Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика в области образования и печати
4.1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллигенции, либеральной печати, университетах главное «зло» России и потому принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность, установить жесткий административный контроль, предоставить преимущества дворянству в получении образования и др. 4.2. Реакция в области образования. Новый университетский устав, принятый в 1884 г., фактически ликвидировал университетскую автономию. Ранее выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми министром народного просвещения. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 руб. в год, что было значительной для того времени суммой. Вводилась форменная одежда для студентов. В целом университеты были поставлены под контроль государства. В средней школе правительство попыталось сократить доступ к образованию представителей низших сословий. В начальной школе изменения носили не такой консервативный характер, но в целом система образования России подверглась тяжелым испытаниям (подробнее см. тему 43). 4.3. Уже на первом этапе царствования Александра III по «Временным правилам о печати» (1882), продлевавшимся затем до 1905 г., была усилена цензура, закрыты все радикальные и многие либеральные издания, в том числе журнал «Отечественные записки» и многие газеты. В то же время сохранились отдельные либеральные издания, например «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича. Выводы 1. Проводившиеся контрреформы не были доведены до конца, а некоторые из планировавшихся так и не осуществились, поскольку реакционные меры объективно противоречили потребностям общественного развития страны. Несмотря на то что основной акцент во внутренней политике делался на откровенную реакцию, предпринимались и некоторые либеральные шаги. Это обусловливалось тем, что Александр III и его окружение своей главной задачей считали укрепление Российского государства и стабилизацию общества, частично осознавая при этом объективную необходимость в прогрессивных преобразованиях. 2. Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что в итоге приводило к взрывоопасному положению в деревне, подготавливая аграрный кризис. 3. Попытка укрепить дворянство не принесла желаемых результатов, так как противоречила общему ходу социально-экономического развития страны. Более того, защита дворянства становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции, консервировала в нем традиционалистские черты, порождала «иждивенчество», что мешало ему развиваться в соответствии с требованиями времени. 4. Земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже и усилила ее, так как увеличила представительство в местном самоуправлении мелкопоместных дворян, среди которых наибольшей общественной активностью выделялись носители либеральных взглядов. В итоге обострились отношения между центральной и местными властями. 5. Меры, принятые в области образования и печати и направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных целей, но вызывали скрытое и все нараставшее недовольство образованной части общества, которое со временем вырвалось наружу и стало одним из факторов кризиса начала XX в. 6. Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала раздражение, вылившееся в острый общественно-политический кризис начала XX в. 7. В целом свертывание реформ, направленных на комплексную модернизацию страны, консервативный курс, проводимый в социально-политической сфере и не отвечающий потребностям ускоренного развития экономики, обостряли противоречия в стране и стали одним из факторов политического кризиса начала XX в. Вопросы и задания 1. Какие факторы оказывали влияние на внутриполитический курс Александра III? Чем был вызван поворот в сторону реакции? 2. Каково основное содержание эпохи правления Александра III? Можно ли ее охарактеризовать лишь как «эпоху контрреформ»? В какой степени правомерна ее оценка как периода «консервативной модернизации»? Какие этапы можно выделить в политике Александра III? 3. Как оценивали современники и исследователи личность Александра III? Расскажите о ее влиянии на внутреннюю политику и духовную жизнь общества. 4. Проанализируйте содержание основных законов Александра III, затрагивающих государственное и местное управление. Какова их основная направленность? Как они воздействовали на систему управления и развитие политической жизни России? 5. Какие мероприятия проводились в годы правления Александра III в социально-экономической сфере? Какое влияние они оказывали на модернизацию России? 6. Расскажите об итогах правления Александра III. Литература Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993. Политическая история России. М., 1998. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991. Российские самодержцы: 1801–1917/Отв. ред. А. П. Корелин. М., 1994. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1997. Date: 2015-12-13; view: 428; Нарушение авторских прав |