Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинг

1. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга

Рынок — это сложное и многостороннее явление. Рыночные отношения весьма различаются в различных странах по степени развития, особенностям модификации, уровню зрелости, историческим, социальным и иным признакам. Рынок для американца, западноевропейца и японца выглядит по-разному, и это вполне естественно, если учесть, что американская рыночная экономика тяготеет к классической (инициативной) модели предпринимательства, французская — к государственному «дирижизму», западногерманская — к «социальному рыночному хозяйству», а японская — к «корпоративному патернализму».

Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных (т.е. знающих «правила игры» и отвечающих за их нарушения) самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить максимально возможную прибыль.

Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию (для какой группы потребителей), какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько (т.е. знать ответ на вопрос «что производить?»). Необходимым условием обмена является не только нужда в товаре, но и возможность, желание его приобрести и право на это.

В зависимости от характера объекта товарного обмена выделяют следующие рынки (см. таблицу):

— товаров народного потребления;

— промышленной продукции и средств производства;

— услуг;

— капиталов.

Рынки по соотносительности покупателя и продавца (по конъюнктуре) подразделяются на:

1. Рынки покупателя — состояние рынка, на котором предложение превышает спрос.

Отличия такого рынка:

— большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров;

— устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров;

— предприятия четко реагируют на изменения спроса покупателей;

— высокий уровень конкуренции.

2. Рынки продавца — состояние рынка, на котором спрос существенно превышает предложение. Характеристика такого рынка:

— ограниченный ассортимент товаров, постоянный дефицит товаров и услуг;

— узкопрофильные объемы и масштабы производства;

— полное отсутствие конкуренции.

3. Рынки не продавца и не покупателя — состояние рынка, на котором фирма-изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если будет осуществляться стимулирование спроса. Отправной точкой деятельности фирмы при этом является учет рынков, на которых реализуется продукция фирмы.

4. Регулируемые рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию.

5. Региональные товарные рынки — это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны.

Необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними имеют весьма условный характер. Основные элементы рыночного хозяйства: предложение, спрос, цена. Доля рынка — процент, который приходится на долю покупок определенного товара или покупок определенной услуги от всей совокупности покупок товара или услуги данного вида. Сегмент рынка— часть рынка, группа потребителей, или товаров, или фирм-производителей, или конкурентов, обладающих одним или несколькими общими признаками.

Можно констатировать, что товарный рынок — в экономической теории — сфера продажи однородного товара и его ближайших субститутов, сходных по производственным или потребительским признакам и являющихся элементом внутреннего рынка товаров и услуг. Классификация товарных рынков — в экономической теории — совокупность критериев, определяющих типы строения товарных рынков. Различают классификации товарных рынков по Штакельбергу и Чемберлену-Блэейну.

Типы строения товарных рынков по Штакельбергу — классификация товарных рынков по числу участников:

— двухсторонняя полиполия: много покупателей и много продавцов;

— олигопсония: несколько покупателей и много продавцов;

— монопсония: один покупатель и много продавцов;

— олигополия: много покупателей и несколько продавцов;

— двухсторонняя олигополия: несколько покупателей и несколько продавцов;

— монопсония, ограниченная олигополией: один покупатель и несколько продавцов;

— монополия: много покупателей и один продавец;

— монополия, ограниченная олигопсонией: несколько покупателей и один продавец;

— двухсторонняя монополия: один покупатель и один продавец.

По Э.Чемберлину, критериями строения товарных рынков являются: взаимозаменяемость товаров, представленная коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой, сходный по своим потребительским свойствам — товар. Положительным при этом является то, что товары являются взаимозаменяемыми. Отрицательным является то, что товары являются взаимодополняющими.

Дж.Блейн исходил из другого критерия — условия выхода товара на рынок. Согласно этой классификации основными типами строения рынков являются: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; однородная олигополия; неоднородная олигополия.

Для апробации товара на рынке в рамках пробного маркетинга используются: стандартное тестирование рынка; контрольное тестирование рынка; имитационное тестирование рынка.

Стандартное тестирование рынка — тестирование рынка, при котором новый продукт помещают в условия, подобные условиям реализации при полномасштабном выпуске продукта. Целью стандартного тестирования является использование полученных результатов для прогнозирования объема продаж в национальных масштабах и выявления проблем, связанных с производством и маркетингом данного продукта.

Контрольное тестирование рынка — это создание специальных панелей магазинов, которые согласны за определенную плату испытать различные методы продажи продукта. Анализ полученных результатов дает возможность определить их влияние на спрос.

Имитационное тестирование рынка — испытание продукта в условиях, имитирующих реальные условия, например, покупка выбранными организацией потребителями на выделенные им ограниченные деньги товаров, среди которых находится новый продукт, в обычном магазине или в магазине-лаборатории данной организации. При этом потребителям предъявляются образцы рекламы и других методов продвижения продукта, направленных на различные продукты, включая испытываемый продукт.

 

При трактовании понятия «рынка» выделяют два подхода:

  • 1. Экономический, где рынок рассматривается как механизм, определяющий спрос и предложение;
  • 2. Подход, связанный с политико-идеологическим содержанием, выражается в следующем:
    • - рынок рассматривается как способ организации общественного производства;
    • - рынок - как способ поведения хозяйствующих субъектов;
    • - рынок - как способ мышления, формирующий соответствующие мировоззрения участников хозяйственной деятельности.

Классификация рынков:

  • - по объекту обмена: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовые рынки;
  • - по типу потребителей: потребительский рынок, рынок производителей, рынок посредников;
  • - с точки зрения географического расположения: национальный рынок, региональный рынок, местный рынок;
  • - по рыночному механизму: рынок с участием государства, без участия государства, рынок с государственным регулированием;
  • - по структуре конкуренции: монополистический, олигополистический, рынок монополистической конкуренции, рынок чистой конкуренции (совершенный рынок).

Монополистический рынок – один продавец и много покупателей, нет близких заменителей продукта монополиста, высокий барьер входа на рынок, что не позволяет появляться на данном рынке другим продавцам; свободная ценовая политика; монополист не заинтересован в изменении продукта, не обременяет себя рекламой, и должен помнить, что при высоких ценах может вмешаться государство.

Олигополистический рынок – на рынке существует 2-10 фирм, которые контролируют около 60% рынка, высокие барьеры входа и выхода; всеобщая взаимозависимость не позволяет вести свободную ценовую политику; конкуренция ведется на основе качества, технических характеристик; высока вероятность сговора.

Рынок монополистической конкуренции – действует более 10 фирм, как правило, доля одного составляет около 1% объема рынка, товар дифференцирован по качеству, внешнему виду, раскрученности марки; продавец не считается с реакцией своих конкурентов, каждый продавец имеет определенную монополию на цену своего товара; данная модель позволяет свободно входить и выходить с рынка.

Рынок чистой конкуренции – работает большое количество продавцов, каждый из которых контролирует небольшую долю рынка, из-за чего не в состоянии влиять на него; конкуренция ведется на основе себестоимости, т.е. на основе затрат; большое значение имеют новые технологии, оборудование, совершенствование управления производством.

 

2. Маркетпнг как философия бизнеса и инструментарий предпринимателя.

Маркетинг - результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития промышленности и торговли. Большое влияние на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс, обеспечивший широкое разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством.

В контексте становления маркетинга, управление производством, прошло в своем развитии несколько этапов. Они стали отражением социальных, экономических и политических перемен, происходивших в том или ином обществе, причем, несмотря на то, что каждая страна вписывала свои страницы в историю становления и развития маркетинга сформировалась общая тенденция развития, которая выразилась в переносе акцента с производства товара для потребителя вообще на более удовлетворение нужд и потребностей конкретных потребителей или их групп.

Исторически первой возникла так называемая концепция совершенствования производства, основывавшаяся на утверждении, что потребители будут благожелательно относиться к товарам, которые широко представлены на рынке и доступны по цене.

Решение такой задачи требует:

· постоянного совершенствования технологии и организации производства;

· сосредоточения усилий на производстве максимального объёма товаров для получения экономии на масштабе производства и, следовательно, снижения себестоимости и цены продукции;

Такой подход вполне оправдан, когда спрос существенно превышает предложение или, когда себестоимость единицы продукции достаточно велика и ее необходимо уменьшить за счет организации массового производства.

Эффективным средством и базой предпринимательства является маркетинг, который используется для разработки и принятия предпринимательских решений и играет ключевую роль в системе управления, организации, планирования и контроллинга в системе предпринимательской деятельности.

Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются, но изначально они увязываются с процессом обмена, появлением товарно-денежных отношений, развитием форм сбыта и взаимодействием продуцентов с потребителями продукции, товаров и услуг.

Маркетинг, рассматриваемый как философия и инструментарий предпринимательской деятельности, является результатом теории и практики различных школ. Он развивался в ходе коллективного творчества предпринимателей, менеджеров, ученых разных стран, действовавших в конкретных политических и социально-.экономических условиях

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Выбор гласных в суффиксах причастий | Конспект содержательной части кружка виртуального права

Date: 2015-12-13; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию