформ артик аппарат=замена зв,(коррекция-постановка прав артик позиции)2-сформир артик аппарата =упрош зв,часто зв Р,Л,упрощ заднеяз и аффрикаты(Коррекция-формир навыка у реб контрол данный зв))

15 Артикуляторно-фонематическая форма дислалии.

Артик.фонет (Искажение,норуш зв+наруш органов артик.не совсем верная артик позиция зв)Ротацизм(р),Ламбацизм(л)Сигмацизм(свист,шип)Каппацизм(к)Гаммацизм(г)Хицизм(х)Йотацизм(й)Приставка пара-полная замена данного зв на др

16 Схема логопедического обследования разных форм дислалии. Приёмы. Речевая карта.

 

Date: 2015-12-13; view: 1363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию