Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Недоразвитие речи
Речь – это идеальная форма общения между людьми посредством языка. Речевое общение осуществляется посредством сложной функциональной системы, расположенной на разных уровнях нервной системы, контролируемой деятельностью головного мозга. Речевой акт – это проявление высшей нервной деятельности человека. Человек выбирает подходящие для выражения мысли слова, комбинирует и связывает их в соответствии с правилами грамматики и произносит с помощью речевого аппарата. В норме человек не должен задумываться над работой языка или губ. Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь формируется, когда в разговоре принимают участие два и более собеседника. Они обмениваются репликами между собой. Реплика – это ответная реакция на слова собеседника в форме вопроса или утверждения. Речь в диалоге эмоционально окрашена и сопровождается мимикой, жестами, изменением тембра голоса. Диалог, имеющий в основе определенную цель, называют беседой. Беседующие обсуждают конкретную тему. Монолог – это речь, произносимая одним человеком. Монологическая речь должна иметь четкую последовательность мысли, подкрепляться доказательствами, обеспечивающими смысловое понимание. Монологическая речь, как правило, более выразительна и эмоционально окрашена. Это более сложная форма речи, она обязательно должна иметь правильную грамматическую структуру. Монологическая речь существует в трех вариантах: в виде повествования, описания и рассуждения. При развитии патологии нарушения монологической речи больше выражены, чем нарушения диалогической речи. Пись менная речь. В основе имеет графическое изображение посредством буквенных знаков. При достаточном развитии данной речи происходит формирование и овладение навыками письменной речи. Письменная речь требует четкого, грамматически правильного и логического оформления мысли с последующим анализом написанного. При патологии речи формируется и нарушение письменной речи различной степени выраженности. Внутренняя речь (« разговор с самим собой»). Эта форма появляется, когда человек мысленно как бы проговаривает фразы. Возникает внутренняя речь в возрасте 3–4 лет. С помощью внутренней речи формируется фраза, а затем произносится вслух. Неотъемлемым условием нормального развития детей является хорошо развитая речевая функция. Для обеспечения речевой деятельности необходима анатомическая целостность и нормальная функциональная активность головного мозга. В формировании речи должны участвовать мышцы дыхательного, голосового и артикулярного аппаратов. Качество речевой функции зависит от совместной одновременной работы зон в коре головного мозга. Важную роль играют речеслуховая и речедвигательная зоны. Они расположены в левом полушарии головного мозга у правшей и в правом полушарии у левшей. Для нормальной речевой деятельности необходимо много условий, в том числе нормальное состояние нервной системы, зрения, слуха и как можно больше речевого общения. Причины расстройства речи весьма многообразны. Это могут быть заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов, трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжения голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха. Причина нарушения речи – это воздействие экзогенного или эндогенного фактора либо содружественное их влияние на организм, в результате которого происходит повреждение одного из звеньев цепи речеобразования. Причины могут быть: 1) экзогенными; 2) эндогенными; 3) органическими; 4) функциональными; 5) психологическими; 6) неврологическими. Иногда четкую границу между повреждающими факторами провести нельзя, так как на организм могут воздействовать два или три из них, поэтому деление это условно. Анализируя медицинский аспект классификации, необходимо учитывать: 1) какой из речевых анализаторов поврежден (речедвигатель-ный или речеслуховой); 2) какой отдел анализатора имеет повреждения (периферический или центральный); 3) каков характер нарушения (органический или функциональный). На клинические проявления (симптоматику) речевых нарушений влияет фактор, который их вызвал. К экзогенным факторам относят: инфекции, травмы, интоксикации, длительно текущие заболевания. Они могут воздействовать на плод внутриутробно, во время родов или после рождения ребенка (пренатальная, натальная и постнатальная патология). Возникновение пренатальной патологии и травму во время родов в сумме называют перинатальной патологией. Наиболее грубые дефекты речи развиваются в период от 4-х недель до 4-х месяцев внутриутробной жизни. Развитию дефектов речи в последующем способствуют токсикоз, гистоз матери во время беременности, инфекционные заболевания, эндокринная патология (сахарный диабет, гипотиреоз), резус-конфликт. Родовая травма, асфиксия, затяжные роды могут стать причиной повреждения нервной системы ребенка. Важную роль играют частые инфекционные заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, менинго-энцефалиты в первые годы жизни ребенка. Определенную роль играет наследственный фактор (наличие у близких родственников нарушения речи повышает риск). Травма черепа, сотрясение мозга могут оказывать отрицательное влияние на нервно-психическое развитие и формирование в дальнейшем дефектов речи. К функциональным нарушениям относятся нарушения с временными, преходящими изменениями в функции гортани, голосовых связок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. Функциональные нарушения возникают реже, чем органические. К функциональным нарушениям относят: сильный испуг, потеря или длительная разлука с близкими, неблагополучная обстановка в семье. Психологический аспект нарушения речи связан с недостаточной коммуникативной функцией речи. Развивается в связи с недостатком общения с взрослыми, неправильным воспитанием ребенка, излишней стимуляцией речевого развития. В соответствии с существующей классификацией все речевые нарушения делят на две большие группы: 1) с нарушением устной речи: а) расстройства функционального оформления высказывания; б) расстройства структурно-семантического оформления высказывания; 2) с нарушением письменной речи. Каждая из форм речевой патологии имеет свою симптоматику. Рассмотрение речевых расстройств с точки зрения нарушения качества голоса дает возможность точнее диагностировать расстройства. Нарушения голоса подразделяют на: 1) нарушение высоты (монотонный, тремолирующий, немо-дулированный, низкий, фальцет); 2) нарушение тембра голоса (хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, металлический, диплофония, квакающий, писклявый, назализованный); 3) нарушение силы голоса (афония, слабый, иссякающий, слишком громкий). Каждая группа дефектов речи различается по форме нарушения и степени тяжести. Существует вторая классификация речевых нарушений – клиническая. В ее основе лежат принципы этиологии и патогенеза речевых расстройств. Это нарушения голоса, темпа речи, дискания, заикание, дизартрия, алалия, афазия, аграфия, дисграфия, алексия, дислексия. Для того чтобы понять механизм нарушения речи (патогенез), необходимо знать строение речевого аппарата. Речевой аппарат имеет две составляющие части: центральную и периферическую. Центральная часть представлена: корой головного мозга, подкорковыми ядрами, проводящими путями (центробежными и центростремительными ядрами ствола продолговатого мозга и нервами, идущими к голосовым, дыхательным, артикулярным мышцам). Подкорковые ядра регулируют ритм, темп и выразительность речи. Лобная доля коры головного мозга левого полушария (у правшей) регулирует воспроизведение собственной речи. Височная доля отвечает за восприятие чужой речи (речеслуховая область). Теменная доля обеспечивает понимание речи. Затылочная доля – это зрительная область, за счет нее происходит восприятие письменной речи. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: голосового, дыхательного и звукопроизводящего. К дыхательному отделу относится грудная клетка, легкие, бронхи, трахея. Также можно отнести и диафрагму, которая участвует в акте дыхания. Речь появляется в фазе выдоха. Выдох длиннее, чем вдох, в момент, когда человек начинает говорить. Частота дыхательных движений в это время уменьшается вдвое. Голосовой отдел представлен гортанью и голосовыми связками. Гортань сверху граничит с глоткой, снизу с трахеей. Вход в гортань закрывает надгортанник при проглатывании пищи. Размер гортани в разный период времени неодинаков. Наибольший рост и развитие происходит в 5–7 и в 12–15 лет. Голосовые складки имеют свою длину и ширину. У мальчиков в пубертатном периоде развивается кадык. В момент спокойного дыхания складки разомкнуты и образуют по форме треугольник. В момент фонации голосовые складки смыкаются и под действием струи воздуха начинают колебаться в поперечном и продольном направлении. Колебания связок создают вибрацию струи выдыхаемого воздуха, который мы слышим как голос. Артикуляционный отдел включает губы, верхнюю и нижнюю челюсти с альвеолами и сидящими в них зубами, язык, твердое и мягкое подвижное небо. Большое значение в звукообразовании имеет надставная труба, которая состоит из ротовой и носовой полости и глотки. В надставной трубе происходят явления резонанса и вибрации звука, благодаря которым имеется возможность произнесения разнообразных звуков. Нервные импульсы, поступающие из центрального отдела (коры головного мозга) к речевому аппарату, приводят его в действие. От речевых органов идут обратно нервные импульсы в кору головного мозга, что позволяет осуществлять контроль над произносимыми звуками. С помощью органов слуха осуществляется слуховой контроль, т. е. выявление ошибок и внесение поправок в момент произнесения слов и звуков. Под общим недоразвитием принято понимать аномальные формы речи, в которых происходит нарушение формирования всех компонентов речи. Общее недоразвитие речи характеризуется присутствием всех частей речевой системы (лексики, грамматической правильности, фонетико-фонематического компонента). Механизмы образования общего недоразвития речи неодинаковы, так же как и различные структуры дефекта. В итоге понятие «общее недоразвитие речи» сопровождается только симптоматическими нарушениями речевой активности. Чаще всего развивается системное расстройство речевой деятельности. В логопедической практике различаются формы: нарушение речевого развития и задержки речевого развития. При задержке речевого развития темпы овладения речевыми навыками не соответствует возрасту ребенка. При нарушении речевого развития происходит искажение всего процесса речеобразования. Распад речи – актуальное понятие в неврологии. Часто сопровождает заболевания головного мозга (ишемический, геморрагический инсульт, деменция, склероз сосудов головного мозга). Характеризуется утратой ранее имевшихся речевых навыков. Симптом нарушения речи – это клиническое проявление одного из видов нарушения речевой активности. Симптоматика нарушений речи представляет собой группу клинических проявлений нарушения речевой активности. Механизм нарушения речи – это сложный функциональный процесс, в результате которого возникло и развилось нарушение речевой активности. Патогенез нарушения речи – совокупность патологических процессов, обусловливающих появление и развитие дефектов речи. Структура речевого дефекта – это группа речевых и неречевых симптомов одного из видов нарушения речи и свойства их связей. Структура речевого дефекта имеет составляющие части: 1) первичное главное нарушение; 2) вторичные нарушения, которые тесно связаны с первичными причинно-следственными отношениями; 3) последствия нарушений. Разные структуры речевого дефекта связаны с различным соотношением между первичными и вторичными нарушениями. В логопедической практике выделяют 11 форм нарушения речевой функции, из них 9 форм – это нарушение устной речи, а 2 – нарушение письменной речи. Общее недоразвитие речи может сопровождать более сложные формы речевых нарушений (дизартрии, алалию, афазию, ринолалию), когда у обследуемого имеется недостаточный словарный запас и недостаточное фонетико-фонематическое развитие. При общем недоразвитии речи нарушается формирование всех компонентов речи, имеющих отношение к смысловой и звуковой части. Как правило, в этом случае не наблюдается снижение интеллекта и слуха. Несмотря на различные причины дефектов, у детей с недостаточным развитием речи имеются характерные симптомы. Главным симптомом является позднее начало речевой активности, которое приходится на 4–5 лет. Речь таких детей грамматически и фонетически неправильно оформлена. Они хорошо понимают обращенную к ним речь, при резком отставании экспрессивной речи. Дети говорят непонятно, что вызывает негативизм со стороны сверстников и взрослых. Осознавая свой дефект, они еще больше замыкаются в себе. Речевая активность быстро снижается. Недостаточный уровень развития речи приводит к снижению интеллекта, внимания, памяти. Дети плохо запоминают, т. е. происходит нарушение вербальной памяти при достаточном уровне смысловой и логической. Данные нарушения способствуют снижению обучаемости и познавания. У детей с недостаточным развитием речи процесс мышления обладает специфическими особенностями. Они практически не могут сравнивать или обобщать предметы и понятия. Задержка психического развития сопровождается отставанием и в физическом развитии. У детей с этой патологией движения некоординированные, медленные, неловкие. Выполнение движений, сопровождающихся словесной инструкцией, для них практически невозможно, они пропускают элементы действия, нарушают последовательность. Отмечается отставание в развитии мелкой моторики пальцев рук. Одним из важных симптомов служит неравноценное отставание психического развития и речевой активности. Психическое развитие страдает меньше. У детей сохранено критическое отношение к своему дефекту. С течением времени, по мере коррекции речевого развития, восстанавливается и интеллект. Дети догоняют по уровню развития своих сверстников. Для точной постановки диагноза необходимо детальное изучение анамнеза жизни, предельно внимательный осмотр ребенка. При опросе родителей в данных анамнеза может не быть информации о поражениях центральной нервной системы. Содержатся сведения о патологии беременности, травматичных родах, рождении данного ребенка недоношенным или незрелым, в асфиксии, с низкой оценкой по шкале Ангар, с наличием заболеваний в раннем возрасте (часто болеющие дети). Влияние на формирование недоразвития речи могут иметь недостаток воспитания, низкий уровень общения, неблагоприятное воздействие родителей к имеющимся дефектам речи и позднее обращение к специалистам за помощью. Главным признаком при недостаточности речи является наличие положительная динамика при лечении. При задержке речевого развития дефекты не имеют ярко выраженной специфичности, что является характерным для общего недоразвития речи. Дети часто делают ошибки при склонении существительных в родительном падеже множественного числа (машинов, мячов). Их словарный запас резко ограничен, они совершают ошибки, характерные для детей младшего возраста. Речь детей с общим недоразвитием речи не теряет своей коммуникативной функции, позволяет им относительно свободно общаться. Сохранение данной функции способствует развитию недостаточных речевых навыков к школьному возрасту. Периоды общего недоразвития речи. В 1969 г. Р. Е. Левиной была составлена периодизация общего недоразвития речи. В основу периодизации были положены параметры, отражающие степень нарушения речевых структур и коммуникативной функции. Периодизация дает понятие о закономерностях, способствующих переходу от низкой степени развития к более высокой. Каждый из уровней речевого развития представлен различным соотношением первичного дефекта и его вторичных проявлений. Появление более высокого речевого уровня определяется обретением новых языковых возможностей. Время, затраченное на овладение новыми речевыми функциями, зависит от степени тяжести первичного дефекта. Характерные и плохо поддающиеся корректировке проявления общего недоразвития речи встречаются при алалии, дизартрии и в меньшей степени при ринолалии и заикании. Существует три уровня развития речи у детей. Первый уровень характеризуется крайне скудными языковыми средствами общения. Словарный запас таких детей минимален и состоит из нескольких плохо произносимых слов, необходимых для общения. Из-за ограниченных речевых возможностей активно используется жестикуляция, мимика лица для передачи сигнала. Описание предметов, действий, ситуаций происходит при помощи определенного набора слов, который практически не меняется и имеет вид однословного предложения. Название определенного действия заменяется названием предмета, с которым это действие связано (стул – сесть). Названия предметов дети, наоборот, заменяют названиями определенных действий (ложка – «эть», чашка – «ить»). Каждое слово в лексиконе такого ребенка имеет много значений, состоят преимущественно из корня и не имеют флексий. Речь похожа на лепет. Пассивный словарный запас больше используется для общения ребенком. Дети не могут дифференцировать настоящее, прошедшее и будущее время глаголов, существительные в единственном и множественном числе, мужского или женского рода. Своей речью они пытаются передать общий смысл. Для речи характерны фонетическая неопределенность, лабильное фонетическое оформление. Нарушение произношения звуков вызвано недостаточным развитием артикуляционного аппарата и недостаточными возможностями слуховой дифференцировки. Преобладают плохо произносимые звуки. Фонематическое развитие крайне резко снижено, практически отсутствует. Самым характерным симптомом первого уровня развития является крайне сниженная способность воспроизведения (произношения) и восприятия слоговой структуры слова. Второй уровень речевого развития характеризуется повышением речевой активности ребенка. Коммуникативная функция выполняется за счет использования небольшого количества общеупотребимых слов. В речи ребенка появляются местоимения, названия предметов, действий, признаки называются соответственно. Возможно ведение простого диалога по поводу состава его семьи, описания картинки. Для общения дети все так же используют простые предложения, состоящие из нескольких слов. Количество слов, используемых для общения с окружающими, остается недостаточным и не соответствует норме для ребенка данного возраста. Дети с таким уровнем развития речи не могут ответить на простые вопросы (где живет зверь, как зовут его детеныша, кто как говорит и т. д.). В своей речи качественные характеристики предмета (размер, форма, цвет) обозначают словами, близкими по смыслу, и при этом жестикулируют. В грамматическом отношении речь характеризуется неправильной постановкой падежей («кататься горку» вместо «с горки»), употреблением измененных по числу существительных, не соответствующих числу и роду глагола, неправильным согласованием существительных и прилагательных, существительных с числительными, употреблением одушевленных или нарицательных существительных в именительном падеже, а глаголов в форме 3-го лица настоящего времени единственного или множественного числа. В своей речи дети не используют предлоги, союзы, частицы. Повышается уровень понимания обращенной к ним речи за счет дифференцировки грамматических форм. Отдельные элементы речи начинают для них приобретать смысл. Они начинают различать единственное и множественное число глаголов в прошедшем времени. Речь насыщена множеством дефектных звуков, неправильным произношением шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков, звонких и глухих. Характерна перестановка слогов в слове, замена на другие слоги. Слова, состоящие из 4–5 слогов, не употребляются. У таких детей отсутствует готовность к восприятию звукового анализа и синтеза. Третий уровень речевого развития проявляется развитием фразовой речи с признаками фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Характерным симптомом является замена одного звука другим или несколькими из близкой им фонетической группы, т. е. недифференцированное произношение звуков. Чаще всего это свистящие или шипящие. Например, мягкое произношение звука «с» (не «санки», а «сянки»). В речи появляются нестойкие замены, т. е. один и тот же звук в разных словах произносится по-разному. Если попросить ребенка произнести какой-либо звук отдельно, он может это сделать верно, а при определенном звукосочетании и в предложении заменяет другим звуком. Повторяя за логопедом многосложные слова, ребенок делает это без ошибок. Но при общении происходит искажение слов и сокращение слогов («мы нарисовали ромашку» звучит как «мы наисоали ямашку»). Совершается много ошибок при зву-конаполняемости слов (сокращение, замена слогов, перестановка слогов). Дети часто неправильно употребляют слова, путая их лексическое значение. В общении с окружающими в речи преобладают глаголы и существительные, прилагательных по-прежнему недостаточно. Словообразование недоступно. Происходит замена названия части предмета на название целого предмета. В рассуждениях превалируют простые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Сложные предложения не употребляются. Нарушаются правила грамматики: наблюдается неправильное согласование существительных с числительными, существительных с прилагательными в роде, падеже и числе («киса хорошие», «два руки»). Обращенную к ним речь понимают и осмысливают. На этом уровне речь практически соответствует норме. Отмечаются трудности в понимании слов, изменении приставки или суффикса, обозначающих временные, причинно-следственные, пространственные отношения. При достижении школьного возраста данные дефекты становятся заметнее и мешают образовательному процессу. При сравнении задержки речевого развития и общего недоразвития речи между собой хорошо видны их различия. При общем недоразвитии речи в анамнезе отмечаются различные неблагоприятные воздействия, вызывающие грубую патологию центральной нервной системы (инфекции, интоксикации, токсикозы, родовая травма, асфиксия, нейроинфек-ция). Нарушения со стороны нервной системы носят обратимый характер, иногда не выявляются совсем. При задержке речевого развития в анамнезе – наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве, воздействие неблагоприятной речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения. При общем недоразвитии речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов, а при задержке речевого развития психическое развитие протекает более благополучно, чем речевое. При общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения моторики: плохая координация движений, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, страдает артикуляционная моторика. Часто встречается леворукость. При задержке речевого развития наблюдается сохранность моторных функций, иногда страдает артикуляционная моторика. При общем недоразвитии речи даже после систематических логопедических занятий дети не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в течение нескольких лет имеют выраженные речевые нарушения. Дети, как правило, обучаются в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. При задержке речевого развития наблюдается положительная динамика речевой недостаточности, речевой дефект полностью устраняется, дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. При общем недоразвитии речи самостоятельное овладение грамматическими нормами родного языка недоступно. Речевое развитие ребенка объясняется не только общим недоразвитием речи, замедленным темпом развития речевой функциональной системы, но и качественным своеобразием формирования всех компонентов речевой системы (лексикой, грамматикой, фонетикой). При задержке речевого развития дети способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями. Закономерности формирования лексико-грамматических структур в им-прессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу и отличаются от нормы только своими темпами. По характеру использования грамматических структур дети с задержкой речевого развития соответствуют уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту. При общем недоразвитии речи наблюдается недостаточная речевая активность, которая без обучения резко падает. Нарушаются коммуникативная и регулирующая функции речи. При недостаточном развитии речи, несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (особенно в сфере фонетики), речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. При общем недоразвитии речи понимание обиходно-разговорной речи сохранено, но отмечается непонимание сложных грамматических конструкций, изменение значений слов, выражаемых приставками (пришивает, зашивает, вышивает), суффиксами. Наблюдаются трудности в различении и употреблении морфологических элементов, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. При недостаточном развитии речи отмечается достаточно хорошее понимание обращенной речи, в том числе и значение грамматических изменений слов. Отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание (пишет – пашет, мешает – машет). При общем недоразвитии речи характерным является недифференцированное произношение звуков, нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков на уровне слов и предложений при правильном изолированном произношении. Для задержки речевого развития характерны определенные замены и искажения, связанные с нарушением фонетического слуха или патологией артикуляционного аппарата. При общем недоразвитии речи наблюдаются нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слова, перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при степени согласных. При задержке речевого развития ошибки слоговой структуры и звуконаполняемости слова, как и при нормальном речевом развитии, наблюдаются только в определенном возрастном периоде (до 4–5 лет). При общем недоразвитии в речи отмечаются аграмматиз-мы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Наблюдается большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности при выборе вариантов слов, детям не всегда удается подбор одно-коренных слов, образование слов с помощью суффиксов и приставок. У детей с задержкой речевого развития характер речевых ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи. Преобладают ошибки типа продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «рыбков», «деревов»). У детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям младшего возраста. Как уже говорилось выше, все виды речевых нарушений делят на две большие группы: 1) с нарушением устной речи; 2) с нарушением письменной речи. Расстройства речи могут возникать изолированно или в комбинации с другими расстройствами. Рассматривая симптоматику, патогенез и механизм развития нарушений речи, следует опираться на сложившиеся термины. Дисфония (или крайняя степень афонии) представляет собой нарушение или отсутствие речи в результате патологических изменений голосового отдела. Симптоматика: отсутствие фонации (афония) или нарушения какой-либо характеристики голоса, высоты, тембра, силы. Причиной нарушения голоса могут стать органические или функциональные расстройства. Это хронические воспалительные заболевания голосовых связок (ларингиты), анатомические изменения (травмы, пороки развития), переутомление голосовых связок, стрессовые ситуации, инфекционные заболевания. Расстройства голосового аппарата могут быть центральной или периферической локализации. Они могут возникать на любом этапе развития ребенка. Этот дефект может быть изолированным или входить в состав другой патологии: тахифразия (тахилалия) – это нарушение устной речи, симптомом которого является ускоренный темп речи. В секунду произносится до 30 звуков (при норме до 14). Иногда речь трудно понять из-за большой скорости. Слова могут повторяться, выпадать из предложения. Говорящий не слушает собеседника, а пытается высказаться сам. Иногда человек с тахилалией при разговоре активно жестикулирует. Тахилалия часто развивается у детей с повышенной нервной возбудимостью и у неуравновешенных. Может усиливаться в пубертатном возрасте и остаться на всю жизнь. У таких людей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения в коре головного мозга. Имеет наследственную предрасположенность. Этот дефект всегда центрально обусловлен органической или функциональной природой. Дефекту может способствовать окружение людей с быстрой речью и неправильные подходы к воспитанию детей. Спотыкание – это очень быстрая речь, похожая по клинике на заикание. Дефект характеризуется следующим симпто-мокомплексом: частое повторение слогов и слов, частые необоснованные паузы и остановки, судорог в момент артикуляции нет (как и при заикании), нет страха публичной речи, речь становится лучше при посторонних и ухудшается при разговоре с близкими людьми, при сосредоточении проявляется преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Брадилалия (брадифразия) – это нарушение устной речи, характеризующееся замедленным темпом речи. Симптоматически проявляется в замедленной работе артикулярной функции. Гласные звуки сильно растягиваются. Артикуляция нечеткая. Дети с брадилалией астенического типа, вялые. Заторможенные, медлительные. Возможно параллельное нарушение памяти и мышления. Часто встречается у умственно отсталых детей. Голос монотонный, без интонаций. Медленная непонятная речь детей с такой патологией встречает нежелание их слушать со стороны собеседников. Это еще больше вынуждает их молчать и способствует задержке развития. Патогенетически дефект обусловлен преобладанием процессов торможения в коре головного мозга над процессами возбуждения. Может иметь наследственную предрасположенность. Одновременно нарушается и внутренняя речь. Может иметь органический и функциональный характер. Развитию брадилалии может способствовать окружение людей с таким же дефектом речи или неправильная методика воспитания. Брадилалия, тахилалия и спотыкание являются нарушением темпа речи. Вследствие нарушения темпа появляются дефекты в ритме речи, плавности, интонации. Заикание – это нарушение речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Другое название – ло-гоневроз. Наиболее тяжелый тип нарушения речи. Возникает спонтанно и постепенно усиливается, может в определенные моменты ослабевать. Усиливается в момент эмоционального напряжения, во время болезни, при физическом и умственном переутомлении, после наказания ребенка. Имеет метеозависимость, зависимость от времени года, качества жизни. Главным признаком являются судороги в момент речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном отделах. Чем сильнее выражены судороги, тем тяжелее заикание. У людей с таким дефектом существует страх публичной речи, речь при этом ухудшается, при знакомых людях становится более плавной. Часто заикание проявляется у детей с общим недоразвитием речи. Патогенетический механизм при функциональном заикании связан с доминированием процессов возбуждения над процессами торможения в коре головного мозга. Возникает у возбудимых, нервных детей, без органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Развивается у детей в возрасте от 2 до 5 лет. При органическом заикании в центральной нервной системе возникают очаги органического поражения (при черепно-мозговой травме, инфекционных процессах). Предрасполагающими факторами являются болезненная настроенность нервной системы и пониженная резистентность. Заикание по структуре может быть: 1) клоническим, при котором повторяются звуки и слоги; 2) тоническим, при котором в начале или середине слова появляются остановки; 3) смешанной формы – клоникотонические или тоноклонические. По степени тяжести выделяют формы: 1) слабую; 2) среднюю; 3) тяжелую (при которой речевое общение становится невозможным). Заикание сопровождает судорожное сокращение мышц, не связанных с голосообразованием и артикуляцией: мышц шеи, лица, туловища, конечностей. Появляются нервные тики, раздувание крыльев носа, моргание, зажмуривание, кивание, движения пальцев кисти, притоптывания. Заикающиеся часто в своей речи употребляют стереотипные слова и звуки («вот это», «ну», «вот», «э-э» и т. д.). Этот симптом называют эмбо-лофобией. Дислалия – это нарушение речи при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Другие названия: косноязычие, фонетические дефекты, дефекты звукопро-изношения. Это самый распространенный дефект. Имеет место у 25 % дошкольников. Может носить органический и функциональный характер. В первом случае имеет место анатомический дефект: укороченная уздечка языка, большие размеры языка, слишком маленький, узкий язык; аномалии развития челюстей и прикуса (прогнатия – когда верхняя челюсть выступает вперед, прогения – когда нижняя челюсть выступает вперед, открытый прикус – когда между верхними и нижними зубами остается промежуток, боковой открытый прикус – может быть лево– и правосторонним, аномалии строения зубного ряда); аномалии строения нёба («готическое», низкое, плоское); толстые губы. Функциональная дислалия не имеет в основе органической патологии. Причинами ее развития являются недостатки воспитания ребенка, подражание речи окружающих с дефектами артикуляции, недостатки фонетического слуха у детей, позднее обращение к логопеду, наличие в ближнем окружении ребенка людей, говорящих на разных языках, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (неумение удерживать язык в нужном положении, быстрый переход от одного положения к другому). Отставание в умственном развитии может привести к тяжелой форме дислалии, трудно поддающейся коррекции. По структуре дефекта выделяют несколько подвидов дислалии: 1) сигматизм – это неправильное произношение свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). Самый распространенный вид нарушений; 2) ротацизм – неправильное произношение звуков р и р'; 3) лямбдацизм – неправильное произношение звука «и» и «и'»; 4) дефекты произношения нёбных звуков – каппацизм (звуков к и к'), гаммацизм (звуков «г» и «г»), хитизм (звуков «х» и «х'»), йотатизм (звука «й»); 5) дефекты озвончения звуков – неправильное произношение звонких согласных звуков. Характеризуется заменой звонких согласных парными глухими звуками: «б» – «п», «в» – «ф», «д» – «т», «ж» – «ш», «г» – «к» и т. д. Этот дефект часто сопровождает тугоухость; 6) дефекты смягчения – неправильное произношение мягких согласных звуков, заключающееся в замене их парными твердыми: «д» – «д'», «п» – «п'», «к» – «к'», «р» – «р'». Звуки «ш», «ж», «ц», не имеющие мягких пар, и звуки «ч», «щ», «й», произносящиеся всегда мягко и не имеющие твердых пар, составляют исключение. Дислалия может выражаться в отсутствии или выпадении звука, отсутствии звука, искажении или замене. Вышеуказанные дефекты могут проявляться изолированно от других. Каждый является самостоятельным видом нарушения речи. Ринолалия – нарушение речи, проявляющееся в изменении тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При рино-фонии происходит нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции речи (в отличие от ринолалии). Патогенетический механизм связан с нарушением соотношения в работе носового и ротоглоточного резонаторов. В норме при произношении звуков носоглотка и носовая полость отделены от глотки и ротовой полости путем сокращения мышц мягкого нёба и боковой и задней стенок глотки. Различают две формы ринолалии в зависимости от степени и характера нарушения нёбно-глоточного смыкания. Закрытая ринолалия появляется при понижении физиологического носового резонатора. В момент произношения звуков «ш», «ш'», «н», «н'» носоглоточный резонатор закрыт и воздух проникает в носовую полость, при дефекте носового резонатора звуки звучат как ротовые «б», «б'», «д», «д'». Произнесение гласных при ринолалии неестественное и носит «мертвый» оттенок. Причинами закрытой ринолалии являются нарушение проходимости носа (в результате отека слизистой) и нарушение носового дыхания. Различают переднюю и заднюю закрытую ринолалию. В первом случае патология развивается при гипертрофии слизистой задних отделов нижних раковин, полипах, искривлении носовой перегородки. Задняя закрытая ринолалия появляется при сильном разрастании аденоидов, опухолей. Функциональная закрытая ри-нолалия появляется в результате закрытия при фонации и произношении звуков мягким небом доступа к носоглотке. Мягкое небо поднимается выше нормы. При органической закрытой ринолалии после устранения дефекта, который закрывает полость носа, нарушение речи исчезает. Если ринолалия или ринофония сохраняется, то проводят коррекцию по обычному плану. При открытой ринолалии нарушается затвор между носовой и ротовой полостью, вследствие чего увеличивается резонанс и изменяется тембр звуков (гласных и согласных). Среди гласных больше всего страдает произношение «и» и «у», среди согласных – [в], [ф], [х]. Звуки «п», «б», «т», «к», «г», «л» и «р» звучат неясно. Открытая ринолалия подразделяется на органическую и функциональную. В свою очередь, открытая ри-нолалия органического происхождения может быть врожденной (расщелина мягкого и твердого нёба – «волчья пасть» и «заячья губа») или приобретенной (в результате травмы или паралича мягкого нёба). Функциональная открытая ринолалия развивается при слабой артикуляции мягкого нёба, при истерии. Открытая ри-нолалия возникает после длительной неподвижности мягкого нёба. Лечение функциональной ринолалии проходит легче и быстрее, чем органической ринолалии. Органическая рино-лалия требует прежде всего хирургического вмешательства и лечения у стоматолога-ортодонта. Часто расщелина нёба сочетается с нарушением умственного развития или с хромосомными врожденными заболеваниями (синдром Дауна). Структура дефекта характеризуется: звуки «п», «б», «ф», «в» заменяются глоточным щелчком и напоминают звук клапана, образующийся при соприкосновении надгортанника с задней частью языка. Речь ребенка с ринола-лией малопонятна. Чем старше ребенок, тем хуже его речь по сравнению с речью сверстников. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основными симптомами дизартрии являются нарушение артикуляции звуков, голосообразования, изменения темпа речи, ритма, интонации. Нарушения могут быть изолированными или комбинированными и иметь различную степень выраженности, в зависимости от локализации очага поражения в центральной или периферической нервной системе. Важную роль в формировании дефекта играет время его возникновения. Изменение артикуляции и фонации делают речь нечленораздельной и представляют собой первичный дефект, который вызывает развитие вторичных нарушений. Причиной возникновения дизартрии является органическое поражение центральной нервной системы. Чаще всего повреждение центральной нервной системы происходит внутриутробно, в пренатальном, антенатальном, постнатальном периодах развития. Связано с патологией беременности и родов (токсикоз, гистоз, анемия, интоксикация, хронические соматические заболевания матери, инфекционные заболевания, асфиксия в родах, наличие родовой травмы, недоношенность и незрелость плода, резус-конфликт по системе Юг и группе крови). Очень часто дизартрия сопровождает детский церебральный паралич (в 85 % случаев). В зависимости от локализации поражения мозга дизартрию подразделяют на бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, псевдобульбарную. Бульбарная дизартрия развивается при наличии патологического процесса в продолговатом мозге. Ядра нервов, лежащих в продолговатом мозге, разрушаются. Симптоматически проявляется нарушением глотания пищи, жевания, парезом или параличом мягкого нёба и голосовых связок, слабым голосом, нарушением артикуляции звонких звуков, звуки произносятся с назальным оттенком. Наблюдается общая атония, амимия. Подкорковая дизартрия возникает при развитии патологического процесса в подкорковых узлах головного мозга. Характеризуется нарушением мышечного тонуса и гиперкинезом. Гиперкинез – это непроизвольные движения (в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. Возникают в состоянии покоя и усиливаются в момент речи. Симптоматически проявляется периодами артикуляционного спазма, в момент которого голос прерывается и ребенок не может произнести ни звука. При беседе с близкими людьми, в состоянии эмоционального комфорта речь может быть нормальной. Возможны гортанные звуки, выкрики, речь монотонная, с большими паузами между словами. Нарушается темп, ритм и интонация речи. Структура дефекта складывается из нарушения артикуляции, голосообразования и речевого дыхания. Структура дефекта меняется в зависимости от выраженности одного или другого компонента и отражается на коммуникативной функции речи. Мозжечковая дизартрия развивается при наличии патологического процесса в мозжечке. Симптоматически проявляется «скандированной» речью, выкрикиванием звуков. Корковая дизартрия проявляется нарушением моторики артикуляционного аппарата. Дети могут четко произносить отдельные звуки, но в момент речи звуки искажаются, заменяются другими, затруднен переход от одного звука к другому. Псевдобульбарная дизартрия – наиболее часто встречающаяся форма, развивается вследствие органического поражения мозга в период беременности матери, в момент родов и в период младенчества. Развивается псевдобульбарный паралич или парез в результате поражения проводящих нервных путей. Симптоматически проявляется нарушением общей и речевой моторики. Затрудняется акт сосания, глотания. Отмечается слюнотечение, парез мышц лица. По степени тяжести выделяют легкую, среднюю и тяжелую псевдобульбарную дизартрию. При легкой степени отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. Движения языка и губ медленные и недостаточные. Речь замедленная, произношение звуков нечеткое. Чаще всего нарушается артикуляция звуков «ж», «ш», «р», «у», «ч». Нарушается звуковой анализ. При письменной речи происходит замена звуков («т» – «д», «ч» – «у»). При легкой степени псевдобульбарной дизартрии основным дефектом является нарушение фонетической стороны речи. При средней степени тяжести развивается амимичность (невозможно надуть щеки, выдвинуть губы). Движения языка резко ограничены. Мягкое небо почти неподвижно, обильная саливация, нарушены акты глотания и жевания. Характерны поперхивания пищей и водой. В результате нарушения функции артикуляционного аппарата появляется тяжелый дефект речи. Она становится непонятной, тихой. Звуки произносятся с носовым выдохом. Звуки «а» и «у» нечеткие, «и» и «ы» смешиваются, «п», «т», «м», «н», «к», «х» сохраняют нормальное произношение, «ч», «у», «р», «и» произносятся с «хлюпающим» звуком. Звонкие согласные заменяются глухими. Некоторые звуки в конце и в начале слова опускаются. Дети с такой речью стараются не разговаривать. Могут обучаться в общеобразовательной школе. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии, или анар-трия, проявляется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо напоминает маску изза отсутствия мимики, рот открыт, слюнотечение обильное, язык лежит на дне ротовой полости, движения губ сильно ограничены. Акты жевания и глотания нарушены. Речь отсутствует. Для всех детей с псевдобульбарной дизартрией характерным признаком является сохранение ритмического рисунка слова, т. е. числа слогов и ударения. Чаще всего нарушается произнесение стечения согласных, слуховое восприятие, звуковой анализ. Дети с дизартрией недостаточно владеют грамматическими средствами языка, чтение затруднено из-за нарушения подвижности артикуляционного аппарата. Читают по слогам, чтение интонационно обеднено. Date: 2015-12-13; view: 444; Нарушение авторских прав |