Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей А. Маслоу





Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называются потребностями. К списку потребностей людей, помимо элементарных биологических потребностей, относятся и следующие врожденные потребности:

1. Потребность в социальных контактах, в общении;

2. Познавательная потребность.

Этапы в «жизни» потребности: Период до первой встречи с предметом (потребность «не представлена» субъекту, никак не осознаваема им), субъект может испытывать чувство напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем они вызваны. Со стороны поведения состояние этого этапа выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, - процесс “узнавания”- опредмечивание потребности. Период после этой встречи. В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности:первоначально широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность;быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. По­требности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от нежи­вой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избиратель­ность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностейт. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. В психологии было множество различных классификаций потребностей. На настоящий момент наиболее актуальной является иерархическая схема, предложенная А. Маслоу – представителем гуманистической психологии. Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций человека – наивысшим уровнем психологического проявления. В целом пирамида выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности (пища, вода, воздух);

2) безопасность и защищенность (как физиологическая, так и психологическая);

3) потребность в любви и принадлежности (т. е. причастности к какой-либо социальной группе);

4) потребность в уважении (одобрении, признании компетентности и т. п.);

5) когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты, знаний, справедливости);

6) потребность в самоактуализации (максимальной реализации своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только как на человека разумного, но и как на человека творческого). В основе данной иерархии лежит представление о том, что доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем человек сможет осознать наличие у себя потребностей более высокого порядка и быть мотивированным ими в своих действиях.

 







Date: 2015-12-13; view: 517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию