Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русское зарубежье
Культура русского зарубежья оставалась составной частью отечественной культуры. 5.1. Центры русской диаспоры за рубежом. Российская эмиграция не была однородной по конфессиональной и этнической принадлежности, уровню образования, экономическому положению. Представители России были рассеяны по разным странам и континентам. Центрами русского зарубежья в Западной Европе были прежде всего Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Северной Африки. • В основных центрах русской диаспоры проходила активная культурная и общественная жизнь, действовали политические и культурные общества, были созданы учебные заведения различных уровней: от гимназий до высших учебных заведений (Русский институт в Праге и др.). С 1918 по 1932 гг. издавалось 1005 наименований русских эмигрантских газет и журналов, В отдельных центрах возникли архивы русской эмиграции, публиковавшие исторические материалы, документы, мемуары бывших государственных деятелей, дипломатов, руководителей и участников Белого движения. Богатейшее собрание документов с 1923 г. накопилось в Русском заграничном историческом архиве (РЗИА) в Праге, который в 1945 г. был передан в дар Академии наук СССР. 5.2. Наука русского зарубежья. В результате эмиграции и высылки из советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение. • Новых высот достигли представители естественных и технических наук: авиа– и вертолетоконструктор И. И. Сикорский, крупнейший ученый-механик С. П. Тимошенко, один из создателей телевидения, видный специалист по электронной физике В. К. Зворыкин, кораблестроитель В. И. Юркевич и др. • Гуманитарные науки развивали историки П. Н. Милюков, Г. В. Вернадский, С. С. Ольденбург, социолог П. А Сорокин и др. Из 7 тыс. научных работ российских ученых-эмигрантов, опубликованных в 1918–1927 гг. за рубежом, около двух третей составили работы по праву, истории, социологии, богословию. • Новые произведения создавались представителями религиозно-философской мысли. Н. А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно-философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции «Путь», сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия. В 1925 г. здесь же открылись семинария и Богословский институт. Весь комплекс стал называться Сергиевское подворье (в честь св. Сергия Радонежского). Митрополит Евлогий был номинальным главой этого учреждения, а роль интеллектуального и духовного лидера была отведена декану, отцу С. Булгакову. Среди преподавателей были выдающиеся ученые как духовного звания, так и миряне – Г. В. Флоровский, А. В. Карташев, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский и др. Церковь в русском зарубежье сумела занять видное место в интеллектуальной жизни эмиграции, способствовала сохранению культурных и национальных традиций. Возникла независимая Русская православная церковь за рубежом. 5.3. Русская художественная культура за рубежом. В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры – мастера оперы и балета – Ф. И. Шаляпин, С. М. Лифаръ (30 лет руководивший французским балетом), А. П. Павлова; композиторы – И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, художники – Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. 3. Шагал, В. В. Кандинский; писатели и поэты – И. А. Бунин, И. С. Шмелев, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. В эмиграции они продолжали традиции дореволюционной культуры, особенно эпохи культурного ренессанса начала века со свойственными ему чертами модернизма в музыке, балете, живописи, философии, что вызывало особый интерес на Западе. 5.4. Общественная мысль русского зарубежья. • Евразийство. Представителями этого нового течения общественной мысли русских эмигрантов являлись П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, Г. В. Вернадский и др. Суть взглядов евразийцев состояла в представлении России самобытной державой, находящейся на стыке двух миров – Запада и Востока. Евразийцы выступили сторонниками идеи корпоративизма – замены всенародного представительства представительством профессиональных групп. В этом смысле они идеализировали большевистские Советы, в которых видели основу проектируемой ими модели русской государственности («нового тоталитарного корпоративного государства»). Оставаясь противниками большевизма, евразийцы открыто заявляли о признании происходивших в России назревших социально-экономических преобразований. • «Сменовеховство» (от названия сборника «Смена вех», вышедшего в 1921 г. в Праге) в определенной степени представляло собой реакцию эмигрантов на советский НЭП. Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность «исторической идее великодержавности» сближали сменовеховцев (Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А В. Бобрищев-Пушкин и др.) с идеологами евразийства. Сменовеховцы издавали свои журналы и газеты за границей: в Париже («Смена вех»), Софии («Новая Россия»), Берлине («Накануне»), Харбине («Новости жизни») и в России [журнал «Россия», затем «Новая Россия» (1922–1926), журнал «Экономист»]. Отправным пунктом сменовеховской идеологии стало признание силы советской власти, «очевидного» движения страны к восстановлению рынка, в связи с чем делался вывод о необходимости «примиренчества» с новой властью, неизбежности и необходимости совместной работы с большевиками. Считая неприемлемым в условиях России западноевропейский парламентаризм, теоретики этого направления пытались связать с большевистской идеологией и практикой решение задачи возрождения национальной государственности. Выводы Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. 1. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, созданы ценности в области духовной и материальной культуры. 2. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Социалистическая культура, в основе которой лежала пролетарская идеология, призвана была служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм. 3. В то же время этот период, особенно первая половина 20-х гг., характеризовался подъемом активности творческой интеллигенции, созданием новых и возрождением старых обществ и объединений. 4. Составной частью отечественной культуры являлась культура русского зарубежья, для которого были характерны глубокая духовность, стремление осознать место России в историческом и культурном процессах. В эмиграции людей разных художественных направлений и политических взглядов объединяло стремление сохранить наследие русской культуры и развить ее. Вопросы и задания 1. Раскройте понятие «культурная революция». 2. Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах? 3. Какую роль сыграли представители советского авангарда в популяризации идей революции? 4. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? 5. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в сохранении традиций отечественной культуры? Литература Березовая Л. Г.» Берлякова Н. П. История русской культуры. М., 2002. Ч. 2. Разд. 2. Гл.1–2. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. М., 1998. Гл. 12. Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. М., 1983–1984. Т. 1. Ч. 1–2. 1917–1927. Лебедянский М. Русская живопись 1920—1930-х годов. Очерки. М., 1999. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919–1939 гг. М., 1994. «Счастье литературы». Государство и писатели. 1925–1938. Документы. М., 1997. Date: 2015-12-13; view: 363; Нарушение авторских прав |